Технологическая карта занятия по познавательному развитию в средней группе
план-конспект занятия (средняя группа)

Разумова Елена Петровна

Продолжать знакомить детей с народной игрушкой, народным промыслом. Расширять знания о характерных особенностях Старооскольской глиняной игрушки, ее узорах.

- Развивать творчество, чувство цвета, формировать эстетический вкус. Закреплять умение украшать декоративными узорами силуэты игрушек (полосочки, кружочки, точки).

- Воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, гордость за русский народ.

- Содействовать возникновению чувства радости от проявленного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 71 «Почемучка» Старооскольского городского округа

Технологическая карта занятия по познавательному развитию в средней группе   

                                                                                     

                                                            Подготовил: воспитатель группы № 103 «Знайки» Разумова Е.П.

Старый Оскол, 2024

Название темы. «Старооскольская игрушка»

Возраст детей, образовательная область. 4 - 5 лет, познавательное развитие.

Цель. Воспитывать детей на народных традициях, развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с народной игрушкой, народным промыслом. Расширять знания о характерных особенностях Старооскольской глиняной игрушки, ее узорах.

- Развивать творчество, чувство цвета, формировать эстетический вкус. Закреплять умение украшать декоративными узорами силуэты игрушек (полосочки, кружочки, точки).

- Воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, гордость за русский народ.

- Содействовать возникновению чувства радости от проявленного творчества.

Планируемые результаты: иметь представление о родном городе, дети воспринимают художественные образы декоративно-прикладного искусства; украшают декоративными узорами силуэты игрушек (полосочки, кружочки, точки), взаимодействуют в коллективе сверстников, проявляют чувства радости от совместной деятельности.

Образовательные ресурсы:

Демонстрационный материал. Глиняные Старооскольские игрушки, альбом «Старооскольская игрушка», образцы росписи Старооскольской игрушки, ИКТ, презентация, флешка с народными мелодиями, скоморошьи колпаки.

Раздаточный материал: шаблоны, гуашь, баночки с водой, кисти, салфетки (на каждого ребёнка), клеёнка.

Предварительная работа:

- Беседы о народных промыслах, обычаях и традициях русского народа;

- Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства;

- Изодеятельность детей на темы народных промыслов;

- Разучивание потешек, песенок, частушек, народных игр;

- Создание уголка «Родной край».

Этапы занятия и время

Формы, методы и приемы работы

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность ребенка

Результат

Организационный момент

(1 мин)

Организация проблемной ситуации

Дети и педагог встают в круг.

-Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Мы живем в родном краю,
Всех я Вас приветствую!

Согласовывать движение с текстом

Организация мотивации к образовательной деятельности

Мотивационно-ориентировочный

(1 мин)

Звучит народная мелодия

Художественное слово

Рассматривание фотографий ярмарки

Воспитатель в колпаке скомороха:

- Ярмарка! Ярмарка!

Широкая ярмарка!

Проходите! Заходите!

Хотите - смотрите!

Деньги есть - купите!

Ответы детей

Выбор детей

Поисковый

(1 мин)

Проблемная ситуация

Рассматривание фотографий ярмарки

- Ребята! Хотите пойти на ярмарку да узнать получше, что это такое?

- Ярмарка - это радостное, веселое, праздничное настроение, это шутки, игры

- Приглашаю вас поучаствовать в ярмарке.

- В этом нам помогут вот эти веселые колпаки. Его нужно надеть, и мы сразу окажемся на веселой ярмарке

Ответы детей.

Дети одевают колпаки

Координация речи и движений

Знакомство с ярмаркой

Практический

(16 мин)

Художественное слово

Показ и рассматривание Старооскольской глиняной игрушки

Физминутка:

игра «Карусель»

Коллективная работа.

Звучат русские народные мелодии

- Дорогие господа!

Посмотрите все сюда!

Игрушки Старооскольские

На все манеры!

Вот вам барыни

А вот и кавалеры!

У барынь алые щеки и губки,

Нарядные платья и теплые шубки.

Хоть весь базар обойдете -

Лучше барынь не найдете!

