проект "Народная игрушка"
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) по теме
Педагогический проект «Народная игрушка»
«Пусть ребенок чувствует красоту
и восторгается ею, пусть в его сердце и
в памяти навсегда сохранятся образы
в которых воплощается Родина»
(В.А.Сухомлинский)
ТЕМА:«Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей»
Творческое название:«Народная игрушка»
Участники проекта:Дети, воспитатель, родители .
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта – информационно-практический
По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности
По характеру участия – ребенок участник
По продолжительности – долгосрочный
По количеству участников – групповой
Форма представления – презентация
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА ОБУСЛОВЛЕНА:
- Большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников в современном обществе.
- Развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Формирование нравственно-патриотических чувств средствами декоративно-прикладного искусства.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС
Способствует ли высокое художественное совершенство декоративно-прикладного искусства воспитанию нравственно-патриотических чувств.
ГИПОТЕЗА
Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
- Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений.
- Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.
- Знакомство с народно-прикладным искусством помогает раскрыть красоту родной природы.
- Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности: в составлении узоров, лепке, росписи игрушек и т.д.
- В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей и их родителей в изучении данной темы, убедить в ее значимости.
ПРОБЛЕМА: как повысить интерес к народно- прикладному искусству; какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей; как влияет развивающая среда на нравственное развитие детей, на развитие художественных способностей; как может влиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению детей с народными промыслами.
ЗАДАЧИ
Расширять представления детей о многообразии предметов декоративно-прикладного искусства.
Формировать умение видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.
Развивать творческие способности детей.
Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства.
Расширять представления детей о происхождении данного вида народного искусства.
Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
Воспитание чувства гордости за талант и самобытность русского народа.
Приобщать родителей к совместной деятельности.
ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
Подготовительный этап (сентябрь)
Основной этап (октябрь – апрель)
Заключительный (май)
Подготовительный этап
№ п/п | Мероприятия | Сроки реализации |
1. | Анкетирование родителей | сентябрь |
2. | Диагностика детей | сентябрь |
3. | «Круглый стол» с родителями и детьми | сентябрь |
4. | Оформление выставки для родителей по русским народным промыслам | сентябрь |
5. | Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала. | Сентябрь |
6. | Составление перспективного плана, создание развивающей среды. | Сентябрь |
Основной этап
№ п/п | Мероприятия | Сроки реализации |
1. | Проведение занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) | октябрь |
2. | Экскурсия в парк с целью наблюдения за растениями | Октябрь, январь, апрель |
3. | Экскурсия в краеведческий музей города | Ноябрь, февраль |
4. | Выставка «Народные игрушки своими руками» | декабрь |
5. | Заучивание стихов, загадок о народных промыслах | Октябрь- апрель |
6. | Конкурс детских рисунков по мотивам народных росписей | март |
7. | Открытое занятие «Роспись дымковской игрушки» | март |
Заключительный этап
№ п/п | Мероприятия | Сроки реализации |
1. | Диагностика детей, анализ результативности | май |
2. | Выставка совместных работ детей и родителей «Умелые руки не знают скуки» | май |
РЕЗУЛЬТАТ:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.
Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:
Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.
Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.
Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
Концепция патриотического воспитания граждан РФ. – Управление ДОУ. 2005 №1
Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.
Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.
Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Шпикалова Т.Я., Величкина Г.А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез,2005.
Шпикалова Т.Я., Величкина Г.Я. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.:Мозаика-Синтез, 2005.
Шпикалова Т.Я., Величкина Г.Я. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.:Мозаика-Синтез, 2005.
Шпикалова Т.Я., Величкина Г.Я. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.:Мозаика-Синтез, 2005.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51 КБ |
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/04/27/pict3468.jpg)
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение Высшего
профессионального образования
Самарский институт повышения квалификации работников образования
Педагогический проект
«Развитие художественно-эстетического восприятия
у старших дошкольников через ознакомление
с искусством живописи»
Выполнил старший воспитатель
дошкольного отделения
МОУ гимназии «Перспектива»
г.о. Самара
Ершова Н.П.
2011 год
Актуальность проекта
Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного». В этих словах Р. Тагора ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей.
Но человек может остаться равнодушным к искусству, если с детства его не приобщали к прекрасному.
Духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Одна из отличительных особенностей ребенка дошкольного возраста – способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства, в том числе живописи. Ребенок открывает мир как радостное, прекрасное, полное красок целое.
Исходя из этого, окружающие ребенка взрослые (родители и воспитатели) должны объединить усилия для введения ребенка в мир искусства как можно раньше; необходимо так организовать предметно-развивающую среду и социокультурное окружение в ДОУ, чтобы они способствовали выявлению особенностей эстетического отношения и развития художественно-эстетического восприятия у дошкольников.
Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами искусства получила свое отражение в современных исследованиях. В работах Н.М.Зубаревой, Т.Г.Казаковой, Р.М.Чумичевой и других представлены показатели и уровни художественно-эстетического развития детей, позволяющие более детально изучить эстетический опыт дошкольников разных возрастов. В основе концепции эстетического воспитания детей дошкольного возраста, разработанной Т.С.Комаровой, лежит принцип интеграции искусств – взаимодействие и взаимопроникновение различных видов искусств в учебно-воспитательный процесс ДОУ.
Противоречие состоит в том, что условия жизни современного общества изменяются, меняется и человек, его ценностные ориентации. Требуются новые подходы к решению проблемы художественно-эстетического воспитания дошкольников средствами искусства, в том числе средствами искусства живописи.
Цель проекта: выбор эффективных методов и приемов ознакомления старших дошкольников с искусством живописи для развития художественно-эстетического восприятия.
Гипотеза: развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников будет проходить успешно, если будут созданы определенные условия:
- организована предметно-развивающая среда;
- будет проводиться целенаправленное знакомство старших дошкольников с живописью;
- организовано комплексное взаимодействие окружающих взрослых.
Задачи проекта:
- Создать условия для развития художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников.
- Разработать перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности со старшими дошкольниками по ознакомлению с живописью.
- Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ.
- Проследить динамику формирования эстетических отношений, предпочтений детей, развития художественно-эстетического восприятия.
Ожидаемые результаты:
- Изменение показателей художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников.
- Координация усилий воспитателей, родителей, социума.
- Четкое планирование работы педагогов ДОУ по ознакомлению старших дошкольников с живописью.
Данный проект осуществляется с детьми старшего дошкольного возраста, срок реализации – учебный год
Этапы реализации проекта
Этап | Содержание деятельности | Результат |
Знакомство с программами и технологиями по художественно-эстетическому развитию дошкольников | Изучение концептуальных положений, целей, задач и принципов программ, их структуры | Анализ с точки зрения развития у дошкольников художественно-эстетического восприятия |
Подбор диагностического инструментария (критериев, показателей) для отслеживания уровней развития детей. | Организация и проведение диагностики | Получение информации |
Формирующий этап | Организация предметно-развивающей среды. Деятельность в соответствии с перспективным планированием. | Оптимизация художественно-эстетического развития дошкольников |
Анализ результатов и подведение итогов | Диагностика по выбранному диагностическому инструментарию | Получение информации о достижении положительной динамики |
Музей истории живописи
Исходя из задач, поставленных перед коллективом дошкольного образовательного учреждения, были созданы условия для развития художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников.
