Конспект познавательного занятия-путешествия в старшей группе « Гордость моя Байкал»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель:
Продолжать знакомить с озером Байкал, частично с флорой и фауной, дать некоторые исторические знания о Байкале, воспитывать любовь к родному краю.
Задачи:
Формировать представления детей о значимости озера в жизни всего человечества. Способствовать развитию у детей целенаправленной деятельности. Продолжать развивать все компоненты устной речи детей. Воспитывать активность, любознательность
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Тополёк» г. Бабушкин
Муниципального образования Кабанский район»
Республики Бурятия
Конспект познавательного занятия-путешествия в старшей группе
« Гордость моя Байкал»
Старший воспитатель: Казакова Л.В..
Бабушкин 2024
Цель:
Продолжать знакомить с озером Байкал, частично с флорой и фауной, дать некоторые исторические знания о Байкале, воспитывать любовь к родному краю.
Задачи:
Формировать представления детей о значимости озера в жизни всего человечества. Способствовать развитию у детей целенаправленной деятельности. Продолжать развивать все компоненты устной речи детей. Воспитывать активность, любознательность.
Оборудование:
Карта Республики Бурятия, рисунки с изображением разных животных и растений Байкала.
Ход мероприятия:
- Ребята, сегодня к нам придёт непростой гость. Он должен рассказать много интересного про один из водоёмов нашего края (стук в дверь). А вот и наш гость, встречайте его.
- Ребята, знаком ли вам этот герой. Давайте послушаем, откуда он (рассказ гостя).
На берегу славного озера Байкал рос старый кедр. На его деревьях уже давно не появлялись шишки, но однажды, когда долгое время стояла ненастная погода, а потом неожиданно выглянуло солнце и стало так светло и весело около дерева, потому что возле него собрались все лесные жители. Они пришли сюда по просьбе вороны, которая хотела поселиться на старом дереве. Лесные жители стали свидетелями того, как из одного единственного огромного ореха появился мальчик, которого сразу прозвали
Сибирячком.
Сибирячок: Ребята, я Сибирячок, хозяин тайги, которая стоит на берегах Байкала. Я пришёл рассказать вам о Байкале, чтобы вы могли гордиться, что живёте рядом с таким замечательным озером, и смогли в будущем рассказать о нём другим людям. Посмотри, как красив Байкал (Сибирячок вместе с ребятами просматривают презентацию про Байкал). Это удивительное озеро очень таинственное. Ребята, а хотите разгадать некоторые тайны Байкала? (Ответы ребят). Тогда, давайте представим, что мы на борту большого катера и отправляемся в путешествие по Байкалу.
Воспитатель вывешивает географическую карту Республики Бурятии:
Воспитатель: Вот он, какой Байкал! На карте озеро выглядит как молодой месяц, так он виден из космоса. Байкал – одно из древнейших озёр планеты. Часто Байкал в песнях и сказках называют «Батюшкой», и мы представляем себе озеро этаким старцем. На самом деле, на Байкале нет никаких признаков старения. И хотя его возраст 25 миллионов лет, он ещё молод. Со всех сторон озеро окружают горы и нагорья с многообразием растительности – тайгой. Наша яхта подходит к самому большому острову Байкала – Ольхон.
Чтобы наша яхта быстрей пристала к берегу, мы с вами поиграем в игру «Море волнуется».
Сибирячок: А вот и остров Ольхон. Здесь будет наша первая остановка. Как вы думаете, почему Байкал так называется? (Ответы детей)
- Русские люди появились на Байкале 400 лет назад. Это был отряд казаков во главе с Курбатом Ивановым. От местных жителей они узнали, что Байкал обозначает «богатое озеро». И Байкал действительно богат. Богат, своим животным и растительным миром. Здесь на острове, я хочу познакомить вас с разнообразием рыб.Давайте посмотрим на картинки:
- Это омуль. Он любит только чистую прозрачную воду.
- Это осётр. Царь- рыба на Байкале.
- Это голомянка. Самая загадочная рыба в Байкале. Послушайте немного о ней (небольшое сообщение рассказывает ребёнок, подготовленный заранее воспитателем).
Сибирячок: Мы прощаемся с островом Ольхон. А впереди нас встречают Ушканьи острова. Именно здесь обитают самые интересные животные Байкала. Их называют чудом Байкала. Посмотрите на экран. Вы узнали это животное.
Дети: Это нерпа.
Сибирячок: Это животное живёт на озере 18 миллионов лет.
Воспитатель: Сибирячок, мы с ребятами очень рады, что ты к нам пришёл, и приготовили для тебя подарок. Дети хотят рассказать тебе о деревьях, которые живут в тайге. Мы отправимся в тайгу познакомиться с деревьями, растущими на Байкале.
(На экран проецируются слайды с картинами хвойного леса. Звучит аудиозапись с пением птиц).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие деревья растут в нашем лесу. Эти деревья не просто красивы. Они очищают воздух и дают кров и корм многим животным. Сейчас всё больше людей понимает, что хвойные деревья необходимо беречь. Но для этого мало любить растения. Нужно знать, как и где живут разные деревья, чем отличаются одни породы от других, где их родина и многое другое. Давайте послушаем, что деревья рассказывают о себе.
