Образное мышление
статья по рисованию по теме

Ладова Софья Викторовна

Статья для педагогов дополнительного образования (изодеятельность)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraznoe_myshlenie.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие образного мышления детей дошкольного возраста посредством интеграции деятельности  участников педагогического процесса».

Педагог дополнительного образования Ладова С.В.

 

В настоящее время изменения в экономической, политической и общественной жизни происходят столь стремительно, что обуславливает необходимость обучения, воспитания и развития детей, обладающих творческим мышлением и способностью к нестандартному разрешению проблем. Известно, что  такой тип мышления как,  равно и другие психические функции,  берут  начало  своего развития еще в дошкольном детстве.

Творчество связано с самобытностью личности, с ее особым видением предмета и способа его отражения. Творчество всегда личностно, вне личности не может быть проявления «хочу, «могу», «делаю» (3). Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству.   Общей проблемой в психологии и педагогике остается развитие этих способностей и качеств в процессе  воспитания и обучения личности  ребенка сначала в дошкольном, а затем в школьном возрасте, как проблема преемственности.

Понятие креативности (от лат. creatio — создание, сотворение), являясь аналогом понятия «творческие способности», неразрывно связано с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, либо для группы или общества в целом).

Установлено, что развитие креативности зависит от особенностей культуры, от традиций и ценностей, поддерживаемых обществом.

Особое место в развитии творческих способностей ребенка занимает рисунок. В отличие от взрослого творчества,  для детей это  игра. Детский рисунок плоскостной, в нем нет объема. Персонажи и предметы выстраиваются в один ряд. Земля, деревья, звери, люди не заслоняют друг друга. Вверху изображается небо и солнце. Детали носят схематичный характер, при этом рисуются невидимые части, например, люди в трамвае обычно бывают показаны так, словно трамвай прозрачный; если человек изображен в профиль, ему все равно дорисовываются два глаза. Детские рисунки очень яркие и выразительные, потому что главное в них - отношение маленького художника к изображаемому. То, что производит впечатление, изображается крупнее, например, у страшного крокодила огромные зубы и т. п. Добрые персонажи рисуются тщательнее, злые - криво, небрежно. Вообще, отношение к людям передается через размер и цвет.

        Итак, психологами установлено, что в игре и в детском творчестве постепенно развиваются: соподчинение мотивов, воля еще не сформирована, но есть ведущий мотив, эмоционально волнующий ребенка; целенаправленность действий, хотя успехи и неудачи сильнее, чем у взрослых, влияют на мотивацию; соподчинение целей, связь между отдаленными и близкими целями. (например, ребенок начинает заранее готовить подарки к какому-то празднику); словесное управление действиями (играя и рисуя, ребенок обязательно проговаривает вслух содержание); произвольное внимание; постепенное управление поведением; общение, которое в игре носит творческий характер (общение обеспечивает планирование игры, ее осуществление и контроль за соблюдением правил). (2).

Творческий ребенок эмоционален, его мимика выразительна. У него сильна потребность в самовыражении, поэтому он любит рисовать или проявляет себя в каком-либо ином виде творчества. Как уже говорилось, дети берутся за цветные карандаши для того, чтобы выразить захватившее их содержание, начинают сочинять стихи, увлеченные новыми впечатлениями, разыгрывают длиннейшие истории, воплощая мир фантазии, поют от переполняющей их радости (3).

         Говоря о  мышлении и восприятии ребенка, следует отметить, что они связаны настолько тесно, что  позволяет говорить о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста. Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего, ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого - понять их. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям. Лучший способ добиться правильного решения - так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта.( 2,3,)

Именно на эти закономерности психического развития детей дошкольного возраста мы опирались в своей работе.

Развитие образных представлений и образного мышления детей ДОУ №118 г. Самары на  занятиях изобразительной деятельности  происходит на основе соблюдения следующих основных принципов:

- наглядность и доступность, учитывающие возрастные особенности детей;

-  диалогичность общения с детьми (обсуждение тематики рисунков, что позволяет ребенку почувствовать сопричастность к миру художественных образов);

- индивидуализация  (индивидуальный подход в соответствии с возрастными особенностями развития ребенка; - интеграция  и систематичность взаимодействия педагога по изобразительной деятельности и педагогов-воспитателей   (совместное планирование, организация экскурсий и.т.п.)

- прогнозирование (на основе диагностики результатов изобразительной деятельности в динамике)

Результат реализации принципа прогнозирования вы можете проследить в таблице1(приложение1) и в графике.

А вот пример реализации наших принципов на примере рисунков двух детей:

Цыбуляк Арсений, его работы, начиная с трехлетнего возраста и до 6 лет.

