интеграция образовательных областей при организации ИЗО
статья по рисованию (подготовительная группа) по теме

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integraciya_obrazovatelnyh_oblastey_pri_organizacii_izo.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированные занятия (совместные занятия педагога-психолога, воспитателя по изобразительной деятельности, хореографа, учителей-логопедов, инструктора по физической культуре), где деятельность каждого специалиста вплетается и интегрируется в другую деятельность, представляя в итоге продукт, в результате которого одновременно развивается музыкальный слух ребенка, его речь, приходит в состояние удовлетворения внутренний мир ребенка.

Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов. Интегрированные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Возросший в последние годы интерес к интегрированным занятиям закономерен: и "теоретики" и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на аппликацию, рисование, развитие речи, пение, физкультуру. Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли, что является неотъемлемой частью работы с детьми-логопатами.

Большой плюс интегрированных занятий и в том, что они проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.

В настоящее время в воспитательно-образовательном процессе в детском саду ярко выделяется проблема недостатка времени и большого объема информации, в том числе программного материала для усвоения ребенком. Это негативно сказывается и на состоянии здоровья дошкольника, и на качестве воспитательно-образовательного процесса. В результате дети имеют отрывочные представления, а полученная информация не становится знанием, так как не актуализируется ребенком в дальнейших видах деятельности. Именно поэтому, наш педагогический коллектив пришел к выводу, что для повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ необходимо использовать инновационные технологии, позволяющие осуществлять не только взаимосвязь одного из разделов реализуемой комплексной программы «От рождения до школы» с другим в сочетании разнообразных видов деятельности, но, прежде всего, осуществлять взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе говоря, осуществлять интегрированный подход в обучении дошкольников.
На основе Федеральных Государственных Требований в нашем дошкольном учреждении идёт интеграция образовательных областей. Единение и взаимодействие – главное в образовательном процессе. Интеграция способствует усвоению знаний, умений и навыков детей и развитию художественно-творческих способностей, устраняет перегрузки.
Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к действительности, а также памяти и внимания). С другой — основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического, художественного направления является образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах деятельности специфическими средствами выразительности.
Интегрированная технология, реализуемая в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ, позволяет качественно на новом, более эффективном, доступном для ребёнка уровне освоить большинство разделов программы.
Стоит выделить следующие требования к структуре интегрированных занятий:
- четкость, компактность, сжатость учебного материала;
- продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
-большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на занятии;
- систематичность и доступность изложения материала;
необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Первоначально, в нашем дошкольном учреждении, все лексические темы проработались педагогами, специалистами, которые включены в совместную с детьми деятельность. Цели и задачи реализации данной лексической темы построены на реализации комплексной программы «От рождения до школы» и конечно каждый специалист разрабатывает данную тему по своему виду деятельности. Но, вместе с тем, каждый из нас берёт в любом случае элементы других образовательных областей. Тем самым не нарушается целостность образовательного процесса в ДОУ. Раньше интегрировались области образования одного или близких друг другу направлений, например, разные виды изобразительной деятельности или различные виды художественного творчества (обычно изобразительное искусство и музыка), то теперь этот процесс охватывает всё более широкий спектр разных видов деятельности и линий развития детей – познание окружающего мира и художественную литературу, математику и физкультуру… Одно из таких разделов экологическое воспитание  и художественная деятельность.
Приведу пример. Так, я в своей образовательной области – художественное творчество, по реализации лексической темы «Весна» с детьми 6 – 7 лет для создания целостной картины мира в его материальном и духовном единстве максимально синтезирую многие виды искусства: литературу, поэзию, живопись, музыку, а также провожу и народные подвижные игры «Ручеёк», «Гори, гори, ясно», Это могут быть также игры средней подвижности, такие как "Карусель", "Грушка," провожу физкультминутки и пальчиковые игры. На занятиях по рисованию мы с детьми рисуем весенние пейзажи,  первые весенние цветы и  птиц .  А воспитатель по экологии интегрируясь с художественным творчеством проводит дидактическую игру «Собери весенний пейзаж» (разрезные картинки), «Какого цвета весна!», «С какого дерева листок»
В нашем дошкольном учреждении изостудия и экологическая комната находятся рядом. Расписание видов деятельности детей составлено так, что одна группа делится на подгруппы и дошкольники посещают изобразительную деятельность и экологическую комнату. Это очень удобно для проведения интеграции. Чтобы не нарушать целостный процесс образования, единая лексическая тема присутствует в обеих областях деятельности.
