Конспект «СЕМЕЙНЫЙ УКЛАД ЖИЗНИ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ ХМАО».
план-конспект занятия (старшая группа)
Программное содержание:
1. Продолжать знакомить детей с традиционным устоем жизни коренного населения Среднего Приобья
2. Дать понятие о хантыйской семье, на примере обских народов показать быт семьи в прошлом и настоящим, связь между поколениями, рациональном распределении мужских и женских обязанностей, расположение спальных мест в чуме.
3. Обогащать словарь детей (род, родовые угодья; колыбели — ети онтып, хатлеван онтып; гнилушки...).
4. Приобщать дошкольников к бытовой культуре и семейным традициям коренных жителей ХМАО.
5. Воспитывать интерес к самобытной традиционной культуре ханты и манси.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «СЕМЕЙНЫЙ УКЛАД ЖИЗНИ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ ХМАО».
Программное содержание:
1. Продолжать знакомить детей с традиционным устоем жизни коренного населения Среднего Приобья
2. Дать понятие о хантыйской семье, на примере обских народов показать быт семьи в прошлом и настоящим, связь между поколениями, рациональном распределении мужских и женских обязанностей, расположение спальных мест в чуме.
3. Обогащать словарь детей (род, родовые угодья; колыбели — ети онтып, хатлеван онтып; гнилушки...).
4. Приобщать дошкольников к бытовой культуре и семейным традициям коренных жителей ХМАО.
5. Воспитывать интерес к самобытной традиционной культуре ханты и манси.
Ход занятия:
I. Догадайтесь, люди, каких национальностей так говорят:
«Мы, рожденные природой,
Мы еще как дети,
Любим рыбу, лес и воды,
Горы на рассвете…»
Как вы догадались? Что вы знаете о жизни ханты и манси?
Сегодня мы познакомимся с хантыйской семьей, узнаем, как жили они в те далекие времена. Послушайте, что гласит хантыйская легенда о происхождении человека:
«Не на земле, а на небе живет один человек - Кон ики. Думает:
«Надо человека сделать». Взял глину, сделал. Как его оживить? Тот не дышал. Оставил его, пошел к отцу.
- Вот, отец, надо как-то сделать, чтобы человек жил.
- Ты ему воздух накачай, он оживет.
Кон ики пришел обратно, подул на человека, тот ожил.
И стал жить человек один. Терас-най тоже одна жила. Пошел он к ней, и стали они жить вместе. На земле людей тогда, вообще не было. Они две березовые ветки сломали, дома положили. С тех пор так и стали люди жить на земле».
Много, много лет назад люди ханты и манси, жили родами. Одни рода были большими и включали в себя большие поселения, другие состояли из одной семьи и назывались род Лося, род Бобра или род Медведя. Рода имели свои родовые угодья, то есть земли, где могли охотиться или рыбачить. Семья создавалась, как правило, из людей, живущих в разных родах. В семье главным был мужчина, а женщина ему подчинялась, при этом каждый имел обязанности.
Например, бревенчатый дом строил мужчина, а чум из легких шестов воздвигала женщина; рыбу и мясо добывал мужчина, а готовила их на каждый день и впрок женщина; нарты и лыжи изготовлял мужчина, а одежду - женщина. Распределение обязанностей в семье было необходимо. Ведь мужчине приходилось несколько дней гнать лося, после чего требовался длительный отдых для восстановления сил. Женские ежедневные хлопоты начинались с разведения огня ранним утром и заканчивались лишь поздним вечером.
Считалось, что женщина связана с миром духов. Ей запрещалось переступать через вещи, связанные с мужчиной и его трудом, а также соприкасаться со священными предметами и местами.
Взаимоотношения родственников складывались из почитания старших и заботой о младших членах семьи. В каждой семье были свои традиции. Например, женщина не должны перечить мужу, показывать лицо брату и отцу мужа, не должна громко разговаривать, смеяться в присутствии посторонних людей. Было не принято возражать родителям, даже если они не правы. Не повышали голос и на детей. Интересно, что такие семейные традиции сохранились до наших дней.
Каждая семья была тесно связана с другими, живущими рядом. Нередко они устраивали между собой состязания: «Прыжки через Нарты», «Оленьи упряжки»...
Давайте и мы с вами поиграем.
«Борьба на палке».
Цель: Развивать силу, выносливость.
Подумайте, как расселялась хантыйская семья в чуме.
В чуме кроме очага и священного места находились спальные места для членов семьи. Спальными местами служили доски, положенные на землю и покрытые оленьими шкурами.
Посмотрите. (Показать иллюстрацию, где изображена хантыйская семья в чуме).
