Сценарий образовательной деятельности «Моя малая Родина» (знакомство с историей названия родного города).
план-конспект занятия (средняя группа)

Бурбилова Татьяна Григорьевна

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_nod_moya_malaya_rodina.docx42.71 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной деятельности

(средняя группа)

Блок Программы «История».

Тема: «Моя малая Родина» (знакомство с историей названия родного города).

Цель: Дать детям представление, что такое Родина, родной край. Уточнить знания о родном городе Каргат, как о Малой Родине, об истории возникновения города. Создать условия для обогащения социальных представлений детей о родном городе, как частице нашей большой Родины.

Интеграция видов деятельности: игровая, познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, изобразительная.

Задачи:

Образовательные (направлены на формирование компетенций ребенка):

Программное содержание: 

  • Уточнить знания дошкольников о названии родного города, главных его достопримечательностях.
  • Познакомить с историей возникновения города Каргат.
  • Учить детей узнавать уголки города по иллюстрациям, фотографиям, слайдам.
  • Учить изображать в рисунке уголок своей Родины.
  • Продолжать знакомить детей с малой родиной –городом Каргат, воспитывать любовь к ней.
  • Закреплять представления о себе как о жителе своего родного города.
  • Активизировать словарь.
  • Привлечь внимание детей к данной теме с помощью современных компьютерных технологий

Развивающие (направлены на развитие психических процессов, в т.ч. речи):

  • Развивать любовь и чувство гордости к малой Родине.
  • развивать связную речь, расширять словарный запас;   
  • развивать наблюдательность, внимание, память, мышление, восприятие;
  • развивать общую моторику;

Воспитательные (направлены на воспитание личностных качеств и межличностных отношений):

  • воспитывать любовь к родному городу, улице, дому, желание видеть их красивыми, чистыми;
  • воспитывать у детей любовь и чувство гордости к родному городу;
  • воспитывать интерес к родному городу;
  • воспитывать любовь и интерес к истории родного города;
  • воспитывать любовь  к  малой Родине, беречь  ее,  делать что то хорошее для своего города;
  • воспитывать культуру поведения  и вызвать у детей чувство восхищения красотой родного края.

Планируемый результат: умеют слушать друг друга, проявляют познавательный интерес  к окружающей действительности, узнают и называют достопримечательности родного города, умеют рассказывать о достопримечательностях родного города, об истории возникновения родного города, знают, что такое малая родина; расширяется словарный запас.

Средства, оборудование, материалы: 

Наглядные (демонстрационный материал): фотографии с видами родного города, игрушка Карлсон.

Технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы, музыкально-литературные средства: интерактивная доска, презентация «Достопримечательности родного города», звуки работающего мотора Карлсона, аудио запись песни Ю. Антонова «Места родные», песня «У моей России длинные косички», песни о родном городе Каргат. Раздаточные материалы: листы бумаги, кисти, краски или гуашь, мелки, цветные карандаши, фломастеры.

Технологическая карта образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Ход образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

                                  ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Педагог организует детей в игровой комнате.

Звучит отрывок из песни Ю Антонова «Места родные».

- Ребята, вы прослушали отрывок из песни Ю. Антонова «Места родные». Кто скажет, о чём эта песня?

- Правильно, эта песня о родном уголочке, о родной стороне, о Родине, о родном месте. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки.

Ребята, вспомните, а как называется наш город, в котором мы живём?

Правильно, Каргат.

- А все его жители, т. е. мы, – это… (Ответы детей). Правильно, каргатцы.

Сегодня мы поговорим о нашем любимом городе. Нам с вами очень повезло, что мы живём в таком замечательном городе.

Утром рано мы встаем,

Город видим за окном.

Он проснулся, он живет.

Нас на улицу зовет.

- Что мы называем Родиной? (Место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши папы и мамы, друзья.) Правильно.

-Каргат - это наша малая Родина.

Что мы Родиной зовём?
 Дом, где мы с тобой живём,
 И берёзки, вдоль которых,
 Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды -

Звезды мира над Кремлем. (В. Степанов)

Дети слушают песню.

Ответы детей

Дети: - о родном месте, о нашей Родине.

Ответы детей.

Дети называют наш город, названия жителей родного города.

Ответы детей, если дети затрудняются, говорит воспитатель.

Дети слушают небольшой рассказ воспитателя, что такое Родина.

