Проект нравственно-патриотической направленности «Маленькие герои большой войны»
проект

Париева Нелли Александровна
Создание проекта «Маленькие герои большой войны» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за боевые подвиги пионеров - героев, стремление быть похожими на тех, кто помогал отстоять нашу Родину. Все мероприятия проекта проходят с привлечением социальных партнеров к активному взаимодействию. Основные продукты проекта: создание дружины «Патриоты-дошколята»; ежегодное проведение совместного праздника «Детям войны посвящается…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkie_geroi_bolshoy_voyny.docx418.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 детский сад №34 «Ивушка»

D:\ВСЕ ФОТО\2023 год\9 МАЯ -2023 ГОД\IMG-20230503-WA0028.jpgD:\ВСЕ ФОТО\2023 год\9 МАЯ -2023 ГОД\IMG-20230504-WA0018.jpg

Проект нравственно-патриотической направленности  

«Маленькие герои большой войны»

Разработала:

Н.А.Париева

воспитатель первой

квалификационной категории

2023 г.

Содержание

Наименование раздела

Страница

Аннотация проекта

3

Паспорт проекта

3

Введение

4

Актуальность

4

Проблема

4

Новизна

4

Теоретические основы

5

Цель и задачи проекта

6

Основное содержание проекта

7

Формы работы по реализации проекта

8

Принципы реализации проекта

8

Методы и приемы

8

Интеграция образовательных областей

9

Ожидаемые результаты и способы их проверки

10

Этапы реализации проекта

11

План реализации проекта

12

Возможные риски реализации проекта

13

Значимость проекта

14

Использованная литература

14

 «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент - патриотизм. От того, как сегодня мы воспитываем молодежь, зависит будущее России как современного эффективного государства»  

Владимир Путин

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Создание проекта «Маленькие герои большой войны» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за боевые подвиги пионеров - героев, стремление быть похожими на тех, кто помогал отстоять нашу Родину. Все мероприятия проекта проходят с привлечением социальных партнеров к активному взаимодействию.  

Основные продукты проекта: создание дружины «Патриоты-дошколята»; ежегодное проведение совместного праздника «Детям войны посвящается…»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Участники проекта:

  • Воспитанники группы «Гномики»
  • Родители (законные представители)
  • Педагоги
  • Социальные партнёры

Тип проекта: долгосрочный  

Сроки реализации проекта: 01.09.2023 г. - 30.05.2026 г.

Вид проекта: познавательно-творческий

Место проведения: МБДОУ детский сад №34 «Ивушка».

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Одной из главных целей Национального федерального проекта «Образование» стоит задача – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ № 1493 от 30 декабря 2015 года, сказано следующее: «Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству».

Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к

Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у воспитанников любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите.  

Проблема

Современные дети очень мало знают о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Очень важно, именно сейчас, не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в годы войны и уже в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, о пионерах-героях, их мужестве и отваге.

Работа в данном направлении обеспечивает:

  • вовлечение дошкольников, педагогов, родителей и социальных партнеров в единую творческую деятельность в рамках проекта;
  • формирование гражданской позиции у всех участников проекта;
  • повышение качества образования дошкольников за счет активизации познавательнотворческой деятельности;
  • пополнение предметно-развивающей среды ДОУ

         Методологические и теоретические основы

Методологической и теоретической основой нравственно-патриотического воспитания являются положения философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды на развитие личности, о единстве общечеловеческого и национального в педагогике (Г.Н.Волков); о воспитании социальных, нравственных норм и правил  поведения (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович и др.); о воспитании нравственных чувств у дошкольников (Бере Р.С)  

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, Г.Н. Волков, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю. Александрова, М.Ю.

Новицкая и другие.

Патриотизм (от греч. patriotes - соотечественник, от patris - родина, отечество), любовь к родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, защищать от врагов. Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. В Толковом словаре В.И. Даля патриотизм трактуется как «любовь к отчизне». По его определению, патриот - это «любитель отечества, ревнитель о его благе, однолюб». Патриот в переводе в греческого «patriots» означает «земляк, соотечественник», от французского «patriote» - «сын отечества». Сами же понятия «родина» и «отчизна» заимствованы из латинского языка и вошли во французскую лексику в XVI в. Понятие «Отечество» у В.И. Даля «родная земля, где человек вырос; корень, земля народов, к которой человек принадлежит по рождению, языку и вере». У С.И. Ожегова «Отечество - страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит».

Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, патриотизм интегрирует в своем содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и другие компоненты. Проявляясь в первую очередь как эмоциональновозвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации. Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданственности и социальной активности человека, является действенной побудительной силой и реализуется в деятельности личности на благо Отечества.  

