Игра-путешествие "В гостях у народных мастеров"
план-конспект занятия по рисованию на тему

Коноплинова Елена Петровна

Художественно-эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе деятельности по ознакомлению с окружающим миром, с природой, по развитию коммуникативных навыков, при чтении произведений художественной литературы дети получают разнообразные впечатления, испытывают разнообразные чувства. Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

Мне очень близка именно эта образовательная область. Я люблю рисовать, и очень люблю учить этому детей. Данная игра-путешествие разработана для детей подготовительной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. КОНСПЕКТ

ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ

«В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ»

(ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»)

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Цель: продолжать расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

  • развивать умение связно, последовательно и выразительно рассказывать о предметах (игрушках);
  • совершенствовать умение при составлении декоративной композиции на основе использовать характерные для них элементы узора и цветовую гамму;
  • развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади;
  • учить самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию.
  • воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, изделия Хохломы, Гжели, Дымково, картины, иллюстрации; заготовки для расписывания силуэтов посуды, гуашь, кисти, клеенки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой, палитра.

  1. Содержание деятельности

Группа подготовлена для проведения интегрированного занятия

«Народные промыслы». Столы подготовлены для работы детей

в «художественной мастерской».

Воспитатель:

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

1 слайд. Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте ко мне в гости. Походите да поглядите, какие здесь у меня игрушки да посуда собраны. Они не простые. Их сделали русские мастера-умельцы из Дымково, Хохломы, Гжели.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди — мастера!

2 слайд. А вот какие это мастера, вы сами догадайтесь. Отгадайте-ка загадку:

Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Ответы детей: дымковская игрушка.

3 – 9 слайды. Воспитатель: Правильно! Давайте подойдем поближе и рассмотрим их. Какие краски используют мастера?

Ответы детей: красную, зеленую, синюю, черную, голубую, желтую, оранжевую.

10 слайд.

Воспитатель: Да, и краски эти яркие, праздничные. А какие элементы дымковской росписи вы знаете?

Ответы детей: Клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, волнистые линии.

Воспитатель:

11 слайд .

А сейчас мы отправимся в Подмосковье.

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо негромких мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

Дети подходят к гжельскому столу, где стоит гжельская посуда, представлены фотоиллюстрации гжельских изделий.

12 – 15 слайд.

Воспитатель:

Почему в стихотворении Гжель называется васильковой и незабудковой? (мастера использовали эти цвета в своей работе)

Где расположен узор? (В центре изделия).

16 слайд. С чего начинали расписывать узор? (С крупных деталей: лепестков, сердцевинки, стебля, листьев, бутона).

Что раскрашивали потом? (Край, дно, затем ручку. Их часто закрашивали сплошь синей краской).

Под фонограмму мелодии русской народной песни, дети подходят к хохломским изделиям.

 17 слайд. Воспитатель:

Как волшебница жар-птица не выходит из ума

Чародейка, мастерица, золотая Хохлома.

Хохломская роспись — алых ягод россыпь

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное - ОХ! И восторженное АХ!

Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? Разное рассказывают старики.

18 слайд. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица - Жар задела золотым крылом чашку с кашей – и чашка стала золотой.

19 слайд. Это, конечно, легенда, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров – живописцев.

20 слайд. По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.

И сейчас хохломскую посуду продолжают делать в Горьковской области.

Для хохломской росписи свойственны 2 типа письма – верховой и фоновый.

21 слайд. “Верховая” роспись наносится на золотом фоне. Классическим примером верхового письма является травка с красными и черными кустиками, создающими графический рисунок на золотом фоне. Или применяют более крупные растительные формы – округлые листки, ягодки, располагаемые симметрично у стебля.

22 слайд. Для “фоновой” росписи характерно применение фона – черного или цветного, тогда как сам узор остается золотым. Черный фон помогает достигнуть большей звучности цветовой гаммы, растительный узор четче выделяется на нем.

23 слайд. Хочется обратить внимание на то, что хохломские мастера владеют особым приемом держания кисти, при котором в процессе письма участвуют не только пальцы, но и вся рука, благодаря чему можно проводить одним слитным, неразрывным движением длинные пластичные мазки и серии штрихов на сферических или цилиндрических поверхностях.

