Конспект «МЕДВЕДЬ - СВЯЩЕННОЕ ЖИВОТНОЕ ХАНТЫ И МАНСИ»
план-конспект занятия (старшая группа)

Шапиева Алена Викторовна

Программное содержание: продолжать знакомить детей с обрядовой культурой коренных народов ханты. Познакомить детей с обрядом медвежьего праздника и дать понятие о медведе, как священном животном ханты и манси. Уточнить знания о животных нашего края. Продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания. Развивать познавательные способности, любознательность. Воспитывать интерес и уважение к культурным традициям коренных народностей среднего Приобья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyashchennoe_zhivotnoe.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «МЕДВЕДЬ - СВЯЩЕННОЕ ЖИВОТНОЕ ХАНТЫ И МАНСИ»

Программное содержание: продолжать знакомить детей с обрядовой культурой коренных народов ханты. Познакомить детей с обрядом медвежьего праздника и дать понятие о медведе, как священном животном ханты и манси. Уточнить знания о животных нашего края. Продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания. Развивать познавательные способности, любознательность. Воспитывать интерес и уважение к культурным традициям коренных народностей среднего Приобья.

Оборудование: иллюстрации с изображением животных наших лесов, картина Курмаева «Медвежий праздник». Листы бумаги с силуэтами медведя, коричневая бумага, кисти, клей, салфетки, шапочка медведя.

Ход занятия.

1. Беседа о животных нашего края.

Каких животных нашего края вы знаете?

Игра «Про кого так говорят?»

«Трусливый как ...» (заяц)

«Злой как...» (волк)

«Проворный как...» (белка)

«Хитрая как...» (лиса)

«Сильный как ...» (медведь)

Дидактическая игра «Узнай, чей след». (Дети должны объяснить, как узнали что это след ... зайца)

2. Сможете ли вы угадать про кого из этих зверей загадка: «По неведомой тайге идет мужчина в суконных штанах».

Правильно, это медведь. А чем медведь отличается от других зверей? Посмотрите на картинку и скажите, какой он? А какие у медведя повадки? В чем внешнее сходство человека и медведя?

Рассказ воспитателя.

«Ханты считали, что медведь - это человек - богатырь. Вот что рассказывает хантыйская легенда: «Жил один богатырь, который любил ходить в лес. Однажды пошел он в лес и заблудился: зашел так далеко вглубь леса и в такое непроходимое место, из которого можно было выйти, только если перелезешь через колоду, поросшую мхом. Богатырь не смог перелезть через нее в одежде и ему пришлось снять с себя одежду. Когда он перелез без одежды колоду, то почувствовал, что тело его покрылось шерстью.

Не нашел он и своей одежды. Покрытый шерстью богатырь не пошел в таком виде к людям, а свой век стал скитаться по лесу и  питаться тем, что найдет в лесу.»

Медведь поражал этих людей тем,  что мог становиться на задние лапы и ходить, как человек на «двух ногах», чего не умели делать другие животные. Интересно и то, что ступня задних лап медведя похожа на человеческую. Все это и наводило на мысль о родстве медведя с человеком.

Медведя ханты боялись как грозного хищника и верили, что после смерти он может возродиться. Чтобы душа убитого зверя не принесла людям вреда, нужно было ее задобрить. Так возник «Медвежий праздник», самый яркий и самый давний. Охота на медведя - это всегда большое событие.

На нее приглашались все желающие. Раньше на такую охоту ходили и женщины. Они должны были срубить дерево так, чтобы оно упало на берлогу медведя. Убитого зверя помещают в переднем почетном углу на столе (или скамейке). На глаза кладут монеты, чтобы медведь «не видел» присутствующих на торжестве и не причинил им вреда. Перед ним ставят угощенье. Охотник, убивший медведя, садится по правую сторону от его головы, слева садится музыкант и начинается праздник. Люди в танце показывают, как они охотились, другие поют песни о жизни медведя в лесу. Представления чередовались плясками. Этот праздник продолжался много дней,  разыгрывались сцены из повседневной жизни хантов. Когда праздник заканчивается, череп   медвежьей головы выносят и вешают на ближайшее дерево. Считалось, что этот череп будет приносить людям удачу.

3.        Подвижная игра «Медведь и охотники»

Ход игры: охотники вооружаются «камнями» (мягкие мячи), медведь лежит в берлоге. Охотники бросают «камни» в берлогу, медведь, рассерженный, рыча вылазит из берлоги и бросается на охотников, охотники убегают, медведь пытается их догнать.

4.        А теперь садитесь, ребята, за столы. Сегодня мы будем выполнять аппликацию на тему: «Младший брат ханты». Кого ханты
называли младшим братом? Правильно, медведя. Сегодня мы с вами
вспомним способ аппликации - обрывание. Процесс выполнения

работы.

Итог: Ребята, сейчас вы выберете тех медведей, которые вам больше понравились и расскажите, чем вам понравился он.

Дети рассказывают о работах.

5.  Итог занятия.

О ком мы сегодня с вами говорили на занятии?

Почему ханты считали, что медведь произошел от человека?

О чем бы вы хотели узнать в дальнейшем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста) Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси

Знакомство детей с обрядовой культурой коренных народов ханты,  с обрядом медвежьего праздника. Понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси....

конспект занятия "Дети народов ханты и манси"

(по региональному компоненту)...

6 Лепбук Медведь-священное животное

6 Лепбук Медведь-священное животное...

Комплексное занятие «Медведь – священное животное народов ханты и манси»

Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста) «Медведь – священное животное народов ханты и манси»...

Фотоотчет о мастер-классе для воспитанников по изготовлению платья народов Ханты и Манси ««Орнаменты народов Ханты и Манси»»

Для воспитанников детского сада №25 "Семицветик"  был проведён мастер-класс по украшению платья народов Ханты и Манси  «Орнаменты народов ханты и манси».Каждый ор...

Конспект “ИГРУШКИ ДЕТЕЙ НАРОДА ХАНТЫ И МАНСИ”

Программное содержание : познакомить детей с хантыйской куклой “акань”; обратить внимание на особенности кукол; воспитывать у детей интерес к хантыйской кукле “акань”, развиват...