Цветные впечатления детства
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему

Кикот Елена Борисовна

Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. Источником хорошего настроения ребенка является рисование.В материале представлен опыт работы воспитателя 1 младшей группы. Рассматриваются условия организации изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет, представлены перспективные планы по рисованию, аппликации и лепке, авторские сценарии.  Особое внимание уделяется разнообразию художественных техник для формирования творческих способностей у детей раннего возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЦВЕТНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ДЕТСТВА

“Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”.

Пабло Пикассо

Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Живу и работаю я на Крайнем Севере, где природа не балует изобилием красок. Большее время года преобладают бело-серые тона. И за короткое полярное лето ни дети, ни взрослые не успевают насладиться яркостью и разнообразием красок.

Все мы хотим, чтобы ребенок, подрастая и развиваясь, учился видеть окружающую жизнь во всем ее многообразии.

Без цвета жизнь кажется монотонной, а мир скучным. “Если мир без чудес черно-бел, то мир с чудесами – цветной”. Может, потому дети и любят цвета, что с ними веселее. Зная цвета, малыш начинает усваивать новую информацию.

Вот и решила я как можно ближе познакомить 2 – 3-х летних малышей своей группы с удивительным миром красок и цветов, со всем его многообразием и великолепием.

Известно, что в раннем возрасте дети неусидчивы, быстро переключаются с одной деятельности на другую, спешат, как можно больше освоить и испытать. Как увлечь в таком возрасте ребенка? Только опираясь на преимущества этого возраста:

  • малыши очень наблюдательные;
  • малыши очень чуткие и восприимчивые.

Внимание малышей привлекает все новое, необычное, а главное – настоящее.

Рисование приносит малышу много радости. Рисуя, ребенок не только отражает то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию.

Для того чтобы работа по формированию у детей эстетического отношения к окружающему миру была плодотворной и увлекательной – я изучила литературу многих авторов:

  • Т.Н. Доронова “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”;
  • Т.Г. Казакова “Развивайте у дошкольников творчество”;
  • В.Н. Егорова “Школа раннего развития”;
  • О.А. Никологорская “Игры с красками и бумагой”;
  • Н. Алексеевская “Озорной карандаш”;
  • В.А. Силивон “Аппликация для самых маленьких”;
  • Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон “Обучение детей 2 – 4-х лет рисованию, лепке, аппликации в игре”;
  • Аверьянова “Изобразительная деятельность в детском саду”;
  • Р. Гибсон “Мы рисуем”;
  • В.С. Горичева, Т.В. Филиппова “Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок”;
  • “Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий” под редакцией Р.Г.Казаковой. 

Но наиболее вдохновила на творческую работу книга Е.П. Топаловой “Художники с пеленок”.

Придерживаясь задач развития базисной программы “Истоки” разработала перспективный план занятий на год по рисованию и аппликации для детей 2 – 3-х лет (Приложение 1).

На занятиях по изобразительной деятельности дети получают специальные знания, умения и навыки. Задания и упражнения позволяют не только сформировать у малышей все необходимые навыки и умения, но и воспитывать интерес и любовь к рисованию, развивать творческие способности, воображение, речь.

Художественная деятельность неотделима в раннем возрасте от познавательной. Исследуя разнообразными способами материалы, малыши знакомятся с их свойствами и качествами.

Для малышей сверхзадачей является познать предметы, их свойства, качества. Научиться владеть ими, чувствовать их и применять. Поэтому не надо торопить детей. Надо дать им время набраться опыта – это очень важно для психического равновесия и конечного результата.

Основным художественным занятием в этом возрасте являются “игры с художественными материалами”. Кроха познает все, что его окружает в первую очередь чувственно. Если маленький ребенок чувствует – значит знает. И он открывает для себя не только мир и красоту этого мира, но и свои собственные возможности, видит следы собственной деятельности. А вот какими способами он будет это делать, во многом зависит от окружающих его взрослых.

В своей работе я использую разные техники рисования, доступные детям: рисование карандашами (для малышей предпочтительно подбирать карандаши с маркировкой М и 2М), фломастерами “Карапуз” (т.к. они более удобны для маленькой ручки ребенка), мелками, тушью, красками – гуашь, акварель; рисуем тычками, печатками, пальчиками, ладошками.

Выбор тем может быть неограничен. В рисовании малышу в два-три года доступно изображение отдельных предметов и явлений с помощью ритмичных мазков – цветовых пятен (“листочки”), штрихов карандашом, фломастером (“дождь”), линий прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных (“дорожки”, “ленточки” и т.п.) это доступные ему изобразительно-выразительные средства. Тематика рисунков может быть существенно расширена при совместном рисовании.

Для того чтобы наиболее разнообразить работы, я предлагаю малышам дорисовать детали не только нарисованным и аппликативным изображениям, но и к поделкам – оригами. С каким интересом и восхищением малыши воспринимают живые картинки! С большим удовольствием дорисовывают хвост объемному петушку или украшают рыбку чешуйками, которая вот-вот уплывет с листочка. Работы получаются очень необычными и оригинальными.

Изображение формы в рисовании малыши осваивают не сразу, быстрее ими овладевают в лепке. Поэтому темы занятий по лепке и рисованию перекликаются (Приложение 2).

Для того чтобы заинтересовать малышей к занятиям лепкой, вначале предлагаю им, как и в рисовании дополнить изображение, например, леплю силуэт дерева на картоне (типа барельефа), а ребенок изображает пластилином листочки, или предлагаю силуэт черепашки, а малыш украшает ей панцирь. Для малышей эта работа увлекательна и интересна. Затем последовательно знакомлю детей с формообразующими движениями.

