Проект: "Гончарное ремесло на Дону"
проект (подготовительная группа)

Гринь  Наталья Владимировна

Проект: "Гончарное ремесло на Дону"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentation_gonhari.docx796.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

                                        №46 «Алёнушка»

                                        Краткосрочный проект.

                           «Гончарное ремесло на Дону»

                                             (старший дошкольный возраст)

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3628719/pub_5f592766254de31436a420b3_5f59277cefb9584a8281039d/scale_1200

        г.Белая Калитва

                                                                               2022г.

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, то, что народ пронес через столетия».

М. И. Калинин

Актуальность.

Президент Российской Федерации В. В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Я  считаю, что эта тема актуальна, потому что забываются древние обычаи и традиции нашего края. Гончарное ремесло – это искусство изготовления посуды и разных предметов из глины. Глина является самым доступным и долговечным материалом. В наше время особенно важно то, что глина - экологически чистый материал. Предметы, изготовленные из глины и обожженные на огне, могут долго хранится, являются нужными в хозяйстве. Не многие знают, что еда, приготовленная в глиняной посуде, вкусная, ароматная и полезная. В требованиях ФГОС ДО целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, направлены на овладение ребёнком познавательно – исследовательской деятельности, владение установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; проявление любознательности, интереса причинно-следственными связями, обладание начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет. Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою малую Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

Гипотеза.

Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его духовно-нравственных и патриотических чувств. Новизна Все новое – это хорошо забытое старое. Глина природный материал, доступный многим, но постепенно современные материалы, например, пластилин, вытесняют ее как более доступные.  Создавая собственную маленькую скульптуру из глины, ребенок непосредственно познает реальную действительность, поскольку скульптура, как и окружающий нас мир, трехмерна. Занимаясь лепкой, малыш изображает все стороны предмета, что невозможно в рисовании или аппликации; дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность радоваться жизни.

Цели и задачи проекта:

Цель проекта:

Ознакомление детей с одним с народным ремеслом (гончарное, актуализация внимания на сохранении народных традиций и передачи опыта от поколения к поколению.

Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:

1. создавать условия для усвоения знаний и навыков, знакомства с разными видами народного декоративно -прикладного искусства, с историей их возникновения (окружающей среды: игрушки, одежда, предметы быта, иллюстрации, чтение литературы);

2. развивать умения видеть красоту в природе, искусстве; воспитывать художественный вкус;

3. сформировать методы, формы и приемы организации и проведения образовательной деятельности по теме «Гончарное ремесло».

4. способствовать раскрытию творческого потенциала детей в опробовании различных способов и материалов на практике.

5. привлекать родителей к совместному с детьми творческому процессу.

6. способствовать формированию интереса к традициям и культурно-историческому наследию Донского края.

7. воспитывать уважительное отношение к народным мастерам, любовь к своей малой Родине. Развивать желание лепить предметы своими руками.

Развитие личности ребенка на основе соприкосновения с народной глиняной игрушкой.

Ожидаемый результат:

У детей расширятся и систематизируются знания о гончарном ремесле, о глине. Дети выяснят какими свойствами обладает глина, каких цветов она бывает, как, и для каких целей использует глину человек, как нужно выбирать и готовить для работы глину, какие инструменты используются в работе с глиной. Дети и родители при работе над проектом получат положительные эмоции.

Предполагаемый результат:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к народному декоративно-прикладному искусству у них появится желание больше узнать о творчестве народных мастеров. Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей гончарного ремесла, сформируется у детей уважение и любовь к малой Родине, истории своего народа. Народное искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

• Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.

• Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам.     • Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

• Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.

Основной этап – познавательный, практический.

• Проведение тематических занятий, оформление выставок народного быта. Изготовление глиняных чашек, поделок, рисунков.

• Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).

• Экскурсия  в виртуальный музей народных промыслов в сети интернет.

• Выставка художественного творчества по мотивам народных промыслов.

• Чтение сказок, былин и литературных произведений.

• Заучивание стихов, поговорок, пословиц, загадок.

• Разучивание русских народных игр.

Заключительный этап – презентация проекта.

• Фотовыставка «Мы народные умельцы».

• Представление материалов проекта педагогам.

• Презентация проекта родителям.

Условия реализации проекта по развитию патриотического воспитания дошкольников.

• Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству;

Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов)- тематический блок, тема;

Интеграция условий реализации содержания образования:

а) технологии по патриотическому воспитанию;

б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;

в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;

г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;

 Результат:

а) интеллектуальные, личностные, физические качества;

б) универсальные предпосылки учебной деятельности;

в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей;

Единые требования к предметно-развивающей среде развития ребенка, учитывающие запросы субъектов образовательного пространства – педагогов, родителей, детей, учитывается принцип интеграции. Предметно-развивающая среда структурирована с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии. Обогащение предметно-развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации;

 Использование системы мониторинга: сочетание разнообразных методов наблюдений, бесед, экспертной оценки, тестов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.

Для создания и просмотра презентаций в горнице  имеется мультимедийный проектор, музыкальный центр.

Для реализации данного проекта;

- использовала художественно-развивающую среду;

- разработали календарно- тематический план деятельности детей;

-изучила учебно - методические пособия;

-подобрали материалы и оборудования, необходимые для работы с детьми: детская художественная литература, энциклопедии, тематические картины, иллюстрации, дидактические пособия костюмы для детей, игрушки, керамическая посуда, глиняные горшки.

Мероприятия с педагогами, родителями и детьми для реализации проекта

Для успешной реализации задач предусматривается взаимодействие с детьми, родителями и педагогами.

При работе с детьми использовались такие формы и методы работы: Приглашение в путешествие.

• Создание проблемной ситуации.

• Мини – музей.

• Совместная проектная деятельность.

• Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.

• Конкурсы рисунков и поделок.

• Конкурсы стихов.

• Анализ нравственных качеств.

• Ручной труд.

• Беседа.

• Театрализация.

• Экскурсии.

• Изготовление подарков.

• «Уроки доброты».

• Выставки и экспозиции.

• Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).

• Сказки.

При работе с родителями использовались такие формы работы как:

• Анкетирование родителей «Гончарное ремесло-это?»

• Индивидуальные консультации, беседы.

• Консультация  для родителей «Воспитать патриота и гражданина».

• Совместное создание взросло-детских проектов «История родного города. Краеведение «Мой город вчера и сегодня».

Глава 2. Практическая часть проекта.

2.1. Перспективное планирование

Что такое народная культура России. Экскурсия. Приобщать детей к русскому народному творчеству, показать связь между различными видами творчества: народными промыслами, русским фольклором (пословицы, поговорки, загадки, пляски).

