Конспект ООД по ознакомлению с татарской культурой «В гости к Азизе»
план-конспект занятия (старшая группа)

занятие по ознакомлению с татарской культурой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_oznakomleniyu_s_tatarskoy_kulturoy.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по ознакомлению с татарской культурой «В гости к Азизе»

Доминирующая образовательная область Познавательное развитие

Вид деятельности детей Игровая, коммуникативная, познавательная, изобразительная, двигательная деятельность.

Тема образовательной деятельности В гости к Азизе

Методы и приемы реализации содержания занятия

Художественное слово с применением мнемотаблиц для пословиц;

ИКТ - видео послание от Азизы, аудиозапись с голосом Шурале, дид. игра на смартстоле, волшебный экран на интерактивной доске (технология ТРИЗ);

Подвижная народная игра «Минлебай» (татарская);

Интеграция образовательных областей Познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

Возрастная группа: Дети 5-6 лет

Цель: Формирование представлений о традиционном наборе продуктов на татарском празднике навруз.

Задачи:

Расширять кругозор о национальном татарском празднике – навруз, о названиях традиционных продуктов и их значении.

Учить образовывать глаголы во множественном числе.

Закрепить знание татарских пословиц и представление о национальном орнаменте.

Закрепить умение пользоваться картой-схемой и мнемотаблицами.

Развивать интерес у детей к истории и культуре татарского народа,

Развивать психические процессы- мышление, память.

Воспитывать навыки культуры общения : доброжелательность, гостеприимство, вежливость, умение действовать совместно;

Воспитывать уважение к традициям и культуре татарского народа.

Планируемые результаты:

Проявляет познавательный интерес к культуре и традициям татарского народа;

Знает правила и играет в татарскую игру «Минлебай»;

Знает 7 традиционных продуктов праздника навруз, объясняет их символичное значение.

Использует в речи новые слова,

Понимает, объясняет смысл татарских пословиц.

умеют выстраивать логическую цепочку используя «экран» ТРИЗ.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) ИКТ; ключ с изображением арабской буквы «син»; карта-схема; корзина; 2 фруктовых дерева; 4 мнемотаблицы ; муляж яблока, баночка маслин, барбарис, груша, зира, чеснок, помидор, баклажан, бутылочка из-под уксуса, пророщенные зёрна; презентация «История колоска»; импровизированная юрта, лист ватмана, круглый стол, заготовки элементов национального татарского орнамента, клей-карандаш, салфетки, клеёнки по количеству детей; чак-чак.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Чтение татарских пословиц, рассматривание иллюстраций с татарским орнаментом, экскурсия в национальную деревню, НОД «История национального костюма», НОД «Путешествие в Татарстан», разучивание татарской подвижной игры «Минлебай», рассматривание иллюстраций «Национальные татарские блюда».

Вводная часть

Введение в тему (создание проблемной ситуации) Воспитатель: Ребята, вспомните, мы с вами летали на самолёте в Татарстан, кто был нашим экскурсоводом?

Верно, Азиза. Сегодня утром, я открываю электронную почту, а там письмо от Азизы. Давайте его посмотрим?

(Дети с воспитателем смотрят послание от Азизы)

Мотивация деятельности детей Азиза: Иснмесез ребята! У нас в Татарстане приближается большой праздник – Навруз. Но злой дух Шурале решил испортить нам праздник! Он налетел на наше селение и похитил 7 продуктов которые обязательно должны быть на столе на навруз. Теперь наш праздник под угрозой срыва! Ребята помогите пожалуйста! Чтобы вы не заблудились я высылаю карту владений Шурале. А чтобы Шурале не смог вас обмануть, ещё ключ. Я очень надеюсь на вашу помощь. До свидания!

(под экраном лежит коробка-посылка, в ней карта владений Шурале, ключ с изображением символа «син»)

Ребята, поможем Азизе?

Целеполагание Воспитатель: Чем мы можем ей помочь? (Нужно найти продукты)

Мы идём искать продукты, во что их будем складывать?