Расскажите, где располагались члены семьи в чуме. Обратите внимание, что радом со священным местом находятся мальчики. Это связано с народной традицией: женщины не должны быть рядом со священным местом, это считалось большим грехом. В землянке или избе священным считалось чердачное помещение, расположенное между потолком и крышей. До сих пор сохранилось особое отношение аборигенов к таким местам, так как люди верят, что там живут духи верхнего мира.
Как вы думаете, где находится место для мамы? А старшей дочери? Почему?
Потому что мама вставала раньше всех, чтобы разжечь очаг, приготовить пищу, а если мама заболеет, ее заменяла старшая дочь.
А теперь давайте расселим семью в чуме.
Дидактическая игра «Рассели семью в чуме».
Догадайтесь и расскажите, как располагались спальные места в землянке. (Дети рассказывают).
В землянке не было такого строго распределения спальных мест как в чуме, так как святое место находилось на чердаке.
Обратите внимание на этот предмет. Как вы думаете, что это такое?
Это колыбель для новорожденного ребенка. Колыбели были как ночные ети онтып, сахан; так и дневные — хат леван онтып.
Ночная колыбель - это берестяная коробка с закрытыми углами, завязками и дугой над головой для накидывания покрывала.
Дневные колыбели — двух типов: деревянная со спинкой и берестяная со спинкой, украшенные узорами.
Внутри колыбели на берестяную подстилку насыпали размельченные древесные гнилушки, они хорошо впитывали влагу и придавали ребенку приятный запах. При намокании их убирали, но складывали только в определенных местах.
Нельзя, считалось, класть их под растущее дерево, иначе ребенок будет качаться от ветра. К колыбелям было особое отношение:
счастливую берегли и передавали из поколения в поколение, а ту, в которой дети умирали, уносили подальше в лес. На берестяную колыбель наряду с другими узорами наносили изображения глухаря - хранителя сна. Колыбель служила ребенку до 3-х лет. Для кормления мать ставила колыбель себе на колени, а когда нужно было удалиться, подвешивала ее за ременные петли к шесту чума, либо к крюку в потолке землянке, а под колыбель клала нож (защита от злых духов). При пеших переходах колыбель несли за спиной.
В хантыйской семье, где были дети, колыбель была одной из главных элементов внутреннего убранства жилища.
В заключении, я хочу рассказать вам о том, какой это гостеприимный народ.
Если приходил гость, то ему отдавалось самое почетное место. Гостя угощали той пищей, которая имелась в семье.
Ханты и манси необыкновенно честные люди, они не умели хитрить, обманывать и воровать. Это добродушные, смелые, отважные, ответственные люди, которые живут по принципу «Не навреди!» (природе, человеку).
Итог.
Расскажите, что вас особенно заинтересовало.
О чем бы вы хотели еще узнать? Кто главный в хантыйской семье? Почему?
Итак, сегодня вы узнали о семейном укладе коренного населения нашего края.
Труд всех членов семьи направлен на удовлетворение потребностей людей и на то, чтобы выжить в суровых северных условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по ознакомлению дошкольников с жизнью, бытом, обычаями, промыслами, прикладным искусством коренного населения --хантов.
Воспитание патриотов через ознакомление дошкольников с историей, культурой и бытом народов ханты и манси ( конспекты занятий. бесед, игр, развлечений)...

"Коренное население Севера - ненцы"
Ненцы – самая крупная из малочисленных народностей Севера, они являются коренным населением трех автономных округов, их традиционная материальная и духовная культура распространена от Кольского полуос...

Проект "Праздничная одежда для детей коренного населения Нижегородской области конца 2-ой половины 19 века»
Наш детский сад работает над темой «Нравственно-патриотическое воспитание детей». Раньше, раскрывая тему «Дружба народов», мы обращались к национальностям союзных республик. В настоящее время тема дру...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СААМСКИХ ИГР ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С БЫТОМ И ТРАДИЦИЯМИ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА
«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ...

Расширение знаний детей о жизни, быте и культуре коренных народов ХМАО
Моя Югра - моя планета.Выставка работ детей, родителей, работников детского сада к 85-летию ХМАО-Югра.Заучивание стихотворений о природе родного края, чтение сказок....
Конспект НОД "Коренные жители ХМАО"
Знакомство с культурой народов Севера - ханты и манси....

Проект по взаимодействию педагога с родителями. По теме «Коренные жители ХМАО - Югры».
Создание единого социокультурного образовательного пространства для развития дошкольников в детском саду и в семье на основе краеведческого материала....