Выставка альбомов с произведениями изобразительного искусства
Малая Третьяковка
Учебно-методический комплект демонстрационного материала Е.И. Коротеевой
Репродукции картин художников из серии «Большое искусство – маленьким»
Предметно-развивающая среда
Компьютерная программа для детей «Тим и Тишка спасают шедевры Русского музея»
Передвижные выставки репродукций по темам: «Пейзаж», «Портрет», «Натюрморт»
Комплексная работа по теме проекта включает в себя следующие направления
Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с искусством живописи
Работа с воспитателями
Работа с родителями
Работа с детьми
Перспективное планирование непосредственно-образовательной деятельности со старшими дошкольниками по ознакомлению с живописью
Месяц | Тема | Цель | Задачи | Вид деятельности | Дидактический материал |
Сентябрь | Рассказы о трех искусствах; живопись | Знакомство детей с видами изобразительных искусств | Научить отличать живопись от других видов изобразительных искусств | Познавательно-речевая деятельность | Репродукции произведений живописи, иллюстрации видов скульптуры, архитектуры |
Октябрь | Экскурсия в картинную галерею | Знакомство с музеем и его ролью в жизни общества | Раскрыть содержание музейной деятельности; напомнить о правилах поведения в музее. Учить внимательно рассматривать картины, находить характерные детали, являющиеся частью изображения | Коммуникативная, познавательно-речевая | Произведения живописи |
Ноябрь | Жанры живописи. Пейзаж | Знакомство с пейзажем | Познакомить детей с понятием «пейзаж», его изображением в картине | Коммуникативная, познавательно-речевая | Репродукции картин «Золотая осень»И.Левитана, «Рожь»И.Шишкина |
Декабрь | Жанры живописи. Портрет | Знакомство с портретом | Познакомить детей с портретной живописью. Учить внимательно рассматривать картины, находить характерные особенности и детали, которые являются частью изображения. | Познавательно-речевая, коммуникативная, музыкальная | Н.Жуков «Андрюша», О.Кипренский «Портрет мальчика Челищева», В.Боровиковский «Портрет М.И.Лопухиной». Музыкальное произведение для прослушивания: В.Моцарт «Маленькая ночная серенада» |
Январь | Жанры живописи. Натюрморт | Знакомство с натюрмортом | Познакомить с натюрмортом, вызвать желание любоваться картинами, вызвать эмоциональные переживания. | Коммуникативная. Познавательно-речевая | «Натюрморт с самоваром» И.Машкова, «Снедь московская: хлебы» И. Машков, «Букет цветов, бабочка и птичка» Ф.Толстой |
Февраль | Знакомство с самарским художником-живописцем | Знакомство с творчеством самарского художника | Познакомить детей с творчеством самарского художника, с жанрами его произведений. Развивать художественно-эстетическое восприятие произведений живописи. | Экскурсия в художественную мастерскую художника | Живописные картины художника (портрет, пейзаж, натюрморт) |
Март | О чем рассказывает жанровая живопись | Знакомство с жанровой живописью | Учить детей воспринимать и улавливать главное в картинах. Учить соотносить увиденное с собственными чувствами и опытом | Познавательно-речевая | «Дети, бегущие от грозы» К.Маковский, «Сенокос» А.Пластов, «Масленица» Б.Кустодиев, «Хоккеисты» А.Дайнека |
Апрель | Художники-живописцы | Знакомство с творчеством художников В.М.Васнецова, И.Айвазовского, З.Серебряковой | Познакомить детей с художниками, составляющими золотой фонд русской культуры. Развивать эстетическое восприятие, наблюдательность. | Познавательно-речевая, коммуникативная, музыкальная | «Три богатыря», «Аленушка» В.М.Васнецова; «Среди волн» И.Айвазовского; «За завтраком» З.Серебряковой. Музыкальное произведение для прослушивания: Н.Римский-Корсаков «Море» из оперы «Садко» |
Май | Что мы знаем о живописи | Закрепление знаний детей о живописи | Развивать активность зрительного восприятия. Приобщать к искусству и художественной деятельности. | Игровая, познавательная, коммуникативная (викторина) | Репродукции картин художников в жанре портрет, пейзаж, натюрморт, бытовая и сказочно-былинная живопись |
Игры и разминки для старших дошкольников на образное ощущение колорита
Для восприятия произведений изобразительного искусства ребенку необходимо освоить цветовое богатство красок. Только после того, как дети хорошо узнают цвета и их оттенки, можно приступать к работе по различению холодной и теплой гаммы цветов.
Холодная гамма цветов – это голубой, белый, синий, фиолетовый, черный, зеленый и их градации. Господство холодных тонов в картине создает холодный колорит, связанный с тематическим и образным своеобразием данного художественного произведения. Холодные тона эмоционально близки таким состояниям настроения, как грусть, тоска, печаль и т.д.
Теплая гамма тонов – это красный, желтый, оранжевый, розовый, коричневый и их градации. Господство тонов теплой гаммы в произведениях живописи создает теплый колорит. Он эмоционально связан с такими понятиями, как радость, добро, свет и т.д., то есть с теми жизненными явлениями и состояниями, которые в восприятии человека ассоциируются с ощущениями гармонии и благополучия.
Активное освоение холодной и теплой гаммы цветов поможет детям органично воспринять характер и настроение произведений живописи.
