Патриотическое воспитание дошкольников
план-конспект занятия (старшая группа)

Нурдавлетова Ирина Анатольевна

Работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране имеют огромное значение для развития личности ребёнка. Безлюбви к Родине и уважения к её культуре и истории невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у детей чувства собственного достоинства, положительные качества личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель: Нурдавлетова Ирина Анатольевна

Конспект НОД  в старшей группе

  «Мой любимый город»

Цель: Продолжать знакомить детей с малой Родиной.

Задачи:

-Расширять представления детей о родном городе;

-Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города;

-Учить детей рисовать большой дом, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон.

-Развивать умение дополнять изображение на основе впечатлений от окружающей жизни.

-Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее.

Материал: Фото-стенд «Мой любимый город», альбомные листы для рисования, восковые карандаши.

Предварительная работа: экскурсия по городу, рассматривание фотоальбома «Природа нашего города», беседы о городе Минусинске, аппликация «Дома города».

Содержание организационной деятельности:

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло). Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям и говорим:

Утро настает,

Солнышко встает.

Мы собираемся,

В добрый путь отправляемся.

Друг на друга поглядим,

Про себя поговорим:

«Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий? »

(Дети по очереди называют друг друга ласковыми словами) .

Воспитатель: Мне очень приятно, что вы такие ласковые, добрые, умелые ребята. С такими детьми и беседовать интересно.

(Обращаю внимание детей на фотографии) .

Посмотрите внимательно на фотографии и скажите, что на них изображено. (Ответы детей) .

Воспитатель: Ребята, как называется город, в котором мы живем? Минусинск

Где находится наш город? (На берегу протоки Енисея).

Воспитатель: На свете много больших и малых городов, а мы будем говорить о нашем городе, самом любимом,  самом красивом. Я правильно сказала, что наш город самый красивый?

 (ответы детей)

Воспитатель: Расскажите мне, пожалуйста, что вам нравится в нашем городе (Ответы детей). Что – то мы с вами засиделись. Давайте сделаем разминку

Динамическая пауза «Улыбнись».

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи. (Одна рука вверх, другая вниз)

Руки движутся навстречу. ( рывками руки меняются.)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай. (Приседания.)

А в конце — ходьба на месте,

Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

Упражненье повтори

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Мы размяться все успели,

И на место снова сели.

Воспитатель: В нашем городе много улиц. И каждая улица имеет свое название. Назовите, на какой улице вы живете? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, вы каждый день ходите по знакомым улицам. А какие здания можно увидеть на улицах нашего города? (Магазины, почта, аптека, больница, школа, библиотека, детский сад).

Воспитатель: В нашем городе много разных зданий. Но есть одно большое, просторное здание, в которое любят приходить и взрослые, и дети.

Воспитатель: Кто узнал это здание? (ответы детей)

Воспитатель: Многие из вас ходили в театр смотреть спектакли, новогодние представление. В театре не только показывают спектакли, но и проводят разные концерты, на которых артисты поют, танцуют и читают стихи. Давайте и мы с вами сейчас превратимся в маленьких артистов и поиграем на музыкальных инструментах. (Под русскую народную мелодию дети играют на музыкальных инструментах).

Воспитатель: Кто заботится о красоте нашего города? (Взрослые, люди) .

Как они заботятся? (Взрослые рассаживают деревья, цветы, убирают мусор.)

Вывод:

 Правильно. Взрослые стараются сделать наш город красивым и уютным. Хотят, чтобы всем людям жилось весело и интересно в нашем городе. Поэтому мы должны беречь то, что сделано руками взрослых, соблюдать чистоту и порядок.

Мы живем, мы растем в нашем городе родном.

 Для кого-то не большой, а для нас - огромный!

 Пусть живет! Пусть растет! городок наш скромный!

 Воспитатель:  сейчас предлагаю вам нарисовать наши городские дома многоэтажные. Дети рисуют.



