Доклады
материал


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»

Доклад

«Экологическое воспитание на логопедических занятиях»

                                                                      Подготовила:

                                                                             учитель-логопед

Хасанова Гульсасак Юмагужовна

Пыть-Ях, 2023

Доклад «Экологическое воспитание на логопедических занятиях»

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Вместе с тем окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств   ребенка. Для повышения эффективности экологического воспитания используются экологические игры.

Экологические игры бывают:

-ролевые;

-дидактические;

-имитационные;

-соревновательные;

-игры-путешествия.

Ролевые игры. Например, игра «Строительство города».

 Цель игры: формировать представление о том, что строительство может осуществляться только пи условии соблюдения экологических норм и правил. 

Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении демонстрации экологических знаний, навыков, умений.

 К ним относятся: конкурсы, экологические викторины, «Поле чудес» и т. д. Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия. 

Дидактические игры: «Кто где, живет?», «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания, у кого какой дом» (об экосистемах); «Живое – не живое», «Птицы-рыбы-звери», «Что потом?» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д.

Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему более всего подходят. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник.

В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно – оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.

На занятиях можно использовать такие дидактические игры:

«Рассели животных по Земле» (знакомство детей с животными, обитающими в разных климатических поясах Земли, дать представление об особенностях приспособление животных к разным климатическим условиям.

 Содержание игры:

 Выбрать себе какой-то один материк. Отобрать животных, которые там живут. Кто быстрее расселит на своем материке животных, которые обитают на нем. Придумать рассказ о жизни животных на своем материке. Тот, кто без ошибок расселил животных, сочинил интересный рассказ, получает фишку. Выигрывает ребёнок, набравший больше фишек.

Игра «Исправь ошибку» построена на том, чтобы дети смогли сами разобраться и объяснить, как среда обитания животных влияет на их внешний вид, повадки, питание.

 Содержание: -Учитель логопед располагает картинки или маленькие игрушки животных на карте с ошибками. Дети должны найти эти ошибки и исправить их. Выигрывает ребёнок, правильно исправивший большее количество ошибок.

Игра «Кто поможет малышу

 Цель: уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания. 

Содержание: Ведущий выбирает картинку с одним из животным и помещает его в «чужие условия». Животное отправляется в путешествие - хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий. Для спасения путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в данной ситуации может оказать помощь. Выигрывает тот, кто нашел большее количество помощников. Например: Дети выбрали зайца. Кубик упал в море. Кто поможет бедному зайчику? Кит, дельфин, краб. Снова бросаем кубик. Пустыня. Кто поможет? и т.д. Игра может длиться долго, в зависимости от того, каковы познания детей в этой области.

«Какого животного не стало?» 

На столик выставляется четыре или пять игрушек (животное или картинка). Дети их запоминают. Логопед предлагает детям закрыть глазки и убирает одну игрушку. Дети открывают глаза и вспоминают, какое животное исчезло. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество животных на столе.

«Чудесный мешочек»

 В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают корм для зверей. Угадывают, для кого он предназначен, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

Игра с мячом «Я знаю».

Дети становятся в круг, в центре – логопед с мячом. Логопед бросает мяч и называет животное. Ребенок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю детеныша например, волка – волчонок» и возвращает мяч.

Игра « Кто, где живет»

У логопеда картинки с изображением животных, а у детей – с изображением мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Логопед показывает картинку с изображением животного. Ребенок должен определить, где оно обитает, и, если совпадает с его картинкой, «поселяет» у себя, показав карту логопеду.

Игра «Летает, плавает, бегает»

Логопед показывает или называет детям объект живой природы. Дети изображают способ передвижения этого объекта. Например, при слове «заяц» - начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

Обобщения - Дикие животные наших лесов.

Скажи, кого ты видишь на каждой картинке. Назови двумя словами всех, к нарисован. Что ты знаешь об этих животных? Чем питается каждый из них? Назови хищных и травоядных животных. А какие животные всеядные? (Медведь). Какие животные на зиму меняют шубку? (Белка, заяц.) Как называются, по каким признакам можно отличить оленя от лося?

Обобщения - Дикие животные жарких стран.

         Скажи, кого ты видишь на каждой картинке. Где они живут? (В жарких странах).

Расширяя представление о природе, на логопедических занятиях стараюсь воспитывать у детей гуманное отношение к живому, побуждаю к эстетическим переживаниям, связанным с природой. Ставлю перед собой следующие задачи:

- обогащать речь детей прилагательными, эпитетами, сравнениями;

- воспитывать эстетические чувства к родной природе;

- формировать у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

- учить детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы на экологические темы.

