проект "Народная игрушка"
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) по теме

Торощина Ирина Юрьевна

Педагогический проект «Народная игрушка»

«Пусть ребенок чувствует красоту

и восторгается ею, пусть в его сердце и

в памяти навсегда сохранятся образы

в которых воплощается Родина»

(В.А.Сухомлинский)

ТЕМА:«Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей»

Творческое название:«Народная игрушка»

Участники проекта:Дети, воспитатель, родители .

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта – информационно-практический

По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности

По характеру участия – ребенок участник

По продолжительности – долгосрочный

По количеству участников – групповой

Форма представления – презентация

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА ОБУСЛОВЛЕНА:

- Большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников в современном обществе.

- Развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Формирование нравственно-патриотических чувств средствами декоративно-прикладного искусства.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС

Способствует ли высокое художественное совершенство декоративно-прикладного искусства воспитанию нравственно-патриотических чувств.

ГИПОТЕЗА

Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

- Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений.

- Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.

- Знакомство с народно-прикладным искусством помогает раскрыть красоту родной природы.

- Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности: в составлении узоров, лепке, росписи игрушек и т.д.

- В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей и их родителей в изучении данной темы, убедить в ее значимости.

ПРОБЛЕМА: как повысить интерес к народно- прикладному искусству; какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей; как влияет развивающая среда на нравственное развитие детей, на развитие художественных способностей; как может влиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению детей с народными промыслами.

ЗАДАЧИ

Расширять представления детей о многообразии предметов декоративно-прикладного искусства.

Формировать умение видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.

Развивать творческие способности детей.

Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства.

Расширять представления детей о происхождении данного вида народного искусства.

Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.

Воспитание чувства гордости за талант и самобытность русского народа.

Приобщать родителей к совместной деятельности.

ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

Подготовительный этап (сентябрь)

Основной этап (октябрь – апрель)

Заключительный (май)

 

 

 

 

Подготовительный этап

№ п/п

Мероприятия

Сроки реализации

1.

Анкетирование родителей

сентябрь

2.

Диагностика детей

сентябрь

3.

«Круглый стол» с родителями и детьми

сентябрь

4.

Оформление выставки для родителей по русским народным промыслам

сентябрь

5.

Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала.

Сентябрь

6.

Составление перспективного плана, создание развивающей среды.

Сентябрь

Основной этап

№ п/п

Мероприятия

Сроки реализации

1.

Проведение занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных)

октябрь

2.

Экскурсия в парк с целью наблюдения за растениями

Октябрь, январь, апрель

3.

Экскурсия в краеведческий музей города

Ноябрь, февраль

4.

Выставка «Народные игрушки своими руками»

декабрь

5.

Заучивание стихов, загадок о народных промыслах

Октябрь- апрель

6.

Конкурс детских рисунков по мотивам народных росписей

март

7.

Открытое занятие «Роспись дымковской игрушки»

март

Заключительный этап

№ п/п

Мероприятия

Сроки реализации

1.

Диагностика детей, анализ результативности

май

2.

Выставка совместных работ детей и родителей «Умелые руки не знают скуки»

май

 

 

РЕЗУЛЬТАТ:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.

Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.

Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:

 Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.

Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.

Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.

Концепция патриотического воспитания граждан РФ. – Управление ДОУ. 2005 №1

Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.

Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Шпикалова Т.Я., Величкина Г.А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез,2005.

Шпикалова Т.Я., Величкина Г.Я. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.:Мозаика-Синтез, 2005.

Шпикалова Т.Я., Величкина Г.Я. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.:Мозаика-Синтез, 2005.

Шпикалова Т.Я., Величкина Г.Я. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.:Мозаика-Синтез, 2005.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение Высшего

 профессионального образования

Самарский институт повышения квалификации работников образования

        

Педагогический проект

«Развитие художественно-эстетического восприятия  
у старших дошкольников через  ознакомление  
с искусством живописи»

Выполнил старший воспитатель

дошкольного отделения

МОУ гимназии «Перспектива»

г.о. Самара

Ершова Н.П.

2011 год



Актуальность проекта

    Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного». В этих словах Р. Тагора ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей.

   Но человек может остаться равнодушным к искусству, если с детства его не приобщали  к прекрасному.

    Духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Одна из отличительных особенностей ребенка дошкольного возраста – способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства, в том числе живописи. Ребенок открывает мир как радостное, прекрасное, полное красок целое.

    Исходя из этого, окружающие ребенка взрослые (родители и воспитатели) должны объединить усилия для введения ребенка в мир искусства как можно раньше; необходимо так организовать предметно-развивающую среду и социокультурное окружение в ДОУ, чтобы они способствовали выявлению особенностей эстетического отношения и развития художественно-эстетического восприятия у дошкольников.

   Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами искусства получила свое отражение в современных исследованиях. В работах  Н.М.Зубаревой, Т.Г.Казаковой,  Р.М.Чумичевой и других представлены показатели и уровни художественно-эстетического развития детей, позволяющие более детально изучить эстетический опыт дошкольников разных возрастов. В основе концепции эстетического воспитания детей дошкольного возраста, разработанной  Т.С.Комаровой, лежит принцип интеграции искусств – взаимодействие и взаимопроникновение различных видов искусств  в  учебно-воспитательный процесс ДОУ.

  Противоречие состоит в том, что условия жизни современного общества изменяются,  меняется и человек, его ценностные ориентации. Требуются новые подходы к решению проблемы художественно-эстетического воспитания  дошкольников средствами искусства, в том числе средствами  искусства  живописи.

Цель проекта: выбор эффективных методов и приемов  ознакомления старших дошкольников с искусством живописи  для развития  художественно-эстетического восприятия.

Гипотеза:  развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников будет проходить успешно, если будут созданы определенные  условия:

-  организована  предметно-развивающая среда;

- будет проводиться целенаправленное знакомство  старших дошкольников с  живописью;

-  организовано  комплексное взаимодействие окружающих  взрослых.

Задачи проекта:

  1. Создать условия для развития художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников.
  2. Разработать перспективное планирование непосредственно образовательной  деятельности со старшими дошкольниками по ознакомлению с  живописью.
  3. Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ.
  4. Проследить динамику формирования эстетических отношений, предпочтений детей, развития художественно-эстетического восприятия.

Ожидаемые результаты:

  1. Изменение показателей художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников.
  2. Координация усилий воспитателей, родителей, социума.
  3. Четкое планирование работы педагогов ДОУ по ознакомлению старших дошкольников  с живописью.

Данный проект осуществляется с детьми старшего дошкольного возраста, срок реализации – учебный год

Этапы реализации проекта

Этап

Содержание деятельности

Результат

Знакомство с программами  и технологиями  по художественно-эстетическому  развитию  дошкольников        

Изучение концептуальных положений, целей, задач и принципов программ, их структуры

Анализ с точки зрения   развития у дошкольников художественно-эстетического восприятия

Подбор диагностического инструментария (критериев, показателей) для отслеживания уровней развития детей.

Организация и проведение диагностики

Получение информации

Формирующий этап

Организация предметно-развивающей среды.

Деятельность в соответствии с перспективным планированием.

Оптимизация художественно-эстетического развития дошкольников

Анализ результатов и подведение итогов

Диагностика по выбранному диагностическому инструментарию

Получение информации о достижении положительной динамики

Музей истории живописи

Исходя из задач, поставленных перед коллективом дошкольного образовательного учреждения, были  созданы условия для развития художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников.

Выставка альбомов с произведениями изобразительного искусства

Малая Третьяковка

        

Учебно-методический комплект демонстрационного материала  Е.И. Коротеевой

Репродукции картин художников из серии «Большое искусство – маленьким»

Предметно-развивающая среда

                

        

Компьютерная программа для детей  «Тим и Тишка спасают шедевры Русского музея»

Передвижные выставки репродукций по темам: «Пейзаж», «Портрет», «Натюрморт»

                

        

Комплексная работа по теме проекта включает в себя следующие  направления

Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с искусством живописи

Работа с воспитателями

Работа с родителями

Работа с детьми

        

 


Перспективное планирование непосредственно-образовательной деятельности со старшими дошкольниками по ознакомлению с живописью