Создала в группе развивающую среду по изобразительной деятельности для свободного и совместного творчества взрослых и детей.

Перечень оборудования для игр – занятий по изодеятельности в 1 младшей группе.

  1. Бумага белая плотная (альбомная), тонированная, цветная, картон
  2. Мольберт (высота 55 – 60 см или 65 – 68 см)
  3. Стенд для просмотра рисунков на высоте удобной детям.
  4. Цветные карандаши
  5. Краска гуашь
  6. Чашки для краски
  7. Кисти мягкие № 8, 10, 12, 22, 24
  8. Стаканы-“непроливайки”
  9. Салфетки для осушения кистей
  10. Подставки для кистей
  11. Клеенка
  12. Фартук для ребенка, если рисует за мольбертом
  13. Фломастеры
  14. Восковые мелки
  15. Цветные мелки (школьные)
  16. Тычки разных размеров
  17. Цветная тушь
  18. Поролоновые губки
  19. Тряпочка для рук
  20. Таз с водой
  21. Акварельные краски
  22. Печатки (разных форм)

В приемной нашей группы “Колобки” открыта галерея детского творчества “Очень любят малыши краски и карандаши”, которая работает для воспитанников, родителей и педагогов МДОУ.

В помощь педагогам и родителям подготовила красочный материал (буклеты, памятки, рекомендации):

  • “Взял я в руки карандашик…”
  • “Рисование – это интересно!”
  • “Я рисую!”
  • “В стране Акварели”
  • “Рисуем вместе с родителями” и т.п.

Для детей и взрослых детского сада провела презентацию выставки детских работ “Рисунки из ладошки” (Приложение 3).

Работы наших воспитанников участвовали в выставке на 2 региональной научно-практической конференции “Детский сад – путевка в ХХI век”.

Конечно же, не все станут художниками. Это дело таланта и осознанного выбора. Но можно и не быть художником, а любить и понимать прекрасное, постигая волшебный мир творчества.

В раннем творчестве детей выражено счастье, которое приносит детям искусство. Вместе с тем, назначение детского творчества смягчать жизненные бури. Поэтому надо, чтобы в детстве было как можно больше творческой радости жизни, так как она – залог будущей душевной силы и равновесия.

Творчество – врожденное качество каждого из нас. Если в детстве оно остается невостребованным, то накапливается эмоциональная подавленность. Во время занятий изобразительным искусством происходит высвобождение накопившейся творческой энергии, самореализация через воплощение в художественной работе движений души. В этом и состоит терапия изобразительного искусства, которое уравновешивает разум и чувства, восстанавливает эмоциональное равновесие.

Творческая свобода, обретенная на занятиях искусством, перейдет на другие сферы деятельности, научит искать нестандартные решения самых разных проблем.

А пока пусть мои малыши купаются в ярких красках окружающего мира, чтобы в дальнейшем они могли в полной мере проявлять свои способности, умели думать, фантазировать, мыслить.



Предварительный просмотр:

Перспективный план по рисованию и аппликации

для детей 2 – 3 лет.

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Материал

Художественное слово

Сентябрь

«Коробка с карандашами»

Учить правильно держать карандаш в руке и вести им по бумаге. Замечать следы от карандаша на бумаге. Вызвать интерес к рисованию карандашами. Установить какие цвета карандашей знают дети.

Пол-листа бумаги, набор карандашей.

«По бумаге я бегу,

Все умею, все могу;

Хочешь – домик нарисую,

Хочешь – елочку в снегу,

Хочешь – дядю, хочешь –  

                                    сад.

Мне любой ребенок рад».

Сентябрь

«Дождик, дождик, веселей»

Вызвать у детей эмоциональный отклик, ритмом штрихов учить передавать капельки дождя.

Листы с силуэтами тучи, карандаши синего цвета.

«Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, воду лей.

На цветочек, на листок,

Кап, кап, кап.

На дорожку, на лужок,

Кап, кап, кап.

Тучка в небе синяя –

Капай дождик сильный

Кап, кап, кап…»

Сентябрь

«Травка для зайки»

Познакомить детей с кистью и красками. Учить отражать в рисунке окружающий мир. Учить правильно держать кисть, набирать краску и рисовать, придерживая листок левой рукой, набирая краску снимать о край баночки лишнюю каплю.

Лист с изображением зайки, зеленая гуашь, кисти

«Пришел к деткам в гости зайка,

Угостим мы травкой зайку.

Смотри, зайка, слушай,

Будешь травку кушать!

Палка, палка, палочка,

Вырастает травочка,

Зеленая палочка –

Зеленая травочка!»

Сентябрь

«Осенние листочки»

Учить правильно держать кисть, обмакивать ее всем ворсом в краску; изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и обмакивая в краску по мере надобности. Учить различать желтый, красный, зеленый цвета. Развивать эстетическое восприятие.

Разноцветные листья, гуашь (по одному цвету на стол), кисти.

«Дует, дует ветер,

Дует задувает.

Желтые листочки

С дерева срывает.

И летят листочки

С ветки на дорожки

И бегут по листьям

Маленькие ножки».

Октябрь

«Ёжик»

Учить рисовать путем ритмичного проведения коротких вертикальных линий на близком расстоянии одна от другой. Познакомить детей с фломастерами. Учить правильно держать фломастер в руке и вести им по бумаге. Обратить внимание на след, оставляемый фломастером на бумаге.

Листы с изображением ежика без колючек, фломастеры черного и коричневого цвета.

