Главные вкладки

    Использование нетрадиционных техник рисования в образовательной области «Художественное творчество» в рамках новых образовательных стандартов.
    методическая разработка по рисованию на тему

    Использование нетрадиционных техник рисования в образовательной области «Художественное творчество» в рамках новых образовательных стандартов.

       Я хочу раскрыть значимость использования нетрадиционных техник рисования в образовательной области «художественное творчество» в рамках новых образовательных стандартов.

       Дошкольное образовательное учреждение готовит своих выпускников к обучению в условиях новых государственных стандартов образования, целью которых является не предметный, а личностный результат. Важна личность самого ребёнка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленных за время обучения. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи, направленные на результативность, т.е. формирование у детей результативных качеств:

    - овладение необходимыми умениями и навыками;

    - овладение универсальными предпосылками учебной деятельности;

    - способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту;

    - любознательность, активность.

       Творческое начало рождает в ребёнке фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говорю, творческое начало – это всегда стремление вперёд, к лучшему, к процессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

       Именно такое творческое начало воспитает в ребёнке художественная, изобразительная деятельность и искусство, и в этой своей деятельности, они ничем не могут быть заменены.

     

     

       По своей удивительной способности вызывать творческую фантазию, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания ребёнка. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

       Формирование изобразительных умений, навыков и развитие творческой фантазии реализовывается в художественно-эстетическом направлении ДОУ, и представляется двумя образовательными областями: «Музыка» и «Художественное творчество».

       Я хочу раскрыть сущность работы в области «Художественное творчество». Цели и задачи которой следующие:

    ·        развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка,  аппликация, художественный труд)

    ·        развитие детского творчества

    ·        приобщение к изобразительному искусству

       Образовательная деятельность по художественному творчеству строится на основе двух принципов:

    - принципа комплексно-тематического построения воспитательно-образовательного процесса (построения воспитательно-образовательного процесса вокруг одной темы)

    - принцип интеграции (объединение в единое целое ранее разрозненных частей, элементов системы на основе их взаимодействия и взаимодополнения)

    Наше ДОУ выстраивает воспитательно-образовательный процесс с учетом разработанного комплексно-тематического плана, в котором отражены темы каждой учебной недели в соответствии с временами года, календарными праздниками и приоритетным оздоровительным направлением нашего образовательного учреждения.

       Принцип интеграции – новое понятие в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Он заключается во внедрении и объединении элементов нескольких образовательных областей при построении воспитательно-образовательного процесса.

     

    Так, к примеру

    «Коммуникация»

    (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности)

     

    «Познание»

    (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества)

    «Безопасность»

    (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности)

    «Труд»

    (формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности)

    «Музыка»

    (развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства)

    «Чтение художественной литературы»

    (формирование интереса и потребности в чтении книг, приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса)

    «Физическая культура»

    (формирование физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта детей)

        Содержание образовательной области «Художественное творчество» реализовывается в нескольких видах деятельности:

    ·        предметное рисование

    ·        сюжетное рисование

    ·        декоративное рисование

    ·        декоративная лепка

       Организовывая данные виды деятельности важно уделять большое внимание обучению детей рисованию с использованием нетрадиционных техник, т.к. эта деятельность:

    ·        Способствует снятию детских страхов;

    ·        Развивает уверенность в своих силах;

    ·        Развивает пространственное мышление;

    ·        Учит детей свободно выражать свой замысел;

    ·        Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

    ·        Учит детей работать с разнообразным материалом;

    ·        Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объемности;

    ·        Развивает мелкую моторику рук;

    ·        Развивает творческие способности, воображение и полет фантазии;

    ·        Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

       Ребенка наделенного именно такими качествами, по новым образовательным стандартам, нам необходимо подготовить к школьному обучению.

       Данную работу необходимо осуществлять по следующему принципу «от простого к сложному»

    От рисования пальчиками, ладошками; до самых сложных способов.

    При этом следует использовать следующие нетрадиционные техники, учитывая возрастные особенности детей: рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск пробкой, оттиск печатками из картофеля, оттиск смятой бумагой, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать по трафарету, монотипия предметная, черно-белый граттаж, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, акварельные мелки, тычкование, цветной граттаж, монотипия пейзажная.               (приложение 1)

       При использовании нетрадиционного рисования важно делать акцент на общее развитие личности, включая ее психофизическое совершенствование. С этой целью можно использовать:

    Релаксацию – дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться. Мышечное расслабление снимает внутреннюю напряженность, усталость и раздражительность.

    Элементы сказкотерапии – эффективно используется для стабилизации психических процессов, успокоения, расслабления, сообщения позитивных моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми.

