"В гостях у народных мастеров"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Атаманенко Ольга Анатольевна

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству, для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Закреплять у детей знания о народных игрушках (дымковская, филимоновская, русская матрешка, богородская игрушка).

Программное содержание:

  1. Различать особенности, характерные для каждого вида промысла.
  2. Через умение отгадывать загадки развивать наглядно-образное мышление.
  3. Прививать любовь к народным промыслам.
  4. Развивать эмоциональное отношение к народной игрушке
  5. Упражнять в словообразовании прилагательных от существительных с помощью суффиксов (деревянные, глиняные).

Под музыку заходит воспитатель в народном костюме.

Вос-ль: Здравствуйте ребята, я сегодня  пришла к вам, чтобы пригласить вас в гости к народным мастерам.  

Вос-ль. (Воспитатель читает стихотворение)

По деревням и по хатам, мы заглянем в каждый дом

Кто живет там, спросим, рассказать о себе попросим.

В деревню мы старинную

Идем дорогой длинною

Идем дорогой трудною,

Дорогою крутой!

Перед нами дом большой

И красивый- то какой!

Кто же в доме том живет?

Кто нам двери отопрет?

( воспитатель с детьми подходят к первому столу)

А вот какие  мастера здесь живут, вы сами догадайтесь. Отгадайте мою загадку:

Игрушки эти не простые, а волшебно расписные:

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Просто, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Дети.  Это дымковские игрушки.

Вос-ль. Давайте мы с вами присядем и внимательно рассмотрим игрушки и поговорим о них.

(дети садятся на стульчики,) выпрямим спинку, сядем поудобнее….И еще хочу вам напомнить, что вы уже старшая группа, и на мои вопросы постарайтесь отвечать полными ответами. А теперь продолжим нашу беседу.  Кто мне скажет, почему  игрушки называются дымковскими?

Дети. Они вылеплены в Дымково.

Вос-ль. Правильно, они названы по имени села,  в котором их сделали.

Вос-ль.  Из какого материала вылеплены игрушки?

Дети. Из глины.

Вос-ль. Значит они какие?

Дети. Глиняные.

Вос-ль. Молодцы! Посмотрите  и назовите, какие игрушки вы здесь видите?

Дети. Барышни, индюки, кони, олени и т.д.

Вос-ль. Давайте получше рассмотрим их. Какие краски используют мастера?

Дети. Красную, зеленую, синюю, черную, голубую, желтую, оранжевую.

Вос-ль: Да, и краски эти яркие, праздничные.  Какие элементы дымковской росписи вы можете мне назвать?

Дети. Клеточки, полоски, лини, кружочки, точки, волнистые линии.

Вос-ль показывает детям  водоноску (картинку).

Вос-ль: У этой куклы необычное название – водоноска. Как вы думаете, почему ее так назвали?

Дети. Она ведра несет.

Вос-ль. Давайте представим себя дымковским мастерами, и украсим барышню-водоноску.

Игра «Собери водоноску»

(Дети разбиваются на две группы каждая собирает свою барышню на стенде )

Вос-ль.  Молодцы,  ребята, хорошо справились с заданием.

За студеною водицей водоноска-молодица

Как лебедушка плывет, ведра красные несет.

Вос-ль. Какое настроение создают все эти игрушки?

Дети. Веселое, радостное.

Вос-ль. Ай да молодцы дымковские мастера, порадовали нас своими яркими праздничными игрушками.

Вос-ль:                       А теперь идем мы дальше…

Снова дом встречает нас,

 кто  нас ждет на этот раз.

(воспитатель читает загадку)

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается в бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская…(матрешка).

Вос-ль: Правильно самыми любимыми игрушками в народе у детей были матрешки. Из чего делают матрешек?

Дети. Матрешек делают из дерева?

Вос-ль. Значит они какие?

Дети. Деревянные.

Вос-ль. Но ведь дерево светлое, а матрешки цветные, яркие. Как это получилось?

Дети. Раскрасили яркими красками, украсили цветами.

Вос-ль: Эти матрешки приехали из разных мест и они отличаются друг от друга. Можете мне показать , чем они отличаются?

Дети отвечают.

Вос-ль: Но,  несмотря на это, все матрешки имеют в чем то и схожесть. Чем похожи матрешки?

Дети. У каждой матрешки платочек на голове,  одежда  яркая, праздничная.

Вос-ль. Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Они и вас приглашают поплясать с собой. Давайте потанцуем вместе с ними. Представьте, что мы все сейчас матрешки.

Физкультурная минутка «Матрешки» (под музыку)

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки               (хлопки перед собой)

На ногах сапожки                 (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку

                        Топают матрешки                 то правую ногу, то левую)

Влево, вправо наклонись,                            (Наклоны влево - вправо )  

Всем знакомым поклонись.                         (Наклоны головы влево – вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки              (хлопки перед собой)

На ногах сапожки                  (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку

                        Топают матрешки                  то правую ногу, то левую)        ( идут дальше)

Вос-ль. 