Тематическая интеграция образовательных областей экологического воспитания  и художественного творчества начинается с момента адаптации в детском саду детей раннего возраста. Вся деятельность с ребёнком строится на единой теме. Тем самым мы поддерживаем интерес у ребёнка в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. Например, персонаж-игрушка медведь «приходит» в гости к детям на художественную деятельность, остаётся и на других видах деятельности. С медведем дети играют, двигаются как медведи, слушают стихи, проводят тематическую пальчиковую гимнастику и рисуют для него грибы. Для подвижных игр с медведем дети переходят в физкультурный зал, где тот же персонаж гуляет с дошколятами в лесу, играет, учит ползать, прыгать и преодолевать препятствия.
В дальнейшем наша интегративная деятельность продолжается на всех ступенях дошкольного возраста. Тематическая интеграция разработана нами через различные формы, методы и средства работы с дошкольниками с учётом их возрастных особенностей.
Пример проведённой нами интеграции образовательных областей на тему « Сдай макулатуру- спаси дерево». Сначала дети на занятиях по экологическому воспитанию узнали из чего делают бумагу, затем ,используя видео ролик побывали на бумаго -перерабатывающем заводе, вместе с родителями принесли и сдали старые газеты, журналы, а затем на занятиях по рисованию и аппликации создали плакаты, призывающие сдавать макулатуру. Тем самым вывели проблему сохранения деревьев за пределы детского сада. Полученные плакаты ребята повесили в школе, музыкальной школе.
Данный вид интегративной деятельности обеспечил получение детьми целостных представлений по данной теме. При таком подходе каждый из видов детской деятельности не потерял своей специфики и полноценно освоен детьми в процессе деятельности.
Особой заботой для воспитателя являются дети, имеющие слабое развитие художественное, речевое, общее. Нарушения речевого развития у детей влечёт за собой отклонения не только речевые, но и в двигательных, психических сферах. Внимание детей неустойчиво, объём снижен, слуховая и зрительная память не развиты, дети очень слабо ориентируются во времени и пространстве, отсутствует усидчивость. Известно, что при ослаблении в формировании названных процессов, происходят изменения в развитии координации движений, мелкой моторики. Серьезность таких отклонений и их обратимость зависят от того, когда будет начата коррекционная работа. Развитие крупной и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности.
Особая роль в развитии мелкой моторики отводится изобразительной деятельности. В процессе работы с карандашом, кистью и др. изобразительными средствами у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется координация движений. На занятиях физического развития также используются упражнения на развитие мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика. А некоторые игры используются в изобразительной деятельности и в физической культуре (Например, игра «разноцветные прищепки», «волшебные мешочки» и т.д.).
Во время художественной деятельности, в паузах, провожу физкультминутки. Их цель - поддержание творческой работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин. Их провожу в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление. Ребята выполняют физические упражнения стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба). Физкультминутки сопровождаются стихотворной речью и подобраны по тематике художественной деятельности.
Несмотря на закономерные различия поставленных задач физического развития дошкольников и задач художественной деятельности детей основная цель нашей совместной деятельности состоит в том, чтобы подготовить модель выпускника, открыть в ребёнке его неповторимость, подготовить к школьному обучению.
Таким образом, разработанный нами блок тематической интеграции помогает развивать у детей, как физические качества, так и воспитание у них элементов художественно – эстетического вкуса. У дошкольников создаётся целостная картина мира в его духовном, художественно - эстетическом единстве.
Для закрепления познавательного материала по завершению изучения темы проводятся мероприятия с использованием различным форм и средств, способствующие систематизировать знания детей из разных областей и сформировать целостное новообразование.
Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех педагогов ДОУ, тем самым, обеспечивая непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей, с целью максимальной самореализации каждого воспитанника. Каждый специалист, решая свои сугубо специфические задачи, взаимодействует, интегрируется с деятельностью других специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...

Обмен опытом. «Интеграция образовательных областей как форма организации образовательного процесса в ДОУ»

Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. ...

Сценарий творческой гостиной «Интеграция образовательных областей при организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с Программой»

Сценарий творческой гостиной "Интеграция образовательных областей при организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствиис Программой" п...

Интеграция образовательных областей как форма организации образовательного процесса в дошкольном отделении.

Принцип интеграции образовательных областей  - является одним из основных принципов  развития современного дошкольного образования. Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошк...