В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

  • Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковс­ком, гжельском, городецком, жостовском, хохломском
  • Совершенствовать навыки росписи, используя характер­ные для каждого промысла элементы и цветовую гамму
  • Развивать у детей умение создавать композицию, гармо­нично размещать детали на заданной площади
  • Учить самостоятельно выбирать колорит росписи в зависи­мости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию
  • Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладно­му искусству
  • Продолжать воспитывать в детях любовь к народным тра­дициям, показывая народное изобразительное искусство нераз­дельно от народной музыки и устного народного творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyakh_u_narodnykh_masterov.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ

     Комплексное  занятие по изобразительному искусству

цели

  • Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, городецком, жостовском, хохломском
  • Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму
  • Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади
  • Учить самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию
  • Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству
  • Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества

Методические приемы. Игровой элемент «Горница в русской избе». Рассмотреть изделия народных промыслов, организовать беседу о них, используя стихи, вопросы, рассказ, беседу. Выделить разнообразие композиций по строению, колориту, составным элементам росписи. В процессе работы предложить детям вновь обратиться к рассматриванию экспонатов.

материалы для занятия

Изделия Хохломы, Гжели, Городца, Дымково, Жостово, Палеха, богородские игрушки, матрешки, кружева и т.д., картины, иллюстрации. Бумага тонированная разных форм. Скульптура малых форм — барышни, кони, посуда, покрытые белилами, сделанные руками детей. Гуашь, кисти, клеенки, тряпочки, подставки для кистей, клей, ножницы, цветная бумага, пластилин, готовые пластины из пластилина, банки с водой, стеки, палитра.

Ход занятия

Группа оформлена для проведения интегрированного занятия «Народные промыслы». Столы подготовлены для работы детей в «художественных мастерских» по различным промыслам:

  1. стол—дымковские мастера;
  2. стол — хохломские мастера;
  3. стол — городецкие мастера;
  4. стол — гжельские мастера;
  5. стол — жостовские мастера.

В горнице сидит хозяйка, одетая в русский народный костюм, и поет русскую народную песню «Ой, мороз, мороз...».

Входят дети и встают около хозяйки, здороваются и отдают ей низкий поклон.

Воспитатель: Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!

Хозяюшка: Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте в мою избу. У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Походите по моей горнице да поглядите, какие здесь у меня игрушки да посуда собраны. Они не простые. Их сделали русские мастера-умельцы из Дымково, Городца, Хохломы, Гжели, Жостово.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди — мастера!

Заучит фонограмма русской народной песни «Камаринская».

Хозяюшка: А вот какие это мастера, вы сами догадайтесь. Отгадайте-ка загадку:

Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные: Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски — Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Дети: Это дымковские игрушки!

Воспитатель: Правильно! Давайте подойдем поближе и рассмотрим их. Какие краски используют мастера?

Дети: Красную, зеленую, синюю, черную, голубую, желтую, оранжевую.

Воспитатель: Да, и краски эти яркие, праздничные. А какие элементы дымковской росписи вы знаете?

Дети: Клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, налепы, волнистые линии.

Воспитатель (показывает на водоноску): Посмотрите, ребята, какая красивая барышня. Вы знаете, как называется эта игрушка?

Дети: Это водоноска!

Хозяюшка: За студеною водицей водоноска-молодица как лебедушка плывет, ведра красные несет.

Звучит негромкая напевная, лиричная музыка по мотивам русских народных мелодий.

Воспитатель: А сейчас мы отправимся в Подмосковье.

Хозяюшка: Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо негромких мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

                                               П. Синявский

Дети и воспитатель подходят к гжельскому уголку, где стоит гжельская посуда, представлены фотоиллюстрации гжельских изделий.

Воспитатель: Ребята, а почему в стихотворении Гжель называется васильковой и незабудковой?

Дети: Потому что мастера используют в росписи синие и голубые цвета.

Воспитатель: Где расположен узор?

Дети: В центре изделия.

Воспитатель: С чего начинали расписывать узор?

Дети: С крупных деталей: лепестков, сердцевинки, стебля, листьев, бутона.

Воспитатель: А что раскрашивали потом?

