Патыры Земли Марийской
материал (старшая группа)

Салмиярова Виктория Александровна

Информационный материал для методической поддержки педагогов в занятиях по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с богатырями марийской земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatyri_zemli_mariyskoy.docx846.45 КБ

Предварительный просмотр:

БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ МАРИЙСКОЙ

                                                                               

Богатырями называем

                                                                  Мы тех, кто смело в бой идет,

                                                                      В лицо своих героев знаем;

                                                                   Отважных любит весь народ

                                                                                                Шадт Булат

 

       В истории каждого народа есть вехи и периоды, которые живут в памяти поколений на протяжении многих столетий. В жизни мари крутые изменения происходили не раз, но героическая борьба нашего народа за свою землю, возможность жить согласно своим законами обычаям, шедшая на протяжении всего XVI  столетия поражала современников, а позднее историков.

      Уже в середине XIII столетия сложился союз мари – государственное образование с заметными общественными и религиозными структурами. Только имея такое государственное управление, можно было собирать на защиту независимости десятки тысяч ратников, созывать общенациональные  моления. Марийские князья  - лужавуи  -  организовали сильные военные организации, противостоящие монголу-татарскому нашествию. Из тех далеких лет дошли до нас легенды о подвигах марийских патыров: Йыланды, Атурая, Яктевуя. Народное движение против насильников было мощным и, к сожалению, потери марийцев были самыми горькими.

      XVI век принес новые испытания народу, так и не сумевшему до конца формировать крепкое государство. Насильственный захват марийских земель, принудительная христианизация всколыхнуло гордое племя Онара. Под знамена Мамич Бердея, Болтуша, Токтауша поднялись десятки тысяч марийских ратников – смелых, сильных молодых воинов. Языческие предводители мучительно искали выход в трудной ситуации – как сохранить свой союз, веру, землю.  В начале их действия носили хорошо организованный характер,  и им сопутствовал успех. Но неслыханная жестокость, с которой расправлялись царские дружины с мирными жителями – детьми, женщинами, стариками, пленными поверг в  ужас марийское племя. В ходе долгой тридцатилетней войны против колонизации возникли распри между марийскими князьями, царь сумел подкупом и обманом фактически расколоть национальные силы.

    Мученическую смерть приняли почти все марийские военные предводители, тысячи молодых воинов были угнаны в плен или взяты в качестве заложников. В 1556 году 26 апреля, защищая последнюю резиденцию марийских князей на месте современного Малмыжа, был убит Болтуш. Его воины похоронили своего предводителя на высокой горе. С тех пор это возвышение в народе называют Болтушиной горой.

https://vkm.mari-el.muzkult.ru/media/2018/08/27/1232422484/image_image_1488651.png

Марийский князь Болтуш

 https://vkm.mari-el.muzkult.ru/media/2018/08/27/1232422485/image_image_1488644.jpg

Болтушина гора      

 

https://vkm.mari-el.muzkult.ru/media/2018/08/27/1232422491/image_image_1488645.jpg

Гибель князя Болтуша

          Потомки князя живы до сих пор,  знают о своем происхождении и носят фамилию Болдушины.

          Легенду  о героической борьбе и смерти Болтуша – историчсекую песню о последней битве князя – сохранили для потомков марийские карты. Правду о нем рассказали народу первые марийские просветители.

         На первом съезде мари в Бирске 1917 году выдающийся марийский просветитель, профессор Павел Петрович Глезденев призвал свой народ ежегодно 26 апреля отмечать общемарийский праздник – День национального героя.

        После войны первый раз в 1990 году по призыву движения «Марий ушем» марийская общественность отметила 26 апреля День национального героя и тогда было заявлено, что без сохранения исторической памяти не может быть национального возрождения.

У каждого народа есть национальные герои, почитание которых укрепляет историческую память народа. У русских это Дмитрий Донской и Сергий Радонежский, у эстонцев – Лембиту, у венгров – Янош Кошут, у мордвы – Бургас, у марийцев символами национальной гордости останутся такие мифологические и исторические национальные герои, как Болтуш, Онар, Чумбылат, Чоткар-патыр, Кокша, Мамич-Бердей, Акпарс, Акпатыр и др.


АКПАРС

https://vkm.mari-el.muzkult.ru/media/2018/08/27/1232422488/image_image_1488455.jpg

Акпарс – сотенный князь горных марийцев

 

          Акпарс – сотенный князь горных марийцев. Лидер сторонников добровольного присоединения горных марийцев к Русскому государству. Он был известен под именем Акказ, Кази – белый Кази (Гази). Имя АКПАРС он получает за героизм при взятии Казани.

