Конспект открытого занятия «Международный день родного языка»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Земфира Хаджи-Муратовна Баева

Конспект открытого занятия «Международный день родного языка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект открытого занятия «Международный день родного языка»

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Обогатить духовный мир детей, формировать бережное отношение к родному языку, способствовать развитию речи, мышления и памяти.

Задачи:

Образовательная:

- дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным.

- формировать у детей навыки слушательской культуры;

Развивающая:

- развивать у детей любознательность и интерес к языкам.

 - воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.

Оборудование: глобус, карточки с картинками (ПВФ Грамматика в картинках. Многозначные слова. Для игр и занятий с детьми 3-7 лет. ФГОС, колонка с гимном РФ,

Ход занятия:

Психологический настрой:

П: - Ровно встали, тихо сели

Головами повертели.

Очень сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Настроение у нас,

Получилось просто класс!

П: Ребята, сегодня у нас вами будет очень интересное занятие.

Ежегодно с 2000 года 21 февраля отмечается международный день родного языка. Этот праздник ещё очень молодой. Ему всего лишь 13 лет. Мы считаем, что этот праздник очень важный и нужный. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать.

Смотрите, что я с собой принесла. Кто знает, что это?

Д: Глобус!

П: А что такое глобус? Кто мне сможет объяснить?

Д: Это маленькая модель нашей планеты.

П: Наш глобус окрашен разными цветами. Это не просто так! Каждый цвет имеет свое значение. Голубым окрашивают моря, реки и океаны. Зеленым – леса и равнины. А коричневым и желтым – горы и пустыни. А что мы еще можем увидеть на глобусе?

Д: Города, страны.

П: И в какой стране же мы с вами живем?

Д: В России.

П: А на каком языке мы говорим в нашей стране?

Д: На русском.

Молодцы!

П: Россия - многонациональное государство. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране.

П: Как называется республика, в которой мы с вами живем? (ответы детей).

П: Правильно, Республика Татарстан. А какой национальный язык в нашей республике?

Д: Татарский

П: - Ребята, в нашей республике вторым государственным языком является татарский язык. Среди нас тоже есть ребята разных национальностей. В детском саду мы с вами разговариваем не только на русском языке, но и изучаем татарский. Но все, же язык, на котором мы с вами общаемся, чтобы понять друг друга – это русский.

П: Для чего нам нужен язык?

Д: Что бы разговаривать, общаться, играть.

П: В мире существует около 4 тысяч разных языков. И сегодня, в Международный день родного языка, мы с вами поговорим о нашем родном языке. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, читаем и пишем. Правильно говорить и писать на родном языке - это долг каждого человека перед свой страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой язык.

П: А сейчас нам ребята расскажут стихи о родном языке

Илья К.

Есть слово такое хорошее - «наш».

И пусть ты татарин, якут иль чуваш,

Родился ли русским, мордвой, осетином,

Будь Родине добрым и любящим сыном!

Алена И.

В день родного языка

Вам его хранить желаю,

Чтобы речь была легка,

Бранных слов не повторяя,

Говорите хорошо -

лово доброе приятно!

Для того язык пришел,

Чтоб на нем общаться внятно.

Василиса П

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нём.

Артем Б.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной.

Амина Г.

Туган телемд с йл шеп,

Яшим мин туган илд.

“Туган ил” с зне д

йт м мин туган телд.

И изге хисл ремне мин

Туган илд а латам.

Шу а к р туган телне

Х рм тлим мин, яратам.

Иван Г.

Без б хетле шат балалар.

Без кайгыны белмибез.

Эх, ямьле со

К елле со

Безне туган илебез.

П: А давайте поиграем в переводчиков.

Игра: «Переводчики»

Давайте вспомним, какие слова вы знаете на татарском языке. Как будет по-татарски: папа, мама, бабушка, девочка, мальчик, дом (йорт, собака (эт, кошка (песи). (ответы детей).

