Методическая разработка занятия по знакомству дошкольников с печатной графикой «ВЕСЁЛЫЕ ЗВЕРЮШКИ».
методическая разработка по рисованию по теме

Коровкина Светлана Аркадьевна

Разработанные материалы будут полезны  педагогам дополнительного образования, творчески активным воспитателям детских садов, учителям начальной школы . В них приведено занятие, посвященное знакомству детей с печатной графикой в технике - гравюра по аппликации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_vesyolye_zveryushki_tsvr.docx734.96 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДОД ЦВР Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Педагог дополнительного образования:

Коровкина Светлана Аркадьевна.

Методическая разработка занятия по знакомству дошкольников с печатной графикой

«ВЕСЁЛЫЕ ЗВЕРЮШКИ».

Аннотация

Данная разработка посвящена развитию интереса детей 7 – 8 лет к анималистическому жанру изобразительного искусства, и обучению способам графического выполнения рисунка на бумаге.

Разработанные материалы будут полезны творчески активным воспитателям и педагогам дополнительного образования, обучающим детей в детском саду. В них приведено занятие, посвященное знакомству детей с печатной графикой в технике - гравюра по аппликации.

Данная разработка может быть использована для приобщения детей к изобразительному искусству в системе дополнительного образования детей.

Цель:

Познакомить детей более детально с профессией художника станкового графика и техникой выполнения гравюры.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:  

1 – Формирование знаний в области изобразительного искусства:

  • Углубить представления о виде изобразительного искусства – станковая графика в анималистическом жанре.
  • Учить детей способности «смотреть и видеть».
  • Показать средства выразительности, которыми пользуется художник график при выполнении гравюры.
  • Познакомить с настоящими инструментами художника графика.

2 – Формирование умений и навыков:

  • Познакомить с техникой выполнения гравюры по аппликации от эскиза до готовой работы.
  • Обучить последовательности выполнения операций при работе в технике гравюры по аппликации.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

3 – Формирование творческой активности детей:

  • Развить способность находить собственное решение в выборе изобразительных средств, для создания творческой работы.
  • Расширить словарный запас детей специальными названиями и профессиональными художественными терминами.
  • Побуждать детей высказывать своё личное мнение по поводу увиденного и услышанного.
  • Вызвать желание детей активно обсуждать этапы предстоящей деятельности и доводить работу до конца.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

4 – Формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни:

  • Воспитывать у детей эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.
  • Формировать культуру деятельности.
  • Вызвать интерес к изображению животных и способствовать тому, чтобы в рисунке дети передавали своё отношение к животным.
  • Вносить результаты своего творчества в художественное оформление окружающей среды.

Методическое оснащение занятия:

Материально – техническая база:

технические средства обучения (ПК);

изобразительные материалы и инструменты: кисти, резиновый валик, деревянная ложка, бумага различных цветов и белая, широкие кисти (щетина), чёрная гуашь и тушь, ёмкость для смешивания краски.

Дидактическое обеспечение: 

презентация «Гравюра», Репродукции с произведений изобразительного искусства или подлинные произведения искусства, выполненные в технике гравюра (линогравюра, ксилогравюра, эстамп, офорт), инструменты, которыми художник гравирует поверхности (штихели) по возможности, алгоритм создания изображения в технике гравюры по аппликации, «клеймо мастера» (штампик – печать).

Методы обучения:

  • занимательный рассказ педагога;
  • рассматривание произведений искусства
  • обследование
  • составление алгоритма действий
  • показ способов изображения
  • репродуктивная, поисковая и творческая деятельность детей под контролем педагога;
  • выставка работ.

Современные образовательные технологии:

Технология исследовательской деятельности

Элемепнты Технологии «ТРИЗ»

Информационно-коммуникационные технологии

Формы организационной деятельности: групповая.

Предварительная работа:

  • На познавательных занятиях дети знакомятся с разнообразием животного мира, чем схожи и чем различаются, на какие группы делятся (домашние и дикие), как готовятся к зиме и так далее.C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\открытое мероприятие 30 сентября 13-14\DSC00958.JPG
  • Изготовление индивидуального, авторского клише: дети выполняют аппликации по собственным эскизам, из толстого плотного картона, чтобы получить рельефную поверхность, с помощью которой в дальнейшем будет получено изображение.

Подготовительная работа:

  • Педагог оформляет помещение изостудии произведениями искусства, выполненными в технике гравюра.
  • На столах у детей, закрытых клеёнкой лежат кисти и ёмкости для краски.
  • На столе у педагога: набор штихелей, резиновые валики, деревянные ложки, чёрная гуашь и тушь, ёмкость для смешивания краски.

Задание для детей:

Сделать оттиски с индивидуально, подготовленных рельефных клише, тремя различными способами.

Предполагаемые названия рисунков:

«Вот какой у меня друг», «Весёлые мальки», «Хитрый кот», «Глубоководная рыба» «Взъерошенный воробьишка», «Улитка» и т. д.

