Конспект образовательной деятельности "Прошлое нашей страны"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Скрыпченко Наталья Михайловна

Данный конспект разработан с целью приобщения  детей к истокам народной культуры, формирования  общих представлений о предках и их занятиях,  о быте, религии и системе общественного устройства и управления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Прошлое нашей страны»

Программное содержание: приобщать детей к истокам народной культуры.

Сформировать у детей общее представление о предках и их занятиях; дать общее представление о быте, религии и системе общественного устройства и управления.

Формировать пространственное представление, воображение. Расширять и обогащать словарный запас.

Воспитывать глубокое уважение к далекому прошлому своего народа и его истории, патриотические чувства к своей Родине.

Оборудование:  мультимедийное оборудование; листы с изображением  предметов из прошлого и настоящего времени одного назначения на каждого ребёнка; простой карандаш на каждого ребёнка,  конверт с карточками с изображением современного и старинного оружия.

Литературный ряд: стихотворения А. Коваль-Волкова «Россия»,

С. Васильева «Россия ….  Как из песни слово»

Музыкальный ряд: торжественная и инструментальная музыка, используемая  при чтении стихотворений.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций из сборника «Волшебное слово»; фотографий «Мое Святое Крещение»; дидактическая игра «Помоги богатырю отыскать дорогу в Стольный Киев»; чтение рассказов Л.Обухова «Давным-давно» из сборника «Рассказы о Древней Руси».

Словарная работа: россы, руссы, русские, славяне, христианство.

Ход  образовательной деятельности:

  1. Введение в тему НОД, создание мотивации

Приветствие детей (дети стоят в кругу, взявшись за руки).

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

- Что такое время? Как вы, думаете, ребята?  Какое оно?  Мы его не видим,    но можем представить.                     

«Лента   времени».   В   её   начале   изображение старинного деревянного дома, а в конце - современный высотный дом.

 - Посмотрите, это «лента времени». Что расположено на концах ленты? Разные дома. Раньше дома были низкими, деревянными (избы).

- Из каких частей состоит деревянная изба? Из дерева и соломы. В те времена необъятные просторы нашей страны покрывали дремучие леса. Поэтому именно дерево было основным строительным материалом.

-  Из каких частей состоит современный дом? (кирпичи, блоки, плиты)

- Почему раньше дома   были низкими деревянными, а сейчас - высокие каменные?

-   Сколько времени прошло, чтобы люди научились строить современные дома?

-  А вы  хотите узнать, что ещё произошло за это время в нашей стране?

2. Основная часть

На «ленту времени» рядом с деревянным домом помещается картинка с изображением видов Древней Руси.

Звучит торжественная музыка. Воспитатель читает стихотворение А.Коваль-Волкова «Россия»

Ты людям явилась впервые

В названии реченьки - Рось,

Потом обернуться Россией

Росинке лесной довелось.

Тебя мы у сердца носили,

В боях заслоняли собой.

Ты больше, чем мать, - ты Россия,

И все мы бессмертны тобой.

И нет в мире слова красивей,

Оно, словно солнце во мгле,

И именем светлым России

Все росы говорят на земле.

-  Как вы думаете, о чем и о ком это стихотворение?

Дети рассаживаются на коврике, и педагог начинает рассказ.

А начиналось всё с того, что очень-очень  давно людей на Земле было не так много, и для своего проживания они выбирали места по берегам рек. Была в то время река Рось. На ее берегах и расположили свои селения красивые, светловолосые и голубоглазые люди, которых по названию реки стали называть росами или русыми. Но позже руссов стали называть другим словом - славяне.

- А почему люди селились возле рек? Правильно, река кормила людей. Они ловили рыбу и меняли ее на мясо.

- А вы, ребята, любите купаться в речке?

- Ну, что ж, тогда предлагаю искупаться в речке.  Готовы?

Физкультминутка «Купание в реке»

Дети повторяют движения в соответствии с текстом.

К речке быстро мы спустились,

Поклонились и умылись,

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились.

Вместе раз – это брасс,

Одной, другой – это кроль,

Все, как один, поплыли.

- А какая была одежда у людей? Из меха и кожи убитых диких зверей они делали себе на зиму тёплую одежду и обувь. А летом, когда наступали жаркие дни, они носили полотняную одежду, которую шили женщины.

- Во что были обуты славяне? В лапти.

- Из чего были сделаны лапти? Их плели из березового и липового лыка.

Игра «Найди пару»

Дети стрелками соединяют пару  предметов из прошлого и настоящего времени одного назначения.

Лапти – туфли;

полотняное платье – современное платье;

деревянный дом – многоэтажный дом;

гусиное перо – ручка;

свеча – лампочка;

рубель – утюг.

- О руссах говорили, что они мужественные, храбрые и смелые. Руссы отважно защищали своих детей, жен, матерей от врагов, которые постоянно на них нападали. И чтоб не погибнуть, чтобы выжить, руссы сплотили вокруг себя других людей, которые дружелюбно относились к руссам.  

- А сейчас я хочу проверить, как вы знаете старинное и современное оружие. Ведь недаром говорят: солдат без оружия – не солдат!

- У меня в руках конверт с карточками.  Девочки выбирают  карточки, которые относятся к современному виду оружия. А мальчики - карточки, которые относятся к старинному виду оружия  (автомат, меч, лук со стрелами, танк, пушка, ружьё, пистолет, сабля и т.д.).