Предварительный просмотр:

Воспитатель: Нурдавлетова Ирина Анатольевна

Конспект НОД в старшей группе

Тема: «Посмотри как хорош край в котором ты живешь»

Цель: пробуждение у детей интереса и любви к родному краю.

Задачи:

- расширять знания детей о жизни коренного населения народов Севера красноярского края, Эвенкия,

- закрепить представления детей о растительном и животном мире родного края.
- развивать художественное восприятие и воображение детей - развивать у детей речевую активность и познавательный интерес; 
- развивать двигательную активность посредством народных игр. 
- воспитывать чувство любви и гордости за свою малую родину; 
- воспитывать бережное отношение к родной природе, воспитывать нравственные чувства, и уважение к жизни народов Эвенкии.

Оборудование: 
Мультимедийное оборудование, музыкальный центр.
Демонстрационный материал:
 Куклы в национальной эвенкийской  одеже,  игрушка олень, чум, нарты, картинки северных птиц, фигурки животных, презентация « Северная ягода».
Декорация поселения северного народа Эвенки, декорация леса, импровизированная река и болото, ведёрки, удочки, магнитные рыбки, колокольчик, ягода (клюква), сахар, вода, кружечки, тонированные листы бумаги и пальчиковая гуашь по количеству детей.

Предварительная работа:

Составлен план, разработано занятие, подготовлена слайдовая презентация. 
Для работы с детьми был подобран иллюстративный материал, красочные книги, фотографии по теме занятия, были разучены национальные игры.

Содержание организационной деятельности

Воспитатель приглашает детей встать в круг и взяться за руки.
- Ребята, я очень рада, что мы сегодня все вместе и у нас хорошее настроение. Я предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга. Почувствуйте тепло рук своего друга и улыбнитесь.
Художественное слово.
Воспитатель рассказывает стихотворение «Родина» В. Степанова.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзы у дороги,
По которым мы идём.
Что мы родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём!

Сюрпризный момент.

Стук в дверь – под музыку северных народов приходит в гости кукла в  эвенкийской национальной одежде.
Воспитатель:
-Ой, ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости приехала эвенская  девочка, её зовут Менрик , и её друг олененок.
Менрик:
-Здравствуйте ребята. Меня зовут Менрик . (Дети здороваются с куклой в национальной одежде).
-Ребята скажите, вы знаете как называется наш край? (ответы детей)
-А где находится наш край, на севере или на юге? (ответы детей)
-Мои маленькие друзья, а вы любите путешествовать? (ответы детей)
-Я вас хочу пригласить в путешествие по нашему северному краю.

(Переход к основной части)

 Основная часть.

(Направлена на развитие у детей познавательного интереса, речевой, двигательной активности и творческих способностей).

Звучит фонограмма мелодии народов севера.
Воспитатель: 
-Ребята слышите, звучит музыка? Откуда она звучит? Она манит, зовёт нас! Музыку, которую вы слышите ребята, напоминает мне звучание песен народа  эвенки. 
Менрик - подводит детей к жилью народов севера, к чуму, где ведётся беседа, которая направлена на развитие у детей познавательного интереса.
 
- Чем занимаются народы Севера.
 
- На чем передвигаются народы Севера.
- Что такое чум и как устроен.
 
- Что такое нарты.

В ходе образовательной деятельности организовывается подвижная национальная игра «Хейро» (солнце).
(Игра нацелена на комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач).
Играющие ходят по кругу и зовут солнышко: 
-«Хейро, Хейро»
Водящий «солнышко», сидит в кругу. Затем, солнышко просыпается и ловит ребят.
По окончанию игры дети снова слышат манящие звуки природы, и Менрик приглашает нас в лес.
Создание проблемной ситуации.
(Стимулирует, подталкивает детей к поиску решений возникшей проблемы).