Дети слушают стихотворение о Родине В. Степанова.

1.

Проблемная ситуация(или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности

Раздаётся стук в дверь.

- К нам гости! Кто бы это мог быть?

Появляется Карлсон.

Карлсон: Здравствуйте ребята, вы знаете кто я? (Карлсон). Правильно. Я путешествую по России. Мир смотрю, многое узнаю, только вот беда, не знаю куда попал?

- Ты попал в детский сад. Ребята, а как называется наш город?

Каргат – это Родина.

Карлсон: Родина! Какое интересное слово Ро-ди-на. А что оно обозначает? (ответы детей)

- Это место, где человек родился в семье и живет.

Карсон: Каргат! Название какое интересное, хотелось бы узнать откуда такое название появилось.

- Это наша малая Родина.

Карсон: А что такое ма - ла - я Родина?

- Ребята! Как же мы можем помочь Карсону познакомиться с нашим родным городом, с нашей малой родиной и ответить на все его вопросы? (Ответы детей).

Правильно. Мы покажем Карсону фото слайды о нашем городе.

Дети рассматривают Карлсона. Здороваются с ним.

Ответы детей.

Ответы детей.

2.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

Звучит песня «У моей  России длинные  косички».

- Ребята  мы  с вами  прослушали  песню «У моей  России длинные  косички»,  о чем эта песня?

Дети. О России.

- Дети, а в какой стране вы живете? (Россия)

Воспитатель: У нашей  прекрасной  страны очень  красивое имя - Россия.  Много разных     стран есть  на земле,   и везде живут люди, но Россия – самая большая и  необыкновенная страна, потому что она - наша большая Родина!  Мы гордимся нашей великой Родиной и горячо любим свою Родину.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Степанов Владимир.

В России много городов, сёл, деревень и есть место, где вы родились, живете, растете, ходите в детский сад, где живут наши папы, мамы, друзья. Это наш город Каргат. Это наша малая Родина.

А что значит наша малая Родина? Наша потому, что здесь наша семья, наши друзья, наш дом, наш детский сад.

Малая потому, что это маленькая частичка необъятной нашей Родины это наш город, улица, двор в котором вы играете.

Родина потому, что здесь живут родные нашим люди: родители, братья, сестры, друзья и мы счастливы и в безопасности с родными милыми нам людьми.

Наша  малая  Родина очень красивая,  у  нас много  разной  природы,  есть леса,  поляны, луга,  главная  река  которая  протекает  у  нас - река  Каргат. (Показ  слайда). Но наш город не всегда был таким красивым.

Воспитатель предлагает детям и Карлсону сесть на стульчики и узнать,  как

появился город Каргат.

Рассказ воспитателя:

Каргат основан в середине 18 века. А в 90-х годах 19 века вместе со строительством железной дороги, появился поселок. Поскольку станция была близко расположена к Кулундинским степям, то переселенцы осваивающие Кулунду, доезжали до Каргата по железной дороге, а далее двигались дальше к югу на лошадях. Зимой через Каргат проходил санный путь, и он был торговой точкой, где скупалось зерно, мясо, шерсть, и уже по железной дороге отправлялось в другие регионы Российской Империи и за границу.

В 1921 году был образован Кргатский уезд с центром в городе Каргат. Каргат несколько раз менял свой статус, он был то селом, то городом, то рабочим поселком, и лишь, в 1965 году село Каргат получил статус города и административного центра Каргатского района. Каргат находится в Новосибирской области, это районный центр Каргатского района. Город расположен на притоке Чулыма — реке Каргат.

Расстояние до областного центра 177 км. Каргат так же является железнодорожной станцией на Транссибирской магистрали. Население города  в основном русские, но есть и другие национальности — немцы, казахи, татары, численность — менее 10 тыс. человек.

Город Каргат имеет свой герб, который отражает историю города, корни возникновения его названия, местные традиции, особенности местной природы. Герб является официальным символом города Каргата. Листья смородины с гроздью ягод символизируют богатство и красоту местной природы, а также указывают на историческое название города и реки. Нашему городу уже исполнилось 120 лет.

