Конспект урока ИЗО в 5 классе
план-конспект урока по рисованию по теме

Степанова Ирина Сергеевна

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_2_kopiya_klass_5.docx650.3 КБ

Предварительный просмотр:

Класс

«Изобразительное искуссво в жизни человека»

Четверть 3

«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»

Урок №

Дата

 17 марта 2012 г.

Тема урока

«Портрет в графике»

Вид занятия

Рисование с натуры

Тип урока

комбинированный

Цели урока

Образовательные:

Воспитательные:

Развивающие:

  1. систематизировать знания по жанру портрета, его разновидностям, познакомить с творчеством В.Серова;
  2. изучить приемы изображения головы человека, приемы построения рисунка головы человека;
  3. обучить технике рисования графическими средствами.
  1. воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека;
  2.  активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию;
  3. приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям.
  1. развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир человека;
  2. развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер;
  3. развивать навыки последовательной работы над рисунком.

Задачи урока

Познакомить с произведениями искусства выполненными графическими материалами, проанализировать из. Проанализировать работы В.Серова. Закрепить знания о портретном жанре. Познакомить с этапами работы над портретом. Выполнение линейный рисунок головы соседа по парте. Научить соблюдать пропорции в рисунке.

Методы и методические приемы

  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические).
  • Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной активности (эмоциональное стимулирование, учебное поощрение)

Приёмы: работы графитным карандашом, приемы последовательной работы над портретом, педагогический рисунок

Оборудование урока

Для учителя:

Для учащихся:

Зрительный ряд: репродукции картин В. Серова : «Портрет К.А.  Обнинской», «Портрет Л.Н. Андреева», «Портрет П.П.Чистякова», «Портрет И.И.Левитана», «Автопортрет», «Автопортрет», «Портрет композитора А.Н.Глазунова», презентация по теме, методическая таблица с этапами рисования портрета человека, методическая таблица с пропорциями головы человека и мимикой лица, работы выполненные учителем.

Литературный ряд: Н.Заболоцкий «О красоте человеческих лиц»

Техническое оснащение: компьютер, диск с презентацией, мультимедийный проектор, экран.

Материалы для практической работы – графитные карандаши, ластики, альбомы.

Схема оформления доски

Структура урока

  1. Оргмомент. 1 м.
  2. Проверка домашнего задания. 1 м.
  3. Сообщение темы и задач урока. 1 м.
  4. Основная часть: 23-24 м

- кроссворд-повторение; 5-6 м.

- о графическом портрете; 8-9 м.

- изучение этапов рисования портрета. 9-10 м.

  1. Практическое выполнение задания. 14-15 м.
  2. Итог урока. 2 м.
  3. Домашнее задание. 1 м.

Содержание урока

Оргмомент

- приветствие;

- проверка явки обучающихся;

- заполнение журнала;

- проверка готовности обучающихся к уроку;

- настрой обучающихся на работу.

Проверка домашнего задания

Дома вы должны были подготовить краткие сообщения об известных скульпторах. Пожалуйста, дежурный соберите эти сообщения. Оценки за них вы узнаете на следующем уроке.

Сообщение темы и задач урока.

Тема урока «Портрет в графике». Сегодня на уроке мы с вами вспомним, о чем говорили на прошлых уроках и познакомимся с особенностями графических портретов. А также начнем работу над портретом в графике.

Основная часть:

-кроссворд-повторение;

- о графическом портрете;

- изучение этапов рисования портрета.

С каким же жанром изобразительного искусства мы с начали знакомство в этой четверти? (портретным жанром).

Сегодня мы продолжим наш разговор об этом жанре искусств.

Вспомним, что мы с вами знаем об этом жанре. С этой целью решим кроссворд, который поможет нам обобщить наши знания о портрете (слайд 2).

Вопросы к кроссворду.

  1. Вид портрета чаще всего используемый художникам, изображающий человека не в полный рост – (поясной)
  2. Портрет, с которого на нас смотрят несколько лиц – (групповой)
  3. То, что лежит в основе любого портрета – (пропорции лица)
  4. Разновидность портрета, используемая в скульптуре – (бюст)
  5. Портрет, который предполагает изображение человека, показывающее его общественное положение, выполняемый всегда на заказ – (парадный)
  6. Портрет, раскрывающий индивидуальные особенности человека, его внутренний мир – (камерный)
  7. Картина человека, написавшего свой портрет – (автопортрет)

В ходе решения кроссворда на полях слайда появляются примеры разновидностей портрета, которые сопровождаются комментарием учителя.

Так, что же такое портрет? Вспомните значение этого слова (слайд 3)

В изобразительном искусстве портрет – это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. “На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека”. Портрет – это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.

- Портрет! Что может быть проще и сложнее! Послушайте, что говорил о красоте человеческих лиц писатель Заболоцкий.

О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные мертвые лица
Закрыты решетками, словно темницы.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата.
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

Работа с текстом стихотворения (текст у каждого на парте)

Какие лица описал художник слова? Что он имел в виду, сравнивая лица с домами?

Задание: найти и подчеркнуть слова, которые раскрывают эмоциональное состояние человека .

Портрет, как жанр, сформировался в искусстве один из первых. Человек спешил увековечить себя в истории, оставить свой образ для потомков. Не только образ, но и внутренний мир, раскрыть свое духовное я. Язык изобразительного искусства организуется чувством художника, ритмом его эмоций, и он строит свой образ, стремится воплотить свои представления и находит нужные средства выразительности.

Достаточно долго карандашный рисунок являлся вспомогательным для творчества художника и лишь относительно недавно это стал самостоятельный вид искусства – графика.

Графический портрет стал отдельным видом искусства. Он дает возможность более быстрыми в исполнении средствами передать индивидуальность человека.

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством известного портретиста В.Серова. Это известный художник, рукой которого выполнено большое количество как живописных, так и графических портретов.(слайд №4, 5, 6)

Обсуждение слайда №4.

- Какое настроение выражают эти портреты?

- Как художнику удалось это передать?

- Какой портрет технике исполнения нравится вам?

Обсуждение слайда №5.

- Определите вид портрета.

- Первый портрет по тональности насыщенный, а второй более линейный. Как вы думаете это влияет на выявление характера портретируемых?

- Как вы думаете легко ли выполнить автопортрет?

Обсуждение слайда №6.

- Автопортрет выполненный художником в юности. Можно ли в нем заметить нотки не профессионализма?

- Какие чувства выражает женский портрет? Какую роль в портрете играет изображение зайца?

- Одинаковы ли эти портреты по насыщенности?

- Что вы можете сказать в общем о графических портретах В. Серова? Можно ли назвать его мастером графических портретов? Почему?

Сегодня на улицах города можно встретить художников, которые пишут графические портреты с натуры (слайд №7)

Какое состояние души передают данные портреты?

Что помогает художнику передать настроение?

Это эмоции, которые мы узнаем по мимике лица. (Демонстрация таблицы с мимикой лиц).

А теперь, давайте рассмотрим этапы выполнения портрета на методической таблице. А как построить изображение покажу вам я на доске. Смотрите внимательно!

  1. Размещение изображения на листе. Определение общих пропорциональных отношений лица.

  1. Уточнение пропорций лица, прорисовка общей формы глаз, носа, рта, прически и воротника.

  1. Завершение рисунка с помощью светотеневой моделировки формы, создание образа.

  1. Уточнение общей формы деталей лица, нанесение легкой тени для выявления объема головы.

  1. Уточнение рисунка с помощью света и тени. Тональная работа над рисунком.

  1. Завершение работы — обобщение формы, передача характерных особенностей модели, создание образа.

Сегодня у нас первый урок по данной теме, поэтому сегодня мы выполним с вами лишь линейный рисунок портрета. И я покажу вам как его выполнить. Это будут этапы № 1,2 и 3.

Практическое выполнение задания

Постановка художественной задачи: Сегодня на уроке я предлагаю вам выполнить графический портрет соседа по парте, который будет отражать настроение. Вы должны представить, каким он будет: лирическим, героическим, задумчивым, веселым, грустным и т.д. Главное, делая зарисовки, добивайтесь большей выразительности. Помните, что в основе каждого портрета лежат пропорции лица (вывешивается таблица пропорций).

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

  1. контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.

Итог урока.

Оценка и анализ работ на этапе. Выявление недостатков, для последующего устранения. Выставление отметок на этапе и за работу на уроке.

Домашнее задание.

Домашнее задание: Выполнить две линейные зарисовки членов семьи (желательно мужскую и женскую), которые будут отражать разные настроения. Выполняя зарисовки не забывайте о пропорциях. Пытайтесь добиться сходства.

Список используемой литературы:

  1. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского
  2. Энциклопедия рисования / Авт.-сост. М.В, Адамчик – Минск: Харвест, 2010. – 128 с.: илл.
  3. http://: vserov. ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект первого урока в подготовительном классе

Коснпект занятия в подготовительной группе...

конспект урока 1 класс

"Путешествие в Спортландию"...

Конспект урока по изобразительному искусству в 3 классе

Рисование с натуры современной машины...

Конспект урока по экологии "Растения - живые существа" ( 1 класс )

Итоговый урок по окружающему миру по теме " Растения "...

Конспект урока во 1 классе: "Охрана растений" УМК "Школа России"

апишите название материала, краткую аннотацию. С помощью кнопки "Обзор" добавьте файл с основным содержанием материала. Чтобы Ваш материал был максимально востребован и хорошо находился в Яндексе и...

Конспект урока в 1 классе по изобразительной деятельности "Хохлома"

Конспект урока подходит для учеников 1 класса, а так же для детей подготовительной к школе группе...