Конспект НОД "Путешествие в прошлое нашего города"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Матюхина Рена Тагировна

5-6 лет, 6-7 лет,  краеведение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_podg_gr_puteshestvie_v_proshloe_goroda.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ НАШЕГО ГОРОДА»

Матюхина Р.Т., воспитатель МБДОУ – детский сад №95 города Орла

Тема: «Путешествие в прошлое нашего города».

Образовательная область: познавательное развитие.

Тип занятия: изучение и усвоение нового материала.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Цель: формирование у детей представлений об истории образования города Орла.

Задачи:

Образовательная: познакомить воспитанников подготовительной группы с историей возникновения города Орла; расширять и систематизировать знания о родном городе.

Развивающая: развивать мышление, воображение; продолжать работу по обогащению  словарного запаса детей.

Воспитательная: воспитывать нравственные и патриотические чувства, интерес и любовь к родному краю.

Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение), наглядные (показ иллюстративных пособий и демонстрация презентации).

Форма организации: подгрупповая.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая.

Оборудование: медиапроектор, презентация, иллюстративное пособие «Орловский народный костюм», изображение флага и герба города Орла; аудиозапись «В нашем крае» (П. Макиенко, И. Иванов; в исполнении Орловского народного хора профсоюзов от 1978года).

Ход занятия

  1. Организационный момент

Воспитатель предлагает детям поздороваться друг с другом. Все вместе в кругу:

«Здравствуй, солнышко родное.

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуй ты, и здравствуй я!»

- настрой на работу:

-Ребята, сегодня нас ждет увлекательное путешествие, в ходе которого мы откроем  много нового и очень интересного. Садитесь на свои места.

Дети садятся на свои места. На доске изображение герба и флага города Орла.

  1. Актуализация знаний детей

Воспитатель:

-Ребята, на занятиях  в рамках кружка «Родной край» мы изучили официальные символы нашего города. Посмотрите на доску и скажите, что это за изображения?

- Ответы детей. ( Герб и флаг города Орла).

- Молодцы! Сегодня мы окунемся  в прошлое нашего города. Узнаем, как город Орел появился.

-Давайте внимательно послушаем стихотворение, которое подготовил для нас Артем!

«Начало»

Постою у начала Орла —

У моста, у воды, у причала.

Две реки — два орлиных крыла:

Стариною меня укачало.

И опять исторический сон:

Казаки, мужики, воевода,

Шорох веток, и шелест знамён,

И орёл в синеве небосвода.

Катанов В.М.

Воспитатель:

- О чем это стихотворение? Какое начало имеет ввиду автор в этих строчках? Что это за два орлиных крыла?

 Дети:

Это стихотворение о том, откуда берет начало город Орел, о его историческом прошлом.  Две реки, Ока и Орлик, сравниваются с орлиными крыльями.

Воспитатель:

-Молодцы, все правильно!

3.  Этап открытия новых знаний

Воспитатель:

-Я расскажу вам о временах появления нашего города. Тогда на Руси правил царь Иван  IV.  

Показ слайда №1

Воспитатель:

- Он был очень строгим, суровым, и за это народ прозвал его Грозным.

В те времена Русь воевала с крымскими татарами, которые разоряли  города, забирали всё у людей и уводили пленников. Тогда Иван Васильевич издал указ о защите южных границ Руси от врагов. Этим указом было решено строить город-крепость.

Показ слайда №2.

Воспитатель:

-На месте слияния  рек Оки и Орлика рос огромный могучий дуб.  Когда его начали рубить, с вершины слетел орел. «А вот и сам хозяин» - сказал один из строителей. Тогда Иван Васильевич и повелел назвать город-крепость в честь этой птицы.

Показ слайда №3.

Воспитатель:

Крепость Орел была построена в 1566 году.

-Итак, ребята, расскажите, как же появился наш город?  Какая легенда есть о его названии? Кто правил на Руси в те времена? Для чего необходимо было  построить крепость на южных границах Руси?

Ответы детей.

- Отлично! Вы хорошо усвоили историю возникновения нашего города.  А теперь предлагаю вам немного размяться:

4. Физкультминутка

«Мы по городу шагаем»

Мы по городу шагаем, - (шагают на месте)

То, что видим, называем:

Светофоры и машины, ярмарки и магазины,- (выполняют повороты влево)

Скверы, улицы, мосты - (выполняют повороты вправо)

И деревья, и кусты! – (потянулись вверх,  присели).

Воспитатель:

- Продолжаем наше путешествие! Много стихов и песен посвящено Орловскому краю. Давайте сейчас прослушаем аудиозапись в исполнении Орловского народного хора, которая называется  «В нашем крае».

Дети слушают аудиозапись.

Показ слайда №4.

Воспитатель:

-Ребята, о чем  поет хор?

