Занятие "Ямал -мой дом родной"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Носова Ольга Анатольевна

Интегрированное занятие (области: познание, физкультура). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yamal_-_moy_dom_rodnoy.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие Ямал – мой дом родной!

Цель: Продолжать знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями ненцев, связанных с их основным родом их занятий.

Задачи:

- закреплять знания о севере, своеобразии жизни народов Севера - природа, жилище, труд;

- закрепить понятие о поселении ненцев - «стойбище», представления о средствах передвижения, промыслах, одежде народов Севера.

- воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

- продолжать воспитывать интерес к подвижным играм народов севера.

Россия большая страна, а где мы с вами живем? (на Севере) Как называется наш округ? (ЯНАО) Правильно, а ещё по-другому можно сказать, что мы живем на Ямале. Ямал - это полуостров, который находится на Севере нашей страны.

Как называется главный город округа? (Салехард).

Стихотворение поэта И. Истомина о главном городе нашего края:

1.«На полярном самом круге,

Где следы оленьих нарт,

Ты известен всей округе,

Хлебосольный Салехард.

2.Главный город на Ямале,

Ты судьбе, конечно, рад

Обелиск стоит, чтоб знали:

Непростой ты, Салехард!

Я вас приглашаю в путешествие по Ямалу

  1. Загадки

Словно занавес цветной

В небесах мерцает,

Над пустыней ледяной

Небо расцветает! (Северное сияние)

Летом дарит белый брат

Тундре солнечный наряд,

Вслед за ним сестра вернётся,

На всю зиму спрячет солнце.

(Полярный день, полярная ночь)

Он бывает в тундре разного цвета.
Все люди и животные ходят по нему.
Его очень любят есть олени.
(Лишайник)

Что это за деревце?

Змейкой низко стелется!

Я во все глаза гляжу,

Белый ствол не нахожу!

(карликовая березка)

Вот в такие чудеса

Мне совсем не верится!        

Что за место, где лиса

Ростом выше деревца?

                (тундра)

Грызунами я питаюсь,
И зайчатину люблю,
Светлым днём я отдыхаю,
Ночь в охоте провожу!
(Сова)

Подвижная игра «Полярная сова и евражки».

Евражка — это народное название маленького пушистого зверька обитающего на севере (суслик)

 Описание игры: Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают по площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком и не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после 3-4 повторений) отмечает тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

 Правила игры: Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов. После игры дети садятся на свои места.

  1. Коренные жители Севера?  (ненцы, ханты, селькупы,  коми-зыряне),

Люди, знающие тундру,

Люди северных широт

И живут в просторных чумах:

Где их теплые постели,

Где вскипает чай горячий,

Где, как брата, гостя ждут…

  1. Дом коренных жителей? . (чум) Как называется Чум по-ненецки - МЯ.

В доме лишь одна стена,

Очень круглая она

До того она кругла –

Ни единого угла.    (Чум)

  1. Поселение ненцев? (Стойбище)

Подвижная игра «На новое стойбище»

Играющие становятся парами. В паре один — олень, другой — каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов - тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построиться в прежней последовательности.

Правила игры. Начинать движения надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность со храняется и после привала.

  1. Род деятельности северных народов. (оленеводство)

П/и: «Загон оленей».

Дети делятся на две группы - олени и оленеводы.

  1. «Олени» бегают по группе, едят ягель, на сигнал: «Загнать оленей», оленеводы стараются загнать оленей в загон - на стульчики.
  2. А чем питаются олени? (ягелем).
  3. Типичный для ненцев образ жизни? (кочевой) Долго на одном месте оленеводы не живут. В поисках корма для оленей часто переходят, кочуют, с одного места на другое и такой дом как чум можно легко и быстро разобрать и перевести на другое место.

Проводится подвижная игра «Ловля оленей».

Выбирается трое пастухов, остальные дети – олени. Пастухи берутся за руки и стоят лицом к оленям. Олени бегают по залу, останавливаются, пьют воду или ищут ягель, снова бегают по залу. По сигналу пастухи пытаются поймать оленя, сомкнув руки (Поймать оленя в круг).

