Конспект открытого занятия "Путешествие по России" подготовительная группа
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Татьяна Александровна Дерябина

Конспект открытого занятия "Путешествие по России" подготовительная группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка-детский сад №15 «Семицветик»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

 образовательная область «Познавательное развитие»

Интегрированное занятие по патриотическому воспитанию

«Путешествие по России»
для детей подготовительной к школе группы

                                           

 Подготовила воспитатель:

Дерябина Татьяна Александровна

г. Озерск

 04.04.2024г.

Тема: «Путешествие по России»

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Возраст: дети подготовительной к школе группы 6-7 лет.

Цель: Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:

1.Закреплять:

  • умения ориентироваться на карте – схеме, определять направление маршрута.  
  • знания детей об официальных символах России (Герб, флаг, гимн)
  • знания детей о неофициальных символах России (Кремль, береза, медведь, балалайка, лапти, валенки, ромашка, самовар)

2.Развивать:

  • мышление, внимание, память, речевую и познавательную активность;  

      3.Воспитывать:

  • формировать уважительное отношение к государственным символам;
  • любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»:

  • социально – коммуникативные качества путём коллективного решения общих задач, умения действовать командой. 

 «Речевое развитие»:

  • закрепить в активной речи термины: герб, флаг, гимн, государственные символы, неофициальные государственные символы (матрешка, валенки, медведь, береза, балалайка, самовар…)
  • «Художественно-эстетическое развитие»:
  • расширять опыт слушания литературных произведений (загадок, стихов).

«Физическое развитие»:

  • развивать двигательную активность.

Используемые методы и приемы: 

  • Наглядные: рассматривание карты РФ, карты маршрута, герба, флага, картинок с символами России и декоративно – прикладного искусства.
  • Словесные: объяснение воспитателя, вопросы к детям, чтение стихотворений, загадывание загадок.
  • Игровые: игры «Поездка на автобусе», «Разрезные картинки»
  • Практические: путешествие и выполнение заданий.

Материалы и оборудование: 

  • Конверт (письмо, смайлик, загадка)
  • Ромашка
  • Стулья по количеству детей
  • Руль, билеты на автобус
  • Музыка: шум двигателя, едущего автобуса
  • Названия остановок
  • Карта маршрута
  • Карта РФ, мяч
  • Флаг, герб, гимн (гербы и флаги других государств)
  • Портрет президента
  • Картинки животных леса, тундры, севера
  • Разрезные картинки декоративно – прикладного искусства (дымка, хохлома, гжель)
  • Ватман А3, картинки (неофициальные символы России)
  • Картинки мужчины и женщины в народных костюмах
  • Фото детей

Предварительная работа:

  • Занятие на тему: «Наша Родина - Россия», «Москва – столица России», «Малая Родина – город Озерск»
  • Рассматривание карты РФ
  • Знакомство и беседы о государственных (неофициальных) символах России
  • Рисование матрешек, кремля, российского флага
  • Дидактические игры: «Собери матрешку», «Русская изба», «Доббль – Символы России»
  • Рассматривание иллюстраций декоративно – прикладного искусства «Гжель», «Дымка», «Хохлома»
  • Чтение сказки «Как береза стала символом России»

Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с гостями и всем, что нас окружает:
Утром солнышко встает, (Руки поднять вверх)

Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди)

Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя)

«Здравствуй, улица моя! (Выпрямить руки в стороны)

Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой)

Отвечаю травам я (Отпустить руки вниз)

Отвечаю ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими)

Здравствуй Родина моя!» (Взять друг друга за руки)

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла в группу и обнаружила на столе конверт. Оно адресовано маленьким Россиянам подготовительной группы № 20.

Воспитатель: Ребята, а почему вас так назвали россияне?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ребята, мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя Россия! А мы с вами граждане России- россияне.

Воспитатель:  Ребята, а вы хотите узнать, что в конверте?

Дети:( ответ)

Воспитатель: Тогда открываем  конверт. Ребята, а здесь только грустный смайлик, но на нем что то написано. (это загадка)

У желтенького солнышка

Лучи не горячи

У желтенького солнышка

Белые лучи. (ромашка)

Дети (ответ).