Физкультминутка

Здравствуй, мир. (Руки наверх)

Это – я! (На грудь)

А вокруг страна моя! (Раскинуть)

Солнце в небесах горит (Наверх)

И земля у ног – лежит! (Наклон)

Там – леса! (Замок вправо)

А там – поля! (Замок влево)

Здесь – друзья (Поворот головы)

И здесь друзья. (Вправо и влево)

Здравствуй, дом – ты самый лучший. (Раскинуть с наклоном вниз)

Здравствуй, край родной могучий! (Раскинуть с наклоном вверх)

Здравствуй же, страна моя! (Раскинуть)

Здравствуй, мир!

Встречай меня!

Воспитатель: Дети, Карлсон очень хочет познакомиться с нашим городом, с интересными достопримечательностями Каргата. Надо ему помочь.

- Вы знаете, что такое достопримечательность? (Это красивые, памятные места, которые украшают наш город.)

- Есть ли в нашем городе места, которыми мы гордимся и с удовольствием показываем жителям других городов и стран?

- Я думаю, что главной достопримечательностью нашего города являются люди, живущими здесь. Ведь у нас проживают люди разных национальностей. Вы сможете назвать их? (Русские, татары, немцы, казахи и много других народов.) Все они живут дружно в нашем красивом и уютном городе.

- Гостей мы всегда встречаем на главной площади нашего города. Как она называется? (Площадь имени Горького). Как вы думаете, почему она так называется? (Ответы детей.)

- Дети, а с какими достопримечательностями вы хотели бы познакомить нашего гостя? (Ответы детей).

- Да, дети, в нашем городе, действительно, очень много достопримечательных мест, где можно хорошо отдохнуть, узнать много нового и интересного.

Дидактическая игра «Узнай на фото»

Воспитатель предлагает детям поочередно рассказать немного о каждой достопримечательности, дети рассматривают открытки с видами Каргата и рассказывают.

Физкультминутка:

Дети встают в круг. Хором произносят слова, сопровождая их движениями.

Мы по Каргату идем (маршируют)

Звонко песенку поем (хлопают в ладоши)

Мы по улице шагаем (маршируют)

Ноги ровно поднимаем (маршируют, вытягивая носочки)

Делай шаг – раз, два

Взмах руками – три, четыре

Повернулась голова (поворачивают голову вправо)

Руки вверх и ноги шире

Прыгнем вместе высоко

И побегаем легко (бег по кругу)

- В нашем городе, есть очень много улиц и у каждой улицы свое название. Некоторые из них мы услышим, когда вы назовете свой домашний адрес. Проводится дидактическая игра « Где ты живёшь?»

(Дети называют свой адрес).

- А сейчас я хочу с вами поиграть в игру «Узнай, свой город». Демонстрация фото слайдов «Достопримечательности города».  Дети рассматривают, называют, беседуют по каждому объекту.

- Дорогие ребята! Любите свой город, свою  малую  Родину. Старайтесь больше узнать о ее истории, берегите природу, храните все  обычаи и традиции, живите и трудитесь ради ее блага.

Наша Родина навсегда оставит след в нашей душе. Но  мне  очень  больно, когда в ней непорядки, и радостно, когда появляются улучшения. Я люблю  мою улицу, на которой я выросла, свой дом, в котором меня воспитали мои  любимые  родители. Мне нравится моя школа, мои одноклассники, с которыми я  общаюсь. Я   очень благодарна всем учителям, которые учили меня.

Я думаю, что я никогда не уеду из своих родных мест.

Ребята! Любите и берегите свою Родину.  Когда вы станете взрослыми, не забывайте о своём родном городе,  где  вы  провели  свое  детство.

А  сейчас  я  приглашаю  всех  встать  в  круг. Если  вы  согласны  с  моим   предложением  для  вас,  то  хлопайте  в  ладоши,  а  если не  согласны,  то  топайте  ножками.

Мусор будете бросать на улице? (Топот)

Наш город очень  хороший. (Хлопки)

Вы любите нашу малую Родину? (Хлопки)

Вы будете обижать младших детей? (Топот)

Вы будете помогать наводить порядок в нашем городе? (Хлопки)

А помогать пожилым людям? (Хлопки)

А теперь давайте пожелаем нашему городу что то хорошее.

Пожелание детей.

Пальчиковая игра «В нашем городе»

(Самомассаж подушечек пальцев, один палец на одну строку.)

