Конспект ОД по познавательному развитию
план-конспект занятия (старшая группа)

Харитонова Наталья Тимофеевна

Конспект ОД по позавательному развитию " «На окне зимой посадим, весной в теплицу пересадим, а летом урожай мы соберем»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_okne_zimoy_posadim.docx898.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

                                       «Детский сад №156»

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Познавательное развитие»

Тема: «На окне зимой посадим, весной в теплицу пересадим, а летом урожай мы соберем»

Группа общеразвивающей направленности для детей 5- 6лет

                                                                                                    Подготовила:

                                       воспитатель высшей квалификационной категории

                                                                                                Харитонова Н.Т.;

                                          Оренбург ,2023

Тема: «На окне зимой посадим, весной в теплицу пересадим, а летом урожай мы соберем»

Цель: продолжать знакомить с законами природы на примере прорастания растений из семени и правилами самостоятельного выращивания растений.

Задачи:

Образовательные:

Формировать знания о семенах и растениях, зависимости роста растений от почвы, влаги, тепла и света на основе проведенных ранее исследований.

 Расширять представления о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;

Развивающие:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

Воспитательные:

Воспитывать желание добиваться результата; участвовать в общем деле, развивать трудовые умения.

Приёмы руководства деятельностью детей в ОД:  

Приёмы постановки цели и мотивации деятельности детей: картинки-подсказки, экскурсия «Наблюдения в теплице», демонстрация градусников с разной температурой;  

Приёмы активизации деятельности детей в процессе ОД: проблемная ситуация «Пришла пора посадить пророщенные семена, но в теплице еще холодно», рассматривание пророщенных семян перца и баклажана;

Приёмы организации практической деятельности детей: организация продуктивной деятельности детей (посадка семян, рисование иллюстраций), разработка дневника наблюдений, обсуждение последовательности посадки и составления лимерик;

Приёмы поддержание интереса у детей: экскурсия «Наблюдения в теплице», Физкультминутка «В теплице», картинки-подсказки.

Приёмы оценки: поощрение, совместная оценка деятельности.  

Виды детской деятельности в ОД: двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, исследовательская, познавательная.

Предварительная работа: проращивание семян перца и баклажана, экскурсия в теплицу (в, где воспитатель с ребенком делает вывод, что в теплице холодно, так как еще зима не закончилась), составление лимериков, наблюдения, сбор материала, беседы: «Знаешь ли ты овощи?» «Из чего можно вырастить растение?», чтения стихотворений, загадывание загадок об овощах, дидактические игры: «Что, где растет?» «Путаница», «Вершки-корешки», «Угадай растение».  

Материалы: пророщенные  семена баклажана и перца, схемы посадки растений, ёмкости для посадки (стаканчики), тканевые салфетки, фартуки, садовый инвентарь для посадки,  земля, цветные карандаши, альбомные листы, карточки – действие.

Региональный компонент: Теплица на территории детского сада.

Целеполагание: Создание детьми огорода на подоконнике и дневника наблюдений.

Вводная часть (мотивационная деятельность)                          3 мин.

Создание проблемной ситуации

Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.

Основная часть (деятельностный подход):                               19 мин.

Определение способа решения проблемы

Планирование

Заключительная часть (рефлексия):                                              3 мин.

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов.

Длительность ОД: 25 минут.

Ход образовательной деятельности

Части ОД

Содержание

Области

1.Вводная часть

Воспитатель рассматривает пророщенные семена и рассуждает:

- Ребята, что же делать, семена перца и баклажана у нас  уже проросли?! (предложения детей, посадить в теплицу)

Предлагаю сходить  в нашу теплицу.

( «Наблюдения в теплице»)

Социально-коммуникативное развитие.

Речевое развитие.

2.Основная часть

Воспитатель  демонстрирует градусники с разной температурой. Сравнивает температуру в теплице и в групповом помещении.

Воспитатель: зачем люди измеряют температуру?

Воспитатель: Что же нам делать с пророщенными семенами? Их же пора сажать (дети предлагают решение).

Воспитатель: Конечно! Мы можем посадить огород на окне и будем ухаживать за ним. Будет очень интересно наблюдать за тем, как растет перец и баклажаны. Когда станет на улице тепло, мы пересадим рассаду в теплицу.

Воспитатель: Мы с вами будем сегодня огородниками-исследователями!

Воспитатель: Ребята, прежде чем мы приступим к посадке, я предлагаю вам рассмотреть и разложить семена в разные тарелки.

Давайте посмотрим на них поближе. Возьмите на ладошку и внимательно рассмотрите.

Расскажите, какие семена перца (желтые, круглые, твердые)?

Теперь рассмотрим семена баклажана (желтые, белые, круглые, мелкие)

Какие отличия и сходства можно увидеть?

Воспитатель: А теперь предлагаю провести разминку перед работой.

Физкультминутка «В теплице»

В теплицу пойдем,

Хоровод заведем.

В хоровод возьмем редиску,

С ней присядем низко-низко.

В хоровод возьмем морковку

И с морковкой спляшем ловко.

Вверх потянемся с лучком,

Побежим за кабачком

И поскачем по дорожке,

Как зеленые горошки.

Дети идут по кругу, держатся за руки.