Воспитатель: Правильно,  но здесь нет ромашки одна серединка. Где же лепестки?

Воспитатель: Здесь еще что то есть, это письме.

«Ребята, я ромашка символ нашей Родины, России. Был сильный ветер и сорвал все мои лепестки и разбросал по всей нашей стране. Помогите мне, пожалуйста, вернуть их обратно, мне без них очень грустно».

Воспитатель: Белая ромашка-это истинно русский цветок, символизирующий Россию.

Воспитатель:  Ну что ребята, поможем вернуть ромашке лепестки?

Дети:  (ответы).

Воспитатель: Тогда мы можем отправиться в путешествие по нашей необъятной России на поиски лепестков. А скажите мне, пожалуйста, на чем мы можем отправиться в путешествие?

Дети: (ответы).

Воспитатель:  Я предлагаю отправиться на автобусе, который нас уже ждет. Но для того чтобы занять свои места в салоне, нужно приобрести билет. Цена билета ваша улыбка! А билеты можно приобрести у водителя. Так как у меня есть водительские права, я буду водителем и вас повезу. Но вы должны мне еще назвать правила поведения в общественном транспорте.

Дети: (правила).

Воспитатель: Проходите, покупайте билеты.

(Звучит музыка: шум двигателя едущего автобуса)
    Остановка №1«Географическая»,

Воспитатель: Ребята, перед нами карта какой страны? Кто знает?

Дети: Россия, Российской Федерации.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру

 «Вопрос - ответ!» (игра в кругу с мячом)
Вопросы:

1. Как называется страна, в которой мы живём?
2. А как называется столица нашей Родины?
3. Кто является президентом России?
4. Как называется край, в котором мы живем?
8. Как называется город, в котором мы живем?

9.Что изображено на гербе нашего края?

10. Какие озера расположены вокруг Озерска?

Воспитатель: Молоды, ребята, вы справились. Получайте первый лепесток от ромашки.

Продолжаем наше путешествие, прошу в автобус.

(Звучит музыка: шум двигателя едущего автобуса)
Остановка №2  «Государственная»

Воспитатель: Давайте вспомним, что является государственным символом России?
Дети: Герб, флаг, гимн,

Воспитатель: Флаг есть в каждой стране. Ребята, а все флаги разных стран одинаковые?
Дети: Флаги разных стран отличаются друг от друга, они могут быть похожи, но двух одинаковых мы никогда не найдем.
Воспитатель: Ребята, а кто может мне ответить, какой у России флаг?
Дети: трехцветный. Три полосы - белая, синяя, красная.

Воспитатель: Что обозначают эти цвета?

Дети: (ответы детей)
Белый цвет означает мир, чистоту;
Синий цвет символ веры и верности;
Красный цвет символизирует силу, кровь, пролитую за Отечество.

 Воспитатель:
Разноцветный флаг России –
Белый, синий, красный цвет.
Самый для меня красивый,
Краше флага в мире нет.
Честь и правда в этом флаге,
Кровь, пролитая в бою,
Смелость, доблесть и отвага,
Вера в Родину мою!

Воспитатель: Кто мне расскажет про герб?

Дети: Герб – это эмблема государства. "Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера) ; в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона".
Воспитатель:
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Воспитатель: Ребята послушайте  одну мелодию. (Звучит гимн России). (Дети встают) - А что такое гимн? И что вы знаете о нем?

 Дети: Гимн - торжественная песня, символ государства. Гимн исполняют и слушают стоя. 

Воспитатель: Ребята, а где мы можем увидеть символы России?

Дети: (почетные грамоты, документы, деньги, печати),

Воспитатель: А где мы можем услышать гимн РФ?

Дети:(на торжественных мероприятиях, на государственных праздниках).

Воспитатель:
Величаво и спокойно
Гимн России прозвучал
Каждый слушал, тихо, стоя,
Затаил дыханье зал.
С этой музыкой взрослеем,
С этой музыкой растем,
Эту музыку по жизни
В нашем сердце пронесем!

