Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Дети войны Орловского края»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: |
|
Программные задачи: |
|
Оборудование и материалы: |
|
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
для детей старшего дошкольного возраста
по теме: «Дети войны Орловского края»
подготовила Кузина С.А.
Цель: |
|
Программные задачи: |
|
Оборудование и материалы: |
|
Ход занятия
Приветствие, общение с детьми, ознакомительная беседа, ответы детей | Вводная часть Воспитатель: Добрый день! Сегодня, накануне праздника Дня Победы, мы будем говорить о Великой Отечественной войне и вы, ребята, узнаете о том, как жили дети во время войны, кому в те военные годы было совсем ещё немного лет. В цветы все улицы одеты, И песни звонкие слышны: Сегодня праздник – День Победы, Счастливый, светлый день весны! - Ребята, о каком празднике говорится в стихотворении? (О Празднике Дне Победы) - Когда празднуют День Победы? (Весной, 9 Мая). -Почему именно в этот день? (9 Мая 1945 года наша Родина одержала победу над фашистами). Воспитатель: 9 Мая много лет назад наш народ победил очень сильного врага. - Ребята, скажите, над кем была одержана победа? (ответы детей). Это была очень страшная война, и победа досталась нашему народу нелегко. Вспомним, как это было… 22 июня самая короткая ночь в году. В этот день во всех школах страны проводили последний выпускной бал. По традиции выпускники школ встречали рассвет, они пели, смеялись, мечтали о будущем… Звучит голос Левитана в записи: «Говорит Москва…» На рассвете 22 июня 1941 года в 4 часа утра началась Великая Отечественная война. Включается видеоролик о войне.
|
Беседа, работа с демонстрационным материалом, просмотр презентации, выполнение практических заданий | Практическая часть Вопросы детям: 1. Ребята, скажите, как жили люди до войны? 2. Что случилось рано утром 22 июня 1941 года? 3. Зачем Гитлер приказал своим войскам захватить нашу страну? 1 слайд Воспитатель: Многие ребята в различных городах нашей большой тогда страны, которая называлась Советским Союзом, после выпускных вечеров пошли в военные комиссариаты с просьбой отправить их на фронт. Тяжелое бремя легло на плечи вчерашних школьников. Наравне со взрослыми они работали на колхозных полях, трудились на заводах вместо ушедших на фронт отцов и братьев, участвовали в тушении зажигательных бомб при налете вражеской авиации. В период оккупации Орловской области дети пережили тяжелые испытания и стали очевидцами и жертвами жестоких преступлений нацистов. За годы оккупации Орловской области фашисты уничтожили более 80 тыс. человек, из них около 4700 детей. Угнано в немецкое рабство более 40 тыс. детей. Рано повзрослевшие мальчишки и девчонки помогали громить врага и в действующей армии, и в партизанских отрядах. Они разными путями стремились попасть на фронт, каждому из них хотелось стать сыном и дочерью полка и сражаться наравне со взрослыми. Совсем маленькие они помогали: присматривали за младшими, летом собирали грибы, ягоды, которые сушили. Кроме собственного огорода работали на полях – помогали выращивать для фронта урожай. Они вместе с мамами работали в поле, растили урожай овощей и хлеба, чтобы потом всё отдать фронту. Дети постарше даже на фронте помогали нашей армии: были партизанами, разведчиками, медсестрами, почтальонами. Среди детей войны есть очень много настоящих героев. Вот некоторые из них нашего Орловского края: 2-4 слайд Сысоев Виктор Петрович родился 4 ноября 1933 года в городе Мценске. Учился в школе, но война изменила привычную жизнь ребенка. Ребенком он работал в сапожной мастерской сначала учеником, потом подмастерьем и, впоследствии, сам был неплохим сапожником. Помимо этого, он еще и прислуживал у мастера, выполнял некоторые поручения по хозяйству: посыльным был, за детьми присматривал, помогал чем-нибудь. Умерла мама. Фашисты убили