         Сотенный князь горных марийцев, живший, если верить преданиям, в местечке Нуженал. Но еще в 18 веке значительная часть современного Горномарийского района по обе стороны Волги официально называлась землей Акпарса. С именем Акпарса связаны поворотные моменты в истории марийского народа. Стремясь освободиться от власти Золотой Орды, горные марийцы отправили несколько наиболее уважаемых своих предводителей к Ивану Грозному, с просьбой покровительства и военной поддержки.  В деле добровольного присоединения горных мари к русскому государству, большую роль сыграл именно князь Акпарс, гласят исторические предания. По одной из легенд Акпарс предложил русскому царю, безуспешно осаждавшему Казань, свой план взятия города – сделать подкоп под стены и взорвать их с помощью пороховых бочек, на которые поставлены горящие свечи.  Черемисский князь сам измерил в шагах расстояние до вражеской крепости, играя при этом на гуслях, чтобы отвлечь внимание казанцев. Но свечи в подкопе горели медленнее, чем те, которые зажгли в лагере русских воинов, и   взрыв не прогремел в урочное время. Иван Грозный, обвинив Акпарса в измене, уже выхватил саблю, но тут стены Казани с грохотом пали.
       Акпарсу посвящен цикл исторических преданий, произведения литературы (роман А. Крупнякова "Марш Акпарса", драма С. Николаева "Акпарс", повесть К. Васина "С вами, русичи!", поэма Л". Беляева "Аргамак" и др. ), живописи ("Марийские послы у Ивана Грозного" А. Пушкова), музыки (сюита "Сыны Акпарса" А. Луппова).

         На Коркатовском повороте в Горномарийском  районе установлена бронзовая скульптура АКПАРСУ. Он изображён стоящим, перед ним гусли. Одной рукой Акпарс играет на них, а другой приветствует свой народ. Автором скульптурной композиции является творческий тандем А. Ширниной и С.Яндубаева.     

https://vkm.mari-el.muzkult.ru/media/2018/08/27/1232422489/image_image_1488457.jpg                  

Памятник Акпарсу в Горномарийском районе

 

      

АКПАТЫР

https://vkm.mari-el.muzkult.ru/media/2018/08/27/1232422494/image_image_1488459.jpg    https://vkm.mari-el.muzkult.ru/media/2018/08/27/1232422495/image_image_1488460.jpg

Акпатыр - национальный марийский герой XVI в., народный заступник и целитель 

 

             Акпатыр - национальный марийский герой XVI в.,  по преданию, родился в д. Кетекмучаш Малмыжского района Кировской области (совр. Акбатырево). Акпатыр выделялся среди других светлыми волосами и богатырской силой, из-за чего и получил свое прозвище. Похоронен в поле у д. Большой Китяк (Малмыжский район Кировской области). В память о нем на его могиле ежегодно проводят моления. Из марийской легенды об Акпатыре: «Акпатыр отличался богатырской силой, он простреливал из лука вековые дубы, сносил стрелой кочку, которая перелетала через реку Вятку».

 

 

ЧУМБЫЛАТ

 

https://vkm.mari-el.muzkult.ru/media/2018/08/27/1232422492/image_image_1488461.jpg

Чумбылат – князь-воин

 

            В общемарийских религиозных обрядах наблюдается особое почитание предка-богатыря Чумбылата. Согласно преданиям, Чумбылат – князь-воин, который в конце XI века собрал под свое покровительство большую часть разрозненных марийских племен и приказал строить города-крепости. Его народ считал своим северным царем. При нем сложилось традиции богослужения, порядок жертвоприношения, которые оставались традиционными на протяжении столетий. Перед военными баталиями ритуал жертвоприношения восполнялся исполнением исторических песен, речитативных рассказов известными и наиболее уважаемыми гуслярами. Их воздействие на слушателей было огромным. Произведения устного народного творчества показывают, что Чумбылат собирал под свои знамена в защиту родной земли и традиционной народной веры десятки тысяч ратников и не раз спасал свой народ от нашествия врагов и продолжал оказывать помощь и после своейсмерти.
           Культ поклонения марийскому легендарному предку Чумбылату не утратило своей актуальности и в наши дни. Местом захоронения легендарного героя считается небольшая гора на реке Немда. В народе это место называют Чумбылат кў – Чумбылатов камень. Он представляет собой ничто иное, как высокий утес на берегу р. Немды, в полуверсте от названной деревни, вниз по течению реки. 

