Экологическая тропа в ДОУ.
учебно-методический материал

Корсакова Нина Владимировна

Экологическая тропа в ДОУ-специально оборудованная природная территория.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_tropa_v_dou_-_kopiya.doc546 КБ

Предварительный просмотр:

Корсакова Нина Владимировна

МДОКУ детский сад «Сказка»

Кировской области  Оричевский район  пгт Лёвинцы

Экологическая тропа в ДОУ.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты.

Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация развивающей среды.

Природная зона включает в себя помещения и участок дошкольного учреждения: групповые уголки природы, озелененная территория детского сада, экологическая тропа.

Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми, просветительская работа с населением, работниками дошкольных учреждений и родителями детей. Она выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.

Экологическая тропа ДОУ – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию об этих объектах.

В качестве объектов выбраны различные виды дикорастущих и культурных растений, лекарственные растения, клумбы, альпийская горка, различные виды деревьев, растения огорода.

В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.

При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.

Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.

Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей. Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают. Получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Помимо «экологических пространств», расположенных в помещении дошкольного учреждения, на участке детского сада создается развивающая экологическая среда. Благоприятный микроклимат создается по  всей  территории  детского сада.

 Создана   и оформлена  экологическая  тропа. Учитывая небольшую протяженность маршрутов для дошкольников, специфику включаемых точек (природные и искусственные объекты), возраст детей, формы работы с ними, экологическая  тропа выполняет  познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.

Для повышения интереса детей к занятиям на тропе (особенно младшего возраста)  выбирается «хозяин  тропы» - сказочный герой ( Лесовичок).

Фото1675Этот персонаж помогает проводить занятия на тропинке. Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках.

Название

объектов

Краткая характеристика

объектов

«Лес – наше богатство»  

Представлен лиственными  деревьями  и  кустарниками: липа, дуб, ива, лиственница, ольха, рябина, калина, а также хвойными деревьями и кустарниками:  ель,  сосна, пихта,  можжевельник. На разных деревьях есть таблица с кратким описанием

«Птичий городок»

     

Оборудована разными  формами кормушек. («Птичий столб», поилка для птиц, кормовые растения, домики для птиц – скворечники.)

«Старый пень »

 

Цель: предоставить возможность для психологической разгрузки и прогулок, знакомить с окружающим миром, показать детям возможность создания условий второй жизни старых вещей.

«Муравейник»

Муравьи - животные барометры, активно помогают предсказывать погоду

«Грибная полянка»

 

Оборудована муляжами грибов: боровик, опята, сыроежки,  подосиновик,  лисички,  рыжик,  подберёзовик,  мухомор

«Уютное болотце»

Оборудовано небольшим декоративным  водоёмом из пластиковой формы. Оформлено «болотце» известняковым камнем, растениями, кувшинками, обитателями водоёмов.

«Метеоплощадка»

Создана небольшая метеоплощадка. На высоком металлическом шесте прикрепите флюгер, позволяющий следить за сменой направления ветра. Здесь же размещен  оригинальный указатель направления ветра. Солнечные часы и деревянные метеобудки. Для измерения осадков на метеоплощадке  имеются  дождемеры, сделанные из пластиковых бутылок.

«Клумба с альпийской горкой»

Оформлена камнем - песчаником, цветами и травами, пригодными для выращивания в альпинарии. 2-3-мя  большими камнями для убежища жуков, червей и других насекомых для наблюдения

«Лужайка»

   

Растут лекарственные травы, луговые цветы, земляника  и другие растения.

 « Огород» 

 

Эта видовая точка представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений

«Алеея выпускников» 

   

Выпускники и их родители каждый год сажают деревья на территории детского сада

Каждую весну в экологическом центре выращиваем рассаду разных цветов, а затем все это высаживается в клумбы, которые сделаны на участках для прогулок.

Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться. Благоустройство решает  задачи эстетического, умственного, нравственного воспитания детей через знакомство с окружающим растительным и животным миром. Также тропа обновляется каждый год.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...