Русские народные сказки. Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Вызвать интерес к народной сказке. Познакомить с предметами домашнего обихода, упоминаемыми в сказках.

Дать понятие о добре, зле. Развивать нравственные чувства у детей.

Знакомство с русскими народными традициями и обычаями.

Русский самовар и чаепитие на Дону Познакомить детей с самоваром, искусством чаепития и хлебосольства на Дону.

Воспитывать признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям. Знакомство с русским национальным костюмом. Познакомить детей с русским народным костюмом. Учить детей из разнообразия одежды выбирать то, что относится к русскому народному костюму. Через имена подвести детей к пониманию того, что люди разных национальностей живут рядом. У каждого народа есть свои сказки, песни, костюмы. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Русские народные игры. Познакомить детей с многообразием народных игр. Разучить некоторые из них. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Труд и ремесла на Дону. Продолжать знакомить детей с историческим наследием. Дать знания детей об особенностях ремесленного производства (ткачиха, гончар, кузнец, пекарь). Воспитывать уважение к историческому наследию родной страны в целом. Воспитывать признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям труда.

Русские народные игрушки. Познакомить детей с историей народной игрушки, с историей рождения русской деревянной матрёшки. Показать разнообразие видов данной игрушки. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрёшки как символа русского народного искусства.

Знакомство с «Русской избой» Познакомить детей с бытом русской избы и традициями русского народа. Формировать представления об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами. Для решения этой задачи мы проработали план взаимодействия с социумом города, организуем экскурсии в краеведческий музей.

2.2. Перспектива дальнейшего развития проекта.

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её.

На этом моя работа не заканчивается, в дальнейшей работе планируется:

• издать сборник методических рекомендаций по организации работы с глиной, перспективное планирование, конспекты интегрированной непосредственно - образовательной деятельности;

• организовать на базе дошкольного учреждения муниципальную инновационную площадку «Использование природного материала в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

• Участвовать в международных проектах и интернет конкурсах детского творчества.

Этот проект имеет все шансы на дальнейшее существование и расширение контингента участников образовательного процесса, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в дополнительном образовательном учреждении.

2.3. Результативность:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к народному декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве народных мастеров и жизни казаков. Дети самостоятельно стали различать виды декоративно – прикладного искусства, научились создавать глиняную посуду своими руками.

Таким образом, тема народного декоративно - прикладного искусства очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Мотивация для реализации проекта.

В гости к детям приходит очень грустная бабушка Федора и говорит: «Здравствуйте ребята! Я слышала от куклы Маши, что вы очень добрые дети и любите всем помогать, а мне очень нужна ваша помощь. У меня разбилась посуда, мои любимые блюдца, а скоро ко мне придут гости и я не смогу напоить их чаем. Я не знаю к кому мне обратиться за помощью, кто делает такую замечательную посуду. Помогите мне, пожалуйста, узнайте, кто делает посуду и из чего»

Иногда кажется, что забыто людьми уже гораздо больше, чем осталось

открыть…

В последнее время человечество все сильнее тянется к своему прошлому.

Много профессий на земле кануло в Лету. Но одна из них дожила до наших

дней почти не в измененном виде. Это профессия – гончара.

Гончарное мастерство передавалось на Руси из поколения в поколение.

Гончарное мастерство русских мастеров отличается от предметов быта

других народов, имеет свои узнаваемые черты, свои корни, историю.

Функции гончарных изделий – не только предмет быта, но и украшение,

тепло и уют в доме. Это не только предмет, это – целая жизнь. Сохранение

гончарного ремесла – это сохранение наших русских традиций.

Данные материалы возможны для дальнейшего использования в проведении

тематических занятий в детском саду по приобщению к истокам русской

народной культуры.

Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным

искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей,

культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его

духовно-нравственных и патриотических чувств.

При проведении занятия по познавательному развитию по теме «Народные

промыслы», детей очень заинтересовала такая профессия как гончар.

Воспитатели провели анкетирование родителей, а также опрос среди детей

на занятии. В результате чего выяснилось, что ребята видят глиняную посуду

у своих бабушек и дедушек дома, которая, кстати не используется по

назначению в быту, а служит только для украшения интерьера, ребята не

знают как изготавливают такую посуду и не знакомы с такой профессией как

гончар.

Цель проекта:

Пополнение и обогащение знаний детей о профессии, связанной с изготовлением посуды (профессия гончар), через разные формы работы.

Задачи работы с детьми:

Образовательные:

Расширить представления детей о профессии, связанной с изготовлением посуды из глины в процессе беседы «Знакомство с профессией гончар».

Показать важность и значимость профессии гончар для других людей.

Активизировать лексический запас детей за счет введения в речь слов: гончар, глина, глиняная посуда, гончарный круг, блюдца, стека.

Формировать умение слушать, слышать и понимать содержание произведения К. Чуковского «Федорино горе», объяснить детям, почему от бабушки Федоры убежала вся посуда.

Познакомить со свойствами мокрого песка и мокрой глины; показать их сходство и различие в процессе экспериментальной деятельности «Свойства мокрого песка и мокрой глины»

Вид проекта: духовно-нравственный

Сроки реализации проекта: краткосрочный (2недели)

Образовательные области:

«Социально - коммуникативное»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Познавательное развитие».

 Цель проекта

Познакомить детей с  гончарным  ремеслом, когда оно появилось на Дону.

Ознакомление детей с профессией гончар на Дону.

Задачи

- Развивать у детей представление о профессии гончар в древние времена и в

настоящее время, о необходимости их труда;

- Воспитывать интерес и уважительное отношение к труду гончара.

- Изучить процесс изготовления глиняной посуды на Дону;

- Познакомить с инструментами для лепки из глины: гончарный круг, глина,

стеки, горн, проволочка;

- Учить рассматривать и описывать глиняные горшки и другие изделия из

глины, используя ТРИЗ-технологии.

- Создавать радостное настроение от встречи с глиняной посудой и народной

игрушкой.

Активизация словаря: горн, гончар, гончарный круг, горшечник, обжиг,

черепеники, кашницы, балакири, верстак, горшеня, глинник, глинчар или

скудельник.

4.Методы и формы работы, направленные на реализацию задач

проекта

Заучивание потешек, поговорок, частушек;

Работа с детьми:

Словесные: пересказ; составление рассказа;

Практические: игра-драматизация;

Инновационные: игра по ТРИЗ-технологии.

Игровые:  подвижная игра «Гончары»

Косвенные: подсказка; совет; исправление.