Идем с друзьями мы вперед

Дорога нас опять зовет

Кто же встретит нас сейчас

И расскажет свой рассказ

Ребята! А  теперь попробуйте догадаться, к мастерам, какой игрушки мы сейчас с вами попали?.

Раскинулась близ Тулы деревня Филимоново

Что издавна прославилась игрушкою своей

Из глины: белой, красной, розовой и черной

Лепили барышень, зверюшек и коней

Игрушки эти не простые

А только лишь свистульки расписные

Дети. Филимоновские игрушки.

Вос-ль. А хотите узнать почему их так называют? Легенда говорит, что жил здесь когда-то дед Филимон, он и делал эти игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново. Это очень забавные игрушки. Мне они напоминают африканских жирафов и зебр. Как вы думаете, почему эти зверюшки схожи с жирафами и зебрами?

Дети. У них вытянутые шеи и раскрашены как зебры.

Вос-ль. Кто мне скажет, какими  элементами расписаны эти игрушки?

Дети. Тонкие полоски, звездочки, елочки, кружочки.

Вос-ль. Какие краски использовали мастера?

Дети. Красные, желтые, белые и зеленые.

Вос-ль. Ребята, это  игрушки расписывали не кисточкой, а гусиным пером, а краску разводили на молоке. Эти игрушки любят дети и взрослые. Знаете почему? Потому что это игрушки-свистульки.  Незатейливы эти игрушки, но радуют всех – значит делали их добрые руки. И у нас с вами добрые ручки, и сейчас мы с вами тоже попробуем раскрасить филимоновского петушка. Украсим хвостик петушка теми элементами, которые нарисованы на ваших листочках.

Вос-ль:

Снова в путь зовет дорога

Нам идти совсем не много

Вот ворота перед нами…

Тук- тук, щёлк- щёлк,

Медведь, мужик, коза и волк..

Деревянные игрушки:

И медведи, и старушки-

То сидят, а то спешат,

Ребятишек всех смешат.

Скажите, вы  знаете, какие игрушки  всех смешат? Это игрушки-забавы. В них любят играть все дети. А еще они называются Богородские, потому что сделаны в селе Богородское.

Давайте все вместе произнесем их название…Богородские.

Вос-ль. Скажите, из  чего вырезаны эти игрушки?

Дети. Эти игрушки сделаны из дерева.

Вос-ль. Чаще всего эти игрушки не раскрашены, они сохраняют натуральный цвет дерева. И у  них есть своя хитрость. Хотите узнать какая?

Дети. Да.

Вос-ль.  Богородские мастера придумали такую хитрость, что игрушки двигаться умеют: потянешь за две палочки – вот уже медведь и мужик пилят дрова. А на этой дощечке куры быстро, быстро, клюют зерно. Чудные игрушки, правда? Много радости они людям приносят, и те большое спасибо мастерам богородским говорят. После занятия и мы с вами в эти игрушки поиграем.

Вос-ль.    Ну а теперь нам пора расставаться, мне  тоже уже домой возвращаться пора.  Давайте мы с вами сейчас вспомним, к кому мы сегодня заходили в гости. К каким мастерам?

Дети. К мастерам из Дымково, Филимоново, к тем, кто делает матрешек и игрушки забавы.

Вос-ль.

                                                Отдохнули мы – по праву!

Мастерам воздали славу!

Что ж теперь домой пойдем.

Что узнали, не забудем,

Долго-долго помнить будем.

Все вы молодцы, много всего знаете, Вырастайте здоровыми, сильными, трудолюбивыми, помните о народных умельцах.

На прощание подарю вам небольшие подарки на память о нашем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по рисованию в старшей логопедической группе "В гостях у народных мастеров" (декоративное рисование)

в конспекте представлен итог работы по ознакомлению детей с народным прикладным искусством (гжель, городец, дымка)...

Презентация для детей:" В гостях у народных мастеров"

Продолжать знакомить детей с предметами народно- прикладного искусства, с элементами  разных росписей. Воспитывать нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к истокам ру...

В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ

Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковс­ком, гжельском, городецком, жостовском, хохломскомСовершенствовать навыки росписи, используя характер­ные для каждого промысла элементы и...

Игра-путешествие "В гостях у народных мастеров"

Художественно-эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе деятельности по ознакомлению с окружающим миром...

Комплексное итоговое занятие по изобразительному искусству В гостях у народных мастеров (знакомство с русским народным творчеством), глина.

изделия народных промыслов (дымковские игрушки, гжельские, городецкая), аудиозапись русских народных мелодий....

Итоговое занятие по народному декоративно – прикладному искусству «В гостях у народных мастеров» для детей подготовительной к школе группы

Конспект поможет закрепить полученные знания о видах народного декоративно - прикладного творчества. Позволит применить полученные навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и...