Конспект занятия по познавательному развитию формирование гражданско-патриотического воспитания в группе КН детей с ТНР 5-6лет Тема: «Путеводитель города Нижневартовска»
методическая разработка (старшая группа)
Цель: закрепить и расширить знания и представления детей о своей малой Родине города Нижневартовска с использованием мнемодорожек и путеводителя.
Задача
Образовательные:
- Познакомить с путеводителем, его значении в изучении городов.
- расширить представления о достопримечательностях города Нижневартовска, познакомить с памятником первой скважине, вызвать интерес к истории родного края.
- способствовать обобщению представлений о достопримечательностях города Нижневартовска;
- закрепить знания детей о государственной символике города Нижневартовска, Округа, России. Развивать речь детей, умение отвечать полным ответом на поставленные вопросы.
- совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои мысли, умение вести рассказ в диалоге со сверстниками.
Развивающие:
- активизировать словарный запас по теме «краеведение», совершенствовать грамматический строй речи.
- развивать память, внимание, мышление, творческое воображение.
Воспитательные:
- воспитывать привязанность и уважение к родному краю;
- воспитывать умение слушать и не перебивать сверстников.
Словарная работа:
- названия: памятник «Покорителям Самотлора», памятник «Героям-землякам, павшим в Великой Отечественной войне», «Мемориал славы Нижневартовского спорта», «Стелла первая скважина, «Памятник воинам интернационалистам», строения: «Дворец искусств», «Театр», «Аэропорт», «Железнодорожный вокзал», Комсомольское озеро, озеро и месторождение Самотлор, река Обь, набережная, порт, памятник Мусе Джалилю, сквер матери и материнства,
- Словарные слова: путеводитель, экскурсовод, дикоросы, коренные жители, земляки.
- прилагательные: большой, гостеприимный, любимый, чистый, дружелюбный, богатый, шумный, освещенный, солнечный, современный, молодой, ухоженный, уютный, тихий, снежный.
- действия: прилетают, приплывают, приезжают.
- Впечатления о городе: восторг, удивление, страх, желание увидеть, волнение.
- Интеграция ОО:
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Физическое развитие.
Форма совместной деятельности: игра – составление путеводителя.
Материалы: панно макет буклета, набор предметных картинок: символы города, Округа, Страны РФ (герб, флаг), достопримечательности города, д\игра «Из чего варенье?», бубен, брошюры путеводителей, значки «Я люблю Нижневартовск», дыхательная гимнастика «Иллюминатор», презентация «Мой любимый город Нижневартовск».
Техническое и музыкальное сопровождение: интерактивная доска, ноутбук, записи произведений «Самотлорский вальс».
Предварительная работа: беседа о городе, достопримечательностях, значимости в сохранении природы родного края в разное время года;. Рассматривание иллюстраций о животном и растительном мире города, цветах, перелетных птицах, диких животных, чтение художественной литературы. Прослушивание музыкальных произведений о городе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска
детский сад № 56 «Северяночка»
Конспект занятия
по познавательному развитию
формирование гражданско-патриотического воспитания
в группе компенсирующей направленности
детей с тяжелыми нарушениями речи
старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет
март, 2024год
Тема: «Путеводитель города Нижневартовска»
Автор-составитель:
Франчук Татьяна Валентиновна, воспитатель
высшей квалификационной категории
г. Нижневартовск
Цель: закрепить и расширить знания и представления детей о своей малой Родине города Нижневартовска с использованием мнемодорожек и путеводителя.
Задача
Образовательные:
- Познакомить с путеводителем, его значении в изучении городов.
- расширить представления о достопримечательностях города Нижневартовска, познакомить с памятником первой скважине, вызвать интерес к истории родного края.
- способствовать обобщению представлений о достопримечательностях города Нижневартовска;
- закрепить знания детей о государственной символике города Нижневартовска, Округа, России. Развивать речь детей, умение отвечать полным ответом на поставленные вопросы.
- совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои мысли, умение вести рассказ в диалоге со сверстниками.
Развивающие:
- активизировать словарный запас по теме «краеведение», совершенствовать грамматический строй речи.
- развивать память, внимание, мышление, творческое воображение.
Воспитательные:
- воспитывать привязанность и уважение к родному краю;
- воспитывать умение слушать и не перебивать сверстников.
Словарная работа:
- названия: памятник «Покорителям Самотлора», памятник «Героям-землякам, павшим в Великой Отечественной войне», «Мемориал славы Нижневартовского спорта», «Стелла первая скважина, «Памятник воинам интернационалистам», строения: «Дворец искусств», «Театр», «Аэропорт», «Железнодорожный вокзал», Комсомольское озеро, озеро и месторождение Самотлор, река Обь, набережная, порт, памятник Мусе Джалилю, сквер матери и материнства,
- Словарные слова: путеводитель, экскурсовод, дикоросы, коренные жители, земляки.