Воспитатель: Молодцы ребята, скажите, кто управляет нашим государством?

Дети: (Президент)
Воспитатель: Как его зовут?

Дети: (Владимир Владимирович Путин)
Воспитатель: Вы правы, В. В. Путин уже много лет управляет страной, его все уважают и слушают. Управлять государством очень сложное дело, поэтому на                           пост президента всегда выбирают умного и надежного человека.
Воспитатель: Хорошо ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру « Найди Российский флаг». Молодцы и так же нужно из всех предложенных «Найти герб Российской Федерации». Дети выполняют. (проверяют, правильно ли выполнили задания)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились. Посмотрите, ребята у нас появилось 2 лепестка от ромашки сразу.

Воспитатель: Отправляемся дальше. Проходите в автобус, занимайте места.

                   (Звучит музыка: шум двигателя едущего автобуса)

 Остановка №3 «Животный мир России»

Воспитатель: Ребята, у нас в России очень много разных животных, я хотела бы вам предложить соотнести правильно среду обитания и животных, которые в ней обитают, справитесь? Проходите к столу где  лежат картинки с животными, вы можете брать любую понравившуюся и прикрепить ее в нужную среду обитания. (В Российских лесах водятся волки, бурые медведи, зайцы, лисицы и лоси. В тайге обитают белки летяги, рыси и тигры. На севере живут моржи, тюлени и белые медведи. Дети распределяют картинки с животными согласно среде обитания).

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь мы с вами немного отдохнем и сделаем физкультминутку!

Физкультминутка

«Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы - высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)

Воспитатель: Молодцы ребята, вот и еще один лепесток у нас появился! Продолжаем путешествие, присаживайтесь в автобус едим дальше.

(Звучит музыка: шум двигателя едущего автобуса)

Остановка № 4: «Россия – страна мастеров»
Воспитатель: Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства русских мастеров.
Воспитатель: Ребята, вот здесь на столе лежат пазлы разных росписей вам  надо собрать и определить роспись. (Работа в парах у каждой пары на столах  лежит часть пазла дети должны подобрать картинку. Молодцы, ребята, вы справились вот и еще один лепесток.

Проходите в автобус занимайте свои места.

(«Шум двигателя едущего автобуса» едем дальше)

Остановка №5 «Неофициальные символы России»

Воспитатель:- Ребята, кроме официальных символов России есть еще и неофициальные.
Вопросы и Загадки:

Кто является главным богатством любой страны? Правильно, его народ. Перед вами девушка и юноша в русском народном костюме, который является неофициальным символом России.

Дети рассматривают костюмы и рассказывают, что мужчины носили рубаху косоворотку, штаны (портки), картуз; девушки и женщины носили рубаху, сарафан, кокошник.

Где сегодня мы можем увидеть людей в русских народных костюмах? (на праздниках, на выступлениях, на сцене.)

Уверен, друзья, отгадаете вы
Ту крепость старинную в центре Москвы.
На шпилях её ярко звёзды горят,
На башне там Спасской куранты звонят.

 Следующим неофициальным символом является…(показ Кремля).

 - Чем по сути является Кремль? (крепостью).

 - Из чего был построен Кремль сначала? (из дерева, потом из белого камня). А сейчас? (из красного кирпича). Как называется главная башня? (Спасская с Курантами)

Он зимой в берлоге спит,

Потихонечку храпит.

А проснется, ну реветь.

Как зовут его… медведь.

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них ходили раньше люди,

И плели из лыка,

А чтоб с ножки не спадали,

Их верёвкой привязали(Лапти)

Знает взрослый человек,

Знает даже маленький,

Чтоб зимою не болеть,

Обувайте ...(валенки).

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Как тех куколок зовут?   (Матрешки)

Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит,

А всего – то три струны ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка! Ну, конечно… (Балалайка)

И шипит, и кряхтит.

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает. (Самовар).

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей. (Береза)

Остановка № 6: «Маленькие путешественники»

Воспитатель: Ребята, это последняя наша остановка, на которой мы можем получить лепесток.