сестренку. Отец воевал на фронте. В 1943 году отец освобождал город Мценск от фашистских захватчиков, он был танкист. Узнав, что мальчик остался без матери и сестры, он попросил военное руководство взять Виктора сыном полка. Мальчику выдали обмундирование. Так начался боевой путь Сысоева Виктора Петровича - сына полка. В батальоне все оберегали и любили Витьку, как родного сына. Свою первую боевую медаль – медаль «За отвагу» получил в Прибалтике. Вот как это было. Связисты ремонтировали столбы. Помкомвзвода Егор Ефимович Козлов первым заметил выходившую из леса хорошо вооружённую группировку немцев, которые хотели напасть на связистов. Мальчишке написал записку и приказал: – Дуй, что есть мочи, до наших. Ползком Виктор добрался до рва, пули свистели над головой. Когда полз, так прижимался к земле, что отлетели все пуговицы с гимнастёрки. Добрался до своих, передал записку. Помощь связистам пришла вовремя. Взрослые благодарили мальчишку. А Витька говорил: – Да за что, подумаешь, пробежал несколько километров! 5-6 слайд Анатолий Иванович Каширин родился в Орле в 1930 году, будучи учеником 4 класса, стал разведчиком и связным в партизанском отряде. Поздним декабрьским вечером Толик возвращался домой от товарища и был остановлен немецким патрулём, который потребовал от него документы. Мальчишка подумал, что из-за него могут пострадать родители, и потому сказал, что он не здешний, живёт в пригородной орловской деревне, ни отца, ни матери у него нет. Полицаи не поверили, и повели парнишку в немецкую комендатуру. Почему-то фашистским прислужникам в этом худом, плохо одетом мальчугане померещился страшный партизан. Чтобы добиться от задержанного признания, немцы учинили парнишке допрос с пристрастием. Ничего не добившись, фашистские прислужники отправили его в полицейский участок, видимо, намереваясь утром следующего дня продолжить допрос. Ночью Толик увидел, что караульный задремал, и, осторожно открыв слабо закрепленный запор, бежал. Больше двух недель Анатолий добирался в брянские леса, где по слухам, уже смело действовали партизаны, наводя страх на гитлеровских вояк. Недалеко от Клинцов его приютил старик, который оказался партизанским связным. Он и привёл мальчишку в партизанский отряд. Как-то командир вызвал Толика в землянку и, выслушав чёткий рапорт юного партизана, сказал: «Вот эту корзину отнеси в соседнюю деревню и отдай Бородачу. Его хата стоит на самом краю, рядом с фермой. На окнах голубые ставни. Все ясно?» Толя ответил коротко, как учили его опытные партизаны: «Есть!» — и отправился в путь. Бородач взял у него корзину, а вместо неё вручил другую. Несколько месяцев совершал он свои «прогулки» с корзинами, сообразив, что в ручках этой на первый взгляд безобидной крестьянской утвари спрятаны ценные сведения. С первых дней пребывания в партизанском отряде мальчишка подружился с его командиром. Узнав о том, что паренек родом из Орла, Виктор Алексеенко похлопал его по плечу: «Значит, ты Орленок». С тех пор Анатолия стали звать в отряде Орленком. Не раз ходил Орлёнок в разведку, приносил в отряд ценные сведения о расположении и охране важных военных объектов врага. На счету у Анатолия были десятки уничтоженных фашистских автомашин, железнодорожных объектов, складов с боеприпасами. Как-то раз возвращался он из разведки и на шоссе увидел легковую автомашину, возле которой суетился шофёр, видимо, устранял неисправность. Убедившись, что дорога пустынна, Орлёнок выстрелом из пистолета уложил гитлеровца и бросил гранату в автомашину. Три фашистских офицера выскочили на дорогу, но юный партизан второй гранатой навеки успокоил гитлеровцев. Анатолий забрал из машины документы, заодно прихватил и пистолеты, автомат и с трофеями возвратился в отряд. Виктор Алексеенко, ознакомившись с принесенными Кашириным документами, похвалил Анатолия: «Молодец, Орленок. Теперь для нас ясны замыслы фашистов. Они намерены на днях перебросить сюда подкрепления, но мы их встретим, как подобает». И эта «встреча» состоялась на следующий день. Отряд заминировал шоссейную дорогу, по которой должны были ехать гитлеровцы, устроил засаду. И когда фашистская колонна наскочила на партизанские мины, на неё обрушился меткий огонь из автоматов. Среди отличившихся в том бою командир партизанского отряда Виктор Алексеенко особо отметил Анатолия, который пробрался к шоссе и гранатами добивал метавшихся между пылавшими автомашинами фашистов. 