Кисть, положенная на фаланги указательного и среднего пальцев, прижимается к ним подушечкой большого пальца, что позволяет чуть-чуть вращать ее во время письма. Выполняя роспись, иногда слегка опираются на мизинец, прикасаясь им к изделию. Тонкую, с волосяным кончиком кисть ставят почти вертикально к поверхности предмета. Ее обычно ведут к себе, немного вращая в ту сторону, куда изгибается мазок.

24 слайд. Сегодня я хочу с вами вспомнить один из основных элементов - «травка». Как же его правильно рисовать? На кончик кисти берем немного зеленой краски и ведем линию сверху вниз, но она не прямая, а слегка изогнута, как бы колышется от ветра. При этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа и линию вести плавно, не отрывая кисточку от бумаги. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками.

Все элементы травяного орнамента рисуются кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом.

Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки.

«Капельки» - рисуют приемом прикладывания кисти к бумаге.

«Усики» - в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль. Наносят рисунки точным, уверенным движением гибкой кистью, делая плавный изгиб ветки, как бы сгибающейся под тяжестью спелой ягоды, грациозные «усики» тонких травок вот-вот заколышутся на легком ветре.

«Завитки» - рисуются плавным, неотрывным концом кисти с легким нажимом в середине элемента. Первоначально всем показать это движение рукой в воздухе, потом поучиться рисовать на простом листе бумаги.

«Кустик» - состоит из более простых симметрично расположенных элементов.

«Кудрина» - это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.

«Листочек» - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

25 слайд. «Ягодки» - для рисования ягод бруснички, смородинки и рябинки, используют печатку-тычок (ватную палочку), чтобы ягода была вся ровная, круглая, аккуратная.

А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды "разживляют" желтым цветом.

- Перед тем как приступить к рисованию, нужно вспомнить, на каком уже знакомом элементе надо рисовать «клубничку»? (Завиток.)

- Какие уже знакомые элементы можно использовать? (Травку, листья, цветы.)

- Лист клубнички может быть большим и маленьким. А ягоды продолговатой формы. Вот и получается, что на одном и том же кустике мы видим разной формы, разного размера и цвета ягоды и листья. Лист смородины - три тройных примакивания.

Воспитатель:

Очень красиво у нас тут. Но вот, смотрю, на столах здесь лежат и незаконченные изделия. Это изделия для ярмарки. Ярмарка скоро, а работы еще много. Не поможете ли вы мастерам? Как на Руси водится — вместе дело спорится, а врозь хоть брось.

Воспитатель:

Что ж, ребята, тогда вы сейчас превратитесь в хохломских мастеров Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым. Вы сейчас подумайте, кто что будет расписывать, проходите и садитесь.

Групповая творческая работа.

Анализ детских работ

Воспитатель:

Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы - красивой формы, удобные в пользовании, мастерски исполненные. К ним относится и «хохлома».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ДЫМКОВО

Слайд 11

ГЖЕЛЬ

Слайд 17

ХОХЛОМА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по рисованию в старшей логопедической группе "В гостях у народных мастеров" (декоративное рисование)

в конспекте представлен итог работы по ознакомлению детей с народным прикладным искусством (гжель, городец, дымка)...

"В гостях у народных мастеров"

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству, для детей старшего дошкольного возраста...

Презентация для детей:" В гостях у народных мастеров"

Продолжать знакомить детей с предметами народно- прикладного искусства, с элементами  разных росписей. Воспитывать нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к истокам ру...

В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ

Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковс­ком, гжельском, городецком, жостовском, хохломскомСовершенствовать навыки росписи, используя характер­ные для каждого промысла элементы и...

Комплексное итоговое занятие по изобразительному искусству В гостях у народных мастеров (знакомство с русским народным творчеством), глина.

изделия народных промыслов (дымковские игрушки, гжельские, городецкая), аудиозапись русских народных мелодий....

Итоговое занятие по народному декоративно – прикладному искусству «В гостях у народных мастеров» для детей подготовительной к школе группы

Конспект поможет закрепить полученные знания о видах народного декоративно - прикладного творчества. Позволит применить полученные навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и...