 

https://vkm.mari-el.muzkult.ru/media/2018/08/27/1232422493/image_image_1488462.jpg

Гора Чумбылата (Кировская область)

 

              Марийцы каждый год приносят жертву легендарному герою, а через два года в третий всенародно молятся ему в роще, посвященный его имени. Они рассказывают, что давно у них был славный могучий богатырь Чумбылат. Вооруженный с головы до ног появлялся он как на коне среди черемис всякий раз, когда неприятель грозил им нападением. Долго жил он на свете, оберегая черемис от врагов, но наконец пришла пора и ему умирать. Плачущие марийцы собрались вокруг него. «Не плачьте, - говорил он им, – я и мертвый буду вам помогать против неприятеля. Когда вам придется плохо, подойдите к моей могиле и громко скажите: «Чумбылат, вставай! Неприятель пришел!.. Я встану оборонять вас…» Умер Чумбылат. Торжественно похоронили его марийцы на высокой горе в полном вооружении и на коне, устроили богатые поминки и горько оплакивали своего богатыря. Прошло мирно некоторое время, но вдруг неожиданно появился сильный враг. Вспомнили марийцы о своем богатыре. Прибежали к горе и начали громко звать его. Раскололась гора, появился оттуда Чумбылат на коне и бросился на врагов. Быстро привел он в беспорядок неприятельское войско, рубил и топтал обезумевших врагов. А когда неприятель исчез, Чумбылат вернулся к своей горе: она раскрылась перед ним и поглотила его вместе с конем.
          Так прошло много времени, и всякий раз Чумбылат выручал своих единоплеменников из беды. Однажды ребятишки подсмотрели, как старшие вызывают на помощь себе Чумбылату. Начали они играть в войну, подбежали к горе и давай звать Чумбылату, а сами попрятались. Треснула гора, выехал Чумбылат на своем коне в полном вооружении. Смотрит перед собой – нет неприятеля! Глянул направо – пусто, налево нет никого… Тихо поехал он к горе и исчез. Мальчишкам страсть это понравилось: они не замедлили повторить подобную игру. Опять выехал из горы Чумбылат и, не видя врага, с заметным неудовольствием покачал головой, сердито повернул коня к горе. Озорной детворе мало показалась и этого, она в третий раз побеспокоила богатыря. Затряслась земля, с грохотом треснула гора и выехал оттуда разгневанный Чумбылат, а неприятеля и в помине нет, только все окрестные марийцы сбежались на шум. Увидал их Чумбылат их и кричит: «Не цените вы моих трудов, марийцы! Я вас спасал от всякого врага, а вы надо мной издеваться начали! За это буду я теперь не защитником вашим, а лютым врагом: не оборонять вас, а сам буду всячески вредить вам. И всякая молитва, всякая жертва только на один раз спасет вас от моего гнева! Будете меня помнить!..» Повернул своего коня Чумбылат и пропал в горе… Плохо стало теперь черемисам, Чумбылат стал посылать одну беду за другой, то неурожай, то мор на людей, то болезнь на скотину. Начали марийцы молится Чумбылату как богу, приносить жертвы. Но Чумбылат избавляет черемис от беды только за хорошую жертву, а на плохую и не смотрит. Каются теперь марийцы, что сами виноваты, если Чумбылат из защитника обратился в злейшего врага их: не надо было ребятишкам давать волю.


             

https://vkm.mari-el.muzkult.ru/media/2018/08/27/1232422466/image_image_1488463.jpg

 Из года в год марийское население молятся и устраивают жертвоприношения марийскому богатырю и великому князю Чумбылату 

 

 

ЧОТКАР-ПАТЫР

 

https://vkm.mari-el.muzkult.ru/media/2018/08/27/1232422467/image_image_1488464.jpg

Чоткар — легендарный марийский герой 

 

            Чоткар — легендарный марийский герой, живший в XIII веке. Согласно преданию, Чоткар освободил весь лесной марийский край от нападавших на марийские селения кочевников. Богатырь похоронен на холме между деревнями Нурмучаш и Усола в (Волжском районе Республики Марий Эл). Перед смертью Чоткар попросил положить свой меч и щит вместе с ним в могилу и обещал в тяжелую минуту, когда марийцев будут одолевать враги, прийти на помощь.       Марийский народ сохранил несколько легенд, которые были связаны с именем народного героя-богатыря Чоткара, который родился как раз на месте слития Юшута и Илети в семье простого марийского охотника.