- прилагательные: большой, гостеприимный, любимый, чистый, дружелюбный, богатый, шумный, освещенный, солнечный, современный, молодой, ухоженный, уютный, тихий, снежный.
- действия: прилетают, приплывают, приезжают.
- Впечатления о городе: восторг, удивление, страх, желание увидеть, волнение.
- Интеграция ОО:
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Физическое развитие.
Форма совместной деятельности: игра – составление путеводителя.
Материалы: панно макет буклета, набор предметных картинок: символы города, Округа, Страны РФ (герб, флаг), достопримечательности города, д\игра «Из чего варенье?», бубен, брошюры путеводителей, значки «Я люблю Нижневартовск», дыхательная гимнастика «Иллюминатор», презентация «Мой любимый город Нижневартовск».
Техническое и музыкальное сопровождение: интерактивная доска, ноутбук, записи произведений «Самотлорский вальс».
Предварительная работа: беседа о городе, достопримечательностях, значимости в сохранении природы родного края в разное время года;. Рассматривание иллюстраций о животном и растительном мире города, цветах, перелетных птицах, диких животных, чтение художественной литературы. Прослушивание музыкальных произведений о городе.
Ход занятия:
Дети заходят в группу.
Воспитатель: Ребята, к нам в группу сегодня пришли гости и будут вместе с нами заниматься. Расскажите им о себе.
Дети:
Приветствие:
Мы день привыкли начинать
Хорошими делами,
Кто не привык подолгу спать
Встречайте утро с нами.
С кем никогда не дружит лень,
Кто маме помогает-
Вот у того хороший день
Всегда, друзья, бывает!
(дети становятся перед экраном для просмотра презентации о экскурссии и путеводителе)
Воспитатель: Ребята, сегодня звонили наши друзья из города Москвы. Они хотят приехать к нам в гости и сходить на экскурсию по городу. Вы знаете, что такое экскурсия?
Дети: Экску́рсия - прогулка, поездка, коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, поездка, прогулка с целью знакомства с городом.
Воспитатель: Кто проводит экскурсию?
Дети: Экскурсию проводит экскурсовод.
Воспитатель: Действительно, но иногда люди сами приезжают в другие города и самостоятельно, без экскурсовода хотят познакомиться с достопримечательностями, культурой города. Для удобства людям придумали путеводители. Вы знаете, что это такое?
Путеводитель – это книжечка, которая рассказывает нам о каком-нибудь месте или городе. Состоит из двух слов путь и водить, т. е. он водит нас по пути. Бывает печатный, электронный или аудиовизуальный справочник о каком-либо городе, историческом месте, музее, туристическом маршруте.
Путеводитель используется людьми (путешественниками, туристами и так далее) для лучшего ориентирования в незнакомой местности.
В нём содержатся сведения о стране, регионе, городе, туристском маршруте. Он может быть представлен в виде книжечки или буклета, брошюры. (показ примеров путеводителей, брошюр, буклетов) Но что бы ее составить, надо самому прогуляться по нашему городу?
Воспитатель: Дети, как вы думаете, с путеводителем будет удобно гостям знакомиться с нашим городом? (ответы детей)
Тогда предлагаю начать работу по изготовлению путеводителя по нашему городу. (дети подходят к столу с заготовками карточек)
У нас есть заготовка в виде книжки-раскладушки и наборы карточек.
Подумайте и скажите, как мы назовем наш путеводитель? (Нижневартовск) Верно, ведь здесь будет вся информация о городе Нижневартовске.
Страница 1
Вопросы: (показ на карте Российской Федерации)
В каком городе мы живем? (Мы живем в городе Нижневартовске)
В каком государстве находится город Нижневартовск? (Город Нижневартовск находится в Российской Федерации)
В каком Округе Российской Федерации находится наш город? (Город Нижневартовск находится в Ханты Мансийском Автономном городе Югры)
(прикрепляем карту Округа и надпись Нижневартовск)
Страница 2
Вопросы:
Какие государственные символы города Нижневартовска вы знаете? (герб, флаг)
Покажите герб и флаг Нижневартовска, Российской Федерации, ХМАО (дети выбирают из трех гербов и флагов )
Что означают цвета и символы на флаге, гербе Нижневартовска?
Какие не государственные символы города Нижневартовска? (кедровая шишка, капля нефти, нефтяная вышка)
(прикрепляем на страничку)
Страница 3
Воспитатель: Дети, когда люди летят в самолете, едут на поезде они разглядывают местность через окно, иллюминатор. Давайте сейчас посмотрим, каким они видят наш город с высоты.
Дыхательная гимнастика. «Что ты видишь в иллюминаторе?» Цель: для развития силы голоса, сдуть шторку на иллюминаторе и рассмотреть картинку. Дети делают глубокий вдох носом и длинный выдох через рот в иллюминатор.
