Дидактическая игра "ЗНАТОКИ РОДНОГО КРАЯ"
методическая разработка (старшая группа)

Васильева Татьяна Валериевна

Погрузитесь в увлекательное путешествие по родному краю вместе с этим уникальным игровым материалом! Разработанный специально для детей, он призван пробудить искренний интерес к истории и культуре региона, укрепить чувство гордости и причастности, а также стимулировать их воображение в создании будущего региона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znatoki_rodnogo_kraya.docx257.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому

развитию детей № 29 «Сибирячок»

Дидактическая игра

«ЗНАТОКИ РОДНОГО КРАЯ»

Воспитатель:

Васильева Т.В.

г. Зеленогорск

Актуальность:

Воспитание детей дошкольного возраста в духе краеведения направлено на формирование у них глубокого интереса к родному региону, активизации познавательной деятельности и развитию таких чувств, как привязанность и любовь. Эти эмоции, в свою очередь, способствуют желанию узнать больше о своей малой Родине.
Важно отметить, что краеведение является бесконечным источником для интеграции обучения, воспитания и коррекционной работы с детьми. Занятия, основанные на материалах родного края, его традициях и культуре, помогают формировать у дошкольников социальные ориентиры, которые включают в себя цели и средства их жизнедеятельности.
Игровая деятельность занимает особое место в краеведческом воспитании. Через игру дети знакомятся с окружающим миром и с большим интересом осваивают новое. Игры, связанные с краеведением, способствуют развитию у детей различных навыков и умений взаимодействовать с окружающей средой.
Краеведение открывает перед детьми увлекательный путь в богатое геологическое и историческое прошлое, а также служит стартовой площадкой для их фантазий о будущем — о будущем человека, его семьи и его города.

Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Цель игры: воспитание чувства гордости и любви к Родине, к родному краю. 

Задачи:

- систематизировать знания дошкольников о регионе;

- закрепить знания о достопримечательностях и памятных местах;

- закрепить знания флоре и фауне родного края;

- ознакомить детей с многообразием национальностей, проживающих в регионе;

- развивать навыки командной работы;

- стимулировать развитие связной речи, памяти, мышления и внимания.

Краткое описание: игровое поле, разделённое на 12 секторов, юла со стрелкой, конверты с карточками:

           -мой город;

           - мой край;

           - народы;

           - насекомые;

           - птицы;

           - животные;

           - растительный мир;

           - цветы;

           - грибы;

           - ягоды;

           - лекарственные растения;

           - красная книга.

Методические указания к игре:

1. Предварительная работа с детьми:

Задача: создать у детей первичный интерес к теме игры и подготовить их к восприятию новой информации.

Содержание:

- проведение беседы о том, что такое «родной край», какие места они знают в своем городе;

- презентация основных достопримечательностей своего города: памятники, музеи, знаковые здания, природные объекты;

- просмотр коротких познавательных видеороликов или иллюстраций, связанных с природой, животными, интересными местами (без углубления в детали).

2. Рассказ об истории города, достопримечательностях:

Задача: познакомить детей с ключевыми историческими знаковыми местами Красноярска.

Содержание:

- рассказ в доступной форме об основании города, его роли в истории России.

- презентация основных достопримечательностей: памятники, музеи, театры, знаковые здания, природные объекты (часовня Параскевы Пятницы, мост через Енисей, заповедник «Столбы»);

- использование наглядных материалов: старинные фотографии, современные изображения, короткие видеофрагменты.

3. Изучение карты Красноярского края:

Задача: сформировать у детей пространственное представление о масштабах и географических особенностях Красноярского края.

Содержание:

- демонстрация большой карты Красноярского края;

- объяснение, что такое карта, как она помогает ориентироваться;

- показ основных географических объектов: реки (Енисей), горы (Саяны), озера, леса, города;

- использование интерактивных элементов: дети могут находить на карте определенные города, реки, отмечать их пальцем.

4. Знакомство с национальностями:

Задача: воспитать у детей уважение к многонациональному составу населения Красноярского края и познакомить с особенностями быта и культуры коренных народов и народов, проживающих на территории края.

Содержание:

- рассказ о коренных народах Сибири (эвенки, кеты, нганасаны и др.), их традициях, обычаях, жилищах, национальной одежде;

- просмотр иллюстраций, фотографий, коротких видеофрагментов, демонстрирующих национальные костюмы, жилища, предметы быта, праздники;

- прослушивание национальной музыки, разучивание простых народных игр, чтение сказок.

5. Знакомство с флорой и фауной:

Задача: сформировать у детей представление о богатстве и разнообразии растительного и животного мира Красноярского края.

Содержание:

- рассказ о типичных представителях животного мира Красноярского края: медведи, волки, лисы, лоси, белки, птицы - глухарь, сова…;

- знакомство с растительным миром: хвойные леса (тайга), березы, кедры, ягоды, грибы;

- демонстрация фотографий и видеоматериалов с изображением животных и растений в их естественной среде обитания;

- использование дидактических игр: «Кто где живет?», «Узнай по описанию», «Собери картинку с животным, растением».

Эти методические указания служат основой для создания увлекательной и познавательной игры, которая позволит детям глубже понять и полюбить свой родной край.

Правила игры:

Количество игроков: подгруппа детей от 3-х до 5-и человек. Дети рассаживаются так, чтобы всем было хорошо видно и удобно дотянуться и выбрать карточку. Ведущий раскладывает конверты с надписями и условными обозначениями по секторам. Игрок раскручивает волчок со стрелкой и называет тот конверт, на который она указывает. Затем конверт открывается, достаются карточки с изображениями, и участник называет, что на них изображено. За правильно выполненное задание участник интеллектуальной игры получает поощрительный жетон. Игра заканчивается, когда все дети справились с заданием. Выигрывает тот, у кого наибольшее количество жетонов. Игра может проводиться несколько раз. Когда все дети начинают легко справляться с заданием, игру можно усложнить. Предложить детям (одному игроку, нескольким) составить рассказ по изображению. Игра способствует стимулированию познавательного интереса детей к истории родного края, формирует познавательную культуру и патриотическое сознание. Дидактический материал игры соответствует возрасту детей, практичен в использовании в работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Дидактическая игра по ознакомлению детей с родным краем "Думаем о родном городе".

Дидактические игры по краеведению позволяют не только расширить и закрепить представления детей о родном крае, но и воспитывать чувство гордости за свой край, развивать речь, внимание, мышление дошкол...

Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....