Игра «Угадай, кто я»
Воспитатель показывает тот или иной флажок, и дети называют предметы того же цвета.
Игра «Я ошибся»
Воспитатель показывает флажок и называет понятие, не соответствующее эмоционально и логически данному цвету. Дети должны исправить ошибку, объяснив, в чем она заключается. Например: черный флажок воспитатель определяет как огонь, дети исправляют: огонь – несет в себе тепло, значит, флажок должен быть теплого цвета: красным или желтым.
Разминка «Если бы я был художником», то нарисовал бы маму, папу, бабушку, друга, сегодняшний день, свое настроение … тем или иным цветом. Ребенок должен не просто предложить цвет, но и объяснить, почему он его выбрал. Цель: формировать ассоциативную связь между явлениями действительности и эмоциональным значением того или иного цвета.
Упражнения на составление цветовых композиций
Задание 1. Составить цветовую композицию понятий: зима, лето, осень, весна – на основе преобладаний в природе тех или иных цветов, характерных для данного времени года.
Задание 2.Составить цветовую композицию понятий: тепло, холод, снег, огонь, свеча, мороз, жар – на основе эмоциональной и психологической окрашенности данных понятий в восприятии.
Задание 3. Составить цветовую композицию понятий: печаль, радость, праздничное настроение, обида, дружба, ссора – на основе ассоциативного восприятия соотношения цвета и состояния души.
Работа с воспитателями
- Искусство в жизни человека (деловая игра с целью систематизации знаний педагогов о средствах, методах и приемах эстетического воспитания дошкольников.
- Практикум на тему «Анализ интегрированных занятий по искусству» (обучение технологии моделирования интегрированных занятий по эстетическому воспитанию в ДОУ и их анализу)
- Педсовет «Взаимосвязь искусств в эстетическом воспитании»
- Консультация «Музейная педагогика: истоки, настоящее и перспективы».
Работа с родителями
- Анкетирование родителей. Цель: выявить представления по проблеме художественно- эстетического развития дошкольников.
- Дискуссия-размышление «Художественная мозаика». Цель: убедить родителей в необходимости и значимости произведений искусства в художественном развитии детей.
- Встреча в художественной гостиной «С природой одной жизнью он дышал».Цель: закрепление у детей интереса к творчеству русского художника-пейзажиста И.Шишкина, объединение усилий педагогов и родителей для развития эстетического восприятия у детей и формирования интереса к изобразительному искусству.
Диагностический инструментарий педагогического проекта
Диагностическая игровая ситуация «Интервью с художником»
(на основе беседы)
Содержание беседы определено с опорой на исследования и методические разработки (Н.М.Зубарева, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.А.Курочкина, Н.П.Сакулина, А.М.Чернышова)
Цель – выявление особенностей предпочтений детей в видах и жанрах искусства живописи в изобразительной деятельности; особенностей освоения некоторых эстетических оценок и категорий («безобразно», «прекрасно» и др.)
Условия диагностирования.
Проводится индивидуально. На основании данных вопросов возможно проведение диагностического занятия с участием подгруппы детей (6-8 человек).
Стимульные материалы: репродукции разных жанров изобразительного искусства (живописи) знакомых детям произведений.
Мотив. Ребенку предлагается «превратиться в настоящего художника» и «дать интервью» художественному журналу. Можно использовать игровые атрибуты: диктофон, микрофон, блокнот для записи.
Предъявляемые задания.
Ребенку предлагаются группы вопросов.
- Вопросы, направленные на выявление представлений детей о некоторых этических категориях:
Как ты думаешь, что такое красота? Что можно назвать красивым, прекрасным? А безобразным? Вот этот цветок (демонстрация эстетически привлекательного объекта) – прекрасен? Почему ты так решил? Как ты думаешь, чем люди обычно украшают разные предметы (в доме, одежде)? А зачем они это делают?
- Вопросы, направленные на выявление представлений детей о некоторых видах и жанрах искусства живописи:
Если бы тебя спросили, что бы ты ответил: живопись – это … (что такое?)
Как ты думаешь, кто создает картины?
Как ты думаешь, зачем рисуют картины?
Зачем люди ходят в музеи смотреть на картины?
Подскажи, где здесь пейзаж? Натюрморт? Портрет? Как ты догадался? А что такое пейзаж (что там обычно нарисовано)?