Воспитатель: Дети, увидев город с высоты, что вы почувствовали? (удивление, восхищение, восторг, красоту, желание увидеть…)
Вопросы:
Приехав в город на поезде гости прибываю на.. (железнодорожный вокзал)
С какой достопримечательностью они познакомятся у вокзала? (памятником в честь открытия железнодорожного сообщения)
Прилетев на самолете гости прибывают в.. (аэропорт)
В честь кого назван аэропорт? (нефтяника Виктора Муравленко)
Какая достопримечательность находится на территории аэропорта? (Аллея почетной авиации)
Приплыв на корабле, гости попадают в.. (порт)
Какая река протекает в городе Нижневартовске, (Обь)
Вдоль реки гости могут прогуляться по набережной.
Приехав на такси, гости приезжают к.. (дому)
Какие озера есть в нашем городе? (Комсомольское озеро, Самотлор)
Что такое Самотлор, (Самое большое месторождение по добыче природных ресурсов)
Какие природные ресурсы добывают на месторождении, (нефть, газ)
На Самотлоре возведен памятник первой скважине добычи нефти и газа. ( показ памятника)
Страница 4
Вопросы:
Какие еще достопримечательности города Нижневартовска вы знаете? (памятник Покорителям Самотлора, памятник воинам- интернационалистам, памятник воинам-землякам погибшим в ВОвойне, Стелла, Мемориал славы Нижневартовского спорта, памятник Мусе Джалилю, …..)
(прикрепляем на страничку)
Страница 5
Как называют коренных жителей Нижневартовска? (Ханты и Манси)
Люди каких национальностей проживают в городе? (белорусы, татары, башкиры…)
Какой праздник проводится в городе с участием всех национальностей? (Дружбы -Народов)
Страница 6
В какие игры можно по играть в Нижневартовске? (катание на санках, ледянках, коньках, снегокатах, с горок, на лыжах, в оленьих упряжках..)
Русская народная игра «Веселый бубен».Правила игры: Дети стоят в кругу, проговаривая слова:
Ты катись, веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Отгадай загадку сам (ребенок, на котором закончилась считалка, отгадывает загадку, остальные подсказывают).
Ароматные кусты.
Распустились все …(цветы)
Мир деревьев – мир чудес.
Бережём зелёный…(лес)
Поиграть всегда беру
интересную…(игру)
Кто любит по веткам носиться?
Конечно рыжая.. (белка)
Летом в самый жар, больно жалит нас..(комар)
Страница 7
Какие местные деликатесы Нижневартовской кухни? (дикоросы)
Чем будем угощать гостей?
(дети исполняют куплет песни «К нам гости пришли, дорогие пришли)
Садятся за стол.
Речевая игра «Из чего блюдо». Дети берут карточку с изображением дикоросов и подбирают словосочетания.
Варенье из черники- черничное варенье.
Варенье из кедровых шишек- кедровое варенье.
Варенье из клюквы- клюквенное варенье.
Варенье из брусники- брусничное варенье.
Варенье из малины- малиновое варенье.
Варенье из ирги-ирговое варенье.
Страница 8
Какие животные и растения есть в нашем городе? (олени, медведи, лоси, белки, соболи, кедры, рябины, березы)
Страница 9 Итог:
Дети, сейчас предлагаю вам выбрать себе пару, взять мнемосхему и коротко составить рассказ о нашем городе.
(дети составляют рассказы и прикрепляют мнемосхемы на страничку)
Воспитатель: Дети, какой прекрасный путеводитель у нас получился?
Я уверена, что гости Нижневартовска с большим удовольствием будут гулять по городу и удивляться его красотой.
Так как вы очень любите свою малую Родину, свой город, я вам дарю значки.
Звучит «Самотлорский вальс». Дети вручают заранее изготовленные копии путеводителя гостям).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группе Тема: «Мой город»
Конспект может быть использован воспитателями подготовительных к школе групп для ознакомления воспитанников со своей малой родиной....

Конспект занятия по познавательному развитию «Формирование элементарных математических представлений» На тему: «Сравнение предметов по двум признакам величины» Для детей старшей группы
Тема: Сравнение предметов по двум признакам величиныЦель: обучение сравнению предметов по двум признакам величины (высоте и длине).Задачи:...

Конспект занятия по познавательному развитию Формирование элементарных математических представлений На тему: «Письмо от Буратино» в средней группе
Цель: Обобщение и закрепление знаний о геометрических фигурах.Задачи:Образовательные: повышать уровень развития ребенка; закреплять знания детей о геометрических фигурах и цветах; разнообразии цветово...

Конспект занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) «Поможем Буратино» для детей подготовительной группы (6-7 лет).
формирование элементарных математических представлений...