Дети:

-  об Орловской земле, ее песнях, полях и садах; люди гордятся своим краем!
Воспитатель:

- Но не только стихами и песнями славен наш край. На всю Россию прославили Орловщину народные умельцы, мастерицы.  Во многих музеях страны можно увидеть орловский народный костюм – настоящее произведение искусства!

Показ слайда №5.

Показ демонстрационного материала: изображения орловского женского и мужского костюмов.

Дети рассматривают изображения орловского народного костюма, вышивки Орловский спис.

Воспитатель:

- Основной женский костюм состоял из рубахи, поневы, передника и головного убора. Мужской костюм состоял из длинной рубахи с разрезом на груди слева - косоворотки, которую подпоясывали,  и портов (штанов). Обувались мужчины и женщины в сапоги и лапти. Одежду украшали самыми разными способами: вышивкой, тканевым вставками, атласными лентами и кружевами. В основном использовали нити красного и черного цветов. Вышитые узоры всегда отличались плавностью  и мягкостью. Посмотрите, какими интересными узорами украшены эти одежды.  Это одна их очень старых вышивок под названием Орловский спис. Долгие зимние вечера мастерицы проводили за вышивкой. Откуда  они брали такие интересные рисунки? Многие исследователи считают, что узоры списывали с морозного окна, отсюда и название – спис.  В формах этих узоров можно увидеть очертания фигур, животных, символов. Самыми популярными были вышивки: Древо Жизни, Птица Пава, Двуглавый Орел.

- А теперь немного поиграем!

5.  Этап закрепления полученных знаний.

Игра «Сложи картинку».

Воспитатель делит детей на 2 команды. Раздает задание каждой команде.

Обе команды получают детали, из которых собирают изображения старинной вышивки Орловский спис: Древо Жизни у первой команды и Птица Пава у второй.

Воспитатель:

-ну вот,  команды готовы! Что же получилось  у первой команды? У второй?

Ответы детей:

- это элементы вышивки Орловский спис.

Воспитатель:

-Молодцы, отличная работа! Настало время проверить, как вы освоили полученные сегодня новые знания.  Пожалуйста, дайте ответы на следующие вопросы:

«Мозговой штурм»

Воспитатель:

- при каком царе была построена орловская крепость?

Дети:

- при царе Иване IV (Грозном)

Воспитатель:

-для чего она была построена?

Дети:

- для защиты южных границ Руси от врагов.

Воспитатель:

- как появилось название нашего города?

Дети:

- по преданию при вырубке могучего дуба, который рос на месте слияния рек Оки и Орлика, с его вершины слетел орел.

Воспитатель:

- назовите детали женского костюма, мужского костюма?

Дети:

-Рубаха, понева, передник, головной убор; рубаха, пояс и порты.

Воспитатель:

-как называется знаменитая старинная вышивка, которая прославила Орловскую губернию?

Дети:

-Орловский спис.

6. Рефлексия «Светофор»

Воспитатель:

- Ребята, сейчас я прошу вас оценить наше занятие сигнальными  карточками, цвета которых будут означать:

Красный – занятие не понравилось, было неинтересно и трудно.

 Желтый – понравилось, но не все, некоторые задания были трудными.

Зеленый – занятие понравилось полностью, мне все понятно, трудностей не было!

Дети показывают карточки.

Воспитатель:

-Наше путешествие в прошлое города закончилось! Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Дома в нашем городе Зеденограде"

Задачи данного занятия:Познакомить детей с разными типами домов (многоэтажными, одноэтажными), с особенностями жизни людей в городе Зеленограде, с городским бытом. Продолжать знакомить детей с професс...

Конспект итогового мероприятия "Улицы нашего города"

Конспект итогового мероприятия для детей подготовительной группы...

ПЛОЩАДИ НАШЕГО ГОРОДА. Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.

Проект "Мой город Сант-Петербург" рассчитан на два года. В течении этого времени дошкольники знакомятся с достопримечательностями своего города не только с помощью видео и звуко записей, но и  по...

Петербургские львы.Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.

Конспект очередной игры, во время которой дошкольники знакомятся не только со скульптурами львов в Санкт-Петербурге, но и с именами скульпторов. Данная игра кроме задач воспитания решает задачи развит...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в прошлое нашего города»

Тема НОД по познавательно – исследовательской деятельности «Путешествие в прошлое нашего города»»Интеграция образовательных областей: познавательное, социально - коммуникативно...

Конспект ООД "Путешествие в прошлое нашего города" для детей старшего дошкольного возраста с использованием мультимедийной презентации

Данный материал поможет в работе воспитателю с детьми старшего дошкольного возраста по теме : "Мой город"....

Конспект образовательной деятельности "Прошлое нашей страны"

Данный конспект разработан с целью приобщения  детей к истокам народной культуры, формирования  общих представлений о предках и их занятиях,  о быте, религии и системе общественного уст...