Работа с педагогами:

Работа в рамках проекта «Гончарное ремесло на Руси»;

Чтение сказок, рассказов, русского фольклора (потешек, поговорок

скороговорок, частушки, загадки) о профессии гончар и о труде;

Заучивание наизусть стихов, частушек, пословиц, поговорок и скороговорок

по теме;

Проведение дидактических игр;

Рассматривание иллюстраций по теме «Гончарное ремесло на Руси»,

«Глиняная посуда в прошлом и настоящем».

5.Ожидаемые результаты

У детей расширятся и систематизируются знания о гончарном ремесле

на Дону, о глине. У них появится желание больше узнать о творчестве

гончаров. Дети познакомятся с историей гончарного ремесла, сформируется

уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Дети расширят свое

представление о народном искусстве, которое способствует развитию

эстетического воспитания, развивает творческие способности детей. Дети и

родители при работе над проектом получат положительные эмоции.

План-график мероприятий (деятельность в рамках проекта)

I этап – предварительный:

1.Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.

2.Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

3.Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание

предметно-развивающей среды.

4.Мониторинг знаний детей.

5.Анкетирование родителей.

6.Изучение литературы

7.Подготовка материала и т.д.

1 Этап «Выбор темы» Наглядная информация по каждому из разделов;

На занятии по познавательному развитию «Народные промыслы», дети

стали задавать много вопросов о профессии гончар:

«Почему эта профессия называется – гончар?», «Как из глины у гончара

получается разная посуда», «Какими инструментами пользуется гончар»,

«Есть ли сейчас такая профессия?» и т.д.

Видя такой интерес к этой профессии, я провела с детьми беседу, в ходе

которой выяснила, что именно они хотят узнать о гончаре.

В работе над проектом я использовала метод трех вопросов, выяснилось:

«Что дети знают о гончаре?», «Что хотят еще узнать?», «Как мы можем это

узнать?»

«Что дети знают о гончаре?»

1.Гончар – делал давно посуду.

2.Гончар делал посуду из глины.

3.У гончара есть гончарный круг.

4.Посуду гончар продавал на ярмарке.

«Что хотят еще узнать?»

1 «Почему эта профессия называется – гончар?»

2 «Как из глины у гончара получается разная посуда»,

3 «Какими инструментами пользуется гончар?».

4 «Есть ли сейчас такая профессия?»

5 «Как узнали что из глины можно делать посуду?»

6 «Что ещё гончар может вылепить из глины?»

7 «Как называются разные глиняные изделия?»

«Как мы можем это узнать?»

1.Спросить у взрослых.

2.Чтение книг, энциклопедий.

3.Просмотр видео фильма об изготовлении глиняной посуды в современном мире, мультфильмов.

4.Узнать в интернете.

II этап – основной:

Сбор познавательной информации

1 Проведение НОД, бесед (фронтальных, подгрупповых,

индивидуальных).

2 Экскурсия в виртуальный музей народных промыслов в сети интернет.

3 Выставка художественного творчества по мотивам народных росписей,

игрушек.

4 Чтение сказок и литературных произведений.

5 Заучивание стихов, поговорок, пословиц, загадок.

6 Разучивание русских народных игр.

7 Подборка аудио и видео материала.

Познавательное развитие:

Беседы-рассуждения: «Как жили наши предки?», «Труд и ремесла

на Дону», «Гончарное ремесло».

Просмотр презентации «Гончарное ремесло на Дону.»

Просмотр м/ф «Гончар», «Глинька»

Социально-коммуникативное развитие:

Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Ремесла Донских казаков», «Подбери словечко», «Разрезные картинки», лото «Инструменты

гончара».

Сюжетно-ролевые игры: «Гончарная мастерская», «В гостях у гончара»,

«Как на ярмарке…».

Речевое развитие:

1.Составление рассказов по картинкам где изображены гончары.

2.Составление рассказов на тему «Гончарное ремесло».

3.Разгадывание загадок о гончаре, глиняной посуде.

4.Знакомство с малыми фольклорными формами (пословицами, поговорками,

частушками о гончарном деле), составление по пословицам рассказов.

5.Заучивание отрывка из стихотворения С. Маршака «Весёлое путешествие

от А до Я», «...Гончар сидит за верстаком…».

6.Чтение художественной литературы: С. Гаврилов «Сказка о гончаре и его

сыне», О. Венге «Сказка о воде и кувшине», М. Усачёва «Верный себе

гончар», Витано «Гончар-волшебник», русская народная сказка «Лиса и

кувшин»

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование: «Филимоновская тарелочка», «Глиняный кувшин».

Лепка: «Чашка»

Аппликация: «Филимоновский горшок», «Симметричное вырезание «ваза».

Рассматривание картин неизвестных художников где изображены

гончары.

Слушание музыки: дуэт «Берегиня» «На гончарном круге», Русская

народная песня «В гончар - гончарнице», частушки.

Физическое развитие: «Золотые ворота», «Горячий горшок», «Попади в

горшок».

3этап «Реализация проекта»

1 Мультимедийная презентация «Гончарное ремесло на Дону».

2 Выставка изделий из глины.

4 Выставка поделок «Глиняная чашка».

4 этап Заключительный:

Подведение итогов работы по проекту.

На заключительном этапе было проведено итоговое мероприятие:

 «Презентация проекта «Гончарное ремесло на Дону».

Анализ проделанной работы

Проектная деятельность была организована во всех видах детской

деятельности, режимных моментах: проводились беседы, игры, творческие

мастерские.

В результате проведения комплексной работы у детей сформировалось

представление об одной из самых древних профессий – гончар. Дети

научились создавать глиняные игрушки своими руками.

После проведения итогового развлечения дети самостоятельно проявляют

интерес к играм, в которые играли в течении проекта, поют песни, частушки,

водят хороводы, используют поговорки и новые слова в своей повседневной

жизни.

Изучив интересы детей, пополнила   книгами горницу исторического

содержания, для поддержания детского интереса, репродукции картин.

        

Сказка «Как кусочек глины, стал красивой вазой».

Жила была на свете прекрасная-распрекрасная, важная-преважная Глина, в доме над широкой рекой Вяткой. И был у нее сыночек Глинушек, любопытный при любопытный. Все-то ему было интересно, смотрит как птички летают, как солнышко свети, как внизу река большая течет.


