Методическая разработка: "Роспись. Хохломская ложка."
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Левунина Ольга Викторовна

Программное содержание.

Продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: реснички, травники, усики, завитки, капельки, кустики. Обращать внимание детей на связь декоративной росписи с реальной действительностью окружающего природного мира. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать умение работать концом кисти.

Методика проведения.

Рассмотреть и обследовать с детьми несколько хохломских ложек с разными узорами на разном фоне. Уточнить приемы росписи. Предложить приступить к работе. Добиваться тщательной росписи. Все раскрашенные ложки выставить на подставке, рассмотреть с детьми, обсудить, отметить разнообразие. Обратить внимание на сходство и различия в росписи.

 

Материалы.

Несколько ложек с хохломским узором, таблица с элементами хохломского узора – ягодами клубники, малины, крыжовника (каждая ягода в двух вариантах). У детей деревянные ложки заготовки под роспись.

 

Связь с другими образовательными областями.

Организация выставки изделий хохломской росписи. Познакомить с историей промысла, особенностях хохломской росписи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ №42 Приморский район города Санкт-Петербурга

Занятие: роспись

Хохломская ложка

Воспитатель: Левунина О.В.

Оглавление

Программное содержание.        

Методика проведения.        

Материалы.        

Связь с другими образовательными областями.        

Цели.        

Воспитательные:        

Развивающие:        

Образовательные:        

Ход  занятия        

Иллюстрации        

Литература        

Программное содержание.

Продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: реснички, травники, усики, завитки, капельки, кустики. Обращать внимание детей на связь декоративной росписи с реальной действительностью окружающего природного мира. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать умение работать концом кисти.

Методика проведения.

Рассмотреть и обследовать с детьми несколько хохломских ложек с разными узорами на разном фоне. Уточнить приемы росписи. Предложить приступить к работе. Добиваться тщательной росписи. Все раскрашенные ложки выставить на подставке, рассмотреть с детьми, обсудить, отметить разнообразие. Обратить внимание на сходство и различия в росписи.

Материалы.

Несколько ложек с хохломским узором, таблица с элементами хохломского узора – ягодами клубники, малины, крыжовника (каждая ягода в двух вариантах). У детей деревянные ложки заготовки под роспись.

Связь с другими образовательными областями.

Организация выставки изделий хохломской росписи. Познакомить с историей промысла, особенностях хохломской росписи.

Цели.

  • Учить новой композиции хохломского узора – изображению закругленной ветки с ягодами, соответствующей форме изделия.
  • Учить рисовать новые элементы узора – ягоды клубники, малины, крыжовника.
  • Учить рисовать узоры на разных фонах – красном, черном или желтом (охра), в соответствие с фоном самостоятельно подбирать краски для узора.
  • Упражнять в рисовании уже известных элементов узора – травки, завитков, листьев и ягод

Воспитательные:

  • воспитывать   эстетическое  отношение  к  изделиям  народных  мастеров.
  • уважение труд мастеров.

Развивающие:

  • развивать чувство цвета и композиции.
  • совершенствовать  технические умения.
  • развитие мелкой моторики.  

Образовательные:

  • Познакомить с историей промысла, особенностях хохломской росписи.

Ход  занятия

1-й этап

Воспитатель предлагает детям рассмотреть хохломские изделия. Показывает в росписи элементы травки. Обращает внимание детей на то, как располагается травка. Уточняет каждый элемент травки – реснички, травники, усики, завитки. Показывает способ выполнения элемента реснички: «Пишется ресничка очень легко, почти без нажима, вращая кисточку тремя пальцами».

Я ресничка не простая,

Словно перышко взлетая,

Изогнувши спинку плавно,

Я считаюсь чуть не главной.

Воспитатель предлагает детям попробовать нарисовать ресничку. Затем рассматривает с детьми травинку. Этот элемент требует при рисовании легкого нажима кистью.

Я травинка просто чудо,

А нажим, он очень нужен,

Сверху вниз, и вот готов

Кистью плавный переход.

После объяснения воспитатель предлагает детям  попробовать выполнить элемент травинку. Затем воспитатель показывает детям месторасположение усика в узоре. Обращает внимание на то, как он заворачивается в спираль (линия без нажима, одинаковой толщины).

