Поэтический образ природы в детском рисунке
учебно-методический материал по рисованию (старшая группа) по теме

Демидович Алла Владимировна

Данная методическая разработка посвящена развитию художественного творчества на основе прослушанных произведений о красоте природы, выполняя задачи эстетического, экологического  и патриотического  воспитания. В этом заключается не только привлекать детей к прекрасному, нравственному, но и быть добрее, человечнее, гуманнее, любить красоту родной природы, беречь её, охранять, заботиться и ухаживать. Чем больше ребёнок накапливает знаний о природе, тем ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. Художественные образы побуждают детей к воспроизведению в рисунке впечатлений от прослушанного стихотворения. На таких занятиях я также побуждаю дошкольников активизировать их речь, обогащать поэтическими выражениями, сравнениями,  читая вместе строчки стиха, рассматривая картины известных художников (И. Левитана, И. Шишкина, Ю. Грабаря ), учить наблюдательности, чуткости. Любовь к родному краю, к родине, воспитанная с детства,  даст свои превосходные плоды в старшем школьном возрасте. Плоды эти разумные, добрые, вечные, ибо человек и природа неразделимы, потому что они связаны между собой прошлым, настоящим и будущим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_po_samoobrazovaniyu.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

        Тема по самообразованию

Поэтический образ природы

в детском рисунке

Демидович А.В.

воспитатель старшей группы

ГБОУ СОШ №323 /3/

 2013-2014 уч.год

«Красота – это  радость нашей жизни. Человек стал 

человеком потому – что  увидел глубину лазурного неба, 

мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную 

дымку степных просторов,багровый закат перед весенним  днём, 

трепетание маревы над горизонтом...  

Остановись и ты в изумлении перед красотой - и в твоём сердце 

расцветёт благородство». 

В.Сухомлинский. 

   Искусство – необходимая  часть жизни человека. «Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе», - повторяем  мы постоянно и ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека, уже в самом начале его пути, в детстве. Ищем, пробуем, экспериментируем. Задача сложная – ведь  жизнь меняется с стремительно.  Каждый год в детский сад приходят совершенно иные дети. Иное поколение. Мыслят,  всё быстрее, информации о фактах, событиях, понятиях – всё  больше... Вот только удивляются всё меньше. Меньше  восхищаются, негодуют. Спокойны в однообразном круге интересов: куклы Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки. Тенденция к равнодушию страшна. Общество нуждается в активных творческих людях. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им что самое интересное скрыто в них самих, а не в игрушках и компьютерах. Как заставить душу «трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – естественной, необходимой частью жизни? Оказать помощь в решении этой задачи поможет изобразительное искусство наряду с поэзией.

 

Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Эмоционально творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов,  еловых хороводов и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке.

Говорят, если в человеке есть доброта,  чуткость,  доброжелательность – значит, он как человек состоялся. Природа наш самый большой друг. Она благотворно сказывается на нравственности детей. Постепенное общение с родной природой делает детей добрее, благороднее, человечнее. Ребячья натура, мечтательная и романтическая, способна вобрать в себя самое прекрасное и светлое, что дарит природа. И здесь музыка, произведения изобразительного искусства, литература несут в себе большой духовный потенциал, который способен предотвратить гибель человека разумного.

       Эстетическое восприятие – это эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека. Сопоставляя жизненные явления с их воспроизведением в поэзии, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. При этом ребенок очень активен, все увиденное стремится потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон и конечно по-своему ярко и образно охарактеризовать. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей и чувство бережного заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними. Примеры чуткого понимания природы и гуманного отношения к ней дают поэты в своих произведениях.
       Эстетическое восприятие предполагает наличие широкого круга ассоциаций, возникших на основе опыта. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. А литературное слово, как сигнал второй сигнальной системы, помогает ребенку обобщить впечатления от наблюдений. В результате многократных повторений образов он начинает представлять такие признаки предметов и явлений, которые им ранее не воспринимались, т. е. поэтическая речь, которая отражает «понятийную» сущность вещей, помогает узнать знакомый образ в новых вариациях. Уровень психического развития ребенка пяти-шести лет позволяет ему наглядно представить те конкретные предметы, факты, явления, которые описываются в стихах, эстетически их оценить. Но самостоятельно это сделать он иногда затрудняется, и здесь, в процессе восприятия поэтического произведения, большую роль играет руководство педагога, который уточняет и систематизирует детские впечатления, побуждает искать четкие, меткие определения для выражения эстетических эмоций, чувств. Основными задачами являются:

  1. Приобщение к искусству и художественной деятельности.
  2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусство.
  3. Учить различать оттенки настроения в стихах, живописи, и использовать цвет как изобразительное средство.
  4. Учить находить изобразительные средства в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыке.
  5. Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.