Вот однажды, он вертелся- крутился и неожиданно не удержался на своем месте и покатился вниз, со склона. Долго ли коротко катился, ни кто не знает, но вот оказался он на тропке и остановился. Куда дальше бежать не знает влево или вправо. Думал –думал и задремал, а по тропке в это время, шел человек. Непростой человек, а мастер- гончар Иван. Шел, он шел, и увидел очень, замечательный, кусочек глины, что решил взять его. Наклонился над ним… А в это время Глинушек проснулся, и ужаснулся – что-то приближается к нему. Ой, взлетел, ой в куда-то попал, что со мной будет. А, мастер Иван, просто положил его в свою котомку и за бросил ее за плечо. И поехал Глинушек в котомке, неизвестно куда. Так испугался, что ни словом сказать , не пером описать.
Но все когда-то кончается. Закончилось и путешествие нашего героя. Его достали из котомки и зачем-то бросили в воду. «Караул! - хотел крикнуть Глинушек. – Я не хочу купаться!» Но, не успел, его начали мять, катать, разминать, в воду окунать, ой как не понравились ему такие массажные процедуры. Но посмотрев на себя, Глинушек отметил, что похорошел, стал ровный и гладкий как колобок или как мячик, чем остался, вполне доволен.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/9/20366_08df8ddbcd2100bd8b8dcee8daf0f9b0.jpg


И только Глинушек успел порадоваться своим видом как, его со всей силы бросили на какой- то кругляш. «Ой-е-ей!» - чуть не за возмущался он, но опять не успел, так как начал крутиться с огромной скоростью. Его стали давить с боков, зачем-то превращая в конус. «Ну ладно, - подумал Глунушек, - похоже я становлюсь, как морковка, что тоже неплохо».

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/9/20366_94b7bfa88c081379b00cc717e1d52438.jpghttps://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/9/20366_f6540b503f00fbbc0e4a395044ae3efe.jpg


Но не тут-то было. Сверху на него нажали, и превратился он опять в шарик.


Ничему, уже наш Глинушек не стал удивляться. Из шара снова превратился он в конус. И так несколько раз, то колобок, то морковка. Он не знал, что благодаря этому движению, гончар укрепляет глину на круге и для улучшение ее структуры. Дети вы, наверное, догадались, куда же попал наш Глинушек. Да совершенно верно в гончарную мастерскую, где мастер-гончар, поместил его на свой гончарный круг и начал что-то лепить. Нажав, последний роз на конус и опустив его, получив заготовку в виде шара, он приступил к изготовлению изделия.
Наш Глинушек уже так устал, и вращение на гончарном кругу его усыпило, что он заснул крепким сном. А мастер тем временем, стал нажимать на него большими пальцами рук, и в шаре стало появляться углубление.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/9/20366_7992763bd9ae25c1afc45fbfe46bdde1.jpg


Все больше и больше оно становилось.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/9/20366_89cbbf984662fd278cf96713d180cc11.jpg


А мастер уже дошел до самого дна изделия и начал его аккуратно выравнивать.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/9/20366_643568e6715ac6c53e8844755592e4a5.jpg


С каждым поворотом круга стенки изделия становились все тоньше и тоньше, они постепенно расширяясь и поднимаясь вверх, с помощью ловких движений рук гончара.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/9/20366_93c08af499045a17ef0067b8770d2050.jpg


Мастер зорко следил, чтобы стенки и дно будущего сосуда были одинаковой толщины.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/9/20366_2c6890065abfa592a4c2b560b88bedac.jpg


Затем вверху он начал осторожно нажимать руками на стенки и они как по мановению волшебной палочки стали сужаться, образуя горлышко будущей вазы.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/9/20366_05e746dddd1f82372f8814dfc40580ee.jpg

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/9/20366_3cae873dd78c2fb62425795387a6d627.jpg


Но на этом мастер не остановился. Ему хотелось, чтобы ваза была очень и очень красивая и ровная. для этого он взял циклю и стал выравнивать стенки готового сосуда. Он ее просто прикладывал к стенке сосуда снаружи, а изнутри прижимал пальцами. И стенки постепенно становились очень гладкими, да ровными.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/9/20366_ed18c2e19bc6d52da7d8b3f21cb7f232.jpg


Любо-дорого поглядеть, что за чудесная ваза получилась из нашего постреленка Глинушки. Затем Иван решил еще, и украсить свою вазу линиями, Для этого мастер взял острую деревянную палочку и ее кончик прислонил к поверхности вращающего сосуда, а вы помните ребята, что ваза находится на гончарном кругу, который все это время крутится, и тихонько начал опускать ее вниз и вверх. Получилась красивая, замкнутая линия.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/9/20366_c22e503fd4f12f25adb0f4d3486ce628.jpg


Ваза готова, но как, же ее снять с гончарного круга? И вот только теперь мастер остановил движение круга, взял в руки струну и начал очень осторожно отделять вазу от круга, то есть срезать ее.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/9/20366_99b6efbe0cc44382d73ace5b0278644b.jpg


Затем очень-очень осторожно взял ее в руки и понес сушиться на специальный стеллаж для просушки.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/9/20366_bdbb1c5df16d4828a47029f377366726.jpg


Поставил и ушел отдыхать, стало тихо, и от этой тишины наш Глинушек проснулся и что же он видит – он прекрасный сосуд. Как обрадовался, как возгордился собой Глинушек. Каким счастливым себя он почувствовал. Ведь он будет жить в доме, а может много путешествовать, в любом случае жизнь его станет намного интереснее.
Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Легенда о Нечисти и гончарах