Собранье улиц, площадей, - 5

Машин, автобусов, людей, - 4

Многоэтажные дома - 3

Стоят как книжные тома. - 2

Но всё же, любим город мы - 1

(смена рук)

За то, что с лета до зимы - 1

Встречаем радостных друзей, - 2

А с ними можно и в музей, - 3

И в цирк пойти, и на каток - 4

И погулять в любой денёк! – 5

- Дети, я очень рада, что вы хорошо знаете свой город. Вы с таким интересом рассказывали о нем, что сразу было видно, как сильно вы его любите. Сколько хороших, добрых и ласковых слов вы сказали своему любимому городу. Вы, действительно, его любите и бережете. Ведь будущее зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы любите свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми.

Игра «Можно - нельзя».

Дети встают в круг.

- Дети давайте поговорим о том, что можно делать дома, на улицах города и чего делать нельзя. Я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать молча, используя знак. Руки верх - правильно, вниз - нет.

  • Переходить улицу на красный свет.
  • Рвать цветы на клумбе.
  • Любоваться цветущей клумбой.
  • Сажать деревья и цветы.
  • Бросать фантики от конфет.
  • Переходить дорогу на зеленый свет светофора.
  • Кричать, шуметь в общественных местах.
  • Разговаривать в спокойном вежливом тоне.

- Ребята, давайте помечтаем с вами о том, что вы хотите сделать для родного города, когда вырастите. Свой рассказ начните такими словами «Когда я вырасту…» (Дети делятся своими мечтами друг с другом).

Вы вырастете, станете взрослыми и сможете сделать много хорошего для своего города. Ребята, а что можем с вами сделать сейчас, чтобы наш город Каргат стал ещё красивее? (Ответы детей).

- Не мусорить на улицах;

- ничего не ломать;

- сажать с родителями деревья, цветы.

-И наш город Каргат будет самым красивым.

Дети слушают песню.

Ответы детей. Дети - о России.

Ответы детей. В России.

Дети слушают небольшой рассказ воспитателя о России.

Дети слушают стихотворение о Родине В. Степанова.

Дети слушают небольшой рассказ воспитателя, что такое малая родина.

Дети слушают небольшой рассказ воспитателя: история происхождения города Каргат.

Дети выполняют действия соответственно тексту физминутки.

Руки наверх

На грудь

Раскинуть

Наверх

Наклон

Замок вправо

Замок влево

Поворот головы

Вправо и влево

Раскинуть с наклоном вниз

Раскинуть с наклоном вверх

Раскинуть

Ответы детей - если дети затрудняются, говорит воспитатель - это красивые, памятные места, которые украшают наш город.

Ответы детей

Ответы детей - если дети затрудняются, говорит воспитатель.

Ответы детей.

Дети рассматривают открытки с видами Каргата и рассказывают.

Дети выполняют действия соответственно тексту физминутки.

Маршируют.

Хлопают в ладоши.

Маршируют.

Маршируют, вытягивая носочки.

Поворачивают голову вправо.

Бег по кругу.

Ответы детей.

Дети называют свой адрес.

Дети рассматривают, называют, беседуют по каждому объекту.

Дети слушают наставление воспитателя о том, что надо любить и беречь свой город, свою  малую  Родину.

Дети играют с воспитателем в кругу и стараются правильно ответить на вопросы воспитателя.

Ответы и пожелания детей городу детей.

Дети играют пальчиковую игру и выполняют действия самомассажа подушечек пальцев, один палец на одну строку.

Дети в кругу играют вместе с воспитателем в игру «Можно - нельзя»,

и стараются правильно отвечать на вопросы воспитателя.

Ответы детей, если дети затрудняются, добавляет воспитатель. Дети делятся своими мечтами друг с другом.

Ответы детей.

Дети и делятся своими впечатлениями.

Не сорить, ничего не ломать, беречь все, что нас окружает.

2.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

- Ребята, я думаю, что каждому из вас обязательно удастся осуществить свою мечту, когда вы вырастите. А пока вы можете осуществить свою мечту на бумаге, используя краски, карандаши, фломастеры. Ребята садитесь за стол. Предлагаю каждому из вас нарисовать вашу родную улицу, ваш родной дом.

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

Зеленые и красные

Далекие и близкие.

Панельные, кирпичные

Вроде бы обычные.

Полезные, прекрасные -

Дома бывают разные.