Правила игры: ловить оленей можно только по сигналу. Олени не могут вырываться из круга (Игра проводится 2-3 раза).

9, Что означает по ненецки слово - тынзяна. (аркан)

Подвижная игра «Ловкий оленевод»

В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3—4 м от него. Поочередно они набрасывают на оленя обруч (аркан).. Выигравшим считается тот, кто большее число раз накинет аркан на оленя.

  1. Как называются длинные легкие сани? (нартами) Кто управляет Нартами? (каюр)

Олень от них убегает,

А они не отстают. (Нарты).

Подвижная игра «Прыжки через нарты».

Состязание способствует развитию быстроты, прыжковой выносливости.  Описание состязания. Количество участников не ограничено. По сигналу участники начинают выполнять прыжки через нарты, ведущий ведет счет. Побеждает тот, кто больше совершил прыжков.

Кого запрягают в нарты? (оленей). Атакже в нарты запрягают ездовых собак. 

Проводятся подвижная игра «Каюр и собака». На противоположных концах зала кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берут за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали» бегут навстречу друг другу от одного шнура к другому.

        Правила игры: бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть разные препятствия

  1. Чем еще занимаются народы севера? (Охотой, рыболовством)

Отгадайте загадки: Очень ловок и хитер – этот миленький зверёк!

Хищник – нос как уголёк. (песец) Проворная, запасливая, рыжая, ловкая? (Лиса) Бурый, косолапый, неуклюжий? (Медведь) Трусливый, длинноухий. Серый или белый? (Заяц)

 Крупное животное с ветвистыми широкими рогами? (Олень)

Послушайте ненецкую загадку: Зимой и летом - как ягель (волк)

Подвижная игра «Охота на куропаток»

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки — тундры, где имеются пособия, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т. п.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника.

Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят  в  сторону  и  выбывают  на  время из игры. После двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобновляется.

Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ло вить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

  1. Какую рыбу ловят ханты? (Ханты ловят драгоценную рыбу – нельму, осётра, муксуна)

Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»

Па полу лежит шнур в форме круга — это сеть. В центре круга стоят трое детей — рыбаков,   остальные   игроки — рыбки.   Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

  1. Кто такие селькупы? (В лесном крае живут «лесные люди» – селькупы, которые собирают ягоды и грибы)
  2. Из чего сшита одежда?  (Из меха). Как называется одежда ненцев? (Ягушка, малица»
  3. Традиции и обычаи народов севера?

Подвижная игра «Белый шаман»

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга — водящий. Это белый шаман — добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. По лучивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры

За Уральскими горами,

Здесь, на краешке Земли,

За холодными морями,

Где живут друзья мои,

Полуостров есть Ямал,

Про себя он очень скромно

Говорит, что очень мал,

В самом деле-он огромный.

И к тому же он богат

Всякими дарами,

В тундре нашей есть брусника,

Есть грибы, олени есть,

Голубика и черника…

Да всего не перечесть!

Нефтью край богат у нас

И природными газом,

Я хочу, чтоб край мой милый

Стал еще прекрасней!

Богат наш край, в его недрах неоценимое богатство – нефть и газ, а главная ценность земли – люди – труженики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого"

  Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие Как известно, личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объ...

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Проект - программа по изучению истории родного города «Мой родной город - Лениногорск»

Представленный материал поможет нам интересно и творчески решить трудную и благородную задачу - воспитание юного патриота России. Цель программы: Воспитание любви к родным местам, к ма...

Дополнительные материалы по краеведенью к фольклорному кружку «Родничок» "КРАЙ МОЙ РОДНОЙ - ВОХОМСКИЙ" музыкальный руководитель МДОУ "Детский сад №2 п.Вохма" Попова Наталья Леонидовна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №2 п.Вохма"Вохомского муниципального района Костромской области.Дополнительные материалы по краеведенью к фольклорному кружку «Род...

"Родной дом-родная деревня"

Конспект НОД образовательной области "Познание"в 2 младшей группе...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которы...

Сообщение на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи».

    « Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого –любви к своей семье, и своему жилищу,к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, это любовьп...