П: Теперь, я загадаю вам загадки, а вы должны мне ответить, что же в них зашифровано.

1. Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)

2.  

3. Я писал письмо Сережке, О делах, друзьях немножко.

Не писал я много слов, Ну а вышло пять листов.

В конце пятого листочка Я закончил. Ставлю. (точку)

Дети называют ответы.

П: Молодцы, вы справились!

Игра «Подбери слово»

российский (герб, флаг, дом, гимн)

русский (народ, язык, холод. мороз, дом, дух)

Физкультминутка.

Игра «Слова наоборот»

П: Ребята, а кто знает, что такое слова-антонимы?

Антонимы - слова с противоположным значением. Сегодня вы аучитесь сами составлять пары слов:

холодно - тепло: широкий- узкий, толстый - худой, горячий -олодный, громкий – тихий день-ночь. хорошо – плохо, длинный – ороткий, холодный – горячий, мокрый – сухой, тихий – громкий, тонкий – толстый….

П: Какие вы у меня молодцы. Все слова знаете. Видите, насколько богат, разнообразен и красив наш родной язык. Как много в нем слов, с помощью которых мы можем просто говорить, составлять рассказы, писать сказки.

Игра «Многозначные слова».

П: У меня есть вот такие карточки. На них изображены разные картинки, а вам нужно найти им пару и объяснить свой выбор. Например, «ручка» и к ней можно добавить ручку для письма, часть тела – кисть, дверную ручку.

1. Кисть: рука, кисть рябины, для рисования.

2. Кран: водяной, строительный.

3. Иголка: для шитья, у ежа.

4. Лист: для рисования, на дереве.

5. Лук: со стрелами, овощ.

П: А сейчас предлагаю послушать гимн Российской Федерации и имн Татарстана

П: Когда звучит гимн присутствующие выслушивают его стоя, мужчины — без головных уборов

Звучит Гимн Российской Федерации и Татарстана

Сегодня мы с вами говорили на занятии о родном языке. Международный день родного языка празднуют 21 февраля. Празднование проходит не только в нашей стране, но и во многих других странах мира, таких как Украина, Болгария, Белоруссия.

Рефлексия.

П: О чем мы сегодня с вами разговаривали?

Д: - о нашем родном языке.

П: Какой язык в нашей стране самый главный?

- русский.

П: А когда празднуют день родного языка?

Д: - международный день родного языка празднуют 21 февраля.

П: Нужно с уважением относиться ко всем языкам мира, не только к своему родному языку. Для этого нам необходимо обучаться грамоте, уметь правильно говорить и писать. В этом и выражается уважительное отношение к языку своей страны.

Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник родного языка- 21 февраля-Международный день родного языка

Международный день родного языка, провозглашенный в 2000 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО, ежегодно отмечается 21 февраля. Эта дата стала отличным поводом для организации в дошкольном учреждении пра...

Конспект образовательной деятельности "Международный день родного языка"

Цели:1. Познакомить детей с праздником. Расширить представления детей о всероссийских праздниках.2. Воспитывать положительное отношение и интерес к родному языку.3. Развивать эмоциональную с...

Конспект образовательного мероприятия «Международный День родного языка» для подготовительной группы

Конспект образовательного мероприятия. Календарный праздник  в соответствии с программой воспитания:  "21 февраля - Международный День родного языка»....

Конспект занятия "Международный день родного языка" старшая группа

Ежегодно с 2000 года 21 февраля отмечается международный день родного языка. Этот праздник ещё очень молодой. Ему всего 20 лет. Мы считаем. Что этот праздник очень важный и нужный. Без языка не сущест...

Конспект открытого занятия по обучению родному языку

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по развитию речи и обучению грамоте...

Конспект Образовательной деятельности «Международный день родного языка»

Конспект ОД «Международный день родного языка»Цель: Познакомить детей с «Международным днём родного языка».Обогатить духовный мир детей через различные виды деятельности, форми...