Татьяна Завадская

Беда, постигшая поселение гончаров, никому не давала покоя.  В их местности возле дремучего леса завелась Тёмная сила, отпугивающая всё живое вокруг. Как только птичка подлетала к кронам деревьев, тут же падала комочком на землю. Заяц, пробегая мимо, вдруг превращался в причудливую корягу. А местные жители исчезали без следа, если случайно попадали в лес, сбившись с дороги.
Молва о страшной Тёмной силе далеко разнеслась по земле. Много добрых молодцев пропало в непроходимых зарослях, пытаясь вступить в схватку с неизвестным мерзким явлением. Искать их никто не решался, и новых смельчаков становилось всё меньше и меньше.
Кроны деревьев, сплетённые друг с другом, и кустарник с высокой травой, где исчезли тропки даже зверей, надёжно скрывали от всех злую Нечисть.
Никто её никогда не видел, не слышал  голоса, но страх неизведанного заставлял всех в округе шёпотом рассказывать о происходящем в лесу, предостерегая и отпугивая даже удалых храбрецов.
Долго ли Тёмная сила властвовала в их краях, никто толком ответить не мог. Старый правитель не решался вступить в схватку с Тёмной силой. А когда на престол стал молодой и отважный наследник Дарий, то загорелся желанием сразиться с Нечистью.  Богатырской силой от природы был наделён Дарий, храбрость его в боях с врагами обросла легендами, а справедливость, воспитанная отцом с матерью, вызывала у всех восхищение.
Семь дней и семь ночей храбрые воины во главе со своим решительным правителем добирались до дремучего леса, где обосновалась Тёмная сила. Измученные летним зноем, облачённые в тяжёлые доспехи, непобедимое войско разбило лагерь рядом с поселением гончаров, снабжающих всю страну глиняной посудой.
Дарий решил лично расспросить старейшин деревни о дремучем лесе и о беде, постигшей их, а потом силой оружия навести порядок во владениях. 
В задумчивости он вышел из шатра, окинул взором звёздное небо, сияющую луну и внезапно возле леса увидел, как из-под земли появился огненный шар. Мощный свет осветил дремучий лес и поляну, где спокойно спали его доблестные воины. Поток тепла внезапно пронзил тело Дария, сковал мышцы рук и ног, лишив его дара речи. Как заколдованный, он не мог сдвинуться с места, с удивлением рассматривая невиданное и чудное явление.
И вдруг шар исчез так же внезапно, как и появился. Озноб и холод охватили душу доблестного воина. А вдалеке у реки он тут же увидел тёмный силуэт человека, направляющегося в сторону деревни.
Дарий немедленно приказал догнать незнакомца и привести к нему, но его и след простыл.
В думах и великом волнении провёл эту ночь Дарий, а днём в окружении своей свиты отправился в поселение гончаров. С радостью встречали подданные своего молодого правителя хлебом и солью, устроив в его честь праздник.
Но Дарий заметил тоску в глазах молодых девушек, движения были скованы какой-то скорбью, веселье и пляски не снимали с лиц задумчивого и серьёзного вида. Казалось, что улыбки никогда не озаряли их прекрасные лица.
И тут в стороне он увидел высокого мужчину в чёрном одеянии и с массивной блестящей цепью на шее. Злобный взор и нос с горбинкой делали его похожим на огромного чёрного орла. Дарий хотел подойти к странному человеку, но его окружили подданные со своими подарками. А когда обернулся, то на том месте уже никого не было.
Смутное беспокойство поселилось в душу молодого правителя. Огненный шар и образ человека-орла не давали покоя. Расспросив местных старейшин о Тёмной силе и не получив ничего вразумительного в ответ, сам решил разобраться с Нечистью, поселившейся в этой местности.
Мудрый правитель не стал пока предпринимать никаких действий, чтоб не подвергать опасности своих воинов.  Издалека он наблюдал сплетённые кроны деревьев, непроходимые заросли в виде кустарника и высокой травы. Осмотрел берег реки и с радостью увидел всплески в кристально-чистой воде. Это говорило о том, что большая рыба водилась в здешних заводях. Значит, Тёмная сила не смогла справиться с водными просторами, не загубила в них всё живое.
Настала вторая ночь. Не спалось молодому правителю. В полночь вышел он из своего шатра и опять увидел тот же огненный шар и чуть в стороне тёмный силуэт человека. И так же,  как в первую ночь,  не мог сдвинуться с места, пока мощный поток пламени не исчез вместе с незнакомцем.
Днём Дарий приказал своим воинам найти в деревне странного человека с орлиным носом, а сам тем временем решил узнать от старейшин быт и нравы в деревне.
Боги научили людей делать посуду, применяя при этом четыре самых важных элемента природы: глину – это земля и дар земли, воду, необходимую при лепке, воздух для сушки изделий и огонь, который  делает глину прочной и долговечной.
В поселении все с уважением относились к гончарам, считали их добрыми волшебниками. Но вскоре народ заметил, что один из мастеров заполонил весь рынок своим товаром, вытеснив остальных. Стали говорить, что он подружился с Чёртом, который за одну ночь с многочисленными помощниками делает столько горшков, сколько простому гончару не изготовить за год. 
И именно  Чёрт подарил ему волшебную цепь, с которой он не расстаётся ни днём, ни ночью. Её обладатель управляет адской силой пламени, с помощью которой мгновенно обжигается бесчисленное множество посуды.  И эта Нечисть в виде огненного шара обосновалась в дремучем лесу. Уничтожая всё живое вокруг, она ослепляла глаза молодых парней, и они  перестали замечать окружающую красоту.
Понял тогда молодой правитель, почему женщины  на празднике не улыбались.  Оказалось, что в поселении уже давно парни не брали в жёны местных девушек. Так и оставались они в безбрачии, чахли и старились в одиночестве.  И Дарию предстояло разрушить эту связь с нечистой силой, с колдунами и мертвецами, которые своими грязными делами навлекли на девушек страшное проклятие. 
Но все поиски человека с орлиным носом не принесли результата. Он как сквозь землю провалился. А его гончарные круги стояли без действия.
В сумерках Дарий вышел на берег реки и с задумчивым видом обратился к её просторам:
- Реченька милая, вода чистая, поведай мне силу твою. Не один гончар без твоей помощи не может замесить глину, достойную его ремесла.
Зажурчала приветливо Речка и молвила:
- Матушка моя Морская Владычица, встречая своими объятиями, поведала мне тайну святой воды, необходимой гончарам для изготовления глиняных изделий. Только в субботу до восхода солнца моя водица насыщена той магической силой, которая необходима мастерам.
- И всем гончарам ты даёшь эту божественную воду?
- Всем. Помыслы мои чистые.
- А что за огненный шар я вижу в полночь над дремучим лесом?
- Эта сила не подвластна мне. Вызывает её, обычно, один гончар и забирает с собой, произнося заклинания и снимая массивную блестящую цепь с шеи.  Матушка, оберегая мои воды прозрачные, научила противостоять Тёмной силе, обходя руслом опасные места. Мои воды текут вдали от дремучего леса, где есть вход и выход в царство мёртвых и обосновалось адское пламя. Но, если ты сумеешь уничтожить чёрные одеяния гончара-дьявола, то магия волшебной цепи исчезнет навсегда. 
Дарий поблагодарил Реченьку, низко кланяясь, и в думах удалился в свой шатёр. Но в полночь опять отправился на берег реки, надеясь заранее встретить там незнакомца.
Вскоре он увидел движущийся силуэт человека. Как у воина перед схваткой, тело молодого правителя напряглось в предчувствии необычного сражения. Помня, как огненный шар сковывал все мышцы и движение, Дарий вместе со стражей поспешил навстречу незнакомцу, надеясь опередить его таинственные действия.
Но, как только они приблизились к человеку, внезапно в темноте ночи увидели огромную взлетающую птицу, похожую на орла. Молодой правитель в нерешительности застыл на месте. Но, обнаружив на траве оставшиеся одеяния, тут же вспомнил слова Речки. Прихватив одежду с собой, они вернулись в лагерь, где Дарий приказал бросить чёрный костюм незнакомца в догорающий костёр . И тут же в разгоревшемся пламени сначала все увидели ярко вспыхнувшие перья орла, а потом мгновенное превращение птицы в голого человека с массивной цепью на шее.
Корчась от боли и шепча какие-то странные слова, он пытался снять её, но огонь, овладев всем телом, помешал ему. Огромный шар, вызванный заклинанием, на мгновение осветил всё вокруг и погас. А в костре остались лежать груда костей и потемневшая цепь. Человек-дьявол уничтожил сам себя, не успев призвать злую Нечисть на помощь. Всё произошло так быстро, что Дарий от изумления решился дара речи.
Наступивший рассвет принёс радостное щебетание птиц и убаюкивающее журчание воды. От усталости молодой правитель прилёг на зелёный луг и окунулся в безмятежный сон. А когда проснулся, обнаружил в костре вместо цепи обуглившуюся змею.
В поселении же гончаров местные жители с удивлением рассматривали огромную воронку, засыпанную наполовину глиной. Царство мёртвых поглотило мгновенно не только покровителя Тёмной силы, но и его владения.
С тех пор дремучие заросли превратились в приветливый лес с множеством тропок, исхоженными людьми и животными, а птицы с удовольствием стали вить свои гнёзда на кронах деревьев.
Освободившаяся от гнёта Тёмной силы слава местных мастеров гремела повсюду. Из поколения в поколение гончарное дело передавалось по наследству. И тонкости своего мастерства в каждой семье хранились в тайне. Девушки стали выходить замуж как за местных парней, так и за приезжих молодцев, а их улыбающиеся лица светились счастьем.
Дарий же долго правил своими подданными, а слава о его подвигах до сих пор передаётся из поколения в поколение.