            Фантазирование – исследователи доказали, что дети умеющие фантазировать имеют более высокий показатель интеллектуального развития, легче преодолевают трудности.

            Ассоциативное рисование – необходимо для того, чтобы ребёнок мог разобраться в самом себе, в своём внутреннем мире.

            Игротерапия и игровые методы – необходимы для создания мотивации, решения личностных проблем ребёнка.

            Пальчиковые игры.

        Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека. Искусство с первых дней жизни служит средством формирования  мировоззрения ребёнка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве дошкольник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует его индивидуальность. А это соответствует новым Федеральным государственным образовательным стандартам предъявленным к дошкольному образованию.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Приложение 1

    Использование нетрадиционных техник рисования

    Рисование пальчиками

    o   Возраст: от 2 лет

    o   Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

    o   Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

    o   Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчики и наносит точки, пятнашки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается

    Рисование ладошкой

    o   Возраст: от 2 лет

    o   Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

    o   Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

    o   Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчики и наносит точки, пятнашки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается

    Оттиск пробкой

    o   Возраст: от 3 лет

    o   Средства выразительности: пятно, точка, фактура, цвет.

    o   Материалы: мисочка , либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

    o   Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

     

    Оттиск печатками из картофеля

     

    o   Возраст: от 3 лет

    o   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    o   Материалы: мисочка , либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

    o   Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

     

     

     

     

    Оттиск смятой бумагой

    o   Возраст: от 4 лет

    o   Средства выразительности: пятно, точка, фактура, цвет.

    o   Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

    o   Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

    Восковые мелки + акварель

    o   Возраст: от 4 лет

    o   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, линия.

    o   Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисть.

    o   Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.  Рисунок мелками остаётся незакрашенным.

    Свеча + акварель

    o   Возраст: от 4 лет

    o   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    o   Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисть.

    o   Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.  Рисунок свечой остаётся белым.

    Печать по трафарету

    o   Возраст: от 5 лет

    o   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    o   Материалы: мисочка , либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают квадраты угла ниткой), трафареты из пролифлённого полукартона либо прозрачной плёнки, печатки из картофеля.

    o   Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу с помощью трафарета . Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

     

     

     

     

    Монотипия предметная

    o   Возраст: от 5 лет

    o   Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.

    o   Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

            Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

    Чёрно-белый граттаж

    o   Возраст: от 5 лет

    o   Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

    o   Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло или зубной порошок, мисочки для туш, палочка с заточенными концами.

    o   Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

    Кляксография с трубочкой

    o   Возраст: от 5 лет

    o   Средства выразительности: пятно.

    o   Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашьв мисочке, пластиликовая ложечка, трубочка.

    o   Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

    Кляксография с ниточкой

    o   Возраст: от 5 лет

    o   Средства выразительности: пятно.

    o   Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, ниточка средней толщины.

    o   Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

     

     

     

    Набрызг

    o   Возраст: от 5 лет

    o   Средства выразительности: точка, фактура.

    o   Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть , кусочек плотного картона либо пластина (5х5 см.)

    o   Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

     

    Акварельные мелки

    o   Возраст: от 5 лет

    o   Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

    o   Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

    o   Способ получения изображения: ребёнок смачивает бумагу водой  с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приёмы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхания бумага снова смачивается

    Тычкование

    o   Возраст: от 5 лет

    o   Средство выразительности: фактура, объём.

    o   Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером 2х2 см. , журнальная и газетная бумага, карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

    o   Способ получения изображения: ребёнок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем края квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребёнок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свёрнутый квадратик остаётся на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свёрнутым квадратиками не заполнится желаемый объект пространства листа.

    Цветной граттаж

    o   Возраст: от 6 лет

    o   Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

    o   Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточёнными концами.

    o   Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1_ya_khochu_raskryt_znachimost.docx27.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование нетрадиционных техник рисования в образовательной области «Художественное творчество» в рамках новых образовательных стандартов.

       Я хочу раскрыть значимость использования нетрадиционных техник рисования в образовательной области «художественное творчество» в рамках новых образовательных стандартов.

       Дошкольное образовательное учреждение готовит своих выпускников к обучению в условиях новых государственных стандартов образования, целью которых является не предметный, а личностный результат. Важна личность самого ребёнка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленных за время обучения. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи, направленные на результативность, т.е. формирование у детей результативных качеств:

    - овладение необходимыми умениями и навыками;

    - овладение универсальными предпосылками учебной деятельности;

    - способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту;

    - любознательность, активность.

