Конспект « В гостях у хозяйки Медной горы » (с элементами экспериментирования).
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Дворникова Ирина Николаевна

Поисково-иследовательская деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-zanyatiya-v-podgotovitelnoy-gruppe.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

Тема: « В гостях у хозяйки Медной горы »

(с элементами экспериментирования).

Цели:

  1. Систематизировать знания детей о полезных ископаемых Урала; вспомнить, с какими полезными ископаемыми они уже знакомы; познакомить со свойствами гранита. Продолжать учить детей работать с картой, моделями, самостоятельно проводить опыты, делать выводы и обобщения. Формировать у детей элементарные графические умения и навыки. Формировать поисково-исследовательскую деятельность.
  2. Закреплять умение детей выслушивать сверстника, давать полный и правильный ответ. Продолжать развивать память, мышление, внимание, связную речь, творческие способности детей.
  3. Воспитывать интерес и любовь к родному краю.

Оборудование: шкатулка, изделия из камней, кусочки гранита для                 опыта, модели, кроссворд, карты Челябинской области для каждого ребёнка, схемы - модели свойств                             гранита, карандаши, фломастеры.

                           

Предварительная работа:

  1. Совместная работа родителей и детей по созданию выставки природных ископаемых Урала и коллекции камней и изделий из камней, посещение родителями и детьми Краеведческого музея.
  2. Чтение сказов П.П.Бажова « Малахитовая шкатулка », « Горный мастер »; изготовление цветка в технике « рисования » пластилином.

Ход занятия.

1.Повторение ранее изученного материала.

Сегодня мы снова совершим путешествие в подземные кладовые Хозяйки Медной горы.

Вопросы детям:

- Какие богатства хранит Хозяйка Медной горы?

- Что такое «полезное ископаемое»?

- С какими полезными ископаемыми мы уже познакомились? – дети разгадывают головоломки.

- Как обозначается железо? Какими свойствами оно обладает? – обозначение железа и использование моделей.

Е

З

Е

О

Л

Ж

2. Изучение нового материала.

Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть, нет ли в группе чего-то нового. Дети находят подарочную коробку.

Воспитатель предлагает посмотреть, что находится в коробке. Дети обнаруживают кроссворд. Воспитатель говорит, что, отгадав этот кроссворд, дети узнают с каким новым полезным ископаемым, они познакомятся на занятии.

Вопросы кроссворда:

  1. В каком городе челябинской области добывают железо? – Магнитогорск.
  2. Что люди называют « магнитной »? – гору.
  3. В каком крае мы живём? – Урал.
  4. назовите материал из которого сделаны эти игрушки?(показ) – глина.
  5. Как называется город, в котором мы живём? – Челябинск.
  6. Где мы отмечаем добычу полезных ископаемых? – карта.

В красной рамке, отмеченной в кроссворде дети читают слово «гранит». Воспитатель демонстрирует  образец – гранит.

3. Физминутка.

В гости к детям приходит Огневушка-поскакушка. Она показывает танцевальные движения, а дети повторяют.

Я Огневушка-поскакушка,

   Снова в гости к вам пришла.

                                         Я люблю всегда плясать

                                         И ребятишек развлекать.

4. Краеведческий материал.

Воспитатель читает отрывок стихотворения и показывает камень.

Камень набережных и площадей,

Он фундамент массивных домов,

И в руках у умелых людей –

Украшенье больших городов.

Воспитатель даёт детям задание – назовите предметы, сделанные из гранита. Где ещё используют гранит? Гранит добывают в городе Челябинске.

Информация: « О центре Челябинска можно сказать, что он стоит на гранитном острове. Под ним гранит розоватый и сероватый в крапинку – « рябчиковый ». Раньше его добывали в каменоломнях, что  в городском бору. Из гранита строили дома, выкладывали фундаменты и фасады         « зданий »

Далее дети работают с картой: воспитатель показывает обозначение гранита на географических картах, дети самостоятельно отмечают наличие гранита в недрах близ г. Челябинска.

