Проект "Зимующие птицы"
проект (старшая, подготовительная группа)

Корякина Валентина Павловна

В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить детей видеть это, формируя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptitsy.docx31.43 КБ
Файл proekt_zimuyushchie_ptitsy.pptx1.17 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28»

ПРОЕКТ

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Подготовили:

учитель-дефектолог Оганнисян О.В.

                                                                                                                    воспитатели: Коренева И.Г.

Корякина В.П.

г. Усолье-Сибирское, 2023 год

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Автор проекта

Корякина В.П., Коренева И.Г., Оганнисян О.В.

Продолжительность проекта

краткосрочный

Вид проекта  

познавательно-исследовательский, творческий

Участники проекта

дети групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР, педагоги, родители (законные представители) воспитанников

Возраст детей

5-7 лет

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект  

Несформированность у детей представлений о зимующих птицах и их образе жизни

Актуальность

Птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить детей видеть это, формируя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Проведя беседу с детьми, мы столкнулись с тем, что большинство детей не знают названия зимующих птиц и не имеют навыков оказания помощи птицам в зимний период.

Цель

Сформировать у дошкольников общие представления  о зимующих птицах нашего края, об их образе жизни,  характерных признаках и  связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц.

Задачи

  • Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
  • Развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.
  • Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
  • Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.
  • Повысить уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельность ДОУ

Предполагаемый результат

Дети научаться выделять особенности каждого вида зимующих птиц, находить  у них сходства и различия, получат знания о том, чем можно и чем нельзя кормить птиц.

Продукт проекта

Коллективный коллаж «Птицы зимой»

Итоговое мероприятие проекта

Конкурс кормушек

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Этапы реализации проекта

Действия педагогов

Действия детей

Действия родителей

Подготовительный этап

- сбор информации

- работа с литературой

- обработка собранной информации

- наблюдения

- разработка конспектов ОД, сценария итогового мероприятия, положения о конкурсе кормушек

- составление паспорта проекта

- участие в беседах

-определение проблемы и способов ее решения

-изготовление атрибутов для подвижных игр

Основной этап

организация деятельности с детьми и родителями воспитанников по плану проекта

- игровые упражнения и дидактические игры

- наблюдение за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия.

- рассматривание альбома «Зимующие птицы»

- раскрашивание силуэтов птиц

- рисование птиц, опираясь на поэтапные образцы

- лепка птичек

- аппликация

Заключительный этап

-проведение итогового мероприятия

- анализ результатов проектной деятельности

- обобщение опыта, представление его на педсовете в учреждении

Изготовление коллективного коллажа «Птицы зимой»

Участие в конкурсе кормушек

МОДЕЛЬ ТРЕХ ВОПРОСОВ

(по Л.В. Михайловой-Свирской)

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

-Ворона, голубь, воробей не улетают (Денис И.)

- Им холодно, нет жучков (Макар Ш.)

-Ворона, голубь, воробей не улетают (Денис И.)

- Им холодно, нет жучков (Макар Ш.)

- спросить у мамы (Лиза Ш.)

- посмотреть телевизор (Дима Ш.)

- книгу почитать (Кирилл Ф.)

- в библиотеку сходить (Милана Л.)

ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)

Представляет собой внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных   методов    и   приемов    по   расширению   знаний   дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.

Выполнение проекта проводилось в 3 направлениях:

  • работа воспитателей с детьми;
  • работа воспитателей с родителями;
  • совместная деятельность родителей и детей.

Работа с детьми

Непосредственно-образовательная деятельность.

  • Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой?», «Меню птиц», «Синичкин день», «Кто заботится о птицах?», «Как проводят зиму лесные птицы?»
  • Наблюдения на прогулке: «Как передвигаются птицы?», «Как ведут себя птицы возле кормушки?», «Чьи следы?»
  • Опыты и эксперименты: «Зачем птицам перья?», «Почему птицы не падают с деревьев?», «Из чего птицы строят гнёзда?»

Коммуникация

  • Чтение художественной литературы: М. Горький «Воробьишко», В. Бианки «Холодно в лесу. Холодно!», «Кто сыт, тому холод не страшен?», «Сорока», В. Сухомлинский «Как синичка меня будит».
  • Заучивание наизусть: И. Мальцева «Наступили   холода», А. Барто «Воробей», «Синица».
  • Отгадывание загадок.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Просмотр презентации «Птицы зимой».

Художественное творчество

Развивать у детей интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике изобразительного искусства.

  • Рисование пальчиками «На кормушке», «Синицы», «Встреча голубя со снегирём»
  • Рисование пластилином «Снегирь на рябине»
  • Оригами «Совята»
  • Обрывание «Сова»
  • Аппликация из ватных дисков «Синицы»
  • Коллективный коллаж «Птицы зимой»

Труд

Изготовление кормушек (совместная деятельность детей и родителей). Развешивание кормушек на территории детского сада. Привлечение детей к подкормке птиц во время зимнего периода.

Социализация.

  • Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Узнай по голосу», «Один - много», «Кто где живёт?», «Раскрась пёрышки», «Узнай птицу по контуру?»
  • Настольно-печатные игры: «Парочки», «Разрезные картинки», «Сложи птицу».        
  • Подвижные игры: «Воробушки и кот», «Птички и автомобиль», «Птицы в гнёздышках», «Совушка- сова».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.    

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

В результате проведения данного проекта «Зимующие птицы» у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности; также были созданы благоприятные условия для формирования у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц, для воспитания у детей бережного отношения к природе; и условия для развития у детей любознательности, творческих способностей.

В групповом помещении пополнилась предметно-развивающая среда. Воспитанники и их родители   приняли   активное   участие   в   оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Создание фотовыставки «Зимующие птицы».

Коллективный коллаж, выполненный детьми в разных техниках.

Проведение конкурса кормушек среди семей.

Выводы: 

В результате нашей работы над проектом, мы расширили представление у детей о зимующих птицах. Сформировали представление о птицах, живущих в городе и прилетающих на зимовку. Так же в ходе проекта мы развивали свои творческие способности: рисовали, раскрашивали, делали аппликации птиц. Приобрели навыки поиска и сбора информации, умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи. Научились своими руками изготавливать корм. Совместно с родителями мастерили кормушки и приобретали трудовые навыки.

Использование метода проектов в системе коррекционно-развивающей работы стимулирует познавательную активность детей с ЗПР, способствует развитию коммуникативных умений, позволяет наиболее успешно систематизировать знания по выбранной теме, воспитывать такие качества, как организованность, добросовестность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

подготовили: Корякина В.П. Коренева И.Г. Оганнисян О.В. Развитие познавательной активности у детей с ЗПР в ходе реализации проекта «Зимующие птицы»

Слайд 2

Ребенку с ЗПР необходимо постоянное сотрудничество, когда взрослый шаг за шагом ведет его по «ступенькам развития», раскрывая потенциальные возможности ребенка.

Слайд 3

Проект «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» Актуальность Проведя беседу с детьми, мы столкнулись с тем, что большинство детей не знают названия зимующих птиц и не имеют навыков оказания помощи птицам в зимний период. Проблема Несформированность у детей представлений о зимующих птицах и их образе жизни

Слайд 4

Цель: Ф ормирование у дошкольников общих представлений о зимующих птицах нашего края, об их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц Задачи: Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц. Развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время. Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта. Повысить уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельность ДОУ Предполагаемый результат: дети научаться различать зимующих птиц и выделять особенности каждого вида, находить у них сходства и различия, получат знания о том, чем можно и чем нельзя кормить птиц. Итоговое мероприятие: конкурс кормушек Продукт: - коллаж «Зимующие птицы (для детей)

Слайд 5

Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать? -Ворона, голубь, воробей не улетают (Денис И.) - Им холодно, нет жучков (Макар Ш.) - чем можно кормить птиц (Родион Т.) - куда улетает летом синица (Степа К.) - из чего сделать кормушку (Милана Л.) - спросить у мамы (Лиза Ш.) - посмотреть телевизор (Дима Ш.) - книгу почитать (Кирилл Ф.) - в библиотеку сходить (Милана Л.) Модель трех вопросов (по Л.В. Михайловой-Свирской)

Слайд 6

Этапы реализации проекта Действия педагогов Действия детей Действия родителей Подготовительный этап - сбор информации - работа с литературой - обработка собранной информации - наблюдения - разработка конспектов ОД, сценария итогового мероприятия, положения о конкурсе кормушек - составление паспорта проекта участие в беседах определение проблемы и способов ее решения изготовление атрибутов для подвижных игр беседы с детьми о птицах чтение худ. литературы для детей о птицах Основной этап Организация работы с детьми по всем направлениям образовательных областей, через занятия с применением различных методов и приемов. Оказание практической помощи детям. Беседы, совместное чтение –обсуждение. игровые упражнения и дидактические игры наблюдение за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия. рассматривание альбома «Зимующие птицы» раскрашивание силуэтов птиц рисование птиц, опираясь на поэтапные образцы лепка птичек аппликация участие в мастер-классе по изготовлению картины из шерсти «Снегирь» чтение детям предложенных воспитателями произведений художественной литературы просмотр с детьми различных познавательных мультфильмов и фильмов Заключительный этап проведение итогового мероприятия анализ результатов проектной деятельности - обобщение опыта, представление его на педчасе в учреждении - изготовление коллажа «Зимующие птицы - участие в конкурсе кормушек - в течение зимнего периода подкормка птиц с детьми. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Слайд 11

Мастер-класс для родителей «Снегирь»

Слайд 12

Конкурс кормушек

Слайд 13

Использование метода проектов в системе коррекционно- развивающей работы стимулирует познавательную активность детей с ЗПР, способствует развитию коммуникативных умений, позволяет наиболее успешно систематизировать знания по выбранной теме, воспитывать такие качества, как организованность, добросовестность .

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....