Конспект занятия

1 Этап:

Организационный момент.

Дети собираются в кабинете студии, рассаживаются по местам и готовятся к занятию.

Вступительная беседа. Объявление темы занятия.

Тихо звучит спокойная музыка.

Педагог обращает внимание детей на стены изостудии, которая превратилась в выставочное помещение. На стенах висят произведения искусства, выполненные особым образом.

Педагог: Ребята, что общего вы видите во всех этих картинах?

Предполагаемые ответы детей: Они все выполнены одним цветом. Нет, двумя.

Педагог: Разберёмся, какие именно цвета вы видите. C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\открытое мероприятие 30 сентября 13-14\DSC00988.JPG

Предполагаемые ответы детей: Чёрный, белый.

Педагог: А давайте вместе подумаем, какой цвет краски брал для работы художник, чёрный или белый?

Недавно мы с вами сделали несколько рисунков, похожих по стилю исполнения на произведения искусства. Какими чёрными (графическими) материалами вы пользовались при рисовании в прошлом году.

Предполагаемые ответы детей: Да мы рисовали тушью и кистью, простыми карандашами, маркерами…C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\открытое мероприятие 30 сентября 13-14\DSC00971.JPG

Предполагаемые ответы детей: И, правда, мы брали чёрный цвет.

Педагог: Да всё правильно. Теперь давайте поближе рассмотрим и потрогаем те аппликации из толстого картона, которые мы с вами подготовили вчера.

Педагог достаёт, выполненные детьми, аппликации из толстого картона по собственным эскизам ребят, на которых изображены различные животные.

Обратите внимание, здесь есть ямки и горки. Такая поверхность называется она рельефной. Сегодня вы сделаете отпечатки – оттиски от своей рельефной аппликации, как от печати большого размера. А как вы думаете, что оставит цветной след ямка или горка?

Предполагаемые ответы детей: Ямка, не горка, нет ямка.

Педагог: Придётся нам всем вместе на практике разобраться в этом вопросе. Но я хочу вам ещё сказать, что это искусство – делать художественные отпечатки с рельефной поверхности называется гравюра. А теперь скажите, к какому виду искусства мы отнесём гравюру? К живописи, графике, скульптуре, архитектуре?

Предполагаемые ответы детей: Графика!!!

Педагог: Почему?

Предполагаемые ответы детей: Потому, что художник использует мало цветов, два, чёрный и белый, всего одну краску!

Педагог: Молодцы! Всё правильно! А настоящий художник график изготавливает рельефную поверхность своего рисунка специальными ножичками – штихелями. Вот они, посмотрите. А сейчас я вам покажу, как работает профессиональный художник график.

Далее идёт презентация с комментариями педагога.

Слайд №1. С изображением художника – графика в мастерской за работой.

Сидя за столом, художник по своим эскизам (предварительным рисункам-мыслям) с помощью штихеля на линолеуме вырезает изображение (гравирует).

Слайд №2. С изображением рельефного клише.

Так выглядит клише, с которого график будет делать оттиски (отпечатки).

Слайд №3. С изображением профессионального печатного станка.

С помощью этого станка художник получает гравюру, прокатывая окрашенное клише вместе с листом бумаги между близко расположенными валиками.

Слайд №4. С изображением готовой линогравюры.

Так можно получить несколько отпечатков с одного клише.

Слайд №5. С изображением гравюр выполненных разными способами.

Посмотрите: всё это гравюры, но для каждой из них график драл разные материалы, чтобы сделать клише. Если клише сделано из линолеума, то рисунок будет называться линогравюра; из дерева – ксилогравюра (ксило – дерево); из камня – литография (лито _ камень); а из металла – офорт. Мы можем сказать по-другому, назвать все гравюры одним словом – эстамп. Эстамп - обобщенное название произведений печатной графики - оттиск с печатной формы на бумаге.

Педагог: Ну, а мы с вами пока ещё не можем работать такими инструментами.

Предполагаемые ответы детей: Да эти инструменты точно очень острые.

Педагог: И поэтому мы с вами сделали свою собственную рельефную доску (клише), но из плотного, толстого картона.

Педагог: Как вы думаете, сможем мы с вами сделать оттиски с наших аппликаций?

Предполагаемые ответы детей: Да! Поверхность нашей аппликации не ровная.

Педагог: А кто из вас вспомнит, как называют художников, которые рисуют животных? Я задала вам этот вопрос потому, что на ваших клише изображены разные животные.

Предполагаемые ответы детей: Анималисты!

Педагог: Молодцы ребята, помните такое сложное название!

2 Этап:

Физкультминутка.

А теперь давайте немного поиграем. Вы вытаскиваете у меня карточку с животным, изображаете его, как угодно: жестами, звуками, движениями, а мы отгадываем, кого вы показали.

