Проект нравственно-патриотической направленности «Маленькие герои большой войны»
проект
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 418.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад №34 «Ивушка»
Проект нравственно-патриотической направленности
«Маленькие герои большой войны»
Разработала:
Н.А.Париева
воспитатель первой
квалификационной категории
2023 г.
Содержание
Наименование раздела | Страница |
Аннотация проекта | 3 |
Паспорт проекта | 3 |
Введение | 4 |
Актуальность | 4 |
Проблема | 4 |
Новизна | 4 |
Теоретические основы | 5 |
Цель и задачи проекта | 6 |
Основное содержание проекта | 7 |
Формы работы по реализации проекта | 8 |
Принципы реализации проекта | 8 |
Методы и приемы | 8 |
Интеграция образовательных областей | 9 |
Ожидаемые результаты и способы их проверки | 10 |
Этапы реализации проекта | 11 |
План реализации проекта | 12 |
Возможные риски реализации проекта | 13 |
Значимость проекта | 14 |
Использованная литература | 14 |
«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент - патриотизм. От того, как сегодня мы воспитываем молодежь, зависит будущее России как современного эффективного государства»
Владимир Путин
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Создание проекта «Маленькие герои большой войны» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за боевые подвиги пионеров - героев, стремление быть похожими на тех, кто помогал отстоять нашу Родину. Все мероприятия проекта проходят с привлечением социальных партнеров к активному взаимодействию.
Основные продукты проекта: создание дружины «Патриоты-дошколята»; ежегодное проведение совместного праздника «Детям войны посвящается…»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Участники проекта:
- Воспитанники группы «Гномики»
- Родители (законные представители)
- Педагоги
- Социальные партнёры
Тип проекта: долгосрочный
Сроки реализации проекта: 01.09.2023 г. - 30.05.2026 г.
Вид проекта: познавательно-творческий
Место проведения: МБДОУ детский сад №34 «Ивушка».
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Одной из главных целей Национального федерального проекта «Образование» стоит задача – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ № 1493 от 30 декабря 2015 года, сказано следующее: «Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству».
Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к
Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у воспитанников любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите.
Проблема
Современные дети очень мало знают о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Очень важно, именно сейчас, не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в годы войны и уже в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, о пионерах-героях, их мужестве и отваге.
Работа в данном направлении обеспечивает:
- вовлечение дошкольников, педагогов, родителей и социальных партнеров в единую творческую деятельность в рамках проекта;
- формирование гражданской позиции у всех участников проекта;
- повышение качества образования дошкольников за счет активизации познавательнотворческой деятельности;
- пополнение предметно-развивающей среды ДОУ
Методологические и теоретические основы
Методологической и теоретической основой нравственно-патриотического воспитания являются положения философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды на развитие личности, о единстве общечеловеческого и национального в педагогике (Г.Н.Волков); о воспитании социальных, нравственных норм и правил поведения (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович и др.); о воспитании нравственных чувств у дошкольников (Бере Р.С)
В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, Г.Н. Волков, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю. Александрова, М.Ю.
Новицкая и другие.
Патриотизм (от греч. patriotes - соотечественник, от patris - родина, отечество), любовь к родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, защищать от врагов. Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. В Толковом словаре В.И. Даля патриотизм трактуется как «любовь к отчизне». По его определению, патриот - это «любитель отечества, ревнитель о его благе, однолюб». Патриот в переводе в греческого «patriots» означает «земляк, соотечественник», от французского «patriote» - «сын отечества». Сами же понятия «родина» и «отчизна» заимствованы из латинского языка и вошли во французскую лексику в XVI в. Понятие «Отечество» у В.И. Даля «родная земля, где человек вырос; корень, земля народов, к которой человек принадлежит по рождению, языку и вере». У С.И. Ожегова «Отечество - страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит».
Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, патриотизм интегрирует в своем содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и другие компоненты. Проявляясь в первую очередь как эмоциональновозвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации. Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданственности и социальной активности человека, является действенной побудительной силой и реализуется в деятельности личности на благо Отечества.
Цель и задачи проекта
Цель: приобщение детей к нравственно – патриотическим ценностям, прививая дошкольникам чувство гордости, уважение за мужество и героизм пионеров - героев Великой Отечественной войны.