Воспитатель: 

Воспитатель: Приступаем к работе.

Воспитатель: Молодцы ребята, как красиво у вас получилось.

Воспитатель: Вот и последний лепесток у нас, наше путешествие подошло к концу. И нам пора возвращаться на свою родину в детский сад. Занимаем свои места и поехали.

(«Шум двигателя едущего автобуса» едем дальше)
Воспитатель: Ребята посмотрите на нашу ромашку, лепестки все на месте.Она улыбается. И на серединке что- то написано.

«Дорогие ребята, большое вам спасибо за лепестки. Вы самые настоящие патриоты своей страныЯ выражаю вам благодарность и награждаю медалями за ваши знания о своей страны, и дружбу, проявленную в путешествии. Отправляю вам вот такие медали и книгу «Наша Россия»

Рефлексия:

Воспитатель: Как вы думаете, почему вам удалось вернуть все лепестки? (Мы, дружные, умные) -Что именно вызвало затруднение? -Что узнали нового о нашей стране? -Что было интересным? Вы с честью выдержали все, молодцы!

Ребята, вы настоящие знатоки своей Родины, я желаю, чтобы вы росли большими и умными и прославили нашу Россию своим трудом и достижениями. 

Вы все молодцы! Мы рассмотрели еще не все. Их у нас много, потому что Россия великая, огромная страна, богатая традициями, обычаями, а самое главное талантливыми людьми. Я люблю Россию, а вы?

Остановка № 6

«Маленькие путешественники»

Природа и география Севера и северных территорий - nordtravel.art

Тайга и таежные леса | Увлекательный Мир с Бертиасом | Дзен

Лес будущего: повышение устойчивости лесов к изменению климата

Красная площадь: описание, достопримечательности Бурый Медведь (Фото): Как выглядит, Где обитает, Чем питается и Интересные  фактыБалалайка традиционная 4-струнная 4S-S, Балалайкеръ купить | TA-MUSICAВаленки с рисунком "Пара снегирей" в интернет-магазине Ярмарка Мастеров по  цене 6000 ₽ – PS2ZCRU | Валенки, Солнечногорск - доставка по РоссииБунин «Лапти» читать рассказ полностью онлайнМатрешка Нижегородская желтая купить в Москве. 2221 - Русская матрешка.

Самовар электрический 3 л «овал», цвет медь – купить в УфеКартинки береза весной для детей на прозрачном фоне (57 фото) » Картинки и  статусы про окружающий мир вокруг

Шоколадная медаль "Я люблю Россию!" ШМ-020 - Шоколадные медали.  Chocolate.com.ru - Производство шоколадных подарковШоколадная медаль "Я люблю Россию!" ШМ-020 - Шоколадные медали.  Chocolate.com.ru - Производство шоколадных подарков

Шоколадная медаль "Я люблю Россию!" ШМ-020 - Шоколадные медали.  Chocolate.com.ru - Производство шоколадных подарковШоколадная медаль "Я люблю Россию!" ШМ-020 - Шоколадные медали.  Chocolate.com.ru - Производство шоколадных подарков

Шоколадная медаль "Я люблю Россию!" ШМ-020 - Шоколадные медали.  Chocolate.com.ru - Производство шоколадных подарковШоколадная медаль "Я люблю Россию!" ШМ-020 - Шоколадные медали.  Chocolate.com.ru - Производство шоколадных подарков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дом в котором ты живешь» Конспект открытого занятия в средней группе для родителей в рамках «Дней открытых дверей» на базе МАДОУ № 86

Тип: Обучающий.Вид: Художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное.Тема: «Дом, в котором ты живёшь» Цель: Учить ...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе группе «Экспериментирование с воздухом»

Данная образовательная деятельность способствует обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха,расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека,животных,растений...

Конспект открытого занятия в средней группе. Интегрированная НОД для детей средней группы с учетом ФГОС «Веселое путешествие»

Развивать активность и любознательность детей среднего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Интересные открытия в стране Знаний".

Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.Задачи:Обучающие:Закрепить умение выкладывать числовой ряд.Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в предела...