«Жил ежик колючий

В лесу дремучем

Ёлочку встретив,

Колючий заметил:

-На мне палочки-иголочки

И на зеленой елочке!»

Октябрь

«Щетка»

Учить детей правильно держать фломастер в руке. Продолжать вызывать у детей интерес к рисованию фломастерами. Упражнять в ритмичном изображении коротких линий.

Листы с изображением зубной щетки без ворса, фломастеры.

«Не рычи на щетку, Шарик.

Не укусит, не комарик.

На моей картинке

Тонкие щетинки.

Чтобы зубки были чище,

Каждый день их щеткой чистим».

Октябрь

«Шли по дороге»

Создать условия для экспериментирования с красками. Познакомить детей с техникой рисования пальчиками. Учить детей аккуратно обмакивать пальчик в краску и оставлять следы на бумаге.

Игрушки: медведь, зайка (белочка), листы бумаги, гуашь черная, таз с водой, салфетки.

«Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ!»

Октябрь

«Мухоморы»

Учит рисовать детей пальчиками приемом примакивания, располагая горошки по шляпке гриба под словесное сопровождение («примакнуть-оторвать»)

Лист бумаги с изображением гриба, гуашь белого цвета, таз с водой, салфетки.

«Бежала лисочком

Лиса с кузовочком.

-А что в кузовочке?

-Лесные грибочки,

Грибочки-груздочки

Для сына, для дочки».

Ноябрь

«Дорога для машины»

Продолжать вызывать интерес к рисованию краской. Упражнять в рисовании длинных прямых горизонтальных линий. Развивать аккуратность и желание рисовать.

Листы с изображением машин разных цветов, кисти, гуашь по цвету машин.

«Едут машины,

Шуршат шины.

Погоди немного,

Вот дорога…

А палочки длинные –

Следы машинные.

У нас машины разные

И желтые, и красные.

Машины за машинами

Шуршат своими шинами».

Ноябрь

«Ленточки»

Учить детей правильно держать кисть, рисовать красками, набирать краску всем ворсом, проводить ровную прямую линию не отрывая руки, промывать кисть, просушивать ее о тряпочку, набирать краску другого цвета.

Ленточки разных цветов, кукла, альбомные листы, гуашь-красная, желтая, зеленая.., кисти.

«Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все!»

Ноябрь

«Лесенка»

Учить детей проводить прямые линии и штрихи, длинные и короткие, в разных направлениях. Учить изображать перекладины лесенки короткими горизонтальными линиями, не пересекая опорных вертикальных линий-стоек.

Листы бумаги, фломастеры, фигурки игрушек (петушки, зайчики).

«Нарисовали лесенку

На лесенке ступеньки.

Шагаем вверх по лесенке

И поем всем песенки».

Декабрь

«Железная дорога»

Продолжать вызывать интерес к рисованию. Побуждать на основе игровой мотивации рисовать рельсы во имя осознанной и пережитой цели. Упражнять в рисовании длинных прямых горизонтальных и коротких вертикальных линий.

Листы бумаги с изображе-нием вагончиков, фломастеры.

«Загудел паровоз

И вагончики повез:

-Чух-чух, чу-чу-чу,

Я далеко укачу!»

Декабрь

«Цветные клубочки для котят»

Учить рисовать клубочки круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги. Правильно держать карандаш в процессе рисования, левой рукой придерживать лист. Закрепить цвета.

Листы с изображением котят, цветные карандаши.

«Если кто-то с места  

                        сдвинется,

На него котенок кинется.

Если что-нибудь покатится,

За него котенок схватится.

Прыг-скок! Цап–царап!

Не уйдешь из наших лап!»

Декабрь

«Снежные комочки»

Учить рисовать предметы круглой формы. Учить рисовать круги разного размера, заполняя свободное пространство листа.

Листы темного тона, белая гуашь, кисти.

«Снег пушистый, серебристый

Мягким стелется ковром.

И снежинки, как пушинки,

Вьются весело кругом».

Декабрь

«Шарики»

Учить детей рисовать предметы круглой формы. Продолжать знакомить детей с названиями цветов, учить различать их. Закреплять умение правильно держать кисть, рисовать красками и использовать краски разных цветов.

Гуашь цветная, альбомные листы, шарики воздушные.

«Шарики, шарики

Подарили нам!

Красные, синие

Дали малышам!

Шарики подняли

Мы над головой

Заплясали шарики!

Красный, голубой».

Январь

«Новогодняя елочка»

Создать у детей радостное настроение, зажечь на веточках елки огоньки, используя краски контрастных цветов. Познакомить со способом рисования тычками.

Листы с изображением елки, цветная гуашь, тычки.

«Ну и елка, просто диво,

Как нарядна, как красива.

Ветви слабо шелестят,

Бусы яркие блестят.

И качаются игрушки –

Флаги, звездочки,  

                      хлопушки».

Январь

«Снеговик»

Упражнять детей в рисовании предметов округлых форм. Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей, закреплять навыки закрашивания круглой формы.  Развивать аккуратность, творческую активность.

Листы темного тона, белая гуашь, кисти.

«Мы не ели, мы не пили,

Бабу снежную лепили.

Снег февральский слабый,                                                          слабый

Мялся под рукой.

Но как раз для снежной бабы

Нужен нам такой».

Январь

«Неваляшки – яркие рубашки»

Учить детей ритмичными мазками украшать силуэт неваляшки, развивать чувство цвета.

Игрушки-неваляшки, силуэты, цветная гуашь, кисти.

«Мы милашки,

Куклы-неваляшки,

Куклы-неваляшки,

Яркие рубашки»

Январь

Аппликация «Путешествие на воздушных шариках»

Повышать точность движения руки и глаза, подбирать шары и прикладывать их к ниточкам заданного цвета; различать цветовые оттенки.

Разноцветные шары оваль-ной и круглой форм, вырез-

анные из кар-

тона, карточ-ки с наклеен-

ными на них разноцветными полосками адекватных цветов.

«Шарики, шарики

Подарили нам!

Красные, синие

Дали малышам!

Шарики подняли

Мы над головой

Заплясали шарики!

Красный, голубой».

Февраль

«Чайный сервиз»

Закреплять способы рисования кистью точек, мазков, линий, колец и т.д. Учить последовательно пользоваться краской 2-х цветов, располагать узор по всей поверхности предмета.

Силуэта чайного сервиза (чаш-ки, чайник, блюдца),кисти, гуашь 2-х цветов, образ-цы посуды.

«Кукол в платья наряжали,

Кукол в гости приглашали, сладким чаем их поили

И коврижками кормили».

Февраль

Коллективная работа «Лебединое озеро»

Создать условия для экспериментирования красками. Познакомить детей с нетрадиционными приемами рисования – ладошками. Учить аккуратно делать отпечатки ладошкой.

Лист голубого тона большого формата, белая гуашь, таз с водой, салфетки.

«Вдоль по реченьке    

                   лебедушка  

                             плывет,

Выше бережка головушку  

                              несет.

Белым крылышком

                             помахивает,

На цветы водичку  

                            стряхивает»

Февраль

«Волшебный цветок»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционными приемами рисования. Учить рисовать ладонью. Развивать воображение.

Картинки с изображением сказочных и декоративных цветов, таз с водой, салфетки, гуашь.

«Над клумбой бабочка

                              кружит,

Куда же сесть? Все не  

                              решит:

Цветочек каждый так хорош!

Какой красивей – не  

                              поймешь!»

Февраль

Аппликация «Мы сидим на лесенке и поем всем песенки»

Побуждать детей к самостоятельному нахождению разных способов выкладывания лесенки или башенки из прямоугольных форм, разных по цвету и величине. Упражнять в плотном прикладывании одного элемента к другому. Подталкивать к

самостоятельному

обыгрыванию с помощью плоских фигурок животных, игрушек.

Прямоугольники, разные по цвету, величине, длине, но одинаковые по ширине, силуэтные фигурки игрушек, животных.

«Раз – ступенька,

Два – ступенька,

Три – ушиблена коленка.

На четвертой

На ступеньке

Я встаю на четвереньки.

Пусть ступеньки высоки,

Высоки,

На коленках синяки,

Синяки.

Я по лестнице поднялся,

Остальное – пустяки!»

Март

«Веточка мимозы»

Учить передавать в рисунке образ цветущей мимозы. Познакомить со способом рисования тычками: показать, как вести прямые линии, как ставить точки. Постараться вызвать интерес к созданию красивой картинки для мамы.

Картинки с изображением мимозы, поздравительные открытки к 8 Марта, цветные листы, гуашь, тычки, кисти.

«Вот и кончились морозы,

Солнце весело играет

Золотистые мимозы

О весне напоминают.

Желтые пушистые

Шарики душистые

Мимозы удивительной

Просто восхитительны»

Март

«Рыбки в аквариуме»

Развивать у детей сюжетно-игровой замысел, передавать формы линейным контуром, пятном.

Бумага голу-бого цвета силуэтом аквариума, гуашь крас-ная, оранже-вая, кисти.

«Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть,

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком махнула,

Быстро - быстро уплыла»

Март

«Цыпленок и его друзья»

Учить рисовать округлые формы, выбирать способы их изображения, цвет, положение на листе. Закреплять умение набирать на кисть краску, рисовать круги разного размера (туловище, голова).Развивать аккуратность при работе с красками.

Альбомные листы зеле-ного тона, желтая гуашь, фломастеры красного и черного цве-тов. Картинка «Курица и цыплята»

«Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки»

Март

Аппликация «Коврики для котят и щенят»

Побуждать выкладывать разноцветные фигурки равномерно по всей плоскости листа бумаги. Приобщать к совместным действиям: украшать коврик вдвоем или вместе с воспитателем, в зависимости от возможности отдельных детей

Плотные листы разноцветной бумаги 25х30, 30х30, разноцветные фигуры, игрушки животных для каждого ребенка.

«Спит будильник.

                  Спит звонок.  

Просыпается щенок.

Просыпается и лает,

Снов приятных нам желает.

«Бай-бай! Баю-бай!» -

Вот что значит этот лай».

Апрель

«Как у наших у ворот…»

Учит печатать всей ладошкой приемом примакивания под словесное сопровождение (примакнуть-оторвать), закреплять значение двух цветов: желтого, красного, побуждать называть их.

Гуашь желтая, красная, таз с водой, салфетки, игрушка и изображение петуха без хвоста.

«Как у наших у ворот,

Петух зернышки клюет,

Петух зернышки клюет,

Малых детушек зовет:

-Вы мои ребятки,

Желтые цыплятки,

Ко мне бегите,

Мне помогите.

Ку-ка-ре-ку!»

Апрель

«Солнышко- ведрышко»

Совершенствовать умение печатать всей ладошкой на ограниченной плоскости, приемом примакивания под словесное сопровождение. Побуждать называть знакомые цвета.

Гуашь, салфетки, таз с водой, игрушка-герой любой потешки.

«Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку,

Мы захлопали в ладошки,

Очень рады солнышку!»  

Апрель

Аппликация «Выросли грибы на полянке»

Упражнять детей в составлении целого из двух разных частей. Продолжать ориентироваться на листе бумаги. Побуждать помогать соседу находить нужные детали. Различать и называть цвета.

Шляпки и ножки грибов, разной величины и расцветки.

«Топ-топ – пять шагов,

В туесочке – пять грибов.

Мухомор красный –

Гриб опасный.

А второй - лисичка,

Рыжая косичка…»

Апрель

«Украсим матрешкам сарафаны»

Учить детей ритмично наносить мазки на силуэт сарафана или лист бумаги, развивать чувство цвета

Силуэты разных цветов, краски, кисти.

«Мы веселые матрешки,

На ногах у нас сапожки –

В сарафанах наших пестрых

Мы похожи, словно сестры».

Май

«Пчелки»

Учить детей рисовать восковыми мелками, закреплять умение передавать формы линейным контуром, закрашивать по контуру, не выходя за границы.

Восковые мелки, листы бумаги.

«Пчелы гудят  -

В поле летят.

С поля идут –

Медок несут».

Май

«Птички на ветках»

Развивать у детей сюжетно-игровой замысел, передавать формы линейным контуром, пятном.

Листы бумаги с изображе-нием веток деревьев, мелки или фломастеры.

«Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

-Киньте крошек воробью –

Я вам песенку спою!»

Май

Аппликация «Лодочки цветные по волнам плывут»

Продолжить формирование навыков совместных действий. Продолжать овладевать опытом работы на большом листе, ориентироваться. Различать и называть цвета. Составлять отдельные части в целое.

Лист голубого цвета, вырезанные лодочки и паруса, ручейки.

«Плывет, плывет кораблик,

Кораблик золотой,

Везет, везет подарки

Подарки нам с тобой».

Май

«Вот что мы умеем»

Развивать у детей воображение, учить самостоятельно выполнять рисунок.

Тонированная бумага альбомного формата, краски, кисти.

«Очень любят малыши

Краски и карандаши.

Ими будем рисовать.

Что? Ты сможешь угадать?»



Предварительный просмотр:

Перспективный план игр-занятий по лепке в 1 младшей группе

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Материал

Методические приемы

Сентябрь

«Пищащий комочек»

Вызвать у детей интерес к пластилину как к художественному материалу, познакомить их со свойствами. Поддерживать стремление к образному обозначению выполненных изделий, побуждать детей как-то называть их.

Пластилин, доски

Показать детям, как можно отщипнуть маленькие кусочки и класть их на доску, пошлепать по пластилину, вдавливать пальцами.

Сентябрь

«Что можно слепить?»

Продолжать знакомить детей с пластилином, вызвать желание действовать с ним, развивать интерес к процессу и результату лепки.

Пластилин, доски.

Показать детям, как можно отщипнуть маленькие кусочки и класть их на доску, пошлепать по пластилину, вдавливать пальцами.

Сентябрь

«Проложим дорожку из камешков»

Продолжать вызывать интерес к простейшим действиям с материалами, пригодными для лепки. Учить отщипывать пальцами маленькие кусочки от основного куска и вдавливать их в поверхность дощечки для лепки.

Птички-игрушки или силуэты птичек из плотной бумаги, тонкого картона; округлые формы в виде водяной лужицы из голубой бумаги, пластилин.

Показать, как отщипывать, отрывать небольшие кусочки пластилина и выкладывают из них дорожку.

Сентябрь

«Осенние листочки»

Развивать интерес у детей к процессу и результату работы, находить сходство с предметами, аккуратно пользоваться пластилином.

Пластилин желтого, зеленого, красного цвета, силуэты деревьев из картона.

Показать, как отщипывать, отрывать небольшие кусочки пластилина и создают из них образ осеннего дерева.

Октябрь

«Угостим птичек зернышками»

Вызвать интерес к простейшим действиям с пластилином, к отщипыванию пальцами маленьких кусочков от основного куска.

Птички-игрушки или силуэты птичек из плотной бумаги, тонкого картона, пластилин.

Показать, как отщипывать, отрывать небольшие кусочки пластилина и скатывают из них зернышки.

Октябрь

«Украсим черепашку»

Вызвать у детей интерес к результату работы, учить аккуратно пользоваться пластилином.

Цветной пластилин, готовые формы черепашек, сделанные воспитателем.

Показать, как отщипывать, отрывать небольшие кусочки пластилина и украшают ими панцирь черепашки.

Октябрь

«Полянка для жучков»

Развивать у детей интерес к процессу и результату работы, продолжать учить отрывать маленькие кусочки от большого комка.

Округлые формы в виде полянки; жучки, вырезанные из картона или плотной бумаги.

Показать, как отщипывать, отрывать небольшие кусочки пластилина и создают из них образ полянки.

Октябрь

 «Столбики»

Учить детей отрывать маленькие комки пластилина от большого, раскатывать их в длину вначале ладошкой на доске, а затем между ладонями.

Пластилин, палочки для рассматривания. доски

Показать, как отщипнуть кусочек пластилина и раскатать его в длину вначале на доске, а затем между ладонями.

Ноябрь

«Самолет»

Учить детей из готовых палочек составлять самолет, играть с ним, подражая звуку летящего самолета: «р-р-р», закреплять умение раскатывать пластилин в длину, воспитывать самостоятельность.

Пластилин, доски, игрушка-самолет для рассматривания, тканевая салфетка

Рассматривание в игровой ситуации игрушки-самолета; показ последовательности изготовления самолета; пояснение (без показа) способа раскатывания пластилина; рассматривание работ детей в игре.