                                        Стихи о гончарах.

Гончар

автор: Ольга Груздева

 

Гончар работал. Влажно пахло глиной,

Поскрипывая, шел гончарный круг.

Гончар работал. Песенки старинной

Мотив он напевал. Был голос тих и глух.

 

Он пел про войны, ратные походы,

Про терем светлый на крутой горе,

Он пел про то, как водяные своды

Над Китежем сомкнулись на заре.

 

Кружился круг. Звучала песня.Руки

Ласкали плотный влажный глины ком.

Преображался ком под эти звуки

И делался кувшином иль горшком.

 

И гулкий отзвук песни колокольной

Оставил мастер на его боках.

Как на пластинке строчкою игольной

Он нанесен - и будет жить века.

 

Осталось дело, в сущности, за малым:

Шершавую поверхность глины тронь -

И слушай голос гончара усталый,

К старинной песне приложив ладонь.

https://ljubimaja-professija.ru/images/sampledata/ik-mini.jpg

Гончарное дело. Ремесла Кубани

автор: Надежда Веденяпина

 

Круг гончарный, глина, вода:

Будет посуда - будет еда!

Гончар свое дело знает,

Глину в руках разминает.

 

На круг насадив начинает вращенье,

И вот оно сказочное превращенье,

Из глины как сказка, как диво, как чудо

Выходит различного рода посуда.

 

Вот свистков забавных ряд,

Вот игрушки для ребят,

Макитры, глечики,  кувшины-

Все это из обычной глины!

https://ljubimaja-professija.ru/images/sampledata/ik-mini.jpg

Гончар

автор: Леонид Пахоменко

 

Пока луч солнца

Звезд не сдует,

В своей гончарной мастерской,

Гончар над глиною колдует,

Как я, над каждою строкой.

 

Движенья мягкие и плавные

Стремятся глину оживить.

Гончар, скажи, ты знаешь главное:

Что делать в жизни

И как жить?

 

Как не блуждать нам

Теми дебрями

Между озер Добра и Зла?

Мы создаем свои шедевры…

Что ж от тебя жена ушла?

 

Крути, гончар, свой круг,

Та глина,

Как груди девичьи нежна,

Пока на полках не застыла.

Пока их жизнь не обожгла.

 

В дворцах, салонах

И на выставках

Все очарованы тобой.

Прошу тебя, секрет свой выскажи,

А я тебе открою свой.

 

Мне тоже, знать

Дано не малое

В оценке масок и брони.

Гончар, гончар,

Ты добрый малый –

Тебя с женою не сравнить.

 

Но ты молчишь.

Тебе не ведомо

Простого счастья волшебство.

Ты, как и я, всего лишь веруешь,

Над подлой злобой, в торжество.

 

Крути, гончар, свой круг,

Та глина,

Как груди девичьи, нежна,

Пока на полках не застыла...

Вот  их бы  жизнь не обожгла.

https://ljubimaja-professija.ru/images/sampledata/ik-mini.jpg

Гончар

автор: Евгений Барабан

 

Крутись, крутись мое колесо,

Слушайся меня дельтовая глина.

Древним ремеслом испачкано лицо.

Крутись, красота твоя всесильна.

 

Руки мои месят, руки мои мнут,

Аккуратно режут глину бледную.

Молоко и масло с вечера уж ждут,

Когда их в кувшины новые нальют.

 

На коричневом обрыве собирал куски,

Теперь ломти эти крутит колесо,

Выйдут из нее славные жбаны и горшки.

Не нарушит целостность острое словцо.

 

Муфельная печь, будь ко мне добра:

Рук моих работу нежно обжигай.

Пусть окаменеют сосуды до утра.

Матушка, устал я, чаю наливай.

 

Сквозняки проворные уходите прочь,

Да не трогайте лепку хрупкую.

Мастерская спит, наступила ночь.

С тела я смываю глину липкую.

https://ljubimaja-professija.ru/images/sampledata/ik-mini.jpg

Гончар

автор: Виталий Голов

 

У мастера есть масляная глина.

Без шкурок давится меж пальцев - сало…

Гончар - небритый и хмельной мужчина

На круг бросает  глины ком  устало.

 

На Севере - далёкая чужбина,

А фартук как на память одеяло…

Между бровей глубокая морщина,

На заработки надоумил  дьявол!

 

Движенье ног вращает круг гончарный.

Вода горстями падает на глину.

Изделия уйдут – в субботу день базарный.

 

Горшок поднял, теперь за горловину.

Стоит вот на доске. Такой он гарный!

Просушится и в печь. Оставим сыну.

https://ljubimaja-professija.ru/images/sampledata/ik-mini.jpg

Гончар

автор: Инга Карабинская

 

Не жди конца времён, не думай об исходе.

Сними корявый нимб, купи гончарный круг.

Ремесленнику с рук халтурный обжиг сходит -

Творцу же никогда ничто не сходит с рук.

 

А в прямоте своей земная ось наклонна.

И мир ей дан в упор, как грифелю - доска.

Но средоточьем всех амбиций Вавилона

Ты лепишь куличи из мокрого песка.