Менрик:
- Мы с вами в лесу. Но лес, кажется, каким, то грустным, не видно не одного животного. Куда все спрятались? Я предлагаю вам отгадать загадки. Они подскажут нам, какие животные живут в наших лесах.
Дети отгадывают загадки, и лес наполняется лесными жителями.
Педагог хвалит детей за выполненное задание и использует физкультминутку «Звери шли на водопой»

Менрик:
-А вы знаете, какие птицы обитают в наших лесах? (ответы детей).
Девочка Менрик предлагает дидактическую игру, «Какая птица лишняя и почему?»
(Игра учит детей замечать ошибки, развивает наблюдательность, умение доказать правильность своего суждения).
Увлекательное путешествие продолжается. Дети идут на шум воды и подходят к импровизированной реке. Проводится дидактическая игра соревновательного характера «Рыбаки». Игра сопровождается беседой направленной на обогащение словаря детей за счёт расширения представления об обитателях рек.
(Педагог подбадривает детей похвалой за хорошие знания и умение ловить рыбу).
Кукла Менрик с ребятами, услышав кваканье лягушек, понимают, что загадочная природа нашего края привела их на болото. Но дорога к нему не легка. Проводится игра «Не промочи ноги».
(Игра направлена на развитие координации движений, на повышение работоспособности детей, на развитие воображения).
Менрик:
- Вот мы и пришли. А вы знаете, что растёт на болоте? (ягоды).
Давайте вспомним, какой ягодой богат наш край. А поможет нам в этом, чудо экран с картинками.
При просмотре презентации дети вспоминают названия ягод и то, чем они полезны.

(Педагог делает вывод, что северная ягода настоящее богатство нашего края).
Оленёнок  друг Менрик, звонит в свой колокольчик, это говорит о том, что пора возвращаться в детский сад.

Сюрпризный момент.

Воспитатель: 
-Ребята, посмотрите, оленёнок приготовил для нас сюрприз, ведёрко с ягодой клюквой. Давайте попробуем ягодки, ведь мы с вами знаем, что эта ягода богата витаминами (дети пробуют).
-Ой, какая она кислая!
 (воспитатель наводящими вопросами подталкивает детей к тому, что нужно в клюкву добавить сахар, добавив сахар и воду, у нас получается вкусный, полезный морс).

III. Рефлексия

В конце образовательной деятельности педагог подводит итог работы детей, обобщает полученные знания с помощью вопросов

 - Понравилось ли ребятам путешествовать по родному краю?

- О чём рассказывала эвенкийская куколка Менрик ?

- Какие богатства хранит наш край?

- Как народы севера называют солнце?

Педагог и кукла Менрик благодарят детей.

Продуктивная деятельность:

(направлена на работу по впечатлениям).
Тема: «Ягоды нашего края».
Задание направлено на закрепление ранее полученных навыков – рисование пальчиками. На создание у ребёнка положительного, эмоционального всплеска.



Предварительный просмотр:

Воспитатель: Нурдавлетова Ирина Анатольевна

 НОД в старшей группе

Тема: «Знакомство с гербом города Минусинска»

Цель: Продолжать формировать у детей общие представления о

символике.

Задачи:

1.Познакомить с гербом города Минусинска.                                        2.Закрепить представления о государственной символике: гимн, флаг, герб.                                                                                            

3.Воспитывать уважительное отношение к государственным символам, и к родному городу.

4.Упражнять в составлении и наклеивании деталей в целостную картинку.

Предварительная работа: рассматривание  русских народных костюмов, посещение «Краеведческого» мини-музея, прослушивание русских народных песен, народные игры. Беседы, занятия о государственной символике. Заучивание стихотворений о родном городе, стране.

Материал:

 Герб России, флаг России, гимн России, герб Минусинска. Картинка с русскими народными костюмами, фонограмма гимна, русской народной мелодии. Клей, белый картон, нарезные детали для составления герба города.

Содержание организационной деятельности:

Воспитатель: Дети, встаньте, пожалуйста, в круг. Вам удобно? Встаньте, чтобы всем было удобно.

Соц.иоигра, в кругу «Волшебная палочка». У меня есть волшебная палочка, передавая её, будем называть какая наша Родина.

Какие будем соблюдать правила?