Ноябрь

«Заборчик для животных»

Закреплять умение раскатывать пластилин; учить накладывать раскатанные палочки одна на другую, узнавать в комбинации форм предметы, называть их, играть с ними.

Пластилин, доски, игрушки домашних животных

Показать, как отрывать куски пластилина, раскатывать между ладонями и складывать в виде забора.

Ноябрь

«Лесенка» (Мостик)

Вызвать у детей желание лепить из пластилина. Создавать изображения предметов из раскатанных столбиков, называть их, обыгрывать.

Пластилин, доски, салфетка, игрушки для создания интереса к работе.

Показать, как отрывать куски пластилина, раскатывать между ладонями и складывать в виде лесенки.

Ноябрь

«Следы в лесу»

Продолжать вызывать интерес к простейшим действиям с материалом, учить отрывать кусочки от большого комка.

Игрушки или силуэты - зайка, лисичка, медведь; макет леса из ватмана.

Показать, как отщипывать, отрывать небольшие кусочки пластилина и создают из них следы зверей.

Декабрь

«Сушки и баранки»

Продолжать воспитывать у детей интерес к лепке. Совершенствовать умение скатывать ком пластилина между ладонями прямыми движениями. Учить соединять концы столбика в виде кольца.

Пластилин, доски

Показать детям, как отрывать куски пластилина, раскатывать между ладонями и соединять концы столбика в виде кольца.

Декабрь

«Пирамидки в подарок игрушкам»

Совершенствовать умение скатывать ком пластилина между ладонями прямыми движениями. Продолжать учить делать кольцо, соединяя концы столбика.

Пластилин, доски, пирамидки для рассматривания

Рассматривание в игровой ситуации пирамидки, пояснение способа раскатывания пластилина, сделать столбик на подставке. Показать, как с помощью стеки можно отрезать кусочки пластилина и благодаря этому регулировать их длину.

Декабрь

«Улитка»

Продолжать вызывать у детей интерес к лепке; учить их лепить улитку путем сворачивания столбика и оттягивания головы и рожек; продолжать учить детей лепить пальцами.

Пластилин, доски

Показать, как между ладонями раскатывать пластилин, сворачивать столбик в виде домика улитки, способом оттягивания и прищипывания сделать рожки у улитки

декабрь

«Елочка красавица»

Продолжать учить делить пластилин на части и раскатывать  прямыми движениями между ладонями, составлять несложные изображения.

Пластилин, доски, картонки 10Х10 см.

Рассматривание игрушки-елочки и показ способа лепки и выполнение изображения.

Январь

«Шарики»

Учить детей лепить круглые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики, играть с ними.

Пластилин, доски, салфетка, игрушки-шарики и горка для их прокатывания

Игра с шариками-игрушками, показ способа скатывания шара из пластилина, обыгрывание готовых шаров, прокатывание их по горке или через воротца.

Январь

«Снеговик»

Учить детей составлять из простых форм (шариков) и дополнительного природного материала забавный образ снеговика; закреплять умение делить ком пластилина на большой и маленький и скатывать шар в ладонях.

Пластилин, доски, природный материал (горошинки для глаз), игрушки для рассматривания и обыгрывания готовых детских работ.

Рассматривание игрушки-снеговика и показ способа его лепки; рассматривание детской лепки в игре «Снеговики водят хоровод вокруг елочки».

Январь

«Ёжики»

Развивать у детей интерес, совершенствовать умение скатывать пластилин круговыми движениями. Учить оттягивать пальцами отдельные детали и использовать бросовый материал для изображения колючек.

Ёж – скульптура малых форм или игрушка, пластилин, доски, нарезанная соломка.

Показать приемы лепки: скатывание между ладонями, оттягивание пальцами мордочки, способом прищипывания делать ушки, по всей спинке воткнуть соломки-колючки.

Январь

«Булочка»

Совершенствовать умение скатывать ком пластилина между ладонями прямыми движениями, учить сворачивать столбик придавая вид булочки, воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.

Пластилин, доски, кукольные тарелки.

Показать, как между ладонями раскатывать пластилин, сворачивать столбик в виде булочки или кренделька.

Февраль

«Куклы-неваляшки»

Вызвать у детей желание лепить куклу-неваляшку, придавать ей выразительность дополнением некоторых деталей; закреплять умение делить ком пластилина на большой и маленький, скатывать мелкие куски в шарики и соединять.

Пластилин, доски, влажные салфетки, игрушки для рассматривания.

Рассматривание куклы в игровой ситуации; показ способа лепки; обыгрывание результатов лепки.

Февраль

«Лепка по желанию»

Воспитывать у детей самостоятельность в выборе темы и в создании выразительного образа с использованием природного материала; закреплять умение раскатывать и скатывать пластилин.

Пластилин, доски, салфетки, природный материал: горошины, палочки, соломинки.

Беседа с детьми о том, кто что хотел бы лепить. Если дети будут затрудняться, предложить посмотреть, какие игрушки стоят на столе и что для них можно вылепить.

Февраль

«Домики для жучков»

Побуждать детей доступными им средствами выразительности создавать сказочные домики для своих букашек. Развивать воображение, фантазию.

Листы бумаги с изображением травы и букашек, пластилин.

Обследование блюдца, показ способа лепки: раскатывание округлой формы, сплющивание между ладонями и углубление большим пальцем середины.

