Конспект НОД в подготовительной группе «Знатоки истории России» с использованием "ленты времени"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Василенко Елена Геннадьевна

Использование "ленты времени" на занятии способствует  обобщению и систематизации знаний  детей об истории возникновения Руси, о жизни славян , населявших ее в далеком прошлом; о силе и славе Богатырской Руси, о князьях и важнейших исторических событиях. Занятие приобщает детей к культурно-историческому наследию нашей Родины.    Дети в игровой форме становятся знатоками истории России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znatoki_istorii_rossii.docx32.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе «Знатоки истории России»

Воспитатель: Василенко Е.Г.

ЦЕЛЬ: Обобщение  знаний по историческому прошлому России  по темам «Славяне», «Богатыри», «Русские князья». Воспитание интереса и уважения к с жизни наших предков, любовь к Отчизне.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

Обобщить и систематизировать знания:

  • об истории возникновения Руси, о народах, населявших ее в далеком прошлом;
  • жизни наших предков, расширять знания об устройстве русской избы, уточнять представления о предметах крестьянского быта;
  •  о силе и славе Богатырской Руси, о любимых народных героях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче;
  • о важнейших историческими событиях и исторических деятелях России: князьях и полководцах;
  • приобщать детей к культурно-историческому наследию нашей Родины.    

Развивающие:                                                                                                       Развитие умения анализировать и сопоставлять.                                              Развитие интереса к истории вообще и к исторической литературе.             Воспитательные:                                                                                      Воспитывать любовь к Родине.                                                             Воспитывать  гордость за свою страну и свой народ.                                                                                             Развитие коллективизма, чувства справедливости, уважения к другому мнению.                                                                                                           Оборудование: пособие «лента времени», проектор, одежда и еда славян, древние и современные предметы, медали.                                        Предварительная работа: чтение книг, просмотр иллюстраций, альбомов, видео о России, составление «ленты времени»

Ход занятия:
Дети стоят в кругу.

Воспитатель: У нас в группе есть традиция всем с утра дарить друг другу улыбки, хорошее настроение, желать мира нашей планете и любви нашей родине.
У меня есть огромная семья:  (дети кладут свои ладошки на ладонь педагога)
И тропинка, и лесок, (марширование; руки вверх)
В поле каждый колосок (ладони сжаты в замок, пальцы рук вверх)
Речка, небо голубое
–(«волна» руками, раздвинуть руки вверх)
Это всё моё родное.     (пальцы сжаты в замок)
Всех люблю на свете я
- (вращать, соединёнными ладошками вверху)
Это – Родина моя!      (обнять себя за плечи, скрестив руки на груди)

Дети садятся в круг. 

Воспитатель: Что такое Родина?
· Родина – это наша страна Россия, в которой мы родились и живём.
· Это земля, на которой жили наши предки и защищали её от врагов.
· Родина – это русские леса, поля, моря и реки.                                                · Родина – это Москва и наше село Филимоново.
· Родина – это место, где живут наши родные и близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
· Это место, где стоит наш детский сад.
· Родина – это земля, по которой скучают люди, находясь вдалеке от неё.
Воспитатель: Как называется наша родина? (Россия)

Воспитатель:   Как раньше называли нашу страну?
Дети: Матушка-Русь.

Воспитатель: Почему нашу Родину называли матушкой? (Мама, матушка- главное для каждого человека, так и Родина наша, как мама кормит, поит, заботится о нас. «Одна у человека мать, одна и Родина»)

Воспитатель: Мы с вами не раз совершали путешествия в прошлое нашей родины, знакомились  с   историей  России.

– Как вы понимаете слово «история»?
(История – правдивый рассказ о прошлом, о том, что было давным-давно).

 Мы знаем, что  все в жизни имеет свою историю и человек, и наше село, и страна Россия.
- Наше занятие так и называется 
«Знатоки истории России».

- Что значит слово знатоки?

- Слово знатоки произошло от слова знать, знание в какой либо области. Есть знатоки сказок, знатоки природы,  знатоки музыки. Сегодня я предлагаю вам стать знатоками. Вы готовы стать «Знатоками истории России»?

 Воспитатель:  Как мы, современные дети, узнавали  о том, как жили люди в нашей стране давным –давно, т. е .знакомились с историей России?

- Об этом рассказывают детям родители.
- Можно прочитать в книгах, например, в «Повести Временных лет», которую написал летописец Нестор, а сохранили её в монастыре.
- В музее познакомиться с предметами, которые находят во время раскопок археологи и строители.
- Увидеть на старых фотографиях, картинах художников.

- Просмотр видео, презентаций, м/ф, кинофильмов….