Верно, корзинку. Бери Дарина корзину, не забудь наш ключ. Шурале это злой дух и живёт он в волшебном лесу. Как мы можем попасть туда? (дети выдвигают предположения)

Воспитатель: У нас нет волшебного транспорта. Но мы можем взяться за руки и произнести волшебные слова – сим салабим. (дети берутся за руки говорят заклинание)

Ребята, не забывайте, что это владения злого духа Шурале и шуметь здесь нельзя, иначе попадём в беду. Давайте теперь посмотрим на карту, куда же нам отправиться сначала?

(рассматривают карту)

Основная часть:

Актуализация ранее приобретенных знаний Воспитатель: Как называется место где растут плодовые деревья? Значит нам нужно в сад. Где он находится слева или справа? (ответы детей)

Дети с воспитателем подходят к садовым деревьям.

Воспитатель: Посмотрите, какой Шурале хитрый – весь урожай в саду собрал, только листочки нам оставил. Это Шурале оставил нам послание: если мы разгадаем его задание, тогда найдём то, зачем пришли. А чтобы быстрей помочь Азизе разбейтесь пожалуйста на пары и каждая пара сорвёт себе лист и расскажет про него.

(Дети срывают листы, на обратной стороне которого мнемосхема татарских пословиц, дети разгадывают, объясняют значение)

Без пчелиных укусов мёда не бывает

Богатство не опора, а единство опора

Две бараньи головы в одном котле не уместятся – бодаться будут

Виновнику один удар палкой, а доносчику пять.

Воспитатель: Все пословицы разгадали! Значит где-то здесь должны быть продукты, интересно как же нам поможет этот ключ?

Добывание нового знания Воспитатель: Какие из этих продуктов нам нужны?

(дети смотрят на ключ и выбирают продукты с символом изображённым на ключе) (показывает яблоко со знаком «син»)

Яблоко это символ красоты у татар и первой буквой слова себ является арабская буква «син» изображенная на ключе,

маслины символ любви, а это бабрбарис приправа для приготовления блюд символ солнца и победы добра над злом. Дарина будет складывать в корзину продукты, а вы их будете называть.

(складывают в корзину найденные продукты)

Воспитатель: посмотрим на карту куда дальше идти? (ответы детей)

(идут в огород)

(подходят к смарт столу)

Воспитатель: Ребята и здесь хитрый дух Шурале побывал! Взял и перемешал все овощи, нам нужно посадить их в 2 грядки – в названии которых есть звук «л», «ль» и звук «п», «пь»

(дети сортируют овощи л – баклажан, картофель, свекла, лук, салат; на п – помидор, перец, капуста, репа)

Воспитатель: Какие овощи остались? Почему? Посмотрите что спрятал в своём огороде Шурале.

(дети находят чеснок и зира помеченные буквой син)

Воспитатель: Чеснок это символ здоровья, зира – приправа для блюд, символ достатка.

(дети складывают в корзину и проговаривают значение овощей)

Воспитатель: Наверное всё собрали! Эсмира сосчитай продукты в корзине. Сколько собрали? Сколько ещё нужно? Посмотрим куда же нам идти дальше? (смотрят на карту) Что за странная берлога?

(подходят к берлоге, стучат. Раздаётся голос Шурале - аудиозапись)

Шурале: Кто такие! Что бродите по моим владениям!

Воспитатель: (Шёпотом) ребята, да это берлога самого Шурале! Осторожно, не трогайте её, чтобы не разозлить злого духа!

Исямнесез уважаемый Шурале! Не гневайся на нас!

Ребята сейчас всё объяснят.

(Мы идём в гости к Азизе, она попросила принести семь продуктов на предстоящий праздник, потому что эти продукты у неё пропали. Некоторые мы уже собрали, но их только 5, помоги нам найти остальные.

Шурале: Ох вы какие хитрые! Скучно мне здесь одному! Развлеките меня!

Воспитатель: Конечно!

(татарская игра малой подвижности «Минлебай»)

 (Дети находят яблоко, барбарис, маслины, грушу)

Дети встают в круг. Ребёнок выбирает ведущего «Минлебая». Минлебай встаёт в центр круга. Ходят по кругу и говорят:

Водим, водим хоровод

В середине Минлебай.

Он покажет, назовёт –

За ним движенья повторяй!

(Минибай говорит и показывает: Я лечу, дети отвечают – мы летим)

Воспитатель: Вы довольны Шурале?