Месяц

Тема

Цель

Задачи

Вид деятельности

Дидактический материал

Сентябрь

Рассказы о трех искусствах; живопись

Знакомство детей с видами изобразительных искусств

Научить отличать живопись от других видов изобразительных искусств

Познавательно-речевая деятельность

Репродукции произведений живописи, иллюстрации видов скульптуры, архитектуры

Октябрь

Экскурсия в картинную галерею

Знакомство с музеем и его ролью в жизни общества

Раскрыть содержание музейной деятельности; напомнить о правилах поведения в музее. Учить внимательно рассматривать картины, находить характерные детали, являющиеся частью изображения

Коммуникативная, познавательно-речевая

Произведения живописи

Ноябрь

Жанры живописи. Пейзаж

Знакомство с пейзажем

Познакомить детей с понятием «пейзаж», его изображением в картине

Коммуникативная, познавательно-речевая

Репродукции картин «Золотая осень»И.Левитана, «Рожь»И.Шишкина

Декабрь

Жанры живописи. Портрет

Знакомство с портретом

Познакомить детей с портретной живописью. Учить внимательно рассматривать картины, находить характерные особенности и детали, которые являются частью изображения.

Познавательно-речевая, коммуникативная, музыкальная

Н.Жуков «Андрюша»,

О.Кипренский  «Портрет мальчика Челищева», В.Боровиковский «Портрет М.И.Лопухиной».

Музыкальное произведение для прослушивания:

В.Моцарт «Маленькая ночная серенада»

Январь

Жанры живописи. Натюрморт

Знакомство с натюрмортом

Познакомить с натюрмортом, вызвать желание любоваться картинами, вызвать эмоциональные переживания.

Коммуникативная. Познавательно-речевая

«Натюрморт с самоваром» И.Машкова, «Снедь московская: хлебы» И. Машков, «Букет цветов, бабочка и птичка» Ф.Толстой

Февраль

Знакомство с самарским художником-живописцем

Знакомство  с творчеством самарского художника

Познакомить детей с творчеством самарского художника, с жанрами его произведений.

Развивать художественно-эстетическое восприятие произведений живописи.

Экскурсия в художественную мастерскую художника

Живописные картины художника (портрет, пейзаж, натюрморт)

Март

О чем рассказывает жанровая живопись

Знакомство с жанровой живописью

Учить детей воспринимать и улавливать главное в картинах. Учить соотносить увиденное с собственными чувствами и опытом

Познавательно-речевая

«Дети, бегущие от грозы» К.Маковский, «Сенокос» А.Пластов, «Масленица» Б.Кустодиев, «Хоккеисты» А.Дайнека

Апрель

Художники-живописцы

Знакомство с творчеством художников В.М.Васнецова, И.Айвазовского,

З.Серебряковой

Познакомить детей с художниками, составляющими золотой фонд русской культуры. Развивать эстетическое восприятие, наблюдательность.

Познавательно-речевая, коммуникативная, музыкальная

«Три богатыря», «Аленушка» В.М.Васнецова; «Среди волн» И.Айвазовского;

«За завтраком» З.Серебряковой.

Музыкальное произведение для прослушивания: Н.Римский-Корсаков «Море» из оперы «Садко»

Май

Что мы знаем о живописи

Закрепление знаний детей о живописи

Развивать активность зрительного восприятия.

Приобщать к искусству и художественной деятельности.

Игровая, познавательная, коммуникативная

(викторина)

Репродукции картин художников в жанре портрет, пейзаж, натюрморт, бытовая и  сказочно-былинная  живопись

Игры и разминки для старших дошкольников на образное ощущение колорита

        Для восприятия произведений изобразительного искусства ребенку необходимо освоить цветовое богатство красок. Только после того, как дети хорошо узнают цвета и их оттенки, можно приступать к работе по различению холодной и теплой гаммы цветов.

Холодная гамма цветов – это голубой, белый, синий, фиолетовый, черный, зеленый и их градации. Господство холодных тонов в картине создает холодный колорит, связанный с тематическим и образным своеобразием данного художественного произведения. Холодные тона эмоционально близки таким состояниям настроения, как грусть, тоска, печаль и т.д.

Теплая гамма тонов – это красный, желтый, оранжевый, розовый, коричневый и их градации. Господство тонов теплой гаммы  в произведениях живописи создает теплый колорит. Он эмоционально связан с такими понятиями, как радость, добро, свет и т.д., то есть с теми жизненными явлениями и состояниями, которые в восприятии человека ассоциируются с ощущениями гармонии и благополучия.