Обозначение гранита –

5. Вопросы для любознательных:

  1. Почему можно сказать, что стеклянный стакан – родственник гранита? – стекло изготавливают из кварцевого песка, который образуется при разрушении гранита.
  2. Почему « внучкой гранита » называют глиняную чашку? – при разрушении гранита образуется глина.

6. Экспериментальная работа.

Звучит аудиозапись: « Внимание! Приглашаю вас в свою подземную лабораторию, в которой вы узнаете, какими свойствами обладает полезное ископаемое ».

Дети ищут в помещении группы лабораторию Хозяйки Медной горы.

Появляется профессор Пробиркин:

- Здравствуйте! Я профессор Пробиркин. С моей помощью вы узнаете свойства полезного ископаемого.

Профессор предлагает провести опыт: 1) надо взять ёмкость с любой жидкостью – водой, чаем и поместить туда кусочек гранита. Что происходит – тонет в жидкости – тяжёлый. Данному свойству соответствует модель –

2) возьмите кусочек гранита в руку и попробуйте сломать, возьмите тяжёлый предмет и со всей силы ударьте по камню. Что происходит – не ломается – прочный.  

3) зажигаем свечу и проводим гранит над огнём. Что происходит – не горит.

4) рассмотрите камень, какой он? Зернистый.

Вывод: какими свойствами обладает гранит?

- тонет – тяжёлый;

- не ломается – прочный;

- не горит;

- зернистый.

Каждое свойство полезного ископаемого сопровождается соответствующей схемой-моделью.

Воспитатель и дети благодарят Пробиркина за помощь.

7. Художественная деятельность.

Воспитатель спрашивает детей:

- Скажите, ведь Хозяйка Медной горы не только хранит богатства. А что ещё она прячет от людей? (цветок) Какой цветок? (каменный) он красивый, волшебный? Давайте мы, тоже сделаем волшебный цветок в подарок Хозяйке Медной горы.

 Во время предварительной работы дети сделали цветок на картоне из пластилина путём « рисования пальцем ». Дети украшают свои заготовки « самоцветами » - бисер, пуговицы, ракушки, пайетки, камушки и природными материалами.  

8. Итог занятия.

Воспитатель предлагает детям вспомнить:

- с каким полезным ископаемым они познакомились;

- какими свойствами обладает гранит;

- как обозначается это полезное ископаемое;

- где его добывают (показать на карте области).

В конце воспитатель спрашивает, что понравилось детям на занятии больше всего. Затем предлагает помыть руки и поискать сюрприз от Хозяйки Медной горы – поощрение детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «В гостях у Хозяйки медной горы»

Задачи:1) расширить представление детей о свойствах камней («Познание»);2) формировать умение детей классифицировать камни по признакам («Познание»);3) продолжать формировать визуальную, аудиальную, м...

Конспект открытого комплексного занятия «В гостях у хозяйки медной горы» для детей подготовительной группы с ЗПР

Конспект открытого комплексного занятия «В гостях у хозяйки медной горы» для детей подготовительной группы с ЗПР ...

конспект занятия с элементами экспериментирования "В гостях у Хозяйки Медной горы" в подготовительной группе детского сада

Занятие для старших дощкольников по познавательному развитию, содержит элементы экспериментальной деятельности, что делает его более интересным и содержательным....

конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "В гости к Хозяйке Медной горы!"

Конспект интегрированного затнятия в подготовительной группе "В гости к Хозяйке Медной горы!"подготовила воспитатель 1 кв. категории  Васильева Татьяна Сергеевна  МБДОУ детский сад "Березка"...

Конспект открытого занятия по образовательной области "Познание" на тему " В гостях у Хозяйки Медной горы"

Знакомство детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.Обучение детей классификации камней по различным признакам ( цвет, форма,характер поверхности,вес, температура, плавучесть)...

Комплексно-тематическое планирование«В гостях у Хозяйки Медной горы» (неделя Урала, уральские горы, сказы Бажова, культура и традиции нашего края, народы, животный и растительный мир Урала)

Воспитывать патриотические чувства, приобщать к культурному наследию родного края; формировать чувство гордости за свой родной край. Формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Б...