 

А впрочем - суета. Бери смелей и выше,

В растянутом трико взойди на горний трон.

И ежели пророк отечеством не вышел -

Так то у нас, творцов, позвольте, испокон.

 

Но припадает жизнь на все четыре лапы,

И, плоская, бежит из-под ноги Земля...

Ложись черновиком под свет зелёной лампы,

Доверив гончару начать тебя с нуля.

 

И разве что теперь, под бреющим полётом

Тончайшего резца, пронзящего вот-вот,

Неизданный никем, но тёртый в переплётах,

Оденешь, наконец, последний переплёт.

 

Рядами корешки глядят с широких полок,

Под скрип земной оси, развёрнуты торцом.

Работает гончар - и танец глины долог.

И обжигая Мир, Он кажется Творцом.

https://ljubimaja-professija.ru/images/sampledata/ik-mini.jpg

Гончар

автор: Дмитрий Тульнов

 

Закали скорей меня,гончар.

Молча грей,трудись изнемогая.

За рубли по-русски и без чар,

свой товар кому то предлагая.

Расскажи,как было трудно и

как ты жёг натруженные руки.

Не забудь про"боги"и"горшки".

И тогда меня глядишь и купят..

Купят и наполнят до краёв

ключевой водой,вином и златом.

Закали скорей меня,гончар.

и продай за скромную оплату.

Разопьют вино,омыв водой,

внутрь засыплют золотые "цацки".

И схоронят тихо под землёй.

Может быть

кому-то

пригодятся!

https://ljubimaja-professija.ru/images/sampledata/ik-mini.jpg

Гончар

автор: Людмила Кац

 

Месит глину искусный Гончар,

Все по плану – задумал и начал,

Будет выглядеть глина иначе

Под могучим воздействием чар.

 

Вот гончарный вращается круг,

И рождается чаша из кома,

Наделяется формой искомой

И выходит из мастерских рук.

 

Мир вокруг необъятно большой,

Настоящий, призывно звучащий.

До краев наполняется чаша

Жаждой жизни и нежной душой.

 

Для наивной и чуткой души

Все вокруг необычно и ново,

Не дано мирозданья иного,

И она к постиженью спешит.

 

Неожиданный резкий удар –

Разбивается чаша в осколки,

Не осталось от формы нисколько,

Только душу спасает Гончар...

https://ljubimaja-professija.ru/images/sampledata/ik-mini.jpg

Гончар

автор: Морозов Сергей Владимирович

 

Омытые водицей руки по почве брега, дна…

Гончар искусно из лепнины сосуд ваяет!..

- О, если бы водой морскою, соленой негой

прослыли бы мои ладони, ваял бы камень,

но труд мой лишь сосуд; для утоленья жажд!..

- Дай Бог, чтоб труд мой был добром добру

под светом солнца на равнине и вершине гор!..

…так после рук гончарных обжигает печь,

сосуд, обретший имя, и после цвет!

Вода имеет память, как ладонь ремесленника ум,

чтоб хлебом человек делился меж друзей,

и дом был человека вечно полон!..

 

Ни Понтия Пилата, ни Иуды, ни Фарисейства

гончарное искусство не коснулось; как возле моря

без сетей рыбак ли? Но мечтатель лишь из них о рыбе каждый!..

С рук Понтия Пилата бились капли, с чела Иуды бремя человека,

а фарисейство не имеет слуха, обрекшись в самоё себя судейство!

Мал подле Человека человек, еще с тех пор, когда возникло слово,

А с человечностью, с Любовью, - с огромной благодатью

по истине велик! Ибо един и с мудростью, и с вечностью!..

Гончарный круг скрипит; омытые водицей руки

обогревают почву брега, дна…

Где из лепнины после обожженный, лишь сосуд для утоленья жажд,

И хлеб раздЕлен меж друзей-собратьев, и вечно полон дом!..

 

Я радуюсь любви, как малое дитя, и восхищаюсь славой благодати!

Храни Вас Бог и мудрость, и любовь из всех, из всех времен!

И те, что до меня… и нынешнего времени восторги! И те, что будут после!..

Я ж может быть, когда-нибудь сложу о Вас стишок, внимания достойный

И Гончара, и всех друзей-собратьев, и вечностью наполненного дома!

Сегодня, как и прежде мал собой, но этого мне даже очень много

чтоб промолчать о радости своей, и вмести с Вами радость разделить!

Господь Вознесся победивши смерть, мне ж и греха без Бога не осилить,

но дай всем Бог, чтоб труд служил добром добру

под светом солнца на равнине и вершине гор!..

Гончарный круг скрипит; омытые водицей руки

обогревают почву брега, дна…

https://ljubimaja-professija.ru/images/sampledata/ik-mini.jpg

Гончар

автор: Иванн Литвинов  

                                                                                

Когда качает и штормит,

Когда в душе вскипает буря

И обрывает в один миг

С цепей все якоря и буи,

Когда ещё чуть-чуть и всё,

И захлебнётся рот проклятьем,

И сердце разорвётся нА пять

И рёбра в щепки разнесёт,

И лопнет печень, скрючит руки,

Глаза закатятся под лоб,

Совсем не нужно много слов,

Чтоб глину удержать на круге.

 

Всё просто: крик наоборот,

Ладони мягкое касанье,

Любовью, творчеством, дерзаньем

Направить жизни верный ход,

И бранью захлебнётся рот.

 

И дрогнет глина под рукой,

Вздохнёт расслабленно и влажно.

Гончар работает. Не важно,

Что за сосуд, пока пустой.

 

И выйдет чаша или кубок,

Терпением ладоней смят.

Круг не вращается назад,

И сердца стук уже не гулок,

И утишилась боль в груди,

И к утру повернулась полночь.

Гончар! Что будет впереди?

Чем амфору свою наполнишь?

 

Вся бивуачность бытия,

Вся бесконечность путешествий,

Цепь низложений и восшествий

Вернётся на круги своя.

Гончарный круг, крутись быстрее!

Орнамент, тонкая змея,

Переплетается со змеем

И получается семья. 

 

Вливай, гончар, вдыхай в сосуд

Бессмертных искр сердцебиенье!..

По стенкам пробегает зуд

Сопротивленья оживленью.

 

Взлетай! Дыши, душа! Взмывай!

Гончар, ласкай своё творенье,

Осуществи одушевленье,

Нерукотворное создай!

 

Завершено. Теперь на обжиг.

Гончар! Ты сам душою ожил.

 

Шесть дней творенья. Круг замкнулся.

Круг – не бывает длинным.

Проснись, гончар! А, ты проснулся?

Бери-ка глину.