Задачи:
- Познакомить воспитанников с пионерами-героями и расширить их представления об истории Великой Отечественной войны, используя различные виды деятельности
- Создать условия для самовыражения и творческой активности воспитанников подготовительной к школе группы посредством организации дружины «Патриотыдошколята»
- Привлечь родителей, педагогов, социальных партнёров к активному участию в запланированных мероприятиях для установления преемственных взаимосвязей
- Организовать проведение ежегодного городского фестиваля военно-патриотической песни «Детям войны посвящается…»
- Пополнить предметно-развивающую среду «Мини-музея «Победы» в ДОУ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Наша страна пережила много войн, но такой страшной, тяжелой, кровопролитной, как война 1941-1945 гг, не было. Эта война была особой, речь шла о жизни и смерти всего советского народа. Поэтому, в войне участвовали все, в том числе и дети.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет - маленькие герои большой войны. Рядом с взрослыми сражались и юные мстители - пионеры. Они были разведчиками, проводниками, пламенными агитаторами, подрывниками, добывали у врага оружие и передавали партизанам. Юные патриоты не щадили ни крови своей, ни жизни во имя Родины, во имя светлого будущего. За мужество, бесстрашие и проявленный героизм, десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями.
В данном проекте мы будем знакомить дошкольников с подвигами пионеров, которые стали героями тех лет: Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.
Формы работы по реализации проекта
Основная форма работы – специально организованная деятельность (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная), совместная и самостоятельная деятельность.
Принципы реализации проекта
Решая задачи нравственно патриотического воспитания, учитывались следующие принципы:
- Отбор знаний, наиболее актуальных для воспитанников группы
- Непрерывность и преемственность педагогического процесса
- Дифференцированный подход к каждому воспитаннику, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов
- Рациональное сочетание разных видов деятельности; адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности
Методы и приемы:
- Наглядно – слуховой
- Наглядно – зрительный
- Словесный
- Практический
- Игровой
- Метод эмоционального стимулирования
- Метод проверки и оценки знаний, умений и навыков
Интеграция образовательных областей
Образовательные области | Приемы |
Социально – коммуникативное развитие | Беседы Рассматривание иллюстраций о ВОВ и фотографий героев-пионеров Сюжетно-ролевые игры |
Познавательное развитие | НОД Тематические экскурсии Беседы Презентации Конкурс чтецов |
Речевое развитие | Чтение художественной литературы: Заучивание наизусть стихов о войне, поговорок и пословиц о Родине |
Художественно-эстетическое развитие | Слушание музыкальных произведений о войне Разучивание и исполнение военнопатриотических песен Разучивание и исполнение военных танцев |
Физическое развитие | Подвижные игры Тематические экскурсии |
Информационно-методическое обеспечение:
- Дидактические и наглядные пособия
- Методическая литература
- Художественная литература
- Репродукции картин военной тематики
- Аудиозаписи с песнями военных лет
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютер
- Интерактивное оборудование
- Музыкальный центр
- Информационный стенд
- Эмблемы (для посвящения в «Патриоты-дошколята»)
- Благодарственные письма (для награждения участников фестиваля) Организационное обеспечение:
- Подборка методического, дидактического и диагностического материала
- Разработка анкет для родителей
- Разработка плана мероприятий по реализации проекта
- Заключение соглашений с социальными партнерами
- Разработка положений о проведении городского фестиваля военно-патриотической песни «Детям войны посвящается…»
- Разработка положений о создании дружины «Патриоты-дошколята»
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
- Воспитанники через различные виды деятельности познакомились с пионерами-героями и расширили свои представления об истории Великой Отечественной войны
- Созданы условия для самовыражения и творческой активности воспитанников подготовительной к школе группы посредством организации дружины «Патриотыдошколята»
- Воспитанники, педагоги, родители (законные представители), социальные партнёры приняли активное участие в реализации проекта
- Организован и проведен ежегодный городской фестиваль военно-патриотической песни
«Детям Войны посвящается…»
- Пополнена предметно-развивающая среда «Мини-музея «Победы»
Эффективность реализации проекта отслеживается в процессе педагогического мониторинга детей подготовительной к школе группы в начале и в конце реализации проекта. Для диагностики уровня знаний у дошкольников основ нравственно патриотического воспитания руководствуемся методическим пособием М.Ю. Новицкой, С.Ю. Афанасьевой, Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой «Мониторинг нравственнопатриотического воспитания в детском саду и начальной школе».
Педагогическая оценка индивидуального развития дошкольников осуществляется через наблюдение и специальные диагностические ситуации, организуемые во время реализации проекта.
