Моя система работы
методическая разработка по рисованию по теме

Моя система работы с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_sistema_1_2.docx47.16 КБ

Предварительный просмотр:

       Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Школьное обучение требует достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребёнок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний. Оно в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении, так как                                                                                                              формирование творческой личности начинается в дошкольном возрасте.

       Еще Аристотель писал: «Занятия рисованием способствуют разностороннему развитию личности ребенка». В процессе всех видов художественного творчества (рисование, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется новому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное – создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем мире, тем самым он осмысливает новые качества предметов.

       Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своём умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Для решения этой проблемы мной была разработана система работы по развитию художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста, которая опирается на нетрадиционный подход к выполнению изображения. 

       Основная цель системы работы – развитие творческого потенциала, создание условий для его реализации.

       Задачи:

       1.Развитие художественно – творческих способностей в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира.

       2.Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

       3.Удовлетворение потребности детей в самовыражении через использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

       4.Воспитание желания передавать свои чувства, эмоции, полученные от восприятия окружающего мира.

       Данная система работы составлена с учётом требований следующих программ и методических пособий:

  1. «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  2. «Природа и художник». Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов». Т.А. Копцева.
  3. «Цветные ладошки». Авторская программа И.А. Лыковой.
  4. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», методическое пособие. Г.Н. Давыдова.

       Система работы состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

1.Работа с детьми:

- Непосредственная образовательная деятельность (осуществляется в интеграции образовательных областей – художественное творчество, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, что положительно влияет на развитие образно – эстетического восприятия, эстетических суждений);

- Дополнительная образовательная деятельность (ИЗО студия «Радуга» для детей от 3 до 7 лет, кружок «Маленький художник» для детей от 1,5 до 3 лет);

- Самостоятельная деятельность детей;

- Представление детских работ на городских, областных, всероссийских и международных конкурсах;

- Мониторинг уровня овладения необходимыми навыками и умениями художественного творчества (диагностика по Т.С. Комаровой).

 2.Работа с педагогами:

- Мастер-классы;

- Консультации;

- Выступление на педсоветах и городских методических объединениях.

3.Работа с родителями:

- Консультации;

- Организация выставок детского творчества;

- Совместная деятельность с семьёй (конкурс поделок из природного материала «Зелена планета»; конкурс поделок «Пожарам - заслон»; «Елка своими руками с фантазией и заботой об экологии»; экологическое шоу «Отходы современной цивилизации - в произведения искусств»).

4.Самообразование:

- Ознакомление и овладение инновационными технологиями;

- Создание проекта рабочей программы ИЗО студии «Радуга»;

- Участие в городских и областных мероприятиях, различных конкурсах.

       В своей работе учитываю, что на пути творчества ребенок проходит несколько важных этапов:

       Дар. Преподношу каждому ребенку, как поле возможностей для его человеческого и творческого роста.

       Рождение. В творческой деятельности происходит рождение новых чувств, эмоций, ценностей, смыслов собственного творческого роста.

       Выбор. Ребенок может выбрать виды творческой деятельности, коллектив единомышленников.

       Шанс. Шанс обрести успех, будучи ребенком.

       Большое внимание в своей деятельности я уделяю обучению детей рисованию с использованием нетрадиционных техник, в которых гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное. Все в них оригинально и увлекательно как для детей, так и для педагогов. Рисование необычными материалами раскрепощает детей, позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции, не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют мне осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Свою работу с использованием нетрадиционных техник начинаю с младшей группы по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте: рисование пальчиками, ладошкой, тычками  из поролона, печатание листьями, кляксография с трубочкой. В средней группе добавляется: рисование свечой, монотипия. В старшей группе: монотипия, набрызг, восковые мелки + акварель, оттиск смятой бумагой, рисование поролоном, тычок жесткой полусухой кистью, рисование по-сырому, граттаж, кляксография с ниткой.

       Проанализировав результаты работы по данной системе можно сделать вывод, что среди множества факторов, оказывающих определенное влияние на развитие художественно – творческой деятельности, существенную роль играет выбор тех методов, приемов и нетрадиционных  техник рисования, которые не предусматривают совершенного владения изобразительными навыками. Рисование для ребенка  становится не просто забавой, а радостным, творческим, вдохновенным трудом. Работы детей стали разносторонней, интересней, оригинальней, более творческими, улучшилась эмоциональная сфера в детском коллективе.

Результаты развития художественно-творческой деятельности

детей 2009 – 2012 гг.

 сентябрь-октябрь 2009 г.                   март-апрель 2010 г.

сентябрь-октябрь 2010 г.                   март-апрель 2011 г.

      сентябрь-октябрь 2011 г.                    март-апрель 2012 г.

Таким образом, у детей, имеющих способности к работе с красками и нетрадиционными техниками показатель находится на высоком уровне, а у детей со слабо развитыми художественно - творческими способностями показатели улучшились. Следовательно, система работы, направленная на развитие художественно-творческих способностей состоялась и принесла положительный результат. К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Большинство выпускников продолжают занятия в учреждениях дополнительного образования города. Готовность к школе выступает своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребёнка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по сохранению и укреплению Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду "Кирпичики"

Современное  состояние  общества,  высочайшие  темпы  его  развития    представляют  всё  новые,   более  высокие  требования...

Система работы по развитию у детей знаний о космосе, о строении Солнечной системы, планетах.

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет ...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, является одно...

Описание системы работы "ДОУ как открытая социальная система"

Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как одного из главного акцентного направления дошкольного образования. Идея социального пар...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Специфика системы раннего развития детей от рождения до 3 лет (описание системы работы)

Создание условий для развития познавательной активности ребенка. Игры и пособия для развития сенсомоторики детей дошкольного возраста....

Описание системы работы "Использование интерактивной системы для создания анимационных истроий"

В данной публикации я рассказываю осистеме работы с детьми по созданию анимационных историй....


 

Комментарии

Моя система работы с дошкольниками.

Система работы по формированию творческой личности дошкольников. Основная цель системы работы - развитие творческого потенциала, создание условий для его реализации.