  1. Смотреть в глаза, когда передаёшь палочку.
  2. Говорит только тот, у кого в руках палочка.
  3. Определить с кого начнём игру (влево, вправо)

После игры, звучит гимн России, все взрослые встают.

Воспитатель: дети, скажите, пожалуйста, а почему все встали, услышав эту  очень серьёзную песню?

Дети: это гимн России.

Воспитатель: а что это такое?

Дети: это торжественная песня, государственный символ.

Воспитатель: в каких случаях он звучит?

Дети: во время награждений, на соревнованиях, олимпиадах, в торжественных случаях.

Воспитатель: скажите, вы ещё знаете государственные символы России?

Дети: да знаем, флаг и герб.

Воспитатель: скажите, а какие не государственные символы России вы знаете?

Дети: народные костюмы, матрёшка, народные промыслы, народная музыка.

Воспитатель: а рассказать вам о них  помогут волшебные картинки. Возьмите по одной части и составьте целую картинку. (Дети объединяются в команды.)

Воспитатель: сейчас каждая команда получит задание.  

Команда: о гербе России.

  1. Описать герб.
  2. Что символизируют форма, цвет, орёл изображенный на гербе?
  3. Что можно узнать по гербу?

Дети описывают, то, что они видят: красный щит, на нём изображён двуглавый орёл, в лапах он держит скипетр и державу, на головах короны.

Герб в форме щита красного цвета,  в центре герба орёл, символизирует мудрость, смелость, двуглавый орёл смотрит, одновременно на запад и восток оберегая, страну, скипетр и держава  символизирует  власть.

Красный цвет герба  это- цвет огня, света, храбрости, мужества.

 По гербу можно узнать какая это страна. Герб изображается на деньгах, печатях.

Команда: о флаге России.

  1. Рассказать о флаге.
  2. Что символизируют цвета флага?
  3. Для чего нужен флаг?

Дети:  Флаг России имеет прямоугольную форму и полосы трёх цветов  – белую, синюю, красную.

Белый это цвет белоствольных берёз, белого снега, ромашек, свободы, независимости.

Синий это цвет синего неба, рек, озёр, великодушия, честности и верности.

Красный цвет огня, света, храбрости, мужества, любви.                               Флаг представляет страну.

 Команда: о народных костюмах.

1.Описать народные костюмы (мужской, женский.)

2. Народный костюм это символ России?

Дети описывают народные костюмы, мужской и женский.

Мужской костюм: косоворотка белого цвета с вышивкой, с кушаком, порты синие, на ногах лапти, или сапоги.

Женский костюм: сарафан красного цвета, белая рубаха с вышивкой, на голове платок (повязка), на ногах лапти, или босые ноги.

 Народный костюм - это символ России. По народному костюму, можно узнать какой он стране принадлежит.

 Воспитатель: Ребята, а что ещё может быть символом страны? Послушайте эту мелодию.

Какая это мелодия?

Дети: русская народная  песня «Калинка».

Воспитатель: а народная музыка - это символ страны?

Дети: да, по музыке можно узнать страну.                                         Воспитатель: а  народная игра - это тоже символ?

Дети: да.

Воспитатель: выходите, поиграем в народную игру «Как у деда Митрофана…»

Воспитатель: после игры, сейчас я вам предлагаю подойти к стендам (на которых находятся, фотографии старинных зданий Минусинска.)

Воспитатель: проходите, посмотрите, садитесь, найдите удобное место.

Воспитатель: что вы увидели?

Дети: это наш город Минусинск.

Воспитатель: вы хотите узнать, как появился наш город?

Дети: да.

 Я расскажу вам, как появился город Минусинск.

(Адаптированный рассказ воспитателя)

«Давным-давно, 300 лет назад, на правом берегу Енисея, среди просторов степей встретились два качинца и стали делить землю: «мин - уса, это значит, моя доля» так появилось село, которое назвали -  Минусинское. В  нём проживало 218 душ мужского пола и 220 душ женского пола. Основным занятием сельчан было землепашество и животноводство. Село быстро росло, а люди были, трудолюбивы и 14 января 1823 года село стало, городом Минусинском.