Методы и   приемы, которые используется в работе с детьми для развития творческой продуктивности через экологическое воспитание.

Экологические минутки.

Решаются речевые задачи:

- развивать самостоятельность мышления и гибкость ума;

- совершенствовать монологическую речь детей;

- поддерживать интерес у детей к природе, развивать наблюдательность.

Например, «Почему деревья белые?». Исправить ошибки и обосновать:

«Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы в сад, посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые-белые. Весна на дворе, солнце пригревает, а деревья, будто снегом покрыты – белые стоят. Кто догадается, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?»

Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщать, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт, а это возможно осуществить в игровой и доступной для детей форме.

Экологические сказки.

Цель – развитие детской фантазии.

Например, «Как человек Огонь и Воду помирил», «Волшебное пёрышко», «Путешествие капельки».

Реклама.

Цель – развитие образного мышления.

Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее. Опыт показывает, что, предложив детям создать свою рекламу, они с восторгом включаются в эту игру. Чтобы составить рекламу, ребенок должен как можно больше узнать об объекте и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности.

Например, ребенок выбирает любое животное или растение и от его имени рекламирует место обитания: «Я белочка, живу в лесу. У меня крепкие зубки, с их помощью я очень легко грызу кедровые орешки, в которых много полезного для того, чтобы я смогла выжить лютой зимой».

Дидактические игры.

Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи, часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют умению играть вместе.

Например, «Меню для белки»: Завтрак – стакан малинового сока и каша из кедровых орехов; обед – грибной суп, котлеты с листьями крапивы и компот из черники; ужин – творог из ореховой пасты и чай из зверобоя и мяты. Все меню детей склеиваются в книгу: «Лесные рецепты».

Например, «Гимн природе»:

Дети встают в круг. Все они маленькие снежинки. Просим каждую снежинку сказать о своей матушке Зиме несколько добрых слов. Дети не должны повторять ответы других детей. Педагог записывает все слова, и из них получается гимн Зиме. Дети могут быть травинками, осенними листочками, капельками дождя.

Сочинение загадок, стихов.

Цель – развитие звучности рифм.

Например, у нас получились вот такие загадки:

Ходит, но не человек.
Летает, но не самолет.
Каркает, но не ворона. (
Галка.)

Зеленая, как трава. 
Мохнатая, как медведь.
Колючая, но не кактус. (
Ель.)

Рифмовки.

Цель – развитие словесного творчества детей через рифмовки.

Рифмовки – это, как правило, стихотворение, состоящее из 4-6 строк. Они создаются группой детей, где ведущую роль играет логопед.

В процессе составления стихов у детей не только развивается словесное творчество, они учатся делать выводы, заботиться о своем здоровье, своих близких, «пернатых друзьях».

Например, «Жила-была прозрачная сосулька»

Жила-была прозрачная сосулька
Была она твердая, как пулька.
Подошел к ней мальчик и сбил,
И себе он в рот положил.
А потом мальчик заболел.

И Айболит к нему прилетел.

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы. После рассматривания картины «Птицы зимой» – появились новые рифмовки о зимующих птицах, зимних явлениях.

Например, «Жило-было ветвистое дерево»

Жило-было ветвистое дерево
Весной и летом было оно зелено. 
Но когда оно с зимой подружилось,
Наше дерево от листочков освободилось,

Наблюдения.

Решаются речевые задачи:

- уметь выстраивать диалог;

- уметь излагать свои мысли;

- совершенствовать монологическую речь детей;

- осознавать грамматические формы и правильно их использовать.

Общение с детьми построено на принципах сотрудничества и взаимоуважения. Логопедические занятия стараюсь проводить: - с привлечением сказочных персонажей. Например, занятия по теме: «Лес» мне «помогал» проводить сказочный Лесовик, по теме «Озеро» – Водяной, по теме «Животные» – покровительница животных – богиня Фауна, по теме «Растения» – покровительница растений – богиня Флора;

- с использованием разнообразных наглядных пособий: картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал;

- с использованием художественной литературы: пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе, стихи, сказки. Ведь именно в художественной литературе содержится полезный и богатый познавательный материал, который приучает детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру, и способствуют обогащению их словаря.

Речевая среда для ребенка является миром общения и мышления, и главная роль в этом мире речевой культуре отдается взрослому. Именно от него зависит не только речевые возможности ребенка, но и отношение к окружающему миру, познавательные способности и представления о себе.

Используемая литература:

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: «Академия развития», 2006.
  2. Зотов В.В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Козина И.Б. Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников. – М., 2005.
  4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 2007.
  5. Степанова О.А.Организация логопедической работы в ДОУ. – М., 2007.
  6. Филичева Т.Б, Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 2007.
  7. Библиотека журнала «Логопед».