Дидактическая игра «Современное и старинное оружие»

- Скажите, какой город в нашей стране самый главный? (Москва)

- Как вы думаете, какой город был главным у древних славян.  Киев, он был центром Киевской Руси.

- Кто руководит нашей страной?  Президент.

- Кто у славян был главным человеком? Князь.

Тысячу лет тому назад в славянской стране Русь, в городе Киев правил князь Владимир. Он был храбрым воином, ходил в далекие походы. Со своими друзьями князь Владимир любил охотиться на медведей, кабанов и оленей. После похода или охоты молодой князь слушал рассказы и песни о дальних краях, о войнах, о битвах, о славных делах своих предков. Князь Владимир часто слушал рассказы о том, как живут другие народы, чем они занимаются, каким поклоняются богам. Во время правления этого человека было крещение Руси – принятие новой религии. При его княжении Киевская Русь стала еще сильнее. Из дальних стран - с запада, востока и юга приходили  в Киев послы. Они хотели, чтобы князь Владимир принял их веру. Князю Владимиру больше всего понравилось христианство, ведь христианство учило людей доброте, честности, терпению, справедливости, взаимопомощи и поддержке бедных и обездоленных, уважению власти тех правителей, которые справедливо управляли своими народами.

Владимир до  принятия им христианства был жесток, злопамятен и вообще наделён был самыми разными отрицательными чертами. Принятие христианства совершенно изменило князя Владимира. Он искренне и всей душой принял новую веру. Владимир начал творить множество добрых дел. Он повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать всё, что ему необходимо.

 Князя Владимира очень любил народ и дал ему ласковое прозвище – Красное Солнышко. А наша святая церковь причислила его к лику святых и назвала равноапостольным.

Вот так было положено начало образованию нашей страны - России, иногда мы ее называем и другим именем - Русь, которое пришло к нам из далеких времен.

3. Подведение итогов НОД. Рефлексия

- Как называют людей, живущих в нашей стране? Россияне.

- А как назывались наши предки? Славяне, руссы, русичи.

- А как же называлась наша Родина раньше? Русь.

- А нашу Родину как сейчас мы называем? Россия.

Россия….  Как из песни слово,

Березок юная листва

Кругом леса, поля и реки

Раздолье – русская душа.

Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть

Люблю все то, что называю

Одним широким словом – Русь!

Используемая литература:

  1. Бродский Б. Связь времён. М., 1974.
  2. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980.
  3. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. М., 2003.
  4. Комратова  Н.Г., Грибова Л.Ф.Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.- 224с.
  5. Кочергин Н.М. Русские богатыри. М., 1982.
  6. Любимов Л. Искусство древней Руси. М., 1976.
  7. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А.М. Прохоров.

 4-е изд. М., 1989.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВРЕМЕНИ ЛЕНТА

Слайд 2

СТАРИННАЯ ИЗБА Из каких частей состоит деревянная изба? Из дерева и соломы

Слайд 3

СОВРЕМЕННЫЙ ДОМ Из каких частей состоит современный дом? кирпичи, блоки, плиты

Слайд 4

ДРЕВНЯЯ РУСЬ ЛЕНТА ВРЕМЕНИ

Слайд 5

ДРЕВНЯЯ РУСЬ ЛЕНТА ВРЕМЕНИ

Слайд 6

ДРЕВНЯЯ РУСЬ ЛЕНТА ВРЕМЕНИ

Слайд 7

ДРЕВНЯЯ РУСЬ ЛЕНТА ВРЕМЕНИ

Слайд 8

ОДЕЖДА ДРЕВНИХ СЛАВЯН ЛЕНТА ВРЕМЕНИ

Слайд 9

ОБУВЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН Лапти – низкая обувь из березового и липового лыка, которую на протяжении многих веков носило славянское население Восточной Европы.

Слайд 10

ИГРА «НАЙДИ ПАРУ»

Слайд 11

Старинное и современное оружие

Слайд 12

город КИЕВ

Слайд 13

КНЯЗЬ ВЛАДИМИР

Слайд 14

ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО

Слайд 15

Люблю все то, что называю Одним широким словом – Русь! Россия…. Как из песни слово, Березок юная листва Кругом леса, поля и реки Раздолье – русская душа. Люблю тебя, моя Россия За ясный свет твоих очей, За ум, за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей. Люблю, глубоко понимаю Степей задумчивую грусть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "Наши друзья и помощники"

Конспет непосредственной образовательной деятельности в области "Коммуникация" для детей средней группы с использованием мнемотехники....

конспект развлечения "Россия-наша страна"

конспект развлечения "Россия-наша страна" - как итоговое занятие в тематической неделе иили месячнике, посвящённом нашей Родине. С целью воспитания патриотических чувств, пополнение знаний воспитанник...

Конспект образовательной деятельности: «Наша Родина Россия»

Цель: Воспитание любви к своему Отечеству, родному краю, родной природе. Задачи: Познакомить детей с понятием «Родина», «Отечество».Познакомить с символическими значениями...

Конспект занятия «Символика нашей страны»

Задачи:- развивающая: познакомить с главными символами страны; познакомить с символическим значением цветов флага, торжественностью гимна; развивать внимание, мышление, речь.- воспитывающая: расширить...

Конспект занятия "Россия - наша страна"

Конспект поможет родителям самостоятельно провести занятие с детьми в домашних условиях...