Февраль

«Тарелочки для матрешек»

Воспитывать у детей отзывчивость, доброту; учить приему вдавливания шара пальцами внутрь для получения полой формы.

Пластилин, доски, кукольные тарелочки для рассматривания, матрешки

Обследование блюдца, показ способа лепки: раскатывание округлой формы, сплющивание между ладонями и углубление большим пальцем середины.

Март

«Прянички для мамочки»

Воспитывать у детей отзывчивость, желание сделать приятное маме – вылепить для нее сладости. Продолжать учить лепить предметы округлой формы, сплющивать округлую форму между ладонями и превращать ее в диск (печенье, пряник). Развивать воображение.

Пластилин, доски, стеки.

Обследование блюдца, показ способа лепки: раскатывание округлой формы, сплющивание между ладонями.

Март

«Рыбки»

Побуждать детей к лепке рыбок. Упражнять в использовании приемов оттягивания (головы, хвоста, плавни-ков). В процессе предварительной работы (игры с игрушечными рыбками) научить выделять форму основной части и отдельных характерных деталей – хвоста, плавников, глаз. Рта.

Пластилин, коробка-аквариум с наклеенными на дно и стенки водорослями, камешками; доски, стеки.

Рассматривание игрушки-рыбки, закреплять умение скатывать пластилин в виде цилиндра, оттягивать пальцами хвост, показать, как с помощью стеки можно сделать чешуйки.

Март

«Цыпленок и его друзья»

Вызвать у детей желание вылепить маленького круглого цыпленка, скатывая шарики, накладывая один на другой, глаза – горошинки, учить прищипывать пальцами, делая клюв и хвостик.

Пластилин, доски, природный материал – горошинки, игрушки.

Загадка о цыпленке, вместо отгадки показать игрушку-цыпленка. Рассмотреть его, посадить к курочке-игрушке и предложить детям вылепить для курочки много цыплят; показ способа лепки, рассматривание детской лепки.

Март

«Бусы для куклы»

Учить детей лепить круглые предметы, раскатывая пластилин круговыми движениями между ладонями.

Пластилин, доски, бусы.

Обследование бус в игровой форме «Бусы рассыпались", показ способа лепки: раскатывание округлой формы.

Апрель

«Смотрит солнышко в окошко»

Продолжаем учить лепке округлой формы, закрепить прием сплющивания округлой формы между ладонями и превращая ее в диск, совершенствовать умение скатывать прямыми движениями столбики, создавать изображение из раскатанных предметов.

Пластилин, доски, листы из плотной бумаги или тонкого картона в виде окошка.

Показ способа лепки, рассматривание лепки в игровой ситуации

Апрель

«Тарелочка с яблоками»

Учить лепить плоские и круглые формы, использовать умения, полученные раннее, развивать самостоятельность.

Пластилин, доски, салфетки, яблоко на тарелочке для рассматривания.

Обследование блюдца, показ способа лепки: раскатывание округлой формы, сплющивание между ладонями и углубление большим пальцем середины.

Апрель

«Птичка»

Вызвать у детей желание вылепить маленькую птичку, скатывая шарики, накладывая один на другой, глаза – горошинки, учить прищипывать пальцами, делая клюв и хвостик.

Пластилин, доски, природный материал – горошинки, игрушки.

Показ способа лепки, рассматривание детских работ.

Апрель

«Угощение для куклы»

Воспитывать у детей отзывчивость, желание сделать приятное куклам. Продолжать учить лепить предметы округлой формы, сплющивать округлую форму между ладонями и превращать ее в диск (печенье, пряник). Развивать воображение.

Пластилин, доски, стеки.

Обследование блюдца, показ способа лепки: раскатывание округлой формы, сплющивание между ладонями.

Май

«Самолет»

Учить детей из готовых палочек составлять самолет, играть с ним, подражая звуку летящего самолета: «р-р-р», закреплять умение раскатывать пластилин в длину, воспитывать самостоятельность.

Пластилин, доски, игрушка-самолет для рассматривания, тканевая салфетка

Пояснение (без показа) способа раскатывания пластилина; рассматривание работ детей в игре.

Май

«Улитка»

Продолжать вызывать у детей интерес к лепке; учить их лепить улитку путем сворачивания столбика и оттягивания головы и рожек; продолжать учить детей лепить пальцами.

Пластилин, доски.

Показать, как между ладонями раскатывать пластилин, сворачивать столбик в виде домика улитки, способом оттягивания и прищипывания сделать рожки у улитки

Май

«Что мы умеем лепить»

Развивать у детей воображение, дополняя простой вылепленный образ доступными средствами выразительности (природным материалом, речью, игрой); закреплять умение детей раскатывать и скатывать пластилин, накладывать одну часть на другую и прижимать.

Пластилин, доски, природный и бросовый материал.

Вопросами вызвать у детей желание лепить («Чем бы вам хотелось поиграть? Можете ли вы вылепить это?»; напомнить, как можно лепить некоторые игрушки, предложить поиграть с ними.

Май

«Грибы»

Учить детей лепить гриб из диска и столбика, закреплять навык скатывания и раскатывания пластилина между ладонями, сплющивания материала.

Пластилин, доски, салфетка, иллюстрации и муляжи грибов для рассматривания

Показ лепки, рассматривание готовых грибов, вылепленных детьми, обыгрывание.

Июнь

«Погремушка»

Закрепить умения детей лепить игрушку из шарика и палочки; закреплять навыки скатывания и раскатывания пластилина между ладонями.