Дети: Край, дно, затем ручку. Их часто закрашивали сплошь синей краской.

Воспитатель: Молодцы! Напомню вам только, что мастера Гжели применяли разный нажим на кисть, чтобы получить разные оттенки синего цвета: чтобы получить темный оттенок, надо нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый — слабее.

Дети подходят к жостовскому уголку.

Звучит фонограмма мелодии русской народной песни «Колокольчики мои».

Хозяюшка: А теперь милости прошу сюда. Посмотрите, на этом столике стоят красивые, яркие подносы. Откуда они к нам попали?

Дети: Из Жостово.

Воспитатель: Интересное какое название. А что оно означает, вы не скажите мне, дети?

Дети: От слова «жесть», «железо». Ведь подносы эти сделаны из железа.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, среди этих подносов нет одинаковых. Все они расписаны по-разному. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что мастера, пользуясь одними и теми же красками, основными элементами, проявляют фантазию, по-разному их сочетают.

Под фонограмму мелодии русской народной песни «Родина», дети подходят к хохломским изделиям.

Хозяюшка: Как волшебница жар-птица не выходит из ума

Чародейка, мастерица, золотая Хохлома.

Хохломская роспись — алых ягод россыпь

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

Воспитатель: Вот она какая, Хохлома. В такой посуде любая еда покажется веселой, праздничной, сказочно-вкусной. А какие элементы хохломской росписи вы знаете?

Дети: Это разные ягоды: смородина, малина, клубника, гроздья рябин, травка, завитки, листья, цветы.

Звучат частушечные мотивы.

Дети подходят к столу, на котором выставлены изделия городецкого промысла.

 Воспитатель: Ребята, остался еще один уголок в горнице, где мы с вами еще не были. Здесь представлены изделия из одного старинного русского города. Живет там веселый народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни, мебель, посуду яркими цветами и сказочными птицами. Что это за город?

  Дети: Городец!

 Хозяюшка: Есть на Волге город древний, по названью —

Городец.

Славится на всю Россию своей росписью, творец.

Распускаются букеты, ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.

Воспитатель: Посмотрите на Городецкие изделия, вспомните, какими красками и приемами пользуются городецкие мастера.

Дети, воспитатель и хозяюшка беседуют, о городецкой росписи.

Воспитатель: Милая хозяюшка, очень красиво у тебя в горнице. Но вот, смотрю, на столах здесь лежат и незаконченные изделия.

Хозяюшка: Это я изделия делаю для ярмарки. Ярмарка скоро, а работы еще много. Не поможете ли мне? Как на Руси водится вместе дело спорится, а врозь хоть брось.

Воспитатель: Мы с удовольствием поможем тебе, хозяюшка. Что ж, ребята, вы сейчас превратитесь в мастеров—кто в дымковских, кто в гжельских, кто в хохломских. Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым. Вы сейчас подумайте, кто что будет делать, проходите и садитесь.

Начинается работа. Так как элементы различных росписей были отработаны ранее, то воспитатель помогает детям в основном советом, словесной подсказкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по рисованию в старшей логопедической группе "В гостях у народных мастеров" (декоративное рисование)

в конспекте представлен итог работы по ознакомлению детей с народным прикладным искусством (гжель, городец, дымка)...

"В гостях у народных мастеров"

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству, для детей старшего дошкольного возраста...

Презентация для детей:" В гостях у народных мастеров"

Продолжать знакомить детей с предметами народно- прикладного искусства, с элементами  разных росписей. Воспитывать нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к истокам ру...

Игра-путешествие "В гостях у народных мастеров"

Художественно-эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе деятельности по ознакомлению с окружающим миром...

Комплексное итоговое занятие по изобразительному искусству В гостях у народных мастеров (знакомство с русским народным творчеством), глина.

изделия народных промыслов (дымковские игрушки, гжельские, городецкая), аудиозапись русских народных мелодий....

Итоговое занятие по народному декоративно – прикладному искусству «В гостях у народных мастеров» для детей подготовительной к школе группы

Конспект поможет закрепить полученные знания о видах народного декоративно - прикладного творчества. Позволит применить полученные навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и...