Приседают, держатся за руки.

Пляшут, держат руки на поясе.

Тянутся вверх, поднявшись на носочки.

Бегут по кругу друг за другом.

Скачут по кругу друг за другом.

Воспитатель: Предлагаю приняться за работу.

А какую работу вы будете выполнять, вам помогут картинки-подсказки, которые вы нашли сегодня утром  в своих шкафчиках.

(Распределение деятельности по картинкам: 1 группа -Посадка перца, 2группа- Посадка баклажанов, 3группа-  Рисование иллюстраций к дневнику наблюдений за растениями).

Воспитатель: Кто из вас знает, что нужно, чтобы посадить растение?

Дети: Лопатка, лейка, совочек, горшочки, земля.

Воспитатель: Верно! Всё - как у настоящего огородника!  Для этих целей подойдет набор для песочницы.

-Я подготовила уже почву, посмотрите, какая она?

Дети: Мягкая, пушистая.

Воспитатель: Эту почву специально продают в магазинах и она предназначена для посадки растений.

Практическая деятельность.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы!

-А что мы потом будем делать с рассадой, когда она подрастет? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем сочинить стишок про баклажан и перец для дневника наблюдений.

Воспитатель: Ребята, как называются наши стишки? (Лимерики)

Воспитатель: Кто вспомнит, что такое лимерик? Дети: Смешное, маленькое стихотворение.

Воспитатель: Вы помните, без чего нельзя сочинить стихи? (Рифма)

Воспитатель: Правильно! Теперь давайте попробуем найти рифму к словам на слух. Я называю слово, а вы отвечаете рифмой. Слово «Баклажан» (картинка с баклажаном вывешивается на доску, а ответы детей обозначаются картинками или рисуются символами). (Баклажан – таракан, тюльпан, хулиган, океан, диван, султан, круассан, карман, банан, инопланетян, баран и т. д.)

Идет игра.

Воспитатель: Теперь задание потруднее, давайте попробуем подобрать рифму к слову-действию, например, «БЕЖАЛ» (картинка с действием вывешивается на доску, а ответы детей обозначаются картинками или рисуются символами). (Бежал - лежал, играл, рисовал, рыдал, плясал, показал, дышал, устал, записал, давал, кричал, упал, встал, собрал…)

 Идет игра.

Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем составить рифмованные предложения. Возьмем нашу схему по составлению лимериков.

Нам надо придумать лимерик про баклажан.

Воспитатель: Жил – был (кто?)

Дети: баклажан

Воспитатель: Какой? Выбираем карточку - признак. (Выбрали карточку «зрелости» или «размер»: спелый, незрелый, недоспелый, маленький, большой, пузатый?). Как будет смешнее?

Дети: пузатый

Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось: (хором) 1. «Жил – был пузатый баклажан».

Воспитатель: И был как? Подбираем рифму к слову – баклажан ( круассан – такой же по форме)

Дети: круассан

Воспитатель: Какой? Выбираем карточку - признак. (Выбрали карточку «вкуса»).

Дети: сладкий.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось: (хором) 1. «Жил – был пузатый баклажан».2. И был как сладкий круассан».

Воспитатель: Раз уж наш баклажан пузатый, значит, он был каким? Спелым, зрелым… что делал баклажан? Выбираем карточку - действие.

Дети: «Упал»

Воспитатель: А откуда может упасть баклажан? (с чего может упасть баклажан)

Дети: с ветки.

Воспитатель: Что у нас получилось: (хором) 1. «Жил – был пузатый баклажан.2. И был как сладкий круассан.3. Баклажан с ветки упал».

Воспитатель: И что еще может делать баклажан? Подбираем рифму к слову – действию «упал».

Дети: «Спал».

Воспитатель: где же спал баклажан, когда упал с ветки?

Дети: на грядке

Воспитатель: Смотрим, что у нас получилось: (хором) 1. «Жил – был пузатый баклажан.2. И был как сладкий круассан.3. Баклажан с ветки упал 4. На грядке спал».

Воспитатель: А теперь сделаем вывод, каким получился баклажан?

Дети: Ленивым.

Воспитатель: Давайте полностью строчку проговорим. Дети: Вот какой ленивый баклажан.

Воспитатель: Теперь повторим стихотворение полностью: (хором) 1. «Жил – был пузатый баклажан

2. И был как сладкий круассан.

3. Баклажан с ветки упал.

4.На грядке спал.

5. Вот какой ленивый баклажан!»

Познавательное развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Речевое развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие.

3.Заключительная часть

Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов ОД

 

- Ребята, а теперь расскажем о своей работе.

- Кто, что сделал?

- Что у нас получилось?

- Для чего люди сажают огород?

- Как мы будем ухаживать за нашими растения?

Нам осталось только заполнить дневник наблюдений.

Познавательное развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Речевое развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Свет и цвет".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой, с использованием книги О.В. Дыбиной, Н.П. Р...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Дети войны".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по &quo...

Конспект НОД по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)

Конспект НОД  по познавательному развитию  (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)....

Конспект НОД (область познавательное развитие) . Познавательное развитие на тему" Мой город - моя малая Родина"

Прродолжать расширять и закреплять знания детей о городе в котором они живут....