Игрушки из Оскола всюду славятся,

Проходите скорее, вам понравятся!

Играть любят все, даже взрослые.

-Этими фигурками из глины можно и играть, и свистеть, и любоваться. Раньше такие игрушки были в каждом доме.

- Есть такие у вас? Хотите узнать, что это за игрушки?

- Называются они Старооскольские.

- Родился город на Осколе

Давно в седую старину.

Став крепостью по царской воле,

Он грудью защищал страну.

- И назвали люди этот город Старый Оскол.

Здесь любили песни, пляски,

Здесь рождались чудо - сказки,

Вечера зимой длинны-        

И лепили там из глины.

Вокруг города располагались огромные залежи глины.

- Целые семьи занимались гончарным делом. Повсюду лепили «мелочь» - свистульки и забавные фигурки: коников, баранов, медведей, всадников, барынь, нянь. Даже женщины и дети лепили игрушки и расписывали их после обжига в печах (горнах).

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные

Разноцветные кружочки,

И полосочки, и точки.

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Старооскольскую игрушку легко отличить от других - они не красятся и не глазируются. Поверхность игрушки шероховатая, хранящая бугорки и вмятины от пальцев умелых рук мастера.

— Вот олень:

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Длиннорогий, желторотый

Мчится глиняный олень.

- Краше всех индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

— Вот барашек-свисток.

Левый рог-завиток,

Правый рог-завиток,

На груди - цветок.

- Посмотри, как хороша

Эта девица-душа!

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

- А за ними кони, кони.

Вновь за тридевять земель

И пестреет от погони

Глиняная карусель.

- А какая же ярмарка без карусели! Садитесь, ребята!

- Еле – еле, еле – еле,

Закружились карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

1 и 2, 1 и 2 – вот и кончилась игра!

- Хотите стать мастерами и сделать игрушку? Выбирайте любой шаблон и проходите за столы.

- Русский народ вкладывал в них особый таинственный смысл: круги – солнце, волнистые линии – вода, маленькие кружочки – семена.

Зовут ее народная игрушка.

В местных лесах зародилась,

Оскольской глиной заводилась,

Из песочка нашей речки,

Обжигалась в жаркой печке,

Краской яркой покрывалась,

На ярмарке широкой продавалась!

Ответы детей

Дети берут в руки, рассматривают, называют элементы узора.

Дети пробуют посвистеть.

Дети сравнивают роспись 2-3 барышень.

Дети берутся за ленточки, прикрепленные к зонтику, идут и бегут по кругу со словами

Дети украшают свои игрушки

Знакомство со Старооскольской игрушкой

Знакомство с мастерами, способом изготовления игрушки

Знакомство с игрушками Старооскольских мастеров

Позитивное настроение

Выражение и самореализация в продуктах творчества.

Рефлексивно- оценочный

(1 мин)

Оценка занятия

- Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

- Что узнали нового и интересного?

 Дети выполняют условия задания.

Выводы.

Поощрения детей. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по речевому развитию в средней группе Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать».

Целью данной работы является: Развитие монологической речи детей среднего дошкольного возраста...

Технологическая карта занятия по познавательному развитию для средней группы "Воздушные шары"

Целью данной работы является: формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о резине...

Технологическая карта занятия по познавательному развитию.Средняя группа

Технологическая карта по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста "Поможем гномику".Главной целью является уточнение и расширение представление детей о диких животных...

Технологическая карта занятия по познавательному развитию в средней группе "Вода - водица"

Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования с водой. с целью выявления свойств воды....

Технологическая карта непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми. Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «На арене цирка».

Данная методическая разработка продолжает  знакомить детей с профессиями артистов цирка. В ходе занятия воспитывает у детей уважение к артистам цирка. Воспитатель помогает создавать  д...

Технологическая карта занятия по познавательному развитию в средней группе с применением STEАM технологий

Цель: понимание детьми свойств воды, развитие познавательной активности с помощью STEAM технологий.Задачи:Образовательные:• формировать и систематизирование знаний детей о воде, о её назначении, ...