Активное освоение холодной и теплой  гаммы цветов поможет детям органично воспринять характер и настроение произведений живописи.

Игра «Угадай, кто я»

Воспитатель показывает тот или иной флажок, и дети называют предметы того же цвета.

Игра «Я ошибся»

Воспитатель показывает флажок и называет понятие, не соответствующее эмоционально и логически данному цвету. Дети должны исправить ошибку, объяснив, в чем она заключается. Например: черный флажок воспитатель определяет как огонь, дети исправляют: огонь – несет в себе тепло, значит, флажок должен быть теплого цвета: красным или желтым.

Разминка «Если бы я был художником», то нарисовал бы маму, папу, бабушку, друга, сегодняшний день, свое настроение … тем или иным цветом. Ребенок должен не просто предложить цвет, но и объяснить, почему он его выбрал. Цель: формировать ассоциативную связь между явлениями действительности и эмоциональным значением того или иного цвета.

Упражнения на составление цветовых композиций

Задание 1. Составить цветовую композицию понятий: зима, лето, осень, весна – на основе преобладаний в природе тех или иных цветов, характерных для данного времени года.

Задание 2.Составить цветовую композицию понятий: тепло, холод, снег, огонь, свеча, мороз, жар – на основе эмоциональной и психологической окрашенности данных понятий в восприятии.

Задание 3. Составить цветовую композицию понятий: печаль, радость, праздничное настроение,  обида, дружба, ссора – на основе ассоциативного восприятия соотношения цвета и состояния души.

Работа с воспитателями

  1. Искусство в жизни человека (деловая игра с целью систематизации знаний педагогов о средствах, методах и приемах эстетического воспитания дошкольников.
  2. Практикум на тему «Анализ интегрированных занятий по искусству» (обучение технологии моделирования интегрированных занятий по эстетическому воспитанию в ДОУ и их анализу)
  3. Педсовет «Взаимосвязь искусств в эстетическом воспитании»
  4. Консультация «Музейная педагогика: истоки, настоящее и перспективы».

Работа с родителями

  1. Анкетирование родителей. Цель: выявить представления по проблеме художественно- эстетического развития дошкольников.
  2. Дискуссия-размышление «Художественная мозаика». Цель: убедить родителей в необходимости и значимости произведений искусства в художественном развитии детей.
  3. Встреча в художественной гостиной «С природой одной жизнью он дышал».Цель: закрепление у детей интереса к творчеству русского художника-пейзажиста И.Шишкина, объединение усилий педагогов и родителей для развития эстетического восприятия у детей и формирования интереса к изобразительному искусству.

Диагностический инструментарий  педагогического проекта

Диагностическая игровая ситуация «Интервью с художником»

(на основе беседы)

Содержание беседы определено с опорой на исследования и методические разработки (Н.М.Зубарева, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.А.Курочкина, Н.П.Сакулина, А.М.Чернышова)

Цель – выявление особенностей предпочтений детей в видах и жанрах искусства живописи  в изобразительной деятельности; особенностей освоения некоторых эстетических оценок и категорий («безобразно», «прекрасно» и др.)

Условия диагностирования.

Проводится индивидуально. На основании данных вопросов возможно проведение диагностического занятия с участием подгруппы детей (6-8 человек).

Стимульные материалы: репродукции разных жанров изобразительного искусства (живописи) знакомых детям произведений.

Мотив. Ребенку предлагается «превратиться в настоящего художника» и «дать интервью» художественному журналу. Можно использовать игровые атрибуты: диктофон, микрофон, блокнот для записи.

Предъявляемые задания.

Ребенку предлагаются группы вопросов.

  1. Вопросы, направленные на выявление представлений детей о некоторых этических категориях:

 Как ты думаешь, что такое красота? Что можно назвать красивым, прекрасным? А безобразным? Вот этот цветок (демонстрация  эстетически привлекательного объекта) – прекрасен? Почему ты так решил? Как ты думаешь, чем люди обычно украшают разные предметы  (в доме, одежде)? А зачем они это делают?

  1. Вопросы, направленные на выявление представлений детей о некоторых видах и жанрах искусства живописи:

Если бы тебя спросили, что бы ты ответил: живопись – это … (что такое?)