Пальчиковая игра «Порисуем»

Раз, два, три, (Пальцы сжаты в кулаки, показывать цифры)

Четыре, пять, (поочередно разгибая пальцы)

Будем вместе рисовать (Вращение кистей рук в одну сторону)

Порисуйте вместе с нами: (Вращение кистей рук в другую сторону)

Домик - папе, домик - маме, (Показ домика из пальцев)

Этот домик для тебя (Показ указательных пальцев, поднятых вверх - труба домика)

Этот домик для меня (Показ мизинцев, поднятых вверх - маленькая труба)

Нарисуем сад вокруг.

В нем деревья там и тут (Показ деревьев из растопыренных пальцев).

В сад пойдем мы погулять

И начнем игру опять. (Движение пальчиками по столу «ходьба»)

Рисование: «Мой город». Во время рисования звучат песни о городе Каргат, о Родине.

- Какие разные у всех нас получились улицы и дома, но все вместе они составляют нашу малую Родину, наш родной город Каргат.

Мы живем, мы растем

В нашем городе родном.

Для кого-то он большой,

А для нас - огромный!

Пусть живет!

Пусть растет!

Городок наш скромный!

Дети слушают, проходят за столы, выполняют задание воспитателя.

Далее оформляем выставку рисунков в группе. А затем создаём альбом «Моя малая родина – Каргат».

Дети играют пальчиковую игру.

Пальцы сжаты в кулаки, показывать цифры.

Поочередно разгибая пальцы.

Вращение кистей рук в одну сторону.

Вращение кистей рук в другую сторону.

Показ домика из пальцев.

Показ указательных пальцев, поднятых вверх - труба домика.

(Показ деревьев из растопыренных пальцев.

Движение пальчиками по столу «ходьба».

Дети рисуют «Мой город».

3.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.

- Итак, ребята, давайте с вами вспомним, что такое малая родина.

Дети вместе с воспитателем: (передавая флажок, говорят, что такое малая родина)

-Малая Родина - это место, где мы живём.

-Малая Родина - это земля, на которой жили и трудились наши предки.

-Малая Родина - это наш город Каргат.

-Малая Родина - это где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, сестра, брат.

-Малая Родина - это место, где стоит наш детский сад.

-Малая Родина - это место, по которому люди скучают, находясь в далёком краю, на чужой стороне.

- Что вам сегодня запомнилось больше всего? Почему?

- Что нового вы узнали?

- Что хотели бы еще узнать, где побывать или сделать?

Ответы детей

Дети делятся своими впечатлениями.

Ответы детей.

Рефлексия

Теперь мы знаем, что Родина это место, где человек родился, где его родной дом, город, семья, мама, страна.

Воспитатель читает стихотворение З. Александровой «Если скажут слово Родина».

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Все мы любим свою родину, и если, став взрослыми, покидаем её, то все равно всю жизнь помним, вспоминаем её красоту. Не зря ведь пословицы гласят: «На чужой сторонушке рад своей воронушке», «На чужой стороне и весна не красна».

Карлсон: спасибо, ребята, за интересную фото экскурсию по вашей малой родине? Теперь я знаю, что такое Родина! - Это место, где мы родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши папы и мамы, друзья. До свидания. С вами было очень интересно. Продолжайте изучать свой город, свою малую родину. До встречи.

Воспитатель благодарит детей за интересную беседу.

Оформление выставки из детских рисунков «Моя малая родина», а затем создаём альбом «Моя малая родина – Каргат».

Карлсон благодарит детей и прощается с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Моя малая родина» для подготовительной группы

Познакомить детей с их малой родиной, с глубоким значением этого слова;*       Учить видеть красоту природы Нанайского района ,  ценить богатства земли;*...

Презентация к образовательной деятельности "Моя "малая Родина" - село Кочки"

Презентация предназначена для использования в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию. Помогает формированию понятия "малая Родина". Использовани...

Конспект образовательной деятельности "Моя малая Родина станица Приазовская"

Непосредственная образовательная деятельность  для детей подготовительной к школе группы  познавательной  направленности, образовательная область «Ребенок и окружающий мир». Составлено ...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности "Моя малая Родина" (для детей подготовительной к школе группы)

Данный конспект НОД поможет совершенствовать и закрепить знания детей о своей малой Родине....

конспект образовательной деятельности "Моя малая Родина".

Формирование представлений детей о малой Родине....

Конспект организационной образовательной деятельности «Моя малая Родина – Яшкино»

Данное занятие по ознакомлению детей с окружающим миром, которое развивает правовое мировозрение, нравственные представления, умение рассуждать, делать выводы, воспитывает уважение к людям труда. Заня...