Цель и задачи проекта

Цель: приобщение детей к нравственно – патриотическим ценностям, прививая дошкольникам чувство гордости, уважение за мужество и героизм пионеров - героев Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • Познакомить воспитанников с пионерами-героями и расширить их представления об истории Великой Отечественной войны, используя различные виды деятельности
  • Создать условия для самовыражения и творческой активности воспитанников подготовительной к школе группы посредством организации дружины «Патриотыдошколята»
  • Привлечь родителей, педагогов, социальных партнёров к активному участию в запланированных мероприятиях для установления преемственных взаимосвязей
  • Организовать проведение ежегодного городского фестиваля военно-патриотической песни «Детям войны посвящается…»
  • Пополнить предметно-развивающую среду «Мини-музея «Победы» в ДОУ

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Наша страна пережила много войн, но такой страшной, тяжелой, кровопролитной, как война 1941-1945 гг, не было. Эта война была особой, речь шла о жизни и смерти всего советского народа. Поэтому, в войне участвовали все, в том числе и дети.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет - маленькие герои большой войны. Рядом с взрослыми сражались и юные мстители - пионеры. Они были разведчиками, проводниками, пламенными агитаторами, подрывниками, добывали у врага оружие и передавали партизанам. Юные патриоты не щадили ни крови своей, ни жизни во имя Родины, во имя светлого будущего. За мужество, бесстрашие и проявленный героизм, десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями.  

В данном проекте мы будем знакомить дошкольников с подвигами пионеров, которые стали героями тех лет: Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.

Формы работы по реализации проекта

Основная форма работы – специально организованная деятельность (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная), совместная и самостоятельная деятельность.

 Принципы реализации проекта

Решая задачи нравственно патриотического воспитания, учитывались следующие принципы:

  • Отбор знаний, наиболее актуальных для воспитанников группы
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса
  • Дифференцированный подход к каждому воспитаннику, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности; адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности

 Методы и приемы:

  • Наглядно – слуховой  
  • Наглядно – зрительный
  • Словесный
  • Практический
  • Игровой
  • Метод эмоционального стимулирования  
  • Метод проверки и оценки знаний, умений и навыков

Интеграция образовательных областей

Образовательные области

Приемы

Социально – коммуникативное развитие

Беседы

Рассматривание иллюстраций о ВОВ и фотографий героев-пионеров

Сюжетно-ролевые игры

Познавательное развитие

НОД

Тематические экскурсии

Беседы

Презентации

Конкурс чтецов

Речевое развитие

Чтение художественной литературы: Заучивание наизусть стихов о войне, поговорок и пословиц о Родине

Художественно-эстетическое развитие

Слушание музыкальных произведений о войне

Разучивание         и         исполнение         военнопатриотических песен

Разучивание         и         исполнение         военных

танцев

Физическое развитие

Подвижные игры

Тематические экскурсии

Информационно-методическое обеспечение:

  • Дидактические и наглядные пособия
  • Методическая литература
  • Художественная литература  
  • Репродукции картин военной тематики
  • Аудиозаписи с песнями военных лет

Материально-техническое обеспечение:

  • Компьютер
  • Интерактивное оборудование
  • Музыкальный центр
  • Информационный стенд
  • Эмблемы (для посвящения в «Патриоты-дошколята»)
  • Благодарственные письма (для награждения участников фестиваля) Организационное обеспечение:
  • Подборка методического, дидактического и диагностического материала
  • Разработка анкет для родителей
  • Разработка плана мероприятий по реализации проекта
  • Заключение соглашений с социальными партнерами
  • Разработка положений о проведении городского фестиваля военно-патриотической песни «Детям войны посвящается…»
  • Разработка положений о создании дружины «Патриоты-дошколята»

Ожидаемые результаты и способы их проверки:  

  • Воспитанники через различные виды деятельности познакомились с пионерами-героями и расширили свои представления об истории Великой Отечественной войны  
  • Созданы условия для самовыражения и творческой активности воспитанников подготовительной к школе группы посредством организации дружины «Патриотыдошколята»
  • Воспитанники, педагоги, родители (законные представители), социальные партнёры приняли активное участие в реализации проекта
  • Организован и проведен ежегодный городской фестиваль военно-патриотической песни

«Детям Войны посвящается…»

  • Пополнена предметно-развивающая среда «Мини-музея «Победы»

Эффективность реализации проекта отслеживается в процессе педагогического мониторинга детей подготовительной к школе группы в начале и в конце реализации проекта. Для диагностики уровня знаний у дошкольников основ нравственно патриотического воспитания руководствуемся методическим пособием М.Ю. Новицкой, С.Ю. Афанасьевой, Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой «Мониторинг нравственнопатриотического воспитания в детском саду и начальной школе».

Педагогическая оценка индивидуального развития дошкольников осуществляется через наблюдение и специальные диагностические ситуации, организуемые во время реализации проекта.  

