Проект "Речной порт города Красноярска"
проект (подготовительная группа)

Бендюкова Екатерина Юрьевна

Представленный проект реализован в октябре 2021 года. Мотивация к возникновению проекта основана на организации взаимодействия (взаимопомощи) детей разных городов Красноярского края (Красноярск – Дудинка). Данный проект позволил нам не только рационально спланировать и организовать образовательную деятельность, но и использовать элементы современных педагогических технологий, авторских технологий обучения и воспитания.

https://youtu.be/AexHxSa-3eY

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект276.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 312 «Цветик – семицветик»

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 47        , тел. (391) 245-04-22, 247-28-34, e-mail: mbdou312@mail.ru

Номинация: Лучший образовательный проект

Речной порт города Красноярска Сроки реализации: 14 дней

Авторы:

Игуминова Елена Викторовна, воспитатель МБДОУ №312 Болотова КристинАлександровна, воспитатель МБДОУ №312 Бендюкова Екатерина Юрьевна, учитель-логопед МБДОУ № 312

Красноярск 2021

Аннотация

Представленный проект реализован в октябре 2021 года. Мотивация к возникновению проекта основана на организации взаимодействия (взаимопомощи) детей разных городов Красноярского края (Красноярск – Дудинка). Данный проект позволил нам не только рационально спланировать и организовать образовательную деятельность, но и использовать элементы современных педагогических технологий, авторских технологий обучения и воспитания.

В проекте раскрыты вопросы реализации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста имеющие тяжелые нарушения речи.

Опыт работы может быть полезен педагогом дошкольных образовательных учреждений и родителям.

Введение

Актуальность

Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества. Одним из приоритетных направлений – стало ознакомление дошкольников с историей родного края, это формирует чувство преданности к своему краю, сообществу детей и взрослых родного края, позитивные установки к различным видам труда1.

Проблематика

В сентябре 2021 года во время проведения утреннего круга, где дети делились своими впечатлениями о летнем отдыхе, стало понятно, что река Енисей в понимании детей это только место отдыха, и хорошее место для рыбалки. Большинство детей не представляют, что Енисей - это важнейший водный путь Красноярского края, не знают о существовании городов и населённых пунктах на Енисее, о наличии крупнейших портов на реке Енисей, не имеют представления об устройстве речного порта, о профессиях людей, работающих в речном порту.

Практическая значимость

Мы реализуем программу «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», которая ориентирована на развитие предпосылок технического творчества у детей и создание Красноярского речного порта будет происходить с использованием технологии данной программы. Одновременно с развитием технического творчества формируются представления о Красноярском крае, о его достопримечательностях.

Дети нашей группы имеют тяжелые нарушения речи, и данный проект позволит расширить словарный запас детей новыми техническим понятиями,

1 ФГОС ДО

названиями населённых пунктов, названиями профессий, связанных с речным портом, названиями элементов устройства порта и ввести их в активную речь.

Цель: формирование представлений у детей о Красноярском речном порту, как о месте обеспечивающим взаимодействие между городами, обслуживая суда и пассажиров, посредством создания макета речного порта.

Задачи:

  • формировать представления об устройстве речного порта, его значении в управлении перевозками пассажиров и грузов, о профессиях людей работающих в речном порту;
  • освоить коллективный способ создания макета речного порта;
  • развивать интерес к родному краю, к людям, живущим в нем;
  • развивать у детей конструктивное мышление и техническое творчество;
  • развивать у детей умение договариваться, обсуждать, планировать свою деятельность;
  • воспитывать чувство взаимопомощи к товарищам, уважительного отношения к профессиям, связанным с речным портом.

Достигнутые результаты – у детей появился устойчивый интерес к устройству речного порта, к реке Енисей, как к главному водному пути Красноярского края. На основе созданного детьми макета речного порта дети самостоятельно рассказывают и показывают его устройство, его назначение и о профессиях людей, работающих в порту.

Также благодаря инициативе наших детей был создан фильм «Путешествие по Енисею от Красноярска, до Дудинки», который был отправлен детям детского сада «Льдинка» города Дудинки. В нем они рассказывают о путешествии по Енисею и о встречающихся населенных пунктах.

Основная часть Деятельности в рамках проекта

Проект реализовывался в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей.

Виды деятельности

Содержание

Познавательно-исследовательская

(решение        проблемных        ситуаций, конструктивная; экспериментирование)

Просмотр презентации: «Порт».

Конструирование – моделирование «Наш порт».

Просмотр видеоролика: «Загрузка и разгрузка парома»,.

Конструирование - моделирование «Мы строим речной транспорт» (Приложение 1), «Подъемные краны в порту» (Приложение 2).

Экспериментирование: «Тонет – не тонет», «Чей парус лучше». Виртуальная экскурсия «Музей вечной мерзлоты»

Коммуникативная (разговоры, беседы, беседы-рассуждения, высказывания идей, мыслей). Знакомство с новыми понятиями (названия населённых пунктов по водному маршруту Красноярск - Дудинка»; названия элементов устройства речного порта; названия профессий, связанных с речным портом; понятия, связанные с речной отраслью)

Темы: «Что необходимо знать о речном порте, чтобы его построить?», «Где мы это можем узнать?», «Кто нам может в этом помочь?», «Что такое речной порт?», «Профессии в порту». Составление рассказов по серии сюжетных картинок:

«Подготовка к отплытию», «Как готовят речное судно» (на основе мнемотаблиц).