Способы обработки и анализа материалов. Фиксируются ответы на вопросы, интерес детей, эмоциональные проявления.
Протокол обследования детей _______ возраста________группы
Дата проведения_____________________
Имена детей группы | Ответы детей на вопросы | Поведение, интерес, эмоциональные проявления | Примечаниея |
Саша Т. | |||
Катя П. |
Протокол обобщения полученных данных обследования детей ________ возраста ________ группы
Показатели для фиксации | Имена детей группы | |
Саша Т. | Катя П. | |
Ответы на вопросы: конкретность (развернутые пояснения, комментарии выбора, название конкретных произведений, ссылка на опыт) | 1 | 2 |
Многообразие (название нескольких различных произведений) | 0 | 2 |
Обобщенность (понимание терминов, использование обобщающих слов, установление связей и отношений) | 1 | 2 |
Адекватность (точность, соответствие общепринятому пониманию) | 1 | 2 |
Проявление интереса, активность | 0 | 2 |
Эмоциональные проявления | 1 | 2 |
Самостоятельность | 1 | 1 |
Высказывание собственного отношения и мнения относительно содержания беседы | 1 | 2 |
Средний показатель баллов | 1 | 2 |
Диагностическая ситуация «Что люблю, о том и говорю»
Содержание задания определено с опорой на исследования и методические разработки (Н.М.Зубарева, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.А.Курочкина, Н.П.Сакулина, А.М.Чернышова)
Цель – выявление особенностей развития художественно-эстетического восприятия у дошкольников.
Условия диагностирования. Проводится индивидуально или с подгруппой детей (6-8 человек). В данном случае можно обратить внимание детей на необходимость самостоятельного ответа.
Стимульные материалы: репродукция знакомого детям произведения (например, И.Левитана «Золотая осень»), бумага, карандаши, фломастеры.
Мотив. Ребенку (детям) предлагается (в продолжение предыдущей игры-задания «Интервью с художником») «пройти» в залы «музея» и рассказать, «как настоящим художникам», о предметах, там представленных.
Предъявляемые задания.
Ребенку предлагается:
- Рассказать о картине «все что захочется», описать, «что изображено, что чувствуется, о чем думается».
- После рассматривания репродукции ответить на вопросы.
В протоколе полученных данных обследования отмечаются особенности рассказа, восприятия произведения (понимание художественного образа, выделение и понимание средств выразительности, установление связи между создаваемым образом и средствами выразительности, проявление эстетической эмпатии, творческие проявления в процессе восприятия образа).
Обобщаются полученные данные и определяются перспективные линии развития детей:
- в активизации проявлений эстетического отношения к окружающей действительности;
- в обогащении представлений об эстетических категориях;
- в развитии эстетического восприятия разнообразных объектов.
( Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие.
Соответствует «Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2011)
Вывод
Таким образом, развивающая предметная среда ДОУ, координация усилий педагогов, родителей, социума, четкое планирование
работы педагогов по ознакомлению старших дошкольников с живописью повысили уровень художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников.
Литература
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. М.,2010
- Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход. Управление ДОУ.М., 2007.
- Куревина О.А.Синтез искусств в эстетическом воспитании (программа). М.,2003.
- Дрезнина М.Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу. Программа совместой художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.,2007
- Серия Дошкольник. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Составитель Е.П.Климова. 2005.
- Журнал «Ребенок в детском саду» №2, 3, 2002 г.
- Серия «Энциклопедия живописи для детей» : «Пейзаж», «Портрет», «Сказка в русской живописи» и др.
- . Цикл «Большое искусство – маленьким». Библиотека Программы «Детство».
«Знакомим с натюрмортом», «Знакомим со сказочно-былинной живописью», «Знакомим с жанровой живописью»
- Энциклопедия малыша. Искусство. Сказки о художниках. «Сказка о грустном художнике» Левитан; «Сказка о правдивом художнике» Серов; «Сказка о сказочнике» Васнецов и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/27/picture-229365-1364409356.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"
Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/13/picture-178348-1358094700.jpg)
Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»
Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-227612-1364210526.jpg)
Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.
Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты. Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/25/picture-325904-1382688342.png)
Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки
В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-191046-1359878930.jpg)
Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".
Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/15/picture-368091-1387131584.jpg)
Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.
Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...