Пластилин, доски, погремушки для рассматривания

Игра с погремушками, обследование игрушки во время игры; показ способа ее лепки, рассматривание лепки в игровой ситуации «Погреми своей погремушкой»

Июнь

«Мисочки для котят»

Продолжать вызывать интерес у детей к действиям с пластилином. Побуждать доступными им приемами (вдавливанием, расплющиванием и др.) изображать мисочку и использовать ее в игре.

Силуэты котят или любые игрушки-кошки на каждого ребенка, пластилин.

Обследование блюдца, показ способа лепки: раскатывание округлой формы, сплющивание между ладонями и углубление большим пальцем середины.

Июнь

«Испечем оладушки»

Воспитывать у детей отзывчивость, желание сделать приятное куклам. Продолжать учить лепить предметы округлой формы, сплющивать округлую форму между ладонями и превращать ее в диск (печенье, пряник). Развивать воображение.

Пластилин, доски, стеки.

Обследование блюдца, показ способа лепки: раскатывание округлой формы, сплющивание между ладонями.

Июнь

«Тарелочка с яблоками»

Продолжаем учить лепить плоские и круглые формы, использовать умения, полученные раннее, развивать самостоятельность.

Пластилин, доски, салфетки, яблоко на тарелочке для рассматривания.

Обследование блюдца, показ способа лепки: раскатывание округлой формы, сплющивание между ладонями и углубление большим пальцем середины.

Июль

«Смотрит солнышко в окошко»

Продолжаем учить лепке округлой формы, закрепить прием сплющивания округлой формы между ладонями и превращая ее в диск, совершенствовать умение скатывать прямыми движениями столбики, создавать изображение из раскатанных предметов.

Пластилин, доски, листы из плотной бумаги или тонкого картона в виде окошка.

Показ способа лепки, рассматривание лепки в игровой ситуации.

Июль

«Зайка»

Учить делить кусок пластилина пополам, скатывать шар, вторую половину еще раз делить пополам, делать головку, из оставшейся части – две палочки (ушки).

Пластилин, доски.

Показ способа лепки, рассматривание лепки в игровой ситуации.

Июль

«Разноцветные колечки»

Совершенствовать умение скатывать ком пластилина между ладонями прямыми движениями. Продолжать учить делать кольцо, соединяя концы столбика.

Пластилин, доски, колечки для рассматривания

Рассматривание в игровой ситуации колечек, пояснение способа раскатывания пластилина. Показать, как с помощью стеки можно отрезать кусочки пластилина и благодаря этому регулировать их длину.

Июль

 «Посуда для букашек»

Продолжать вызывать у детей интерес к действиям с пластилином. Закреплять умение передавать простейшую объемную форму при лепке чайной посуды (стаканы, чашки, бокалы).

Отдельные предметы чайной посуды (стакан, чашка, бокал), пластилин.

Обследование блюдца, показ способа лепки: раскатывание округлой формы, сплющивание между ладонями и углубление большим пальцем середины.

Август

«Рыбки»

Побуждать детей к лепке рыбок. Упражнять в использовании приемов оттягивания (головы, хвоста, плавни-ков). В процессе предварительной работы (игры с игрушечными рыбками) научить выделять форму основной части и отдельных характерных деталей – хвоста, плавников, глаз. Рта.

Пластилин, коробка-аквариум с наклеенными на дно и стенки водорослями, камешками; доски, стеки.

Рассматривание игрушки-рыбки, закреплять умение скатывать пластилин в виде цилиндра, оттягивать пальцами хвост, показать, как с помощью стеки можно сделать чешуйки.

Август

«Улитка»

Продолжать вызывать у детей интерес к лепке; учить их лепить улитку путем сворачивания столбика и оттягивания головы и рожек; продолжать учить детей лепить пальцами.

Пластилин, доски.

Показать, как между ладонями раскатывать пластилин, сворачивать столбик в виде домика улитки, способом оттягивания и прищипывания сделать рожки у улитки

Август

«Башенка»

Закреплять умение сплющивать шар, составлять  башенку.

Пластилин, доски.

Показать, как между ладонями раскатывать пластилин в шар и сплющивать его пальцами, составлять устойчивую башенку.

Август

«Любимые игрушки» по стих. А.Барто

Побуждать лепить по содержанию стихотворения, используя имеющиеся умения.

Пластилин, доски, бросовый материал.

Вопросами вызвать у детей желание лепить («Чем бы вам хотелось поиграть? Можете ли вы вылепить это?»; напомнить, как можно лепить некоторые игрушки, предложить поиграть с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Развитие детского творчества отражающего впечатления от окружающего мира"

Статья направлена на повышение педагогической грамотности родителей в обучении детей изобразительным навыкам и умениям, развитию воображения и целенаправленности восприятия....

Краткосрочный проект в старшей группе «Лучшее на свете впечатление о лете!»

Цель проекта: развивать художественно-эстетическое отношение к окружающей действительности, обогащение детских впечатлений....

Конспект совместной речевой деятельности взрослого и детей подготовительной группы в форме открытого диалога «Музей впечатлений»

Материал направлен на формирование  у детей интереса к изучению истории  и культуры родного города,способствует развитию у дошкольников умения передавать окружающим позитивную и полезную инф...

Незабываемые впечатления

замечательный способ познания мира  для детей - прогулки-походы. Природа дарит ребятам яркие впечатления, появляется возможность для совершенствования движений....

Развитие речи. Рассказывание на основе личных впечатлений на тему "Наши игрушки".

П.С. Учить детей описывать внешний вид игрушек, рассказывать, как с ними можно играть, какие игрушки есть дома....

Проект "По дороге со сказкой"Приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.

Приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творче...

Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)

Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...