Этапы реализации проекта:

  1. этап – подготовительный:  
  • диагностическое обследование воспитанников
  • анкетирование родителей (законных представителей) заключение соглашений с социальными партнерами
  • разработка положений о проведении районного фестиваля военно-патриотической песни

«Детям войны посвящается…»

  • разработка положений о создании дружины «Патриоты-дошколята»
  1. этап – основной: реализация мероприятий проекта
  2. этап – заключительный: подведение итогов работы над проектом  
  • Проведение         районного        фестиваля         военно-патриотической         песни         «Детям         войны посвящается…»
  • Пополнение предметно-развивающей средыпатриотическогоуголка
  • Итоговое диагностическое обследование воспитанников
  • Итоговое анкетирование родителей

План реализации проекта

Сроки проведения

Названия проводимых мероприятий

Сентябрь

Разработка совместного плана мероприятий по реализации проекта «Маленькие герои большой войны»

Разработка совместного плана

Октябрь

Анкетирование родителей (законных представителей)

Анкетирование

Ноябрь

4

День народного единства

Развлечение

10

Торжественное посвящение воспитанников подготовительной группы в дружину «Патриоты – дошколята»

Посвящение

30

День Государственного герба РФ

Мероприятие

Декабрь

5

День добровольца (волонтера) в России

События

Январь

27

День снятия блокады Ленинграда

Мероприятие

Февраль

8

«День зимних видов спорта в Росси»

Развлечение

21

Международный день родного языка

Конкурсно-игровая программа: «Я хочу стать генералом!»

Конкурс

28

Развлечение «Здравствуй, Масленица»

Развлечение

Март

1

«Праздник прихода весны!»

Праздник

Пополнение стендовой информацией патриотического уголка

Пополнение стенда

Апрель

26

Акция: Война и мир.

Акция

Май

8

Акция «Мы помним»:  

-шествие         дошкольников         с портретами участников ВОВ по территории детского сада;

-возложение         цветов         к оформленному мемориалу «Мы помним! Мы гордимся!»

Акция

13

День основания Черноморского флота.

Событие

24

День славянской письменности и культуры

Событие

Июнь

12

День России

Событие

22

День памяти и скорби

Событие

Июль

30

День Военно-морского флота

Событие

Август

2

ДеньВоздушно-десантных войск

Событие

22

День Государственного флага РФ

Событие

23

День победы советских войск над немецкой армией в битве под Курском в 1943 году

Событие

27

День российского кино

Событие

В течение проекта

Тематические интерактивные экскурсионные мероприятия

«Листая прошлого страницы»

Экскурсионные мероприятия

ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Риски

Минимизация рисков

Отсутствие заинтересованности / низкая заинтересованность участников в реализации проекта

Участники

Приемы

Дети

индивидуальные беседы, просмотры фильмов, мультфильмов, презентаций, тематическая игровая деятельность

Родители

беседы, консультации, собрания нетрадиционной форме

в

Социальные партнеры

мотивация         к

сотрудничеству, индивидуальными беседами

Введение         карантинных         мер         

Проведение мероприятий в дистанционном режиме с использованием различных мессенджеров

ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА

Проект «Маленькие герои большой войны» вовлекает всех участников в единую творческую деятельность и стимулирует на участие в конкурсах различного уровня нравственно-патриотической направленности.

Данный проект может быть рекомендован педагогам и специалистам детских садов, школ и дополнительного образования.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»-М.: ЦГЛ, 2005
  2. Веракса Н.Е. «Проектная деятельность дошкольников»: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008
  3. Нечаева В.Г., Макарова Т.А. «Нравственное воспитание в детском саду» для педагогов дошкольных учреждений – М.: Просвещение, 1984
  4. Казакова А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе» Москва 2010
  5. Шорыгина Т. А. «Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны» Сфера, 2018
  6. Печерская А. Н. "Юные герои Великой Отечественной" Детская литература, 2019
  7. Новицкая М.Ю., Афанасьева С.Ю., Виноградовой Н.А. Микляева Н. В. «Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе», 2015
  8. Использование интернет – ресурсов:
  1. https://www.youtube.com/watch?time_continue=17&v=6Z4g5pjvsXA&feature=emb_logo
  2. https://www.youtube.com/watch?time_continue=53&v=IF4sPzj3NEg&feature=emb_logo
  3. https://www.youtube.com/watch?time_continue=105&v=Bn81kk-UePc&feature=emb_logo8.4.https://my.mail.ru/mail/rvssvet/video/124/150.html?from=videoplayer


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Маленькие герои большой войны".

Проект по ознакомлению детей с подвигами их предков, в частности с подвигами пионеров-героев в Великой Отечественной войне....

проект "Маленькие герои большой войны"

Проект к 70-летию Победы, для старшей группы, рассказывающий дошкольникам о жизни детей в годы войны....

Проект "Маленькие герои большой войны"

В проекте отражена актуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию, направленная на ознакомление детей с подвигами детей в период ВОв....

Образовательный проект Номинация «Маленькие герои большой войны»: «Мы родом из войны»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения-одна из самых актуальных задач нашего времени. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей...