Конспект интегрированного занятия "Моя Мордовия. От прошлого к настоящему"
план-конспект занятия

Герасимова Ирина Николаевна

Конспект интегрированного занятия "Моя Мордовия. От прошлого к настоящему."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия. Моя Мордовия.26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №90»

Конспект интегрированного занятия «Моя Мордовия».

«От прошлого к настоящему»

                                                    Подготовила и провела:

                                                                       воспитатель первой  кв. категории

                                        Герасимова И. Н.

Саранск 2025

Цель: углубить знания детей о культуре и истории Мордовского края.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать представление о Республике Мордовия, как о малой Родине;
  • закрепить понятие «мордовский край»;
  • познакомить детей с мордовским национальным бытом, культурой, этносом.

Развивающие:

  • развивать интерес к культуре мордовского народа, познавательную активность детей, создавать радостное настроение;
  • развивать интерес к истории родного города, любознательность, расширять кругозор;

Воспитательные:

  • воспитывать чувство гордости к тому месту, где мы живем, интерес и уважение к национальным традициям.
  • воспитывать чувство уважения к далеким предкам, землякам, бережное отношение к истории родного края.

Методические приемы: показ, объяснение, чтение стихотворений, рассматривание, беседа по вопросам.

Оборудование: иллюстрации с изображением Старого Саранска, мордовской избы, Саранска 30-40 гг. 20 века, исторические фотографии, символика Республики Мордовия, старинные предметы быта и обихода, кукла в мордовском национальном костюме, комплект для конструирования крепости, атрибуты для игры «В горшки».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах, изделий мордовских мастеров, материалов и альбомов, слайдов, плакатов, открыток, экскурсии в мини-музей детского сада, рисование и раскрашивание народных игрушек.

Словарная работа: экспонат, экскурсовод, стенд, малая Родина.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы с вами живём в стране, имя которой – Россия. Но у каждого человека есть ещё и малая родина – это место, где человек родился и вырос. Наша малая родина – Республика Мордовия, мордовский край. Для нас она - самая любимая и родная. Имя нашей республике дал издавна проживающий здесь народ – мордва.

Воспитатель: Люди каких национальностей ещё проживают на территории Мордовии? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а как называется город, в котором мы живём?

Дети: город Саранск.

Воспитатель: верно, мы живём в городе Саранске.

Воспитатель: вы уже много знаете о нашей республике и нашем городе. Но знаете ли вы, когда и как они возникли? Сейчас мы представим, что находимся в музее, а я буду вашим экскурсоводом и расскажу много интересного. Но сначала ответьте на вопрос: для чего нужны музеи? (ответы детей)

Воспитатель: А как называются предметы в музее? (ответы детей)

Воспитатель: В музеях работают люди, профессия которых называется экскурсовод. Экскурсовод - это человек, который следит за сохранностью экспонатов, рассказывает об истории происхождения предметов, о картинах и  многом другом.

Воспитатель:  Итак, мы находимся у первого стенда, который показывает нам, как выглядел Саранск и мордовская деревня в старые времена.

    Давным-давно, там, где сейчас находится Саранск, располагалась деревенька. Вокруг нее были леса, где люди собирали мед и охотились. Первые поселенцы умели выращивать зерно и печь хлеб, держали овец, коров, кур, свиней. Мирный труд крестьян, охотников нарушали набеги кочевых племен, которые жгли дома и уводили жителей в плен. И тогда мордовский народ решил объединиться с русским народом для защиты от набегов. Ведь вместе легче строительством заниматься, и от неприятеля обороняться («Вид на старый Саранск»). И стали мордва защищать Россию. И путь врагу преградили заграждения из поваленных деревьев и остроги (крепости). Один из острогов был построен Саввой Козловским на месте мордовской деревеньки, где сливались две реки: Саранка и Инсар. Так возник острог Саранск в 1641 году как военная крепость.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, из чего мордва строили свои жилища? (ответы детей)

Воспитатель: И дома, и домашняя посуда, и предметы домашнего обихода были из дерева (фото «Мордовская изба»). И даже крепость, окружавшая старый Саранск была из дерева. Ребята, скажите, пожалуйста, почему так много предметов, сделанных из дерева? (ответы детей)

Воспитатель: Верно, потому что были леса, было много деревьев. А сейчас я предлагаю вам передохнуть.

Физкультминутка «По Саранску мы идем»

По Саранску мы идем (маршируют),

Звонко песню мы поем (по ворот головы вправо-влево).

Мы по улице шагаем (маршируют),

Ноги выше поднимаем.

Делай шаг – раз, два.

Взмах руками – три, четыре.

Повертели головой (поворот головы вправо-влево)

Влево-вправо. Хорошо!

Прыгнем вместе высоко. (прыгают на месте)

И побегаем легко (бег на месте).