Да, мы не раз бывали в гостях  у наших предков, знакомились с историей России, изучая  героическое прошлое нашей Родины с давних времён и отмечали основные события на «Ленте времени» в определённой последовательности. Нашу ленту времени я перенесла на экран.

Воспитатель:  Открываем первый кадр Ленты времени.

1 слайд                                                                                                                    Кого мы видим на экране?  Кто такие славяне?

Дети: Славяне – наши предки. Это первые жители  тех земель, где сейчас находится наша страна.

Воспитатель: Были времена давным – давно, когда еще на земле не было такой страны - Россия, не было даже самых древних городов, Киева, Новгорода, Москвы, Рязани. На территории нашей страны жил народ, который назывался «славяне».  Славяне похоже по звучанию на слово "слава". А значит славяне – это славный, добрый хороший народ.

Им нужно было где-то жить, и поэтому места для проживания они выбирали рядом с лесами и реками.

- Почему славяне в древности селились вблизи лесов и рек? (в лесу можно было охотиться, собирать грибы и ягоды, в реках - ловить рыбу)

 - Значит, главным было то, чтобы человек мог добывать еду. А еще место для поселения выбирали на пригорке, ровное, чтобы в случае наводнения вода не затопила жилище.

 - Как называлось жилище славян?

- Из чего она была построена? (Строили деревянные дома, дым выходил не в трубу, а в дыры под крышей)

  - Давайте вспомним, как одевались славяне и что они ели. Для этого поделимся на две команды.

Игра «Одежда славян» (сарафан, косоворотка, фартук, лапти, валенки, шапка, галстук, бейсболка, джинсы…)

1 команда выбирает одежду славян из сундука

Игра «Еда славян» (хлеб, мясо, молоко, овощи, шоколад, газировка, жвачка…)

2 команда   выбирает еду из корзины.

- На Руси жил очень трудолюбивый народ.

Чем занимались славяне? (Охота, рыболовство, земледелие, скотоводство, бортничество, ремеслом (кузнецы, гончары, ткачи, плотники, столяры, портные, сапожники, литейщики)

- Славяне жили в удивительном сказочном мире. Они мало знали о природе. Когда гремел гром, сверкала молния, настигала буря,  то им казалось, что это грозные  Боги наказывали их за плохие поступки. Назовите имена этих богов.

Перун - Бог грома и молнии.

Стрибог - хозяин ветра

Дождьбог –Бог солнца.

Ярило – Бог света.

Хорс – Бог тепла.

В наше время  многие народы нашей страны, особенно сибиряки поклоняются этим Богам : буряты, якуты, эвенки, хакасы.

-Давайте вспомним духов славян: домовой, леший, водяной, Баба Яга

Игра «Водяной» или «Леший»

Вывод: История России началась  на которых жили первый народ- славяне. Это был трудолюбивые, добрые люди, которые восхлавляли богов и верили в духов.

2 слайд

Второй кадр ленты времени называется … «Богатыри»

- Кто такие богатыри?( Первые воины, могучие и непобедимые защитники древней Руси. Они боролись с врагами оберегая и защищая простых людей от разбойников и недругов, совершали подвиги.)

 - Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших недругов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.

- Какие были богатыри? (Сильные, смелые, храбрые…)

 - Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки, былины, песни которые дошли до наших дней.

-  Как звали самого сильного  богатыря земли русской? (Илья Муромец)

- Каких еще богатырей вы знаете? (Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович, Вольга Святославович, Садко, Никита Кожемяка)

- Как одевались богатыри? (Доспехи богатырей состояли из шлема, кольчуги, шею защищала сетка – бармица. )

- Расскажите мне ребятушки об оружие богатырей. (У богатырей были: копья, булавы, мечи, лук и стрелы в колчане)

- Богатыри часто мерялись силой и показывали свою удаль.  Предлагаю  богатырское состязание «Стенка на стенку»

Вывод: Первыми воинами земли русской были богатыри. Они защищали простой народ от врагов. Богатыри были смелые, млгучие, непобедимые.

3 слайд

Третий кадр Ленты времени называется … «Русские князья»

- Время шло. Славяне стали объединяться нескольких семей вместе. Образовались племена славян. Так легче было вести хозяйство, защищаться от врагов. Самым главным у них был князь. Много княжеств было в Древней Руси. Князья очень часто ссорились между собой и захватывали друг у друга земли. Но когда на них нападали враги из других стран (например, шведы, немцы, татары), то князья объединялись вместе, и побеждали своих недругов. Наконец, князья поняли, что если они объединятся навсегда, не только на время войн, то они будут намного сильнее. Вместе им будет легче не только воевать, но и трудиться, помогать друг другу и тогда их никто не сможет победить.