       Творческое начало рождает в ребёнке фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говорю, творческое начало – это всегда стремление вперёд, к лучшему, к процессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

       Именно такое творческое начало воспитает в ребёнке художественная, изобразительная деятельность и искусство, и в этой своей деятельности, они ничем не могут быть заменены.

       По своей удивительной способности вызывать творческую фантазию, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания ребёнка. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

       Формирование изобразительных умений, навыков и развитие творческой фантазии реализовывается в художественно-эстетическом направлении ДОУ, и представляется двумя образовательными областями: «Музыка» и «Художественное творчество».

       Я хочу раскрыть сущность работы в области «Художественное творчество». Цели и задачи которой следующие:

    • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка,  аппликация, художественный труд)
    • развитие детского творчества
    • приобщение к изобразительному искусству

       Образовательная деятельность по художественному творчеству строится на основе двух принципов:

    - принципа комплексно-тематического построения воспитательно-образовательного процесса (построения воспитательно-образовательного процесса вокруг одной темы)

    - принцип интеграции (объединение в единое целое ранее разрозненных частей, элементов системы на основе их взаимодействия и взаимодополнения)

    Наше ДОУ выстраивает воспитательно-образовательный процесс с учетом разработанного комплексно-тематического плана, в котором отражены темы каждой учебной недели в соответствии с временами года, календарными праздниками и приоритетным оздоровительным направлением нашего образовательного учреждения.

       Принцип интеграции – новое понятие в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Он заключается во внедрении и объединении элементов нескольких образовательных областей при построении воспитательно-образовательного процесса.

    Так, к примеру

    «Коммуникация»

    (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности)

    «Познание»

    (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества)

    «Безопасность»

    (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности)

    «Труд»

    (формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности)

    «Музыка»

    (развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства)

    «Чтение художественной литературы»

    (формирование интереса и потребности в чтении книг, приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса)

    «Физическая культура»

    (формирование физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта детей)

        Содержание образовательной области «Художественное творчество» реализовывается в нескольких видах деятельности:

    • предметное рисование
    • сюжетное рисование
    • декоративное рисование
    • декоративная лепка

       Организовывая данные виды деятельности важно уделять большое внимание обучению детей рисованию с использованием нетрадиционных техник, т.к. эта деятельность:

    • Способствует снятию детских страхов;
    • Развивает уверенность в своих силах;
    • Развивает пространственное мышление;
    • Учит детей свободно выражать свой замысел;
    • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
    • Учит детей работать с разнообразным материалом;
    • Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объемности;
    • Развивает мелкую моторику рук;
    • Развивает творческие способности, воображение и полет фантазии;
    • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

       Ребенка наделенного именно такими качествами, по новым образовательным стандартам, нам необходимо подготовить к школьному обучению.

       Данную работу необходимо осуществлять по следующему принципу «от простого к сложному»

    От рисования пальчиками, ладошками; до самых сложных способов.

    При этом следует использовать следующие нетрадиционные техники, учитывая возрастные особенности детей: рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск пробкой, оттиск печатками из картофеля, оттиск смятой бумагой, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать по трафарету, монотипия предметная, черно-белый граттаж, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, акварельные мелки, тычкование, цветной граттаж, монотипия пейзажная.               (приложение 1)

       При использовании нетрадиционного рисования важно делать акцент на общее развитие личности, включая ее психофизическое совершенствование. С этой целью можно использовать:

    Релаксацию – дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться. Мышечное расслабление снимает внутреннюю напряженность, усталость и раздражительность.

    Элементы сказкотерапии – эффективно используется для стабилизации психических процессов, успокоения, расслабления, сообщения позитивных моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми.

            Фантазирование – исследователи доказали, что дети умеющие фантазировать имеют более высокий показатель интеллектуального развития, легче преодолевают трудности.

            Ассоциативное рисование – необходимо для того, чтобы ребёнок мог разобраться в самом себе, в своём внутреннем мире.

            Игротерапия и игровые методы – необходимы для создания мотивации, решения личностных проблем ребёнка.

            Пальчиковые игры.

        Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека. Искусство с первых дней жизни служит средством формирования  мировоззрения ребёнка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве дошкольник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует его индивидуальность. А это соответствует новым Федеральным государственным образовательным стандартам предъявленным к дошкольному образованию.