Воспитатель: Продолжаем нашу экскурсию. Давайте посмотрим, как жили люди в те времена (фотография быта мордовского народа)

    Жила – была деревянная лучина. По вечерам в низенькой курной избушке старик – мордвин, одетый в грубую холщовую рубаху, выстругивал ее,  их сухого елового полена. И когда лучинка разгоралась тусклым смоляным пламенем, она видела перед собой закопченные стены убогого жилища и единственное затянутое бычьем пузырем окошко. И ещё  изможденную женщину, склонившуюся над прялкой и голодные глаза выглядывающих с печи ребятишек.

    Это не сказка. Такой домик имеется в Мордовском республиканском краеведческом музее. Еще в начале двадцатого века ютились в таких избушках тысячи мордовских семей. При лучине молились богу и плели лапти, рожали детей, огорчались и радовались.

Воспитатель: Но время не стояло на месте. Люди научились строить дома и из кирпича. И когда наш город стал столицей Мордовии, его облик был совершенно иным (фото «Саранск 30-40 гг. 20 века»). 

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам отдохнуть и поиграть  в игру «Выбери правильно». На столе лежат куклы в национальных костюмах, символы России, Республики Мордовия, элементы национальных узоров. Я предлагаю вам  выбрать мордовский герб, флаг, куклу в мордовском костюме и элемент мордовского узора (дети выполняют задание)

Воспитатель: Подойдем к следующему стенду, который рассказывает нам о достопримечательностях Мордовии. Для жителей и гостей нашей республики открыты двери музеев и театров. С каждым годом Саранск становится всё краше.

Воспитатель: Ребята, давайте перейдем к следующему стенду. Мордва всегда считалась крепкой  и сильной нацией. Но не только здоровым надо родиться. Чем еще необходимо заниматься, чтобы быть выносливым? (ответы детей)

Воспитатель: Жизнь мордвы всегда была неразрывно связана с трудом. Охота, рыболовство, земледелие, разведение скота – все требовало от человека ловкости, быстроты, внимательности, меткости. Борьба, конные скачки, катание на  лыжах, поднятие тяжестей, стрельба из лука, метание копья, всегда присутствовали в жизни мордвы. Из Мордовии вышло немало выдающихся спортсменов, чемпионов мира и олимпийских игр («Знаменитые спортсмены Мордовии»).

Воспитатель: Чтобы в будущем и вы стали чемпионами, вам надо усиленно заниматься, преодолевать лень, делать каждый день зарядку. Я предлагаю поиграть в мордовскую народную игру «В горшочки» («Чакшкинесэ» -эрз., «Сяканяса»-мокш.»)

 (Играющие делятся на две группы: «горшки» и «хозяева». Дети-«горшки», присев на пол, образуют круг. За каждым «горшком» стоит «хозяин». Водящий ходит по кругу, подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: - Продашь свой горшок? - Продам. После этих слов оба дотрагиваются руками до горшка, и бегут навстречу друг другу Кто успевает первым прикоснуться к голове горшка, тот становится его хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра начинается сначала) 

Воспитатель: предлагаю подойти к следующему стенду (фотографии, на которых изображены заводы и предприятия Республики Мордовии)

Воспитатель: Современный Саранск стал городом промышленным. Здесь работают десятки крупных заводов, снабжая своей продукцией жителей не только нашей республики, но и других регионов России.

Воспитатель: На этом наша экскурсия по знакомству с историей Мордовии заканчивается. Я благодарю вас за внимание и предлагаю построить старую мордовскую крепость из обычных листов бумаги. Согласны? (ответы детей)

Продуктивная деятельность. (делаем крепость из бумаги)

Воспитатель: Сегодня Мордовия - процветающая республика, она современна и не уступает по уровню жизни другим передовым республикам и областям. Воспитатель: Ребята, в заключении хочу сказать, у каждого человека есть свой маленький уголок – город, деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге родного дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной ООД "Путешествие в прошлое денег"

Цель: дать детям представление о денежной единице; научить понимать назначение денег; вызвать интерес к прошлому предмета, развить воображение....

Конспект ООД "Прошлое и настоящее". Самоанализ ООД "Прошлое и настоящее". Презентация "Пособия к ООД"

Приобщение детей к народной культуре является действенным средством познавательного, нравственного, эстетического развития детей....

Конспект занятия "Мордовия - прошлое и настоящее"

Материал конспекта предназначен для воспитателей детских дошкольных учреждений, работающих в рамках нравственно-патриотического воспитания детей...

Конспект интегрированной НОД "Путешествие в прошлое одежды"

Конспект интегрированного занятия в старшей группе содержит работу с детьми по ознакомлению детей с русским костюмом, элементами одежды в разных видах детской деятельности....

Конспект занятия по познавательному развитию «Прошлое и настоящее моей малой Родины»

Активизация познавательной деятельности обучающихся старшей группы посредством создания игровых проблемных ситуаций...

Конспект интегрированного занятия "Взгляд в прошлое"

На данном занятии дети посещают виртуальный музей фотоаппаратов. Узнают о происхождении фотоаппаратов, беседуют об эволюции фотографий. Вспоминают по фото праздник 9 мая прошлого года. В конце занятия...