7-11 Слайд Иван Иванович Гришанов родился в 1932 году на Орловщине, в селе Шепелёво Кромского района. Он рос в большой деревенской семье, где было четверо детей. Вскоре в захваченной немцами деревне началась эпидемия тифа. Фашисты страшно боялись заразы — «тифозные» дома они просто сжигали вместе со всеми обитателями. Заболел старший брат Ивана Николай. Когда стало ясно, что у Николая тиф, Ваня уложил брата на сани и ночью тайком вывез из деревни. Сразу направился в лес, куда немцы ходить опасались — это была уже партизанская зона. По дороге он встретил других бежавших из деревни людей и с их помощью смог найти партизанский отряд. Саму дорогу Ваня помнил смутно. Как оказалось позже, он тоже заболел. Партизанам удалось выходить ребят. После выздоровления Николай, которому как раз исполнилось шестнадцать, через линию фронта ушел в армию. А Ваня остался в партизанском отряде, где стал связным и наблюдателем. В марте 1943-го Шепелёво, родная деревня Вани, оказалась на передовой, шли бои, а под конец следующего дня остатки отряда были загнаны в большой овраг. Немцы цепью начали двигаться в направлении оврага, но встретить их партизанам было нечем: не осталось ни гранат, ни патронов. Многодневное смертельное кружение по холодным оврагам вымотало последние силы и задавило безысходностью. Остатки живых сползли в самую глубину забитого грязным снегом глинистого оврага, где ждали приведения в исполнение смертного приговора. Немцы, не прячась, выстроились вдоль краев оврага и молча всаживали автоматные очереди по людям, орущим от боли и бессилия людям. Побросали гранаты вниз, расстреляли остатки патронов и пошли к своим машинам на дороге. После того как стих рокот удалившихся машин, из-под кучи убитых смогло выбраться несколько человек. Спаслось шестеро, включая Ваню Гришанова. Все они были ранены. По глухим, забитым снегом оврагам Ваня смог вывести всю группу к своим — сразу в госпиталь. В августе 1943 года с очередным заданием Иван находился в тылу у немцев: нужно было обозначить дымовой шашкой расположение вражеских минометов. Как только задание было выполнено, Ваню засекли. Он не смог вернуться обратно — пришлось скрываться на ничейной территории в зарослях кустарника среди руин заброшенного села. По стечению обстоятельств именно там он и пережил одно из самых страшных сражений Великой Отечественной войны — Орловскую операцию, которая была частью эпохальной битвы на Курской дуге. с 1943 года в армии действовал приказ о направлении всех воспитанников из действующих частей в детские дома. К счастью для Вани, артиллеристы его очень ценили, поэтому в детский дом не отправляли. Он стал настоящим «сыном полка». Своеобразное положение Вани, который избегает детского дома, порой вынуждало Ивана отказываться от боевых наград. Иван Гришанов всю жизнь писал и продолжает писать стихи. Он не хотел быть военным, но жизнь не оставила выбора. Стихи писались для себя, «в стол», многие из них навсегда затерялись в период кочевой офицерской жизни. Получил специальность инженера, а потом даже звание «Заслуженный изобретатель». Автор 50 изобретений. На сегодняшний день очень много фамилий и имен героев детей войны, которые совершали такие поступки, о каких взрослым страшно было задуматься; детей, которых война лишила детства, но не силы духа. А как вы думаете, о чем мечтали эти девчонки и