Шурале: Ох порадовали! Ну хорошо! Загляните в берлогу, там найдёте уксус символ мудрости и терпения. Так и быть даже подскажу куда дальше идти – на пшеничное поле. Сумеете справиться - продукт найдёте и к Азизе попадёте.

Воспитатель: Рахмет Шурале! До свидания!

(дети идут к пшеничному полю. На экране задание: разделённый на 6 секторов, в верхнем уголке каждого сектора картинка обозначающая подсказку, в центральном секторе колосок)

Воспитатель: Что это? Что нужно сделать? (ответы детей)

Верно, чем же был колосок? (на экране появляется зёрнышко)

Где он вырос? (картинка с изображением поля появляется в секторе)

Чем станет в будущем? Из каких частей состоит? Друзья колоска? Его враги?

(дети выполняют задание с объяснением)

Все окошки заполнили, посмотрите, а колосок наш пророс! Какой горшочек с пророщенными зёрнами нам нужен?

(дети выбирают горшок со знаком «син»)

Воспитатель: Пророщенные зёрна на столе это символ весны, пробуждения природы. Всё ли мы собрали? (Дети пересчитывают)

Теперь можно идти к Азизе!

(На экране появляется видео с изображением Азизы.)

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Воспитатель: Исямнесез Азиза! Мы получили твоё письмо и выполнили твою просьбу.

Азиза: Какие вы молодцы! Расскажите какие продукты вы принесли и что они обозначают.

(рассказ детей)

Азиза: Рахмет вам! Вы очень смелые и добрые дети. Вы принесли не просто продукты это всё дары солнышку, чтобы в этом году в нашем селении был хороший урожай. Давайте накроем стол!

(подходят к столу, на котором лежит белая скатерть)

Азиза: Ай, ай, ай! Шурале опять вредничает – посмотрите он сдул с моей красивой скатерти все узоры! Что же теперь делать?

Воспитатель: Не волнуйся Азиза! Мы тебе поможем, правда ребята? Сейчас мы тебе скатерть орнаментом украсим!

(коллективная художественная творческая деятельность детей – аппликация)

Заключительная часть

Анализ и самоанализ деятельности детей Азиза: Какая красивая скатерть получилась, ещё лучше прежней! Теперь накроем стол.

(накрывают стол)

Ребята за то что вы помогли мне, я вам приготовила угощение наше национальное блюдо – чак –чак! Как придёте в детский сад чай попьёте! До свидания!

Воспитатель: Рахмет Азиза, до свидания! Ребята, а давайте угостим Шурале. Ведь он отчего такой злой, наверное из-за того он один без друзей. А мы его угостим и он не будет больше вредить никому.

(Дети идут к берлоге Шурале)

Рефлексия Шурале: Опять пришли! Зачем?

(дети предлагают угощение)

Угощение это хорошо! Приму я ваше угощение, но с одним условием – если ответите на мои вопросы. Где вы были в моих владениях? Что нового узнали? О чём расскажите дома родителям?

(дети кладут угощение в берлогу Шурале, прощаются и уходят.)

Ну хорошо, кладите своё угощение в берлогу.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

Изготовление игры «Национальные блюда», чтение татарских сказок, проведение досуга «Навруз», праздника «Сабантуй».

Изготовление альбома «Татарская культура»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в (старшая группа) по ознакомлению с книжной культурой «В гостях у писателя С. Я. Маршака»

Содержание1.Конспект совместной деятельности педагога и детей (План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками).2. Перспективный календарно-тематический план по ознакомлению дош...

Конспект по ознакомлению с народной культурой " В гости к хозяюшке русской избы" Младшая группа №1

Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....

конспекта занятия по ознакомлению с народной культурой в младшей группе на тему: «Русская печка"

Цель: приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о русской печке....

Конспект занятия по ознакомлению с народной культурой «Ходит сон близ окон»

Цель: Приобщение детей к устному народному творчеству.   Задачи: Закрепить знание знакомых колыбельных песен.Продолжать знакомить с новыми колыбельными песнями.Приучать детей к инт...

Конспект занятия во 2 младшей группе по ознакомлению с татарской культурой и традициями (ФПМ 2022 год).

Цель: ознакомление детей с татарской национальной культурой и традициями....