    Учитывая сформированные у ребенка представления, мы заостряем его внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник, иллюстрируя текст, стремится нарисовать то, о чем сказал поэт. Мы знакомим детей с небольшим произведением, в котором описан знакомый детям образ или несложная картина природы, одновременно демонстрируем яркую иллюстрацию к нему. Такое комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у детей эстетического восприятия. 

    Какие же требования предъявляются к отбору поэтических пейзажных произведений для дошкольников? Прежде всего, они должны отличаться высокой художественностью и достоверностью. Стихи, рассказы следует подбирать доступные и понятные детям по тематике, содержанию, языку. Кроме того, информация, заложенная в поэтических строчках должна формировать в сознании маленького человека яркие, зримые конкретные образы, т. е. неизменным условием отбора произведений является изобразительность и выразительность художественного образа, поскольку в основе рисования лежит не только отображение образов и ситуаций, но и выражение чувств дошкольника.

     Художественные образы должны побуждать детей к воспроизведению в рисунке впечатлений от стихотворения. Для этого нужно использовать произведения мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой. Выразительность образа создается при помощи звучных слов, передающих характер природного образа, восторженное любование природой. Дети могут создавать творческие рисунки на основе наблюдений природных явлений. Дети, которые глубже воспринимают цвет и форму, рисуют образ более обобщенно. Например, изображая осенний лес, они представляют его целой массой или в виде нескольких деревьев. А ребята, которых в произведении привлекает перечисление деталей, стараются тщательно прорисовать их, не всегда заботясь о выразительности и целостности образа.  

    Цвет как средство выразительности выполняет в детском рисунке смысловые функции. Младшему дошкольнику он помогает выразить эмоциональное отношение к образу. Более старшие дети изображают различные цветовые оттенки предметов, придавая тем самым некоторую выразительность образам. Обычно дети используют яркую окраску (небо синее, ствол дерева коричневый, солнце желтое или оранжевое), которая делает рисунок привлекательным. Одной из особенностей проявления творчества в пейзажном рисунке дошкольника следует считать его умение изображать по-разному фон, составляя и используя оттенки цветов. Окраска фона выполняет при этом важную смысловую функцию — она способствует передаче настроения, чувств маленького художника. 

   Наблюдение природы проводятся не только для получения детьми знаний о ней, для развития эстетического восприятия, но и с целью сопоставления пейзажей, описанных в поэтическом произведении, с существующими в природе. Методика проведения наблюдений усложняется в зависимости от опыта детей и задач каждого занятия. Мы начинаем с рассматривания отдельных образов природы, описанных в стихотворении: одуванчика, ромашки, елочки и т. д. При этом нужно максимально активизировать речь детей вопросами, помогающими раскрытию образа, обогащать ее поэтическими выражениями, сравнениями. Например, одуванчик можно сравнить с солнышком, шариком, снежинкой лист одуванчика - с елочкой. Затем стремимся обеспечить двигательную и словесную активность детей: на основе знания произведения ребята отыскивают объекты, описанные в нем, трогают, рассматривают их, читают строчки стиха, отражающие соответствующую картину природы. Наблюдения способствуют развитию чуткости, восприимчивости к поэтическому описанию пейзажей. 

По лесным тропинкам ходит-бродит осень.

Сколько свежих шишек у зелёных сосен!

И листок берёзы золотистой пчёлкой

Вьётся и летает над зелёной ёлкой. (Е.Трутнева.)

   Осень всегда вдохновляла художников своей красотой и очарованием. На одном из занятий рассматривали репродукцию картины И.Левитана «Золотая осень»: «Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде отражаются прозрачная голубизна неба, жёлтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Осенний воздух свеж и прозрачен. Осень – праздник красоты. И немного грустный: ведь это красота прощания. Такой увидел осень художник Левитан». Этот короткий рассказ педагога помог каждому ребёнку глубже воспринять картину и вложить в свою работу (осенний пейзаж) собственные мысли и чувства.