Этапы реализации проекта:
- этап – подготовительный:
- диагностическое обследование воспитанников
- анкетирование родителей (законных представителей) заключение соглашений с социальными партнерами
- разработка положений о проведении районного фестиваля военно-патриотической песни
«Детям войны посвящается…»
- разработка положений о создании дружины «Патриоты-дошколята»
- этап – основной: реализация мероприятий проекта
- этап – заключительный: подведение итогов работы над проектом
- Проведение районного фестиваля военно-патриотической песни «Детям войны посвящается…»
- Пополнение предметно-развивающей средыпатриотическогоуголка
- Итоговое диагностическое обследование воспитанников
- Итоговое анкетирование родителей
План реализации проекта
Сроки проведения | Названия проводимых мероприятий | ||
Сентябрь | Разработка совместного плана мероприятий по реализации проекта «Маленькие герои большой войны» | Разработка совместного плана | |
Октябрь | Анкетирование родителей (законных представителей) | Анкетирование | |
Ноябрь | 4 | День народного единства | Развлечение |
10 | Торжественное посвящение воспитанников подготовительной группы в дружину «Патриоты – дошколята» | Посвящение | |
30 | День Государственного герба РФ | Мероприятие | |
Декабрь | 5 | День добровольца (волонтера) в России | События |
Январь | 27 | День снятия блокады Ленинграда | Мероприятие |
Февраль | 8 | «День зимних видов спорта в Росси» | Развлечение |
21 | Международный день родного языка Конкурсно-игровая программа: «Я хочу стать генералом!» | Конкурс | |
28 | Развлечение «Здравствуй, Масленица» | Развлечение | |
Март | 1 | «Праздник прихода весны!» | Праздник |
Пополнение стендовой информацией патриотического уголка | Пополнение стенда | ||
Апрель | 26 | Акция: Война и мир. | Акция |
Май | 8 | Акция «Мы помним»: -шествие дошкольников с портретами участников ВОВ по территории детского сада; -возложение цветов к оформленному мемориалу «Мы помним! Мы гордимся!» | Акция |
13 | День основания Черноморского флота. | Событие | |
24 | День славянской письменности и культуры | Событие | |
Июнь | 12 | День России | Событие |
22 | День памяти и скорби | Событие | |
Июль | 30 | День Военно-морского флота | Событие |
Август | 2 | ДеньВоздушно-десантных войск | Событие |
22 | День Государственного флага РФ | Событие | |
23 | День победы советских войск над немецкой армией в битве под Курском в 1943 году | Событие | |
27 | День российского кино | Событие | |
В течение проекта | Тематические интерактивные экскурсионные мероприятия «Листая прошлого страницы» | Экскурсионные мероприятия | |
ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Риски | Минимизация рисков | ||
Отсутствие заинтересованности / низкая заинтересованность участников в реализации проекта | Участники | Приемы | |
Дети | индивидуальные беседы, просмотры фильмов, мультфильмов, презентаций, тематическая игровая деятельность | ||
Родители | беседы, консультации, собрания нетрадиционной форме | в | |
Социальные партнеры | мотивация к сотрудничеству, индивидуальными беседами | ||
Введение карантинных мер | Проведение мероприятий в дистанционном режиме с использованием различных мессенджеров | ||
ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА
Проект «Маленькие герои большой войны» вовлекает всех участников в единую творческую деятельность и стимулирует на участие в конкурсах различного уровня нравственно-патриотической направленности.
Данный проект может быть рекомендован педагогам и специалистам детских садов, школ и дополнительного образования.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»-М.: ЦГЛ, 2005
- Веракса Н.Е. «Проектная деятельность дошкольников»: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008
- Нечаева В.Г., Макарова Т.А. «Нравственное воспитание в детском саду» для педагогов дошкольных учреждений – М.: Просвещение, 1984
- Казакова А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе» Москва 2010
- Шорыгина Т. А. «Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны» Сфера, 2018
- Печерская А. Н. "Юные герои Великой Отечественной" Детская литература, 2019
- Новицкая М.Ю., Афанасьева С.Ю., Виноградовой Н.А. Микляева Н. В. «Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе», 2015
- Использование интернет – ресурсов:
- https://www.youtube.com/watch?time_continue=17&v=6Z4g5pjvsXA&feature=emb_logo
- https://www.youtube.com/watch?time_continue=53&v=IF4sPzj3NEg&feature=emb_logo
- https://www.youtube.com/watch?time_continue=105&v=Bn81kk-UePc&feature=emb_logo8.4.https://my.mail.ru/mail/rvssvet/video/124/150.html?from=videoplayer
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Маленькие герои большой войны".
Проект по ознакомлению детей с подвигами их предков, в частности с подвигами пионеров-героев в Великой Отечественной войне....

проект "Маленькие герои большой войны"
Проект к 70-летию Победы, для старшей группы, рассказывающий дошкольникам о жизни детей в годы войны....
Проект "Маленькие герои большой войны"
В проекте отражена актуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию, направленная на ознакомление детей с подвигами детей в период ВОв....

Образовательный проект Номинация «Маленькие герои большой войны»: «Мы родом из войны»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения-одна из самых актуальных задач нашего времени. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей...






