Картотека игр по краеведению
картотека

Грачева Анна Николаевна

Любовь к Родине начинается с любви к Малой Родине (родного края, города, в котором живешь, детского сада, родного дома).  Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_kraevedeniyu.docx164.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №28 «Огонек»

Картотека игр

по краеведению

http://mayaksbor.ru/upload/iblock/7b5/7b5233bc0219addac5a6cfb0cd412b2a.jpg

                                                                                                            Составитель:

                                                                                                                                  Грачева  Анна Николаевна

г. Бердск 2022                              

“Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,

заботливый садовник укрепляет корень,

от мощности которого зависит жизнь растения

на протяжении нескольких десятилетий,

так воспитатель должен заботиться о воспитании

у своих детей чувства безграничной любви к Родине”.

В. А. Сухомлинский

Общеизвестно, что наиболее эффективно решать задачи развития детей дошкольного возраста в контексте  специфических дошкольных видов деятельности, преимущественно в игровой форме. Игры направлены не только на развитие представлений о родном городе и крае, но и на развитие речевой активности детей, расширении словарного запаса. При использовании представленных игр следует придерживаться определенных принципов:

  1. Опираться на уже имеющиеся у детей знания.
  2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была доступна детям.
  3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия.
  4. Постепенно усложнять задачу и игровые действия.
  5. Конкретно и четко объяснять правила игры.

Здесь представлены игры, разработанные мною, а также модифицированные игры других авторов. Игры будут интересны педагогам дошкольных учреждений, родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Название игры

Цель

Ход игры

«Замочная скважина»

Формировать представления о памятниках в нашем городе; развивать память, внимание,  пространственное мышление; воспитывать интерес к родному городу.

Комплектность: фотографии с видами достопримечательностей города, лист с замочной скважиной.

Ход игры:

Ведущий перекрывает фотографию листом с замочной  скважиной. Рассмотреть ребенок картинку может через отверстие, постепенно передвигая лист с замочной  скважиной. Ребенку предлагают рассказать об увиденном  месте в городе.

«Достопримечательности города»

Закрепить знания детей об архитектуре города

Комплектность: фотографии исторических мест и зданий города и  других городов.

Ход игры 1вариант: Детям предлагается рассмотреть и выбрать иллюстрации с достопримечательностями своего города.

2 вариант: Ребенок выбирает иллюстрацию с достопримечательностью города и, не показывая ее другим игрокам, начинает описывать ее. По описанию игроки должны отгадать примечательное место города.

«Собери картинку»

Развивать логическое мышление детей; умения собирать целое из частей;

закреплять знания детей о достопримечательностях города

Комплектность: разрезные картинки с видами города.

«Прогулка по городу»

Закреплять знания детей об улицах ближайших к детскому саду и расположенных на них зданий, правила безопасного поведения на улице.

Развивать связную монологическую речь. Воспитывать любовь и уважение к родному городу.

Комплектность:  Макет города, либо улицы города, фигурка человечка - 1 шт.; В игре может участвовать как один ребенок, так и подгруппа детей - 4 чел.

1 вариант – «Найди улицу». Ребенку предлагается поставить фигурку человечка к тому зданию, которое назовет воспитатель. (Все здания находятся на игровом поле).

2 вариант – «На улицах города». Воспитатель раздает играющим детям фотографии, дети отгадывают, о каком заведении идет речь. Ребенок, у которого находится фото здания, помещает его на игровое поле. Добиваться использования в речи пространственных терминов. Вначале можно загадывать наиболее знакомые, ближайшие к детскому саду объекты.

3 вариант – «Что перепутано?» Воспитатель намеренно неправильно расставляет фотографии зданий на игровом поле. Детям предлагается исправить ошибки, комментируя свои действия

«Путешествие из прошлого в настоящее»

Закреплять знания детей об историческом прошлом и настоящем города Бердска, о внешнем виде зданий;

упражнять детей в умении выделять и называть наибольшее количество отличительных признаков во внешнем виде зданий.

Комплектность игры:  карточки, на которых изображены здания города в старом и современном виде.

Ход игры: В игре могут принимать участие от 2 до 6 детей. Дети внимательно рассматривают 2 фотографии, на которых изображено одно и то же место. По очереди рассказывают о сходствах и различиях зданий в старом и современном виде. За правильный ответ ведущий выдает фишку. Игровое правило: Выигрывает тот, кто соберет больше фишек.