А я усик, так горжусь

Тонкостью своею,

Вправо, влево закручусь –

Это я умею.

Воспитатель предлагает детям выполнить этот элемент. Следующий элемент очень похож на усик, но делается с нажимом и называется завиток.

Кистью плавно закручу

Линию с нажимом.

В завиток я превращусь,

Словно я пружина.

Воспитатель предлагает детям попробовать выполнить элемент завиток.

Вопросы к детям. Что можно сказать о травки в хохломской росписи и в природном мире? Что у них общего и чем они отличаются?

2-й этап

Воспитатель продолжает знакомить детей с элементами хохломской росписи: «Капелька и кустик также являются элементами хохломской Травки. Капельки выполняются легким прикосновением кончика кисти к бумаге».

Меня капелькой зовут,

Пишут очень просто.

Кистью плавно примакнут,

Словно бусы в россыпь.

Воспитатель предлагает детям выполнить элемент травки – капельку. После того как дети научатся выполнять элементы травки, воспитатель объясняет способ выполнения кустика: Кустик – это объединенные в ритмический рисунок реснички, усики, завитки, капельки. Воспитатель показывает способ выполнения кустика: слева – завиток, справа – завиток, слева ресничка, справа – ресничка. Вот и получился кустик. Воспитатель предлагает детям нарисовать кустик.

3-й этап

Воспитатель показывает способ выполнения растительно-травочного орнамента: «Прежде всего нужно выполнить ведущую линию, то есть главную. Для этого пишем слева направо, начиная снизу, и ведем вверх большой завиток. На том месте, где мы его закручиваем, нужно прижать кисточку, чтобы получилось утолщение. Немного отступая, делаем то же самое, но линию ведем сверху вниз, а затем поднимаем вверх и делаем завиток. Ведущая линия должна проходить по всей полосе, но не соприкасаться с краями, для этого выдерживаем небольшое расстояние. Чем заканчивается ведущая линия? В травном орнаменте – завитком, а в растительном – цветком или ягодкой. Цветок и ягодка находятся как бы на конце ведущей линии и словно продолжают завиток; а листик пишем на стыке завитков ведущей линии. Весь узор дополняем травкой. Для того чтобы узор был более выразительным, делаем разживку».

После объяснения воспитатель предлагает детям придумать и выполнить узор на бумажном силуэте ложки.

4-й этап

Воспитатель предлагает детям выбрать деревянные ложки (загрунтованные), которые соответствуют расписанным ими бумажным силуэтам, и объясняет, как по выполненным эскизам дети смогут расписать деревянные ложки. В процессе выполнения работы по мере необходимости воспитатель оказывает детям помощь; в конце занятия рассматривает изделия и выделяет наиболее удавшиеся.

Иллюстрации

Литература

  1. Жегалова С. Роспись Хохломы. – Детская литературы, 1991 год.
  2. Матвеева Т.А. Резьба и роспись по дереву. 1983 год.
  3. Орлова Л.В. Знакомство с хохломской росписью. Методические рекомендации. 1994 год.
  4. Соломенникова О.А. Радость творчества. 2005 год

Воспитатель: Левунина Ольга Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хохломские ложки

Свое название роспись получила от села Хохлома в Горьковской области. В настоящее время хохломские изделия ценятся не столько за их утилитарность, сколько за декоративные качества. Яркие, красоч...

"Хохломские ложки" комплексное занятие для подготовительной группы (музыка, изобразительная деятельность)

Хохломские ложкиКомплексное  занятие для подготовительной группы(музыка, изобразительная деятельность) Составитель Н.В. БебекинаМузыкальный руководитель МБДОУДетский сад № 129г. Уссурийск...

Мастер-класс "Роспись хохломской ложки".

Мастер класс " роспись хохломской ложки" будет интересен воспитателям старших возрастных групп....

Методическая разработка: "Роспись. Хохломская ложка."

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: реснички, травники, усики, завитки, капел...

Методическая разработка. «Роспись подноса жостовским узором».

Методическая разработка конспекта НОД по рисованию в старшей группе.Открытое занятие....

Методическая разработка концертного номера с хохломскими ложками "Весёлые поварята"

Методическая разработка концертного номера с хохломскими ложками "Весёлые поварята"...