мальчишки? (ответы детей) Вы правы, целых 4 года длилась война, дети всей нашей страны все это время мечтали о солнце, о мирном небе над головой, как поется в этой песне… Физкультминутка: «Пусть всегда будет мир!» (звучит аудиозапись) Пусть всегда будет солнце! Поднять руки вверх над головой. Пусть всегда будет небо! Развести руки в стороны над головой. Пусть всегда будет море! Развести руки в стороны перед собой. Пусть всегда буду я! Подняться на носочки, ладошки к сердцу Пусть всегда поют песни! Сделать наклоны головы в стороны. Пусть всегда будут танцы! Сделать присядку. Пусть всегда будут птицы! Наклоны вперед, отводя руки в стороны. Пусть всегда будет мир! Хлопки над головой. Слайд 11- Солдаты, пускающие голубей в небо. - Посмотрите на экран, что делают солдаты? - Как вы думаете, что символизирует «ГОЛУБЬ»? (свободу) - Давайте, ребята, попробуем из бумаги вырезать голубя. Дети вырезают заранее заготовленного на листе «голубя» ножницами. (звучит Непоседы - Мир без войны. Дети мира) - И сегодня, ребята, мы пожелаем, чтоб мы жили в мире, свободе… Чтобы не было войны. И с этим пожеланием каждый отпустит в небо своего голубя. Приклеивают на заранее подготовленное место на ватмане с изображением голубого неба и говорят свое пожелание. -Молодцы! Как красиво полетели наши голуби … |
Итог занятия. Систематизация знаний. | Рефлексивно- оценочный этап - Что нового вы узнали на нашем занятии? - Какие имена детей -героев вы запомнили? Как они помогли нашему Отечеству спастись от фашистского захватчика? - Какие подвиги они совершили? - Ну а я надеюсь, голуби услышали наши пожелания и теперь донесут их до всех людей во всем мире … И никогда больше на Земле не будет войны и все люди, в том числе и дети будут здоровы и счастливы! А сейчас давайте почтим минутой молчания тех ветеранов, которые уже не с нами, тех солдат, которые не пришли с фронта или скончались от ранений. Минута молчания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого комплексного мероприятия совместной организованной деятельности воспитателя и детей старшего дошкольного возраста на тему: «Я б в пожарные пошел! Пусть меня научат!»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

Конспект открытого комплексного мероприятия совместной организованной деятельности воспитателя и детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по правилам дорожного движения»
Ребята в интересной и доступной форме продолжают знакомиться с дорожными знаками и правилами дорожного движения....

Конспект открытого комплексного мероприятия совместной организованной деятельности воспитателя и детей старшего дошкольного возраста на тему: «Я б в пожарные пошел! Пусть меня научат!»
Конспект открытого комплексного мероприятия совместной организованной деятельности воспитателя и детей старшего дошкольного возраста на тему: «Я б в пожарные пошел! Пусть меня научат!» Госу...

Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста КВН для детей старшего дошкольного возраста «Мы - граждане России»
Педагогическое мероприятие в подготовительной группе КВН "Мы- граждане России"...

Конспект открытого занятия в старшей группе по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста « Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта».
Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем вид...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста. "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителейдетей старшего дошкольного возраста."Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"...

Конспект открытого занятия по развитию предпосылок математической грамотности у детей старшего дошкольного возраста на тему: «Продукты питания»
Конспект занятия с детьми направленного на развитие математических предпсылок. Цель:Формирование навыков счёта в пределах десяти.Задачи: Образовательные:- познакомить с образованием числа 10 на о...