Составление описательных рассказов: «Паром», «Теплоход Ракета».

Беседы: «Профессии в порту», «Какие разные города», «Речные профессии», «Где строят корабли», «Что есть в порту».

Беседа-рассуждение:        «Что        можно        увидеть        в        речном путешествии».

Дидактические речевые игры: «Посчитай-ка», «Какой, какие». Составление и отгадывание загадок.

Игровая (проживание игровой ситуации,

дидактические игры, сюжетно-ролевые игры)

Сюжетно-ролевая        игра:        «Мы        готовимся        к        речному

путешествию», «Путешествие по Енисею», «Матросы и юнги». Игровая деятельность: «Регата»

Художественно-эстетическая (рисование, лепка, оформительская деятельность)

Создание декораций для фильма.

Рисование «Мы рисуем Енисей», «Подъемный кран в порту»,

«Порт города Дудинка», «Такие разные деревья вдоль речной дороге»

Лепка «Путешественники», «Грузы», «Автомобили»

Физическое развитие (подвижные игры,

Малоподвижная игра «Где мы были, мы не скажем, на чём мы ехали - покажем»; Игра-эстафета «Перевоз пассажиров»;

Эстафета «Не расплескай»; Подвижная игра «Капитан, корабль, рифы».

Ресурсами проекта выступают: кадровый - педагоги и работники ДОУ; родители; информационный – учебные пособия, интернет; технический – компьютер, принтер, проектор; материальный – игровые средства, расходные изобразительные материалы; временной.

План работ по проекту

Подготовительный этап

Мероприятия

Участники

Результат

Обсуждение и выбор воспитателями способа

решения выявленной проблемы

Воспитатели, учитель-

педагог

Принятие решения о

разработке проекта

Определение рабочей группы по разработке

проекта.

Воспитатели,        учитель-

логопед.

Создание рабочей группы.

Встреча рабочей группы.

Рабочая группа.

Разработан план   проекта

«Красноярский        речной порт».

Определение мотива участия в проекте для

детей.

Родители, рабочая группа.

Коммуникация с коллегами

из детского сада «Льдинка» г. Дудинка.

Информирование       родителей       о       начале

реализации проекта, представление проекта родителям посредством информационных технологий       (Zoom,       Viber,       WhatshApp,

GoogleMeet) в рамках совместной деятельности.

Родители, рабочая группа.

Взаимодействие        с

родителями.

Вводный этап

Создание образовательной ситуации, в которой

у детей самостоятельно определятся мотивы участия в проекте.

Просмотр видеописьма от детей и воспитателей Детского сада «Льдинка» г. Дудинка.

Дети,        воспитатели,

учитель-логопед.

«Вхождение»        детей        в

проблему.        Обсуждение полученной информации.

Вечерний круг на тему «Как ответить на просьбу детей из г.Дудинка, показать им речной порт Красноярска.

Совместное обсуждение.

Обсуждаемые вопросы: «Чем мы можем им помочь?», «Как это сделать?»

Помощь в принятии решения.

Дети,        воспитатель, учитель-логопед.

Принятие решения о необходимости оказания помощи детям другого города.

Обсуждение дальнейшей   деятельности,   при

использовании технологии «Детский совет». Помощь в планировании.

Фиксирование на доске детских дел.

Дети,        воспитатель,

учитель-логопед.

Детский план дел.

Информирование родителей   о   случившимся

событии в группе, знакомство с детским планом.

Дети,        воспитатель,

учитель-логопед.

Взаимодействие        с

родителями.

Основной этап

Уточнение плана дел: «Что необходимо знать о

речном порте, чтобы его построить?», «Где мы это можем узнать?», «Кто нам может в этом помочь?».

Дополнение плана детских дел.

Дети,        воспитатель,

учитель-логопед.

Дополненный, уточненный

план        дел        по        созданию макета речного порта.

Распределение дел между участниками проекта.

Создание (конструирование – моделирование)

отдельных моделей для макета.

Дети,        воспитатель,

помощник воспитателя.

Отдельные модели (речные

подъемные краны, речные суда, железная дорога, автомобильная         дорога,

постройки).

Соединение конструкций в единый макет.

Дети,        воспитатель,

помощник воспитателя.

Макет речного порта.

Беседа-обсуждение «Как показать ребятам из Дудинки наш порт?».

Дети,        воспитатель, учитель-логопед, помощник воспитателя.

Принятие решения о создании видеофильма

«Путешествие по Енисею из        Красноярска        в Дудинку».

Обсуждение дальнейшей деятельности.

Помощь в планировании. Фиксирование на доске детских дел.

Дети,        воспитатель,

учитель-логопед, родители.

Детско-взрослый план дел.

Распределение дел.