А в этом  городе было: всего 4 улицы, 3 общественных деревянных дома, 116 домов обывательских, 1 богадельня, 1 питейный дом, 2 мельницы на речке Минусинке, 2 моста, 6 кузниц, 3 хлебных магазина и 787 жителей».

Воспитатель: И так Минусинск стал городом, подумали горожане и у нашего города должен быть герб. Долго думали и совещались, спорили и в результате, появился вот такой герб. Посмотрите - это герб Минусинска.                                                             Как вы считаете, о чём думали горожане, когда составляли герб? Поставьте себя на  их место.

 Высказывания детей: герб формы щита, трёх цветов (красный, синий, жёлтый),  в верхней части герб Красноярска, в нижней части на синем фоне жёлтый конь, сверху на гербе  жёлтая кирпичная стена.

Воспитатель: как вы думаете, почему верхняя часть  Минусинского герба повторяет герб Красноярска?

Дети: потому что мы живём в Красноярском крае.

Воспитатель: да, верхняя часть герба повторяет герб города Красноярска и это показывает, что город Минусинск находится в Красноярском крае.

Воспитатель: ребята давайте порассуждаем,  о чём рассказывает вторая часть герба?

Дети: голубой цвет, это чистая река, небо, великодушие. Золотой конь- сила, воля, верность.

Воспитатель: как вы думаете, почему минусинцы в герб взяли именно коня?

Дети: потому что наш город находится в степи, и для ведения хозяйства и хлебопашества очень важны были кони.

Воспитатель: что изображено сверху герба?

Дети: стена в виде короны - это символ города.

Воспитатель: да, наверное, именно так рассуждали  минусинцы.

Послушайте стихотворение о Минусинске.

Юра и Саша рассказывают.

Минусинск — старинный город,

Тополя былинные,

 На дорогах в зимний холод —

Стаи воробьиные.

Для меня он — город детства,

 Здесь живет моя семья.

 Ну, а рядом, по-соседству

Дед и бабушка моя.

Все мы любим край сибирский

За богатую тайгу,

 За могучий, богатырский

 Енисей и Ангару.

Любим снежные метели,

 Пламя жаркого костра.

Зимний сад и свиристелей,

 Прилетевших к нам с утра.

Хлебородный, хлебосольный

Город детства моего,

 Звонче песни колокольной —

 Нет в округе ничего!

Рефлексия:

Воспитатель: Наша беседа о гербе Минусинска подошла к концу.

Хотите, чтобы у вас дома был герб нашего города, и вы могли рассказать о нём своим родным?

Дети: да.

Воспитатель: у меня есть заготовки, из которых вы можете составить герб Минусинска.

Дети выполняют работу по составлению герба из отдельных частей, наклеивая их на основу.      

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 15 «ТОПОЛЕК» ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ» НУРДОВЛЕТОВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА - ВОСПИТАТЕЛЬ

Слайд 2

МИНИ-МУЗЕЙ «МЫ – ЖИТЕЛИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»

Слайд 3

Коренные жители красноярского края

Слайд 4

Достопримечательности родного города

Слайд 5

МИНИ-МУЗЕЙ «КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ»

Слайд 6

Экспозиция посвященная защитникам отечества

Слайд 7

УЧАСТИЕ В КРАЕВОЙ АКЦИИ «ПОЗДРАВЬ ВЕТЕРАНА С ПОБЕДОЙ»

Слайд 8

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «МЫ ПОМНИМ»

Слайд 9

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ «ПРОХОДЯТ ГОДА – НАША ПАМЯТЬ ЖИВА»

Слайд 10

«ПРОХОДЯТ ГОДА – НАША ПАМЯТЬ ЖИВА»

Слайд 11

ВЫСТАВКА ДЕТСКИХ РАБОТ К ДНЮ ПОБЕДЫ

Слайд 12

ВСТРЕЧА С ВЕТЕРАНАМИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...