Ель (ребенок). Я – Ель, а мама меня называет Ёлочкой. Каждый Новый год мои братья и сёстры украшают ваши дома и приносят малышам радость. У меня одиночные острые иглы и висячие шишки. Мой дом называют ельником. Мои друзья звери и птицы. В моём доме зверям можно спрятаться, ведь еловый лес очень густой и тёмный. А птиц привлекают шишки с орехами.
Воспитатель: Уважаемая Ёлочка, у нас для тебя есть подарок. Мы с ребятами знаем очень весёлый танец. (Дети танцуют танец под мелодию «В лесу родилась Ёлочка» в современной интерпретации).
Сосна (Ребенок). Я – Сосна. Меня в лесу сразу видно. У меня ствол, как начищенный самовар – медно – красный, блестит на солнце. Мой дом называется сосновым бором. В нём приятно пахнет смолой. Мне не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха, ни ветры. Я могу очищать воздух от вредных бактерий. За это меня называют деревом здоровья.
Воспитатель: Уважаемая Сосна, я хочу, чтобы ты вместе с ребятами послушала загадки и попробовала найти на них отгадки.
Высоконько стоит,
Далёконько глядит,
У меня иголки длиннее,
Чем у Ёлки.
Станет старушкой –
Будет избушкой.
Очень прямо я расту
В высоту.
*** Если я не на опушке
Ветки – только на макушке
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
Кедр. Я – сибирский кедр. Про меня говорят так: «Точно боярин в дорогой зелёной бархатной шубе». Шуба у меня действительно длиннее, чем у ели и сосны. Я достигаю в высоту, до сорока метров. Моё главное богатство это кедровые орешки. Моя смола целебна это верное средство, спасающее от ранений и ожогах. Сибиряки прозвали меня кормильцем и врачевателем.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть.
Вот вам мой подарок, ребята. И в тоже время загадка.
Есть шишки у сосны, у кедра и у ели,
Со смолкой на бочку,
И если вы, друзья,
Их распознать сумели,
Ответ скорей покажите мне на деле.
Здесь на подносах лежат шишки разных хвойных деревьев, я попрошу разобрать их в корзинки.
Воспитатель: Ребята, может, вы хотите ещё что - то узнать у деревьев. Ель, сосна, кедр мы подготовили для вас вопросы.
1- ребёнок. Могут ли ёлки помогать людям?
Ответ Ели: Меня часто сажают как живую изгородь, особенно вдоль железных дорог. Еловые изгороди хорошо защищают железную дорогу от снежных заносов.
2-ребёнок. Я слышал , что семена сосны сажают там, где трудно вырасти другим деревьям правда это?
Ответ Сосны: да, правда, люди сажают мои семена там, где трудно вырасти другим деревьям.
3- ребёнок. Ах, как я люблю орешки кедра, а за что сам (а) не знаю.
Ответ Кедра: Люди называют мои орешки золотыми за их целебные и питательные свойства.
4-ребёнок. Деревья, что-нибудь бояться?
Ответ Сосны: Я, например, боюсь темноты, поэтому мне нужно много света и солнца
5 ребёнок: я знаю такое слово «живица», что оно означает?
Ответ Кедра: Моей целебной смоле дали и другое название – живица.
А сейчас, я предлагаю выбрать то дерево, которое вам больше всего понравилось, и вы хотели бы его защитить. Давайте их нарисуем.
На столах лежат материалы для художественного творчества (рисования): цветные карандаши, гуашь, акварель. Детям предлагается, разные варианты изображения хвои деревьев.
Ель. Это дерево дети изображают акварелью, начиная рисовать хвою сверху ствола от коротких линий до длинных.
Сосна. Это дерево дети изображают, используя приём полусухой кисти, рисуют хвою на ветках.
Кедр. Хвою этого дерева дети изображают восковыми мелками, используя метод штриховки.
По окончании работы дети рассматривают, оценивают рисунки друг друга
Воспитатель: Ребята, что вам сегодня больше всего понравилось в нашем путешествии? Что нового вы узнали о Байкале, о хвойных деревьях? (Ответы ребят).
Воспитатель предлагает из рисунков детей сделать выставку «Хвойные деревья Байкала»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Воды озера Байкал»
Конспект ОД по экологии в старшей группе с использованием регионального компонента на тему «Воды озера Байкал»...

Конспект комплексного занятия "Путешествие по городу" (старшая группа)
Комплексное занятие в старшей группе"ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ"Цель: закрепить знания детей о родном городе.Задачи: 1. формировать понятие "малая родина"2. развивать память, мышл...

Конспект познавательного занятия «Путешествие в прекрасное: Оренбург богатый и прекрасный – наш Край» Старший дошкольный возраст
Знакомство с Родным Краем начинается едва ли не с самого рождения. Однако, как помочь ребёнку увидеть самое прекрасное и жизнеутвреждающее в коуржающей действительности. Как ввести маленького человека...

Конспект физкультурного занятия «Путешествие в космос» (старшая группа)
Физкультурное занятие "Космос"...

Итоговое интегрированное познавательное занятие «Путешествие с Феей» старшая - подготовительная группа
Итоговое интегрированное познавательное занятие«Путешествие с Феей»старшая - подготовительная группа...

Конспект познавательного занятия "Путешествие в осенний лес" в старшей группе
Развивать и систематизировать знания детей об осенних явлениях природы...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей старшей группы "Командировка на Байкал"
Технологическая карта данного педагогического мероприятия предназначена для детей старшего дошкольного возраста, имеющую актуальную направленность - систематизацию знаний детей о живой природе в приба...