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»

Доклад на тему:

«Экологические акции в ДОУ

 как средство формирования бережного отношения к природе»

                                                                      Подготовила:

                                                                             учитель-логопед

Хасанова Гульсасак Юмагужовна

Пыть-Ях, 2024

Экологические акции в ДОУ как средство формирования

бережного отношения к природе

        Экологическое воспитание и образование дошкольников рассматривается как формирование знаний и представлений об окружающем мире, выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой, развитие эмоционального отношения к природе.                                

Экологическое воспитание в детском саду реализуется в комплексе с применением различных форм и методов работы с детьми: беседы, экскурсии, наблюдения, проекты, конкурсы, труд в природе, экологические дидактические игры, праздники, экологические акции.

   Проведение экологических акций в нашем дошкольном учреждении стало одной из интересных форм работы.

Акции – это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности. Выбор данной формы работы не случаен, так как:

- акции направлены на формирование активной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;

     - акции позволяют детям проявлять заботливое отношение к природе, воспитывают желание беречь её и заботиться о ней.

В ходе проведения экологических акций дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культурыактивная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.

Дети дошкольного возраста   принимают участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность. Именно поэтому, проводимые в нашем ДОУ природоохранные акции приурочены к датам, событиям: например, «Сохраним ёлочку», «Каждой пичужке — своя избушка», «Покормите птиц зимой», «Уроки доброты» и т.д.

      Каждой акции предшествовала предварительная работа, они получали новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления, дети закрепляли теоретические знания на практике.

Были проведены циклы экологических акций, направленных на развитие экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.

Экологические акции:

Акция «Каждой пичужке — своя избушка»

Цель: изготовление кормушек, воспитание бережного, заботливого отношения к птицам.

В рамках проведения акции организовано экологической исследование «Зимующие птицы нашего края», в процессе которого дети уточняют представления о перелетных и зимующих птицах, собирают информацию о зимующих птицах нашего края. Во взаимодействии с родителями изготовлено и развешано 25 кормушек. В ходе акции ребята сделали вывод: все вместе они делают хорошее дело — помогают выжить птицам в самое трудное время года!

Акция «Столовая для пернатых»

Цель: изготовление биокорма для птиц, воспитание бережного, заботливого отношения к птицам.

В нашем саду прошла акция «Столовая для пернатых» и мы с нашими воспитанниками тоже участвовали в этой акции. Акция вызывала большой интерес и воспитанников, и родителей. В группе с детьми проводились занятия, беседы о том, как надо помогать птицам в зимние время и с детьми вместе приготовили для птиц лакомство для птиц (которое состояло из зерен, круп, желатина) и во время прогулок вывешивали их на деревья.  В ходе проведения акции дети много узнали о птицах. Но самое главное дети поняли, что в наших силах помогать птицам, заботиться о них и то, что мы можем и должны заботиться о наших братьях меньших.

Акция «Сохраним елочку»

Цель: распространение листовок с призывом «Не рубите ели!»

Привлечь внимание детей и родителей к охране окружающей среды и бережному отношению к природе. Повысить уровень экологического сознания через активизацию творческой деятельности.

Акция проводится в преддверии новогодних праздников с целью формирования элементов экологического сознания, воспитания бережного отношения к природе, сохранения ее богатства. Призыв акции: «Не рубите ели! Сохраним живые насаждения

Акция «Покормите птиц зимой»

Цель: воспитание бережного, заботливого отношения к птицам.

 «Покормите птиц зимой» - таков был призыв ко всем окружающим во время акции «Кормушка для пичужки». Хотя ещё не зима, но время холодов впереди! Зная о роли человека в жизни зимующих птиц, изъявили желание помогать птицам в трудное для них время. Вместе с родителями ребята изготовили кормушки из различных материалов – деревянные, из бутылок, картонных коробочек; принесли корм. Некоторые кормушки раскрасили как художественное произведение, так что прилетающим птицам будет приятно влетать в эти «столовые». Остались довольные все – и дети, и птицы!

Акция «Добрые крышечки»

Цель: сбор пластмассовых крышек.

Задачи: привлечение детей и взрослых к совместному решению экологических и социальных задач.

Акция «Добрые крышечки» является частью российского эколого-благотворительного волонтерского проекта, имеющего двойную цель: сделать мир чище (уменьшить количество пластиковых отходов) и оказать финансовую помощь детям, которым нужна поддержка. Проект организован совместно Общественным движением «Добрые крышечки» и Благотворительным фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

В ходе акции «Добрые крышечки» происходит массовый сбор пластмассовых крышечек от сока, воды и т. д., затем крышечки сдаются на переработку, а деньги за вторсырье используются для покупки реабилитационной техники для детей с особенностями развития.

Участвуя в проекте вместе мы делаем нашу планету чище и помогаем детям-инвалидам! Воспитанники детского сада чувствуют себя причастными к большому доброму делу.

Акция «сНежный пёс»

Цель: бережно относиться к животным.

В рамках зоозащитной акции «сНежный пес», организовывали мероприятия с детьми и родителями, чтобы добрые детские сердечки не остались равнодушными к проблеме бездомных животных. В течение акции с детьми проводились тематические беседы на темы «Домашние питомцы», «Помогите бездомным животным», «Защита животных». Читали художественные произведения по данной теме, просматривали презентации и видео, отображающие нелегкую жизнь бездомных животных. Дети предлагали возможные пути решения проблемы: подкармливать, брать домой, попытаться поискать их хозяев. Большинство отвечали, что необходимо открывать приюты. Ребята с удовольствием играют в дидактические игры «Животные и их малыши», «Кто лишний?», сюжетно-ролевую игру «Ветеринарная больница». Такие акции проходят не первый раз, и детям очень нравится принимать в них участие. Они искренне переживают за брошенных собачек и кошечек.  

Акция «Огород на окне»

Цель: вырастить рассаду огородных культур.

Каждый год в группе детского сада оформляем огород на подоконнике. Вместе с детьми наблюдали за ростом растений, фиксировали рост растений в дневнике наблюдений, проводили опыты, эксперименты. 

Акция «Посади цветы, деревья и сохрани их»

(в рамках единого дня посадки цветов и деревьев).

Цель: вырастить саженцы цветов из семян.

Задачи: формирование представлений о росте деревьев Озеленение территории детского сада, участка группы. Воспитание заботливого отношения к природе. Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности.

Для личностного становления ребенка важно, что его окружает. Видя ежедневно ухоженные, красивые, всегда цветущие клумбы, деревья, воспитанники получают не только положительные эмоции, но и учится оберегать красоту, создавать её своими руками. Надеемся, призыв нашей акции запомнит каждый родитель и ребенок: «Сажая деревья, мы создаем традицию добра!»

Акция «Уроки доброты»

Цель: формировать бережное отношение к животным.

Задачи: сформировать у детей гуманное отношение к собакам и кошкам. Особенно тем, кто остался без владельца. Научить детей поведения с животными правилам ухода за животными, ответственно относиться к своим питомцам.

В этой акции дети учатся делать добрые дела, помогать бездомным животным. Учатся правилам поведения с уличными животными, соблюдению безопасного поведения с животными.  

Выставка-акция «Поделки из бросового и природного материала»

Цель: формировать представления о возможности многократного использования материалов.

Задачи: формировать семейную экологическую культуру жизненной позиции у взрослых и детей по отношению к важным экологическим проблемам. Развивать творческие способности детей и родителей.

В нашем детском саду в мае прошёл семейный конкурс поделок из бросового и природного материала. Было очень приятно, что многие родители откликнулись на просьбу педагогов поучаствовать в конкурсе.

Изготовление различных поделок из упаковочного материала для применения в повседневной жизни — это уменьшение загрязнения окружающей среды. Привлечение родителей к совместному изготовлению поделок из бросового материала, к презентации своих работ, к активному участию в совместном мероприятии - это активная работа по природосбережению.

Вашему вниманию предлагаю фотоотчет с выставки поделок из бросового и природного материала.

В ходе проведенных акций дошкольники и их родители получили возможность совместной активной деятельности на благо природы. Совместные акции ценны и тем, что в ходе их укрепляются коммуникативные связи, формируется культура совместной деятельности, развивается познавательная активность, и что не маловажно отсутствует привязанность к гаджетам, дети и взрослые занимаются значимым делом, видят и чувствуют красоту окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к “Программе воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи” используемой на логопедических занятиях.

   Особенности логопедической работы в условиях массового детского сада, где  использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающи...

Буклет "Экологическое воспитание на логопедических занятиях"

Буклет "Экологическое воспитание на логопедических занятиях"...

Выступление на педсовете "Экологическое воспитание на логопедических занятиях"

Выступление на педсовете "Экологическое воспитание на логопедических занятиях"...

Экологическое воспитание на логопедических занятиях

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окр...

Индивидуальное логопедическое занятие по воспитанию звука Ш "Логопедическая сказка о том, как рысёнок Тёма учился шипеть"

Подготовка к постановке звука Ш. Постановка звука Ш. Автоматизация изолированного звука...