«Четвертый лишний»

Закреплять представления о природе родного края, развивать логическое мышление.

Комплектность: дом, карточки с птицами, животными и растениями, обитающими на территории Новосибирской области. Карточки с птицами, животными

и растениями России и других стран.

Ход игры: ведущий вставляет в окна дома карточки с изображениями животных, птиц или растений. Дети находят и исключают тех, которые не живут (не растут) в нашем крае, объясняют почему. Эта игра постоянно пополняется по мере накопления материала.

«Доска почета»

Закреплять представления о достопримечательностях Бердска, развивать связную речь.

Комплектность: макет города или изображения достопримечательностей города,  знакомых детям, изображение «пьедестала почета» - лесенки из трех ступеней.

Ход игры: Из набора иллюстраций достопримечательностей ребенку предлагается выбрать три, которые ему больше всего нравятся, разместить их на «пьедестале почета», рассказать о данной достопримечательности и объяснить, почему они привлекли его внимание.

«Путешествие по городу»

Закреплять знания детей о родном городе, названиях улиц, достопримечательностях города.

Передвигаться по игровому полю с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их будет указано на кубике, учитывая, что красный круг означает - пропусти ход, зелёный — двигайся назад, синий — вперед.

Победителем будет тот, кто не ошибётся, правильно отсчитает фишки и первым доберётся до указанного места.

«Подбери словечко»

Развивать мышление, обогащать словарь определениями, расширять знания о родном крае.

Подобрать слова – определения к словосочетаниям и словам (улица Лунная, река Бердь, сосновый бор, болото, белка). Или прослушав набор слов, угадать, о чем идет речь.

«Как зовут тебя деревце».

Сравнивать и называть характерные особенности разных видов деревьев, растущих в городе. Развивать память, речевую активность.

Комплектность: разрезные картинки  разных  деревьев, листьев, плодов, семян.

«Город будущего».

Развивать умения детей фантазировать, придумывать собственные названия улиц, уметь объяснять, почему именно так названа улица. Воспитывать внимательное отношение к родному городу, чувство гордости за него.

Предложить детям представить город Бердск через 100 лет. Составляют рассказ о городе в будущем. Все варианты рассматриваются с позиции «хорошо - плохо».

«Одень куклу».

Прививать интерес к национальной культуре через знакомство с национальной одеждой.

Комплектность: бумажные куклы с наборами национальной одежды.

Ход игры: дети одевают куклу в национальную одежду.

«Я – экскурсовод».

Способствовать умению  детей находить и называть памятные места города, рассказывать о них

Дошкольники представляют себя в роли экскурсоводов по родному городу, знакомят гостей города с его достопримечательностями и памятными местами.

«Интервью».

Развивать умения у детей составлять связной рассказ по теме: «Мой город». Воспитывать любовь к родному городу, желание поделиться своими впечатлениями с другими.

Комплектность: микрофон.

Ход игры: дети выступают в качестве корреспондентов или респондентов, рассказывающих о родном городе

«Жилое – Нежилое»

Закреплять знания детей о зданиях  жилых и нежилых.

В жилых - проживают люди; в нежилых - расположены организации, подсобные помещения и т.п.

«Заколдованный город»

Закреплять представления детей об архитектуре современных зданий и других сооружений современного города;

Комплектность: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

Ход игры: Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини – беседу: о названии города, улиц, памятниках и т. д. Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. По ходу игровых действий “восстановления заколдованного города” воспитатель проводит заочную мини – экскурсию по этим местам.

«Красный огонек».

Закреплять знаний детей о растениях и животных края, занесенных в Красную книгу.

Комплектность: Красные книги растений и животных, карточки с изображением растений и животных.

 Ход игры: Дети выбирают из карточек всего растительного и животного мира  те растения и животных, которые в опасности, помещают их в Красную книгу и рассказывают о них.

«Рыбалка на Обском водохранилище» .

Закреплять знания детей о разновидностях рыб, обитающих в Обском водохранилище. Учить отличать их по размеру, называть рыб. Закреплять понятия «мелкая рыба», «крупная рыба», «промысловые рыбы».

Комплектность: макет водоѐма, вырезанные силуэты рыб, с наклеенными металлическими пластинами, магнитная удочка.

Ход игры: 1 вариант: «Поймай и назови рыбку»

2 вариант: «Назови рыб, занесѐнных в Красную книгу»

3 вариант: «Кто быстрее и больше поймает рыб»

«Я знаю».

Активизировать словарный запас детей; совершенствовать мышление, память внимание дошкольников; закреплять знания о родном городе.

Дети встают в круг, педагог кидает мяч ребенку со словами: "Я знаю пять улиц города ..." Дошкольники заканчивают предложение, начатое педагогом.

«Любимый город».

Закреплять правила поведения в городе и в природе.

Дети встают в круг. Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку и спрашивает, в каких ситуациях, можно считать, человек любит свой город. Если ребенок считает, что человек любит город, он ловит мяч, а если нет – не ловит и объясняет почему.

 • Человек вернулся из леса, парка с букетом ландышей.

• Человек сажает в парке возле своего дома деревья.

• Человек моет в море свою машину.

• Человек выбросил мусор в канаву возле дома.

• После отдыха на поляне человек собрал весь мусор. • Человек выгуливал свою собаку в парке возле детской площадки т.д.

Затем выбирается ведущий из числа детей. Выбранный ведущий сам придумывает ситуации.

"Волшебный поезд"

1 вариант  - закрепить и систематизировать представления детей о растениях, произрастающих в родном краю (деревьях, кустарниках, цветах, лекарственных растениях). Среди набора объектов есть не соответствующий растительности края.
2 вариант - закрепить и систематизировать представления детей диких животных родного края и местах их обитания. Среди набора объектов есть не соответствующие обитателям края.

3 вариант - закрепить и систематизировать представления детей о перелётных и зимующих птицах родного края. Среди набора объектов есть не соответствующие обитателям края.

Комплектность:  Поезд, вырезанный из картона (в каждом вагоне по 5 окон); карточки с изображением различных растений края.
Ход игры: На столе перед детьми лежит "поезд" и карточки с изображением различных растений. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам только растения, произрастающие в нашем крае (в первом - кустарники, во втором - цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый правильно разместит «пассажиров» по вагонам, станет победителем.

«Угадай и назови»

Расширять и закреплять представления о детском саде

1 вариант: Дети, рассматривая фотографии участков и групп разных дошкольных учреждений, находят те, на которых изображен родной детский сад.

2 вариант: Игровая ситуация: Путешествие по карте «Страны Детсадии». Дети продвигаются по карте от пункта к пункту. На них обозначены интересные места в дошкольном учреждении. О том, в каком пункте находятся,  дети сообщают  пантомимой, описанием или  загадкой.

Последний пункт на карте – «Загадочный ларец»

В ларце находятся картинки с изображением предметов, орудий труда работников детского сада.

Дети отбирают картинки и называют кому это нужно для работы (кастрюли, ножи, чайник – повару; и т.д.)

Список используемых источников:

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ЦГЛ, 2008.

2. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М.: просвещение 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «НАШ ДОМ – ЮЖНЫЙ УРАЛ»

Татарская народная игра «Земля ,вода , огонь , воздух»Цель: Развитие ловкости, координации движении, быстроты мышления, сообразительности.Правила: играющие собираются в круг, в серед...

Картотека игр по краеведению

ldquo;Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,заботливый садовник укрепляет корень,от мощности которого зависит жизнь растенияна протяжении нескольких десятилетий,так воспитатель д...

Картотека игр по краеведению в подготовительной группе

Картотека по краеведению .Подготовительная группа...

Программа по краеведению для детей 4 - 7 лет Формирование основ краеведения «Край родной – навек любимый»

Программа «Край родной – навек любимый» направлена на формирование основ краеведения, ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду, воспитание  гражданственности, па...

Картотека дидактических игр по краеведению для средней группы

ldquo;Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,заботливый садовник укрепляет корень,от мощности которого зависит жизнь растенияна протяжении нескольких десятилетий,так воспитатель д...

Картотека дидактических игр по краеведению для старшей группы

Основным видом деятельности дошкольника является игра, в своей работе я широко применяю игры краеведческой направленности. Данные игры позволяют:- формировать представления дошкольников об историческо...

Картотека бесед по краеведению "Люби и знай свой край родной".Старший дошкольный возраст

В данной разработке представлена картотека бесед по теме "Люби и знай свой край родной" с целями и формами проведения.Старший дошкольный возраст....