    Приложение 1

    Использование нетрадиционных техник рисования

    Рисование пальчиками

    • Возраст: от 2 лет
    • Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
    • Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
    • Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчики и наносит точки, пятнашки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается

    Рисование ладошкой

    • Возраст: от 2 лет
    • Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
    • Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
    • Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчики и наносит точки, пятнашки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается

    Оттиск пробкой

    • Возраст: от 3 лет
    • Средства выразительности: пятно, точка, фактура, цвет.
    • Материалы: мисочка , либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
    • Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

    Оттиск печатками из картофеля

    • Возраст: от 3 лет
    • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
    • Материалы: мисочка , либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
    • Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

    Оттиск смятой бумагой

    • Возраст: от 4 лет
    • Средства выразительности: пятно, точка, фактура, цвет.
    • Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
    • Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

    Восковые мелки + акварель

    • Возраст: от 4 лет
    • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, линия.
    • Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисть.
    • Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.  Рисунок мелками остаётся незакрашенным.

    Свеча + акварель

    • Возраст: от 4 лет
    • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
    • Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисть.
    • Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.  Рисунок свечой остаётся белым.

    Печать по трафарету

    • Возраст: от 5 лет
    • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
    • Материалы: мисочка , либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают квадраты угла ниткой), трафареты из пролифлённого полукартона либо прозрачной плёнки, печатки из картофеля.
    • Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу с помощью трафарета . Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

    Монотипия предметная

    • Возраст: от 5 лет
    • Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.
    • Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

            Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

    Чёрно-белый граттаж

    • Возраст: от 5 лет
    • Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
    • Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло или зубной порошок, мисочки для туш, палочка с заточенными концами.
    • Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

    Кляксография с трубочкой

    • Возраст: от 5 лет
    • Средства выразительности: пятно.
    • Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашьв мисочке, пластиликовая ложечка, трубочка.
    • Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

    Кляксография с ниточкой

    • Возраст: от 5 лет
    • Средства выразительности: пятно.
    • Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, ниточка средней толщины.
    • Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

    Набрызг

    • Возраст: от 5 лет
    • Средства выразительности: точка, фактура.
    • Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть , кусочек плотного картона либо пластина (5х5 см.)
    • Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

    Акварельные мелки

    • Возраст: от 5 лет
    • Средства выразительности: пятно, цвет, линия.
    • Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.
    • Способ получения изображения: ребёнок смачивает бумагу водой  с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приёмы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхания бумага снова смачивается

    Тычкование

    • Возраст: от 5 лет
    • Средство выразительности: фактура, объём.
    • Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером 2х2 см. , журнальная и газетная бумага, карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.
    • Способ получения изображения: ребёнок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем края квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребёнок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свёрнутый квадратик остаётся на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свёрнутым квадратиками не заполнится желаемый объект пространства листа.

    Цветной граттаж

    • Возраст: от 6 лет
    • Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
    • Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточёнными концами.
    • Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Художественное конструирование и формы его организации в рамках освоения образовательной области Художественное творчество

    Опыт работы дошкольного учреждения по развитию творческих способностей дошкольников средствами художественного конструирования...

    Использование нетрадиционной техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста в рамках образовательной области « Художественное творчество» с учетом ФГТ

    Использование нетрадиционной техники            рисования с детьми младшего дошкольного возраста в рамках образовательной области« Худо...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы по образовательной области «Художественное творчество» (рисование нетрадиционными способами) по теме «Ребята в гостях у медвежат»

    конспект непосредственной образовательной области "Художественное творчество" рисование нетрадиционными способами (метод тычка)  в средней группе детского сада по теме "Ребята в гостях у медвежат...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности "Рисование" из опыта работы "Поможем Пете- петушку найти цыплят".Образовательная область "Художественное творчество"

    -учить рисовать тычком в технике сухая кисть, передовая характерные особенности перьев цыплят.-учить детей передавать музыкальный образ петушка, выполнять характерные движения.-развивать умения ...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в рамках реализации образовательной области «Художественное творчество» группа раннего возраста «Снег, снег кружится...»

     Программное содержание НОД соответствует виду, типу и теме :Вид НОД – художественное творчество.Тип НОД – интегрированное.Тема  – «Снег, снег кружится...»   Структура НОД:ü...

    Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в форме интегрированного занятия по образовательной области «Художественное творчество» (Рисование) для детей подготовительной к школе группы + Мастер-класс по созданию «Пасхального б

    Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в форме интегрированного занятия по образовательной области «Художественное творчество» (Рисование)для детей подготовит...

    Конспект открытой непосредственно - образовательной деятельности в средней группе «Смешарики» по образовательной области «Художественное творчество» по разделу рисование на тему: «Кушкашка белек».

    Кичээлдин сорулгазы: 1. Часкы уе-биле уругларны таныштырар. 2. Чурукка чечен чугаа чогаадып ооредир. 3. Уругларга анай-хаак деп чечекти сарыг он-биле шын чурудуп ооредир. 4.Уругларны бойдуска ынак ...