- При каком князе русское государство стали называть Русью? (Первым князем объединившим русские племена стал Рюрик)

- Как звали князя с крестом в руках? Почему у него крест в рукае?  (Владимир Красное Солнышко пригласил священников и всех людей окрестили в реке Днепр. Более тысячи лет прошло после принятия Православной Веры. Русские люди узнали об учении Иисуса Христа. Появилось много православных храмов.)

- За что князя Ярослава Мудрого прозвали «мудрым»?                                        (Он любил читать и собрал много книг, библиотеку. Создал первый свод законов Руси «Русская правда»)

- Чем прославился князь Владимир Мономах? (Князь Владимир Мономах любил землю Русскую и  в смутное время на 12 лет установил спокойствие  на всей Руси. Создал первые школы на Руси. В память о князе Владимире венчальный убор московских князей и царей назвали шапкой Мономаха)

- Чем знаменит Александр Невский? Кто хочет рассказать?

Александр Невский смог победить шведов на Чудском озере, он заманил немцев на озеро: немецкие доспехи были тяжелее русских, и лед стал ломаться под тяжестью вооружения и вражеская конница провалилась под лед. Рыцари были разбиты и бежали, надолго запомнив этот урок.-

-Как назвали эту битву во главе князя А.Н.? (Позднее это событие назвали «Ледовым побоищем»)

- Какие слова сказал А.Н. когда разгромил врага? (Александр разгромил врага и сказал такие слова: “Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет”)

 - Какое событие прославило этого князя Дмитрия Донского? (Куликовская битва).

- Кто может рассказать об этом?

Дмитрий Донской при сражении с татарами на Куликовом поле возле реки Дон пошел на хитрость: спрятал лучших воинов за лесом и в нужный момент нанес победный удар. Враги бежали с поля боя, а Русь стала свободна. Это сражение назвали Куликовская битва.

 - Посмотрите на эту иллюстрацию памятника. Здесь написано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». За что благодарит Россия Минина и Пожарского?

Князь Дмитрий Пожарский и купец Козьма Минин – сумели объединить весь русский народ на защиту Руси-матушки и одержали победу над поляками под стенами Москвы.

Воспитатель: Мы все гордимся нашим героическим прошлым, нашим народом. Прошлое нашего народа мы узнаем по картинам, стихам, а также по пословицам. Давайте вспомним пословицы о защитниках Родины. Вот символ нашего государства. Что это? (Флаг).

Дети передают по кругу флаг и рассказывают пословицы.

Жить – Родине служить.

 Кто за Родину горой, тот истинный герой.

 Если дружба велика, будет Родина крепка.

Если народ един, он непобедим.

Народы нашей страны дружбой сильны.

Народное братство дороже всякого богатства.

Родину-мать учись защищать.

 Герой – за Родину горой.

 

В бою за отчизну и смерть красна.

С родной земли умри, но не сходи.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Напоролись враги на русские штыки.

Если по-русски скроен, и один в поле воин.

Русский солдат не знает преград.

Слава русского штыка не померкнет никогда

Одна у человека мать , одна и родина.

Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Главное в жизни служить отчизне.

Воспитатель: 

Сегодня мы вспомнили  историю возникновения Руси с помощью ленты времени. Я вижу, вы хорошо знаете историю жизни наших предков – славян. Вы показали отличные знания о русских богатырях и князьях Древней Руси. Но на этом история России не закончилась,  много интересных исторических фактов ждет нас впереди….

- Я верю, что мы всегда будем любить глубоко и нежно свою Родину, будем ею гордиться и заботиться о ней.

 - Вы показали себя настоящими знатоками истории России. Каждый из вас награждается медалью «Знатоки истории России».

Проводится награждение, под музыку и аплодисменты дети


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект викторины по ПДД для детей подготовительной группы «Знатоки дорожного движения»

В этом конспекте закрепляются знания детей о правилах уличного движения....

Конспект НОД в подготовительной группе "Знатоки дорожных премудростей"

НОД  представляет собой путешествие в Страну дорожных знаков со сказочными героями Мальвиной и Буратино....

Конспект НОД в подготовительной группе "Знатоки дорожных правил"

Цель: систематизировать знания о правилах дорожного движения....

«История России на ленте времени. Мой город. Мой дом. Моя семья». Для воспитанников старшей группы

Цель: получить знания по истории РоссииЗадачи:развитие логического мышления, умения анализировать и сопоставлять;развитие слухового и зрительного восприятия, концентрации внимания;формирование предста...

Конспект викторины для подготовительной группы " Знатоки леса".

Методическая разработка. Конспект викторины " Знатоки леса" для подготовительной к школе группы....

Конспект занятия в подготовительной группе «Знатоки пожарной безопасности»

    Воспитатели: Прохорова Мария Алексеевна, Софронова Инна СергеевнаКонспект занятия в подготовительной группе «Знатоки пожарной безопасности»      Цель: С...