Консультация для родителей "Лепка из глины как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста"

 Консультация для родителей

 «Лепка из глины как один их способов снятия напряжения у детей».

«Здоровье – это, прежде всего гармония с собой и природой. Если человек отдаляется от нее, перестает прислушиваться к своему организму, то он оказывается незащищенным от заболеваний»   

                                                                                          Народная мудрость.

Глина — удивительный природный материал, теплый, нежный и податливый, который может превратиться во что угодно, от примитивной, на первый взгляд, детской игрушки до удивительной вазы или изящного подсвечника. Работа с глиной благотворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает нервное напряжение. Так что лепка из глины — это не только интереснейшее творческое занятие, которое может превратиться в любимое хобби. Это еще и способ сбросить накопившуюся отрицательную энергию, снять напряжение, расслабиться, получить массу положительных эмоций.

Конечно, в наших условиях сложно тягаться с современным керамическим производством, с его новейшими технологиями, сложным оборудованием, новыми материалами для отделки. Но создать несложные по технологии изделия можно. Любое из них будет хранить в себе тепло ваших рук, часть души и будет в своем роде настоящим произведением искусства. Ведь другой точно такой же тарелки или вазы больше нет нигде в мире.

Развитие психических процессов у ребенка

В лепке сочетаются два вида деятельности: умственная и физическая. Для создания поделки надо приложить усилия, выполнить определенные действия, овладеть умениями и практическими навыками, которые пригодятся ребенку в будущем для выполнения разнообразных работ.

Лепка чрезвычайно полезна - этот вид творчества, который:

• прекрасно координирует движение рук;

• способствует развитию речевых навыков ребенка за счет развития тонкой моторики пальцев;

• формирует образное мышление и воображение;

• учит взаимодействовать с объемом и пластикой материала, гармонично использовать в одном изделии выразительные возможности формы, линии и цвета. В процессе лепки у ребенка развиваются такие нравственно-волевые качества, как целенаправленность и сосредоточенность на определенном занятии, умение преодолевать трудности в работе, помогать товарищу и т. п. При регулярных занятиях лепкой ребенок становится усидчивым, инициативным, пытливым, начинает планировать свои действия и доводить их до конца.

Занятия с глиной предоставляют возможности для психологической разгрузки, снятия внутреннего напряжения, «расковывают» ребенка и взрослого. 

Обычно считается, что глина — это материал для декоративно-прикладного творчества и из нее нужно делать поделки, сувениры и украшения. Но глина — это еще и прекрасный материал для детских игр. Пока она влажная и пластичная, с ней можно обращаться, как с песком в песочнице, строя из нее все необходимое для игры, не боясь сломать или испортить. Когда поделка из глины высохнет, она становится достаточно прочной и может еще некоторое время поработать игрушкой.

Любые занятия лепкой помогают ребенку осваивать пространство, развивают его конструктивные способности, учат находить правильные соотношения частей и целого, развивают мелкую мускулатуру пальцев.

Лепка из глины особенно полезна, потому что внимание ребенка не отвлекается на разные цвета и он сосредоточивается именно на пространственных особенностях работы. Кроме того, глина имеет характерную и очень разнообразную фактуру, влажность, вязкость, что развивает осязание и чувствительность к материалу. Обожженная глиняная работа становится настоящей игрушкой, скульптурой или украшением, которым ребенок пользоваться в настоящей жизни или играть и очень этим гордиться.        

В ребенке постоянно вертится рой фантазий, которые он не может ни высказать, ни воплотить из-за своих ограниченных технических возможностей. Взрослым кажется, что сам он не может ничего путного выдумать и сделать. Конечно, он не может сделать, потому что у него маленькие, слабенькие ручки, небольшой опыт, мало слов для самовыражения. Но идей у него предостаточно, и часто они вовсе не так фантастичны, как кажется взрослым.

Глина — это как раз тот материал, с которым он может легко справиться. Она лучше пластилина, потому что гораздо мягче. И она лучше карандашей и красок, потому что из нее получается реальная вещь, которую можно взять в руки и которой можно поиграть.

                  

В дополнение к этому работа с глиной имеет глубокое психологическое воздействие. Она сближает детей с их чувствами. Она позволяет облегчить понимание и выход эмоций, особенно негативных, таких, как раздражение, агрессия, гнев, например, дети, которые рассержены, при работе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению. Те, кто испытывает чувство неуверенности и страха, могут обрести ощущение контроля и владения собой благодаря работе с глиной. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необходимое ощущение своего Я. Дети, находящиеся под сильным контролем со стороны взрослых, могут расслабиться и вдоволь навозиться в глиняной «грязи», снимая тем самым накопленное напряжение. Работа с глиной – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у детей, которым не достает таких способностей. Точно такое же воздействие оказывает глина и на взрослых людей – замученных и уставших родителей, находящихся в постоянном стрессе менеджеров и руководителей, испытывающих постоянное напряжение кормильцев семьи…                          Для детей лепка из глины — не просто удовольствие, а еще и полезное развивающее занятие. Работа с глиной развивает тактильные и моторные навыки, а также чувство формы и объема. С помощью лепки из глины дети и взрослые снимают напряжение и страхи, развивают мелкую моторику рук. В процессе занятий у ребенка развивается творческое воображение и фантазия, улучшается мелкая моторика рук и самое главное, ребенок приобретает навыки взаимодействия с другими детьми. Кроме того, развивая мелкую моторику рук, у ребенка лучше проходит развитие речи. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. В процессе занятий вы можете не только стать ближе со своим ребенком, но и снять собственное напряжение и зарядиться положительной энергией. Лепите для здоровья и удовольствия!

https://rad-dou5.caduk.ru/images/clip_image010.jpg    https://rad-dou5.caduk.ru/images/clip_image011.jpg11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта “Гончарное ремесло на Кубани”.

Формирование интереса к культуре и традициям казачества у детей дошкольного возраста через знакомство с гончарным ремеслом на Кубани....

Проект "Гончарное ремесло на Руси"

Духовно-нравственный проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям русского народа "Гончарное ремесло на Руси"...

презентация проекта "Гончарное ремесло на Кубани"

Проект  направлен на нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста....

проект "Гончарное ремесло"

для творческой работы с детьми...

Исследовательско–творческий проект «Гончарное ремесло: чудеса из глины»

Исследовательско–творческий проект «Гончарное ремесло: чудеса из глины» направлен на нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством обучени...

Презентация к исследовательско–творческому проекту «Гончарное ремесло: чудеса из глины»

Исследовательско–творческий проект «Гончарное ремесло: чудеса из глины» направлен на нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством обучени...

Проект: "Гончарное ремесло"

Проект: "Гончарное ремесло"...