И развитие в рисунках Печковой Даши, такого же возраста.

  Одним из важных направлений всей работы, обеспечивающим эффективное развитие творческих способностей детей мы выделяем интеграцию как процесс и как глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного рода содержания и образования детей. В работе по развитию художественно- творческих способностей детей в качестве базовых составляющих интеграции чаще всего выступают: произведения искусств, включая народное и декоративно-прикладное, детская художественная литература, устное народное творчество.

В своей деятельности мы опирались на прием,предложенный Т. Дороновой в программе «Радуга», который заключается в «выпуске» книг, содержащих детские рисунки и рассказы к ним.(1)

Таким образом была создана «Голубая книга», в которой использовались рисунки детей, выполненные всеми оттенками голубого и синего цветов, сопровождающиеся  их собственными рассказами. Аналогичным образом были изданы книги «Я и моя железная дорога», «Стальные пути дороги», которым предшествовала такая форма работы с детьми как выездные экскурсии. Все это способствовало не только развитию образного мышления детей,  и других психических функций, но и их профориентации.

Кроме этого в нашем дошкольном образовательном учреждении в течении двух лет практикуется музейная педагогика,  организуются тематические выставки в которых задействованы все участники образовательного процесс: педагоги – дети – родители. Так, к  каждому новому году  нами организуется выставка поделок – символов грядущего года, например, в этом году были представлены разные образы поросят, свечи, рюкзак, магниты, расписанные под гжель солонки, копилки.

В целях профориентации ежегодно проводится выставка  поделок и рисунков паровозиков, для расширения кругозора и краеведения проводится выставка «Волга», посвященная нашей Великой реке. Реализация принципа диалога, позволяет параллельно затронуть такие важные проблемы как экология, отдых, любовь к родине и т.п. Эти выставки открыты для свободного их посещения детьми и  родителями.

Другой важной формой работы с детьми по развитию их образного мышления и не только его,  как было сказано выше, являются выездные экскурсии. Так, обязательным экскурсионным  маршрутом стало посещение Ботанического сада,  выставочного центра «Радуга»( видеорепортаж с этой экскурсии) , Железнодорожного вокзала и пр. Безусловно, впечатления после их посещения находят выражение в детских работах, которые в последствии представляются в очередной выставке.

Не менее значимым воспитательным фактором является «Фестиваль искусств», на котором каждый ребенок награждается за успехи в какой-то области творчества. Так, «лучший художник», удостоенный этого звания, поощряется правом проведения  персональной выставки.

 Иллюстрацией реализации принципа интеграции деятельности воспитателей– детей – педагога изобразительной деятельности,  может служить их совместное сотрудничество, например, по теме «Зоопарк»: чтение сказок и рассказов В.В. Бианки, К.И. Чуковского и др., где действующими лицами являются животные, беседа с детьми о животных, сочинение детьми сказок и рассказов о животных, запись из произведений в книгу, иллюстрирование ее детскими рисунками и аппликациями, кроме того,  – разучивание песен и стихотворений о животных, игры- драматизации, в которых действуют животные, создание индивидуальных и коллективных изображений на тему  «животные»  в лепке, аппликациях, рисунках.

 Создание и реализация интегрированных циклов и программ требует от педагогов творческого подхода, гибкости в подборе материалов и средств, разнообразных форм, методов и приемов работы.

Следует отметить, что это не застывшая, определенная раз и навсегда программа, это непрерывный, изменяющийся процесс. А самое главное, чтобы было интересно и детям, и самим педагогам, важно, чтобы были разнообразие и вариативность работы с детьми, отсутствие жестких рамок в их деятельности, особенно в изобразительной. Ведь это и есть свобода творчества.

 

Использованная литература:

1. Т. Доронова    программа «Радуга»

 2. Рождественская Н.В., Толшин А.В. Креативность: пути развития и тренинги. – СПб.: Речь, 2006.

3. Степанова В.В., А.В Толстых программа «Росток», М., 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-программа по развитию ориентировки в пространстве через способ наглядно-образного мышления «План – схема»

Представлена система педагогических мероприятий по развитию ориентировки  в пространстве через способ наглядно-образного мышления «План – схема». Система деятельности направлена на детей 5 – 7ми ...

Развитие наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста

Развитие наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста...

Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления старших дошкольников на занятиях ФЭМП

Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления  старших дошкольников на занятиях ФЭМП   Целенаправленное развитие наглядного мышления должно осуществляться на протяже...

Задания на развитие словесно-образного мышления

Материал на развитие словесно-логического мышления у детй старшего возраста будет интересен и родителям и педагогам...

Задания на развитие образного мышления старших дошкольников

Задания для развитие образного мышления....