Создание декораций для видеофильма

Дети,        воспитатель,

учитель-логопед, родители.

Декорации детей.

Соединение конструкторского макета речного порта с изображением Енисея и сюжетных остановок.

Дети,        воспитатель, учитель-логопед, помощник воспитателя.

Единый макет речного порта с Енисейской речной магистралью.

Подготовка речевого материала к озвучиванию

фильма.

Дети, учитель-логопед.

Звуковые дорожки детей.

Монтирование        фильма        «Путешествие        по

Енисею из Красноярска в Дудинку». Совместный просмотр.

Дети,        воспитатель,

учитель-логопед, помощник        воспитателя, родители.

Готовый        фильм

«Путешествие по Енисею из        Красноярска        в Дудинку».

Взаимодействие с родителями:

Организация экскурсии выходного дня на Енисей, в речной порт.

Домашние беседы на уточнение представлений об устройстве речного порта Красноярска, о профессиях связанных с работой на реке, о городах лежащих на берегу Енисея.

Дети,        воспитатель, учитель-логопед,

родители.

Слайд шоу « Речные приключения».

Заключительный этап

Просмотр видеофильма. Его трансляция другим

детям нашего детского сада и родителям. Видео посылка с фильмом в город Дудинка. Ожидание ответа.

Дети,        воспитатель,

учитель-логопед, помощник        воспитателя, родители.

Выполненное        решение

детей.

Представления детей о работе речного порта, об его устройстве.

Видеофильм.

Макет речного порта и водного        пути        от Красноярска до Дудинки.

Оценка результатов реализации проекта

Оценка результатов

Индикатор

Компетенции дошкольников

Умение принимать решение и делать осознанный выбор, решать проблемные ситуации.

Умение взаимодействовать с детьми и взрослыми.

Присвоение представлений об устройстве порта и водной магистрали.

Умение самостоятельно создавать модели (подъемный кран, речное судно) различного предназначения.

Умение пользоваться новыми техническими понятиями в игровой и свободной деятельностях.

Умение самостоятельно составлять рассказ, на базе полученной информации.

Мотивация дошкольников

Интерес и инициатива воспитанников на протяжении всего проекта. Созданный макет « Красноярский речной порт. Созданный детьми и взрослыми фильм

«Путешествие по Енисею из Красноярска в Дудинку».

Повышение педагогической компетентности

Выход на коммуникацию с коллегами другого города. Техническая грамотность в сфере работы речной отрасли. Владение средствами информационно- коммуникационного оборудования на всех этапах

реализации проекта.

Анкетирование        родителей        на        выявление интересов детей к проектной деятельности

Более 70% родителей отмечают увеличении интереса к проекту.

Заключительная часть Распространение результатов проекта

На официальном сайте МБДОУ. С коллегами ДОУ. С коллегами детского сада

«Льдинка» г. Дудинка.

Устойчивость проекта

Возможные риски

Способы решения

1

Потеря интереса у детей в ходе проекта

Включение игровых моментов на всех этапах

реализации проекта, поиск нестандартных решений в проблемных ситуациях, участие каждого ребенка в реализации проекта, учитывая индивидуальные

особенности и возможности

2

Низкая или нерегулярная посещаемость детей в связи с эпидемиологической

обстановкой

Информирование детей и родителей об этапах

реализации проекта посредством информационных технологий (Zoom, Viber, WhatshApp, GoogleMeet)

3

Низкая заинтересованность родителей в

совместной реализации проекта

Стимулирование и мотивация родителей посредством

информирования о ходе проекта через социальные сети

4

Неисправность средств информационно- коммуникационного оборудования

Контроль и диагностика средств информационно- коммуникационного оборудования на всех этапах

реализации проекта

Бюджет не предусмотрен

Список используемой литературы:

  1. Обучение детей пересказу по опорным картинкам (5-7 лет). Выпуск 4. ФГОС. Детство-пресс, 2021г.
  2. Пространство деткой реализации. Проектная деятельность (5-7 лет) Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса; Мозаика-синтез, 2020
  3. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - речевое развитие в старшей группе " Мой город - Красноярск"

Конспект НОД в старшей группе " Мой город - Красноярск"....

НОД «Становление Красноярского края и города Красноярска»

«Становление Красноярского края и города Красноярска»...

ЦОР и конспект беседы "Виртуальное путешествие по городу Красноярску".

ЦОР и конспект беседы "Виртуальное путешествие по городу Красноярску"....

Информационная карта участника профессионального конкурса «Воспитатель года города Красноярска»

Информационная карта участника профессионального конкурса «Воспитатель года города Красноярска»...

Календарный план воспитательно - образовательной работы в подготовительной группе Тема: Мой город, Красноярский край, моя страна

Цель: Расширение представлений детей о Родине (герб, флаг, гимн Рос-сии, представления о Президенте, Правительстве России).2.Формирование представлений о достопримечательностях родного города, страны....

Дидактическая игра «Города Красноярского края. Город Канск (страницы истории)» (2019 г.)

Воспитание нравственно-патриотических качеств личности является одной из основных задач дошкольного воспитания. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране, крае он живет, ч...