STEAM для дошкольников: как наука, технологии, искусство, инженерия и математика работают в детском саду.
статья

Пикалова Галина Евгеньевна

Развить у детей ключевые навыки и знания, которые станут фундаментом для успешного функционирования в современном технологичном и научно-ориентированном мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon steam_dlya_doshkolnikov_kak_nauka.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

STEAM для дошкольников: как наука, технологии, искусство, инженерия и математика работают в детском саду.

В последние годы STEAM-подход прочно вошёл в практику дошкольного образования. Он объединяет пять направлений: науку (Science), технологии (Technology), инженерное творчество (Engineering), искусство (Arts) и математику (Mathematics), формируя у детей 3–7 лет целостное восприятие мира, развивая критическое и творческое мышление, коммуникативные навыки и интерес к познанию.

Целью является: развить у детей ключевые навыки и знания, которые станут фундаментом для успешного функционирования в современном технологичном и научно-ориентированном мире. Задачами явдяются:

- развитие критического мышления — умение задавать вопросы, искать ответы, анализировать информацию, делать выводы и решать сложные проблемы. Этот навык важен для адаптации к постоянно меняющемуся миру и принятия информированных решений;

- развитие навыков командной работы — STEАM-активности часто предполагают работу в группах, что позволяет детям учиться сотрудничать, обмениваться идеями и решать задачи вместе. Это способствует развитию коммуникативных и лидерских навыков;

- практическое применение знаний — STEM-образование ставит детей перед реальными задачами и вызовами, что позволяет им применить свои знания на практике и видеть результаты своей работы;

- заинтересованность в науке и технологиях — стимулировать интерес детей к науке, технологиям, инженерии и математике;

- подготовка к современной реальности — обеспечить детям необходимые компетенции для успешной адаптации к миру, где технологии и наука играют важную роль во всех сферах жизни.

Почему STEAM важен в дошкольном возрасте?

Дошкольный возраст — период интенсивного развития мозга, когда закладываются основы мышления, коммуникации, воображения и самостоятельности. STEAM - образование отвечает этим задачам, предлагая детям исследовать, экспериментировать, создавать и обсуждать в процессе игры и творчества.

Как реализовать STEAM в детском саду?

1. Наука (Science)

Наблюдения за природой, простые эксперименты с водой, песком, землёй.

Изучение свойств материалов (магниты, вода, лёд), выращивание растений.

Обсуждение природных явлений: почему идёт дождь, как растут деревья.

2. Технологии (Technology)

Использование лупы, микроскопа, фотоаппарата.

Знакомство с простыми гаджетами: интерактивные игры на планшете, обучающие приложения (с ограничением времени).

Создание технических игрушек, программирование простых роботов.

3. Инженерия (Engineering)

Конструирование из кубиков, LEGO, палочек, создание мостов, башен, катапульт.

Решение практических задач: как построить дом, который не упадёт, или кораблик, который не тонет.

Использование схем, моделей, головоломок.

4. Искусство (Arts)

Рисование, лепка, аппликация, создание поделок из подручных материалов.

Музыка, танцы, театрализованные игры, развитие чувства ритма и координации.

Интеграция искусства в инженерные и научные проекты (например, оформление моделей, создание декораций для спектаклей).

5. Математика (Mathematics)

Использования в образовательном процессе детского сада SТЕАМ-технологии позволяет комплексно решить задачи математического развития по направлениям: величина, форма, количество и счёт, пространство, время.

        Например, развивающая игра «Сложи узор» направлена на развитие у дошкольников знаний о геометрических формах, наглядно-действенного мышления, внимания, игровой деятельности. Дошкольники должны произвести анализ представленного образца; отметить изменения; определить, какие фигуры необходимо взять; догадаться, как выложить их в узор. Данная игра развивает у детей способность к анализу и синтезу. Этот узор должен быть красивым, симметричным, напоминающим своим видом какой-либо предмет. Наличие нескольких комплектов игры «Сложи узор» даёт возможность организовать соревнование среди дошкольников и включить в игровую деятельность оптимальное количество участников: 3-5 человек.

STEAM-технология эффективна в применении во всех видах детской деятельности, которые организуются в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Например, в ходе режимных моментов происходит формирование представлений о геометрических формах: во время наблюдений в природе у детей формируется представление о таких геометрических фигурах, как овал, круг (наблюдение за цветами, шишками, солнцем), треугольник (ёлка) и др. При рассматривании бабочек и мотыльков дети знакомятся с понятием «симметрия». Так у детей формируются представления о геометрических формах через объекты природы, осуществляется интеграция естественных наук и математики. Формирование навыков классификации у детей можно реализовывать через объекты окружающего мира. Например, с рассматривания овощей и фруктов: «Разложи овощи и фрукты отдельно», «Разложи по размеру», «Разложи овощи и фрукты по цвету», «Разложи по форме». Закрепляются полученные навыки в продуктивной деятельности, используя коллективную аппликацию. В интеграцию естественных наук и математики присоединяется искусство.

Организация среды и роль педагога.

Для успешной реализации STEAM-подхода важно создать развивающую предметно-пространственную среду: лаборатории, уголки для экспериментов, конструкторы, материалы для творчества, интерактивные панели, книги, карточки. Организовать пространство и материалы. Быть модератором, вдохновителем, помощником, а не только источником знаний. Поощрять инициативу, самостоятельность, экспериментирование. Помогать детям формулировать вопросы, искать ответы, обсуждать результаты.

Заключение

STEAM-подход позволяет сделать дошкольное образование современным, интересным и эффективным. Он помогает детям раскрыть свои таланты, научиться мыслить творчески и критически, работать в команде, быть любознательными и смелыми в поиске новых знаний. Всё это — залог успешной социализации и будущих достижений ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Опыт работы. «Использование здоровьесберегающих технологий для развития музыкальных способностей детей в детском саду»

Опыт работы. «Использование  здоровьесберегающих технологий  для  развития музыкальных способностей детей в детском саду»Зубцова Людмила КонстантиновнаМБДОУ «Тевризский детск...

Реферат на тему «Реализации здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада»

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе воспитателя дошкольного учреждения. Задача для педагога – создать условия для правильного физического развития ребенка, обеспечить ...

Основные технологии методической работы в детском саду для совместной работы с педагогами.

Статья. Основные технологии методической работы в детском саду для совместной работы с педагогами...

«Ознакомление с историей и прикладным искусством народов севера в старших группах детского сада» из опыта работы воспитателя

   19 марта в республике Саха (Якутия) отмечался День Арктики. Праздник учрежден Указом Главы РС(Я) с целью поддержки и развития арктических районов Якутии.      К...

Образовательный проект «STEAM – ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ» конструктора «Йохокуб» в детском саду

Дети: познакомятся с конструктором йохокуб; будет реализовано задуманное, созданы игровых макетов из конструктора «Йохокуб» и дидактических игр;вместе с родителями и педагогами дошкольники...