Уронило солнце

Лучик золотой.

Вырос одуванчик

Первый, молодой.

У него чудесный,

Золотистый цвет.

Он большого солнца

Маленький портрет.

(Одуванчик. О. Высотская)

Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке.

Такие веселые

Эти ромашки

Вот-вот заиграют

Как дети, в пятнашки.

(Е.Серова. Ромашки.)

В стихотворении А.Толстого «Осень» описываются листья «пожелтелые», кисти «ярко-красные», т.е. непосредственно диктуется какую краску нужно взять для изображения того или иного объекта.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят,

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

В стихотворении О. Высотской «Одуванчик» цветок - «золотистый», а Л. Квитко описывает «серебристый» одуванчик.

 Наиболее целесообразно использовать в педагогической работе сочетание методов и приемов, направленных на углубленное восприятие детьми пейзажной поэзии в следующей последовательности:

- наблюдение с чтением произведения, рассматривание иллюстрации, рисование;

- чтение произведения, рассматривание одной - двух картин, беседа, рисование;

- чтение произведений, беседа, рисование,

- наблюдение явлений природы, передающих общее содержание стихотворения;

- беседа о средствах выразительности поэтического произведения с последующим обсуждением содержания рисунка;

- предшествующее наблюдению рассматривание картин, иллюстраций, отражающих поэтические образы;

- рисование только на основе восприятия поэтического произведения;

- рисование с натуры картин природы; описанных в стихотворении.

Итогом работы по творческому ознакомлению ребят с поэзией может явиться коллективное рисование на тему «Четыре художника», где предлагаем детям объединиться в небольшие группы, каждая из которых будет рисовать любимое время года, чтобы картиной можно было любоваться.

Отражать  поэтический образ природы в рисунках - доступно детям. Оно имеет большое значение для нравственно-эстетического восприятия, для развития творческих способностей, для подготовки их к успешному обучению в школе. Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребенка, а выработанное к ним эмоционально-творческое отношение способствует воспитанию лучших человеческих чувств: внимательному и бережному отношению к каждому растению, любви к родной природе, к родному краю, к Родине. С детства, научившись понимать природу, ценить ее красоту и разнообразие, узнавать ее в поэтическом описании, ребенок и в более старшем возрасте будет испытывать на себе ее благотворное влияние.

Литература:

  1. «Поэтический образ природы в детском рисунке: пособие для воспитателя детсада». Л.В.Компанцева.
  2. «Воспитание искусством в детском саду». Штанько И.В.
  3. «Детский  сад – дом  радости»  Н.М. Крылова.
  4. «Играем, познаем, рисуем»  Е.Л. Зеленина.
  5. «Развивайте у дошкольников творчество». Т.Г.Казакова.
  6. «Знакомим с пейзажной живописью». Н.А.Курочкина.
  7. «Искусство и ты». Е.Коротеева.
  8. «Знакомство с натюрмортом». Н.А.Курочкина.
  9. Репродукции картин  художников – пейзажистов: И.Левитана, И.Шишкина, Юона, Куинджи, Грабаря, Айвазовского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтический образ природы в детском рисунке

Организация интеграции творческой деятельности и восприятия художественной литературы...

Проект «Поэтический образ зимней природы в детском рисунке»

«Эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием»В.Г.Белинский Вид проекта:Монопроект – худо...

"Поэтический образ природы в детском рисунке"

Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ. Данная статья отражает опыт работы педагога по теме «Поэтический образ природы в детском рисунке». Педагог доказывает актуальность данной темы, в связ...

ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЗИМНЕЙ ПРИРОДЫ В ДЕТСКИХ РИСУНКАХ (КЛУБ ЗНАТОКОВ)

ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЗИМНЕЙ ПРИРОДЫВ ДЕТСКИХ РИСУНКАХ(КЛУБ ЗНАТОКОВ)...

"Поэтический образ моря в детском рисунке"

Предложенный материал является художественно - творческим проектом направленным на восприятие детьми поэтического текста и передаче в рисунках своих впечатлений об услышанном....

Поэтический образ природы в детских рисунках

Информационно-творческий проект "Поэтический образ природы в детскихъ рисунках"...

Презентация проекта " Поэтический образ моря в детских рисунках "

Данный проект является интегративно-творческим, краткосрочным. Проект был реализован с детьми старшего возраста....