            Как и в русских сказках, национальный герой обладал необыкновенной физической силой, добрым сердцем, мудростью и огромным патриотизмом. Даже спустя несколько веков жители деревень помнят Чоткар-патыра (чоткар – «сильный», «крепкий»). В народе складываются легенды о спасении «силачом» целого народа от гнета вражеских захватчиков. Согласно одной из них он так защищал марийцев, что те были освобождены от налога татарам. А однажды Чоткар со своим сыном Одаем поехал к Батыю. Растроганный пением юноши, татарский хан предложил остаться и начать служить ему. Но сын Чоткара отказался и остался верен своему народу, как и его отец.Богатырь был похоронен на горе под молодым дубом, в том месте, где река Пез впадает в Илеть. Дерева сейчас уже нет. Оно упало в XIX веке, и из уважения к памяти героя, еще долго лежало на своем месте. Возможно, точное нахождение могилы Чоткара мы больше никогда не узнаем. Но на берегу реки Пез, где он любил когда-то отдыхать, поставлен камень памяти. На нем слова: «Душа Чоткара в сердце марийца».   

 

https://vkm.mari-el.muzkult.ru/media/2018/08/27/1232422464/image_image_1488465.jpg

 

           Ежегодно недалеко от деревни Нурмучаш в начале июня проходят праздничные торжественные мероприятия в память Чоткара.
          Помимо народных преданий о Чоткаре были созданы литературные произведения: стихотворение-легенда «Богатырь Чоткар» С. Г. Чавайна (1910—1912) и исторический роман «Чоткар» Л. Л. Яндакова (2000).

 

 

ОНАР

https://vkm.mari-el.muzkult.ru/media/2018/08/27/1232422465/image_image_1488466.jpg

Онар – мифологический герой народа мари

 

          Онар – мифологический герой народа мари, отличается огромным ростом, в мифологии онары – первые люди-мари, основатели деревень, отождествляются с предками-предводителями. Марийский край называют землей Онара. Из марийской сказки об Онаре: «Онар был великаном, головой доставал до облаков, сама Волга ему была по колено… Онар был настолько силён, что огромный дуб мог вытащить из земли вместе с корнями, точно репейник.  Когда песок набьётся ему в лапти, присядет богатырь, вытрет пот со лба, снимет лапоть величиной с лодку, а как вытряхнет из него прах, - поднимается среди равнины курган высотой с копну. С тех пор и стоят эти курганы».

 

https://vkm.mari-el.muzkult.ru/media/2018/08/27/1232422470/image_image_1488468.jpg

В селе Шоруньжа Моркинского района заложен первый камень для памятника ОНАРУ. По легендам и преданиям именно в этом районе марийским патыром были образованы горы и курганы.

 

КОКША

 

https://vkm.mari-el.muzkult.ru/media/2018/08/27/1232422471/image_image_1488486.jpg

Кокша-богатырь – марийский национальный герой

 

         Кокша-богатырь – марийский национальный герой, именем которого по легенде названа р. Малая Кокшага (г. Йошкар-Ола), а также п. Кокшайск и д. Кокшамары Звениговского района РМЭ. Из марийской сказки о Кокше-богатыре: «Наделили Кокшу при рождении Кугурак, Чоткар и Акпатыр силой, ловкостью и  мудростью. С этой поры  Кокша стал расти не по дням, а по часам. За двенадцать суток он превратился в высокого, широкоплечего парня – в настоящего богатыря».

 

 

 

 

          Список литературы:

  1. Марий талешке кече (День национального героя): Дайджест/ГУК РМЭ РДБ; Сост. Л.Л.Дроздовская.-Йошкар-Ола: Республиканская детская библиотека, 2003.-16с.
  2. Марий Эл: время, события, люди. Календарь знаменательных и памятных дат на 1995г.-Йошкар-Ола: Министерство культуры МАССР Национальная библиотека им. С.Г.Чавайна, 1994.-С.39-41.
  3. Мир духовной культуры: календарь-справочник памятных дат/ГУКРМЭ «РДБ»; сост. Л.Л.Дроздовская, Е.Н.Сорокина –Й-Ола, 2005.-С.30.
  4. Полтыш – князь черемисский. Малмыжский край.-П528.Йошкар-Ола:Центр-музей им.Валентина Колумба, 2003.-440с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Марийская народная кукла (занятие)

данный материал знакомит детей с изготовлением марийской народной куклы....

Сценарий познавательно-развлекательной игры для родителей «Знаете ли Вы традицию и историю марийского народа?»

Материал предназначен для организации работы с родителями воспитанников детских садов. Может использоваться на родительских собраниях по темам краеведения....

Герои земли марийской

Конспект занятия ко дню национального героя в подготовительной группе...

"мой родной марийский край"

конспект интегрированного занятия для средней группы...

"Марийские народные подвижные игры"

использование марийских народных подвижных игр на занятиях по физической культуре...

Марийский край - земля Онара праздник для старших групп, посвященный Дню Республики Марий Эл

Цель:  воспитывать любовь к малой Родине Республике Марий ЭлЗадачи:v обогащать словарь детей марийскими словами;v закреплять знания о республике, символике,      гимне  Респуб...