Сочетание двигательных нейроупражнений с региональным компонентом.
план-конспект занятия

Киселева Марина Викторовна

Сочетание двигательных нейроупражнений с региональным компонентом Урала делает занятия не только полезными для развития мозга, но и увлекательными, познавательными для детей. Такой подход позволяет развивать межполушарное взаимодействие, координацию, внимание, память и речь, одновременно знакомя с культурой, природой и историей родного края.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Сочетание двигательных нейроупражнений с региональным компонентом.

Сочетание двигательных нейроупражнений с региональным компонентом Урала делает занятия не только полезными для развития мозга, но и увлекательными, познавательными для детей. Такой подход позволяет развивать межполушарное взаимодействие, координацию, внимание, память и речь, одновременно знакомя с культурой, природой и историей родного края.

Двигательный компонент: Ползание, перекрестные движения, координация "руки-ноги", баланс.

Нейропсихологический компонент: Активизация работы обоих полушарий, развитие межполушарных связей, сенсорная интеграция.

Региональный компонент: Тематика, связанная с Уралом (сказы Бажова, горы, реки, камни-самоцветы, промышленность).

Разминка: "Энергия Уральских гор"

Цель: Активизация организма, настрой на занятие.

И.П.: стоят, ноги на ширине плеч.

"Поднимаемся в горы": Медленно поднимаемся на носочки, тянем руки вверх, делаем глубокий вдох.

"Спускаемся в долину": Опускаемся в полный присед, обхватываем колени руками, выдох.

"Качаем деревья на ветру": Наклоны туловища вправо-влево.

Региональный компонент: Обсуждаем, что Уральские горы – древние и невысокие, но очень богатые. Можно представить, что мы тянемся к солнцу на вершине горы Круглица.

Базовые двигательные упражнения.

"Камни из Медной горы" (Упражнение на ползание)

Цель: Развитие межполушарного взаимодействия, координации рук и ног.

Выполнение: Дети ползают перекрестно: правая рука/левая нога.

Задание: Ползти от "входа в пещеру" (один конец комнаты) до самоцветов (другой конец). По пути нужно обойти "сталактиты" (кегли или кубики).

Региональный компонент: Обсуждаем сказы П.П. Бажова о Хозяйке Медной горы, которая хранит подземные богатства. Можно положить в конце пути коробку с "самоцветами" (разноцветные камни).

"Переправь малахитовую шкатулку" (Упражнение с утяжелением).

Цель: Развитие вестибулярного аппарата, координации, баланса.

Выполнение: Ребенок берет небольшой мешочек с песком или камень ("малахитовую шкатулку") и:

1. Проходит по прямой линии ("по узкой горной тропинке").

2. Переносит его на голове.

3. Переносит его на вытянутой вперед руке, не уронив.

Усложнение: Можно пройти по низкой скамейке или змейкой между предметами.

"Промышленный кранострой".

Цель: Тренировка мышц плечевого пояса, межполушарное взаимодействие.

Выполнение:

1. "Подъемный кран": Ребенок стоит, руки опущены. Одна рука – "кран", медленно поднимается вверх (вдох), затем опускается (выдох). То же другой рукой.

2. "Молот Каменного Цветка": Имитируем движения кузнеца. Правой рукой (кулаком) бьем по левой ладони, затем наоборот. Можно делать сидя, скрестив ноги и руки (правая рука бьет по левой ладони, потом левая рука по правой).

Региональный компонент: Говорим о том, что Урал – "опорный край державы", край заводов и мастеров.

Нейроигры.

"Уральские самоцветы" (Игра на внимание и реакцию).

Цель: Развитие зрительного внимания, слухо-моторной координации.

Инвентарь: Разноцветные кружки или предметы (синий, зеленый, красный, желтый).

Правила:

Синий – "аквамарин": дети делают волнообразные движения руками (река).

Зеленый – "малахит": замирают в позе "камень" (присесть, обхватить колени).

Красный – «родонит»: прыгают.

Желтый – "янтарь": тянутся вверх на носочках (солнце).

Региональный компонент: Показываем изображения этих минералов, рассказываем, где их добывают на Урале.

"Река Чусовая" (Игра с правилами).

Цель: Развитие скорости реакции, умения действовать по сигналу.

Правила: На полу рисуем или выкладываем из канатов две линии – "берега" реки Чусовой. Дети "плавают". Ведущий командует:

"На правый берег!" – все бегут за правую линию.

· "На левый берег!" – все бегут за левую линию.

"Вода прибывает!" – все должны быстро встать на невысокую поверхность (скамейку, мат) – "спастись от паводка".

Региональный компонент: Рассказываем о знаменитой реке Чусовой.

"Змей Полоз" (Игра на тактильное восприятие и доверие).

Цель: Сенсорная интеграция, развитие тактильных ощущений.

Правила: Дети встают в цепочку друг за другом, кладя руки на плечи впередистоящему. Первый ребенок – "голова Змея Полоза", последний – "хвост". "Голова" с закрытыми глазами пытается поймать "хвост", а цепочка следует за ней. Роли меняются.

Региональный компонент: Вспоминаем сказ о Великом Полозе, хранителе золотых жил.

Заключительная часть.

Игра на расслабление: "Озеро Тургояк"

Цель: Расслабление, нормализация дыхания.

Выполнение: Дети ложатся на спину на ковер, закрывают глаза. Включается спокойная музыка.

Инструкция (говорит медленно и спокойно): "Представьте, что вы лежите на берегу чистого-чистого озера Тургояк. Вода в нем прозрачная, как хрусталь. Вы чувствуете, как теплые лучи уральского солнца согревают вас. Слушайте, как легкий ветерок шелестит листьями деревьев. Вы полностью расслаблены и спокойны. Мы отдыхаем.

Региональный компонент: Рассказываем о знаменитом озере Тургояк, которое называют "младшим братом Байкала" за его чистую воду.

Рекомендации:

1. Погружение в тему: Используйте музыку (например, песни о Урале, "Уральская рябинушка"), изображения пейзажей, настоящие камни-минералы.

2. Сказкотерапия: Начинайте или заканчивайте занятие коротким пересказом одного из сказов Бажова.

3. Индивидуальный подход: Всегда учитывайте возраст и возможности детей. Упражнения можно упрощать или усложнять.

4. Безопасность: Обеспечьте безопасное пространство для движения, уберите лишние предметы.

Такой комплексный подход превращает двигательные нейроигры и нейроупражнения в захватывающее приключение по родному краю, что значительно повышает мотивацию детей и эффективность занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы по использованию регионального компонента

данный материал предназначен для воспитателей детских садов по примению в работе регионального компонента...

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ.Внедрние национального компонента в музыкальном воспитании в соотвествии с требованиями ФГОС....

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»

Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала ...

СОЧЕТАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СО СТИШКАМИ И ПЕСЕНКАМИ НА ПРОГУЛКАХ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Создание здорового образа жизни для ребёнка в Дошкольных Образовательных Учреждениях является первоосновой его полноценного воспитания и развития.Двигательная активность должна учитывать физические во...

Региональный компонент - часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное и региональное своеобразие культуры

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Осознавая своё «Я», ребёнок начинает самоутверждаться, активно вступает...

Комплекс двигательных нейроупражнений с палочками из эпоксидной смолы.

Регулярное выполнение комплекса упражнений с палочками из эпоксидной смолы поможет мозгу стать более пластичным, а движениям – более точными и скоординированными....