Как ты думаешь, кто создает картины?

Как ты думаешь, зачем рисуют картины?

Зачем люди ходят в музеи смотреть на  картины?

Подскажи, где здесь пейзаж? Натюрморт? Портрет? Как ты догадался? А что такое пейзаж (что там обычно нарисовано)?

Способы обработки и анализа материалов. Фиксируются ответы на вопросы, интерес детей, эмоциональные проявления.

Протокол обследования детей _______ возраста________группы

Дата проведения_____________________

Имена детей группы

Ответы детей на вопросы

Поведение, интерес, эмоциональные проявления

Примечаниея

Саша Т.

Катя П.

Протокол обобщения полученных данных обследования  детей ________ возраста ________ группы

Показатели для фиксации

Имена детей группы

Саша Т.

Катя П.

Ответы на вопросы: конкретность (развернутые пояснения, комментарии выбора, название конкретных произведений, ссылка на опыт)

1

2

Многообразие (название нескольких различных произведений)

0

2

Обобщенность (понимание терминов, использование обобщающих слов, установление связей и отношений)

1

2

Адекватность (точность, соответствие общепринятому пониманию)

1

2

Проявление интереса, активность

0

2

Эмоциональные проявления

1

2

Самостоятельность

1

1

Высказывание собственного отношения и мнения относительно содержания беседы

1

2

Средний показатель баллов

1

2


Диагностическая ситуация «Что люблю, о том и говорю»

Содержание задания определено с опорой на исследования и методические разработки (Н.М.Зубарева, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.А.Курочкина, Н.П.Сакулина, А.М.Чернышова)

Цель – выявление особенностей развития художественно-эстетического восприятия у дошкольников.

Условия диагностирования. Проводится индивидуально или с подгруппой детей (6-8 человек). В данном случае можно обратить внимание детей на необходимость самостоятельного ответа.

Стимульные материалы: репродукция знакомого детям произведения (например, И.Левитана «Золотая осень»), бумага, карандаши, фломастеры.

Мотив. Ребенку (детям) предлагается (в продолжение предыдущей игры-задания «Интервью с художником») «пройти» в залы «музея» и рассказать, «как настоящим художникам», о предметах, там представленных.

Предъявляемые задания.

Ребенку предлагается:

  1. Рассказать о картине  «все что захочется», описать, «что изображено, что чувствуется, о чем думается».
  2. После рассматривания репродукции ответить на вопросы.

В протоколе полученных данных обследования отмечаются особенности рассказа, восприятия произведения (понимание художественного образа,   выделение и понимание средств выразительности, установление связи между создаваемым образом и средствами выразительности, проявление эстетической эмпатии, творческие проявления в процессе восприятия образа).

     Обобщаются полученные данные и определяются перспективные линии развития детей:

- в активизации проявлений эстетического отношения к окружающей действительности;

- в обогащении представлений об эстетических категориях;

- в развитии эстетического восприятия разнообразных объектов.

( Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие.

Соответствует «Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2011)

Вывод

Таким образом, развивающая предметная среда ДОУ, координация усилий педагогов, родителей, социума, четкое  планирование

работы педагогов  по ознакомлению старших дошкольников  с живописью повысили уровень художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников.


Литература

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. М.,2010
  2. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход. Управление ДОУ.М., 2007.
  3. Куревина О.А.Синтез искусств в эстетическом воспитании (программа). М.,2003.
  4. Дрезнина М.Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу. Программа совместой художественно-творческой деятельности  педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и  младшего школьного возраста. М.,2007
  5. Серия Дошкольник. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Составитель Е.П.Климова. 2005.
  6. Журнал «Ребенок в детском саду» №2, 3, 2002 г.
  7.  Серия «Энциклопедия живописи для детей» : «Пейзаж», «Портрет», «Сказка в русской живописи» и др.
  8. . Цикл «Большое искусство – маленьким». Библиотека Программы «Детство».

 «Знакомим с натюрмортом», «Знакомим со сказочно-былинной живописью», «Знакомим с жанровой живописью»

  1. Энциклопедия малыша. Искусство. Сказки о художниках. «Сказка о грустном художнике» Левитан; «Сказка о правдивом художнике» Серов; «Сказка о сказочнике» Васнецов и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное  настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...