3 Этап:

Педагог: Приступим к выполнению наших гравюр.

Сначала надо определить порядок действий. Сейчас вы видели, как работает профессиональный график, многие из вас видели, как взрослые ставят печати на бумагу, может быть, кто-то из вас сам ставил маленькие игрушечные печати с изображениями животных на бумагу, вместе с воспитателем вы делали декоративное панно, оставляя отпечатки от опавшей листвы.

Я надеюсь, что вы сей час сможете мне назвать (предположить) в каком порядке мы с вами будем действовать дальше. А я для вас тоже приготовила сюрприз. Вот здесь, на доске «спрятался» алгоритм наших действий в картинках, но все картинки сейчас закрыты Вы будите называть мне, что, по вашему мнению, вы будете делать дальше, а я открою картинку (этап алгоритма), если ваше мнение окажется правильным. сканирование0008

Предполагаемые ответы детей: Сначала мы нарисовали наши рисунки.

Педагог: Да. Открываю.

Предполагаемые ответы детей: Склеили аппликацию.

Педагог: Да. Открываю.

Предполагаемые ответы детей: Покрыли аппликацию краской.

Педагог: Да. Открываю.

Предполагаемые ответы детей: Сделали оттиск и посмотрели на нашу гравюру.

Педагог: Да. Открываю. А посередине остался закрытый лист. Мы что-то пропустили?!

Предполагаемые ответы детей: А что ещё?????

Педагог: А это мы сейчас и узнаем. Давайте откроем картинку и посмотрим, что это за этап?

Предполагаемые ответы детей: Какие-то краски. Да!

Педагог: Да оказывается для этой работы лучше смешать две разные чёрные краски гуашь и тушь. Почему? Гуашь слишком густая, но если её разбавить водой, она из чёрной превратится в серую. А тушь, тоже чёрная и если смешать густую гуашь и жидкую тушь мы с вами получим чёрную краску удобной для работы, густоты.

Предполагаемые ответы детей: Да! Тушь сыграет «роль» воды.

Педагог: Вот мы совместными усилиями составили инструкцию для работы.

4 Этап:

Подготовка к работе. Показ педагога вариантов получения изображения. Правила техники безопасности.

Педагог: Теперь давайте я покажу вам, как надо смешивать гуашь вместе с тушью.

Консистенция – густота краски должна быть похожа на кефир. А прижимать бумагу к аппликации можно несколькими способами: ладошками (это вы умеете), резиновым валиком (как станком) или деревянной ложкой (обратной, выпуклой стороной). DSC01128

Разобьёмся на две команды (два стола). Каждая команда получает резиновый валик, две деревянные ложки, а ладошки у каждого из вас всегда при себе. Вот ваши рельефные аппликации. Попробуйте каждый из способов, сравните и поделитесь с нами своими ощущениями. И ещё, поскольку ваши произведения искусства во время работы подписывать будет некогда, я даю каждому из вас штампик - «клеймо мастера», будете ставить на рисунок, вместо подписи (автографа). Пожалуйста, давайте ещё вспомним как надо обращаться с кистями и красками (педагог и дети совместно проговаривают правила безопасности при работе с красками).

Можно приступать к работе, но помните, пожалуйста, что тушь – краска очень насыщенная и старайтесь работать аккуратно.

5 Этап:

Практическая работа.

Дети выполняют работу. Звучит весёлая музыка с детскими песнями о животных

Когда заканчивает звучать музыка, педагог предлагает детям мини - «мозговой штурм».

Педагог: А чем ещё можно делать отпечатки? 

Дети: Руками, ступнями, колесами!......

6 Этап:

Заключение. Рефлексия.

Педагог: Молодцы!!! Я рада, что у вас всё сегодня отлично получилось! Чуть позже, когда ваши гравюры подсохнут, мы их используём, как вы думаете для чего?

Дети: Сделаем выставку, украсим группу, подарим маме, сделаем альбом о животных…..

7 Этап:

Уборка рабочего места.

8 Этап:

Подведение итогов занятия.

Педагог: Всем большое спасибо за хорошую, активную, творческую работу. Сегодня у вас всё получилось и я надеюсь, что вы расскажите и научите своих родителей делать такие картины.

Комментарий для педагога:

Если благодаря полученной информации об эстампе, дети увлеклись процессом создания гравюры по аппликации, если в процессе работы старались слушать рекомендации педагога и помогать друг другу, и в итоге получили настоящие произведения искусства, то результаты занятия можно считать положительными.

Педагогические рекомендации для педагогов и воспитателей детского сада:

Такое занятие можно проводить на любую тематику (город, открытка к празднику, машины, самолёты и др.). Так же можно использовать цветные краски и цветную бумагу.

Первую часть занятия можно видоизменить, если дети уже изучили работу углём, тушью и пером, сангиной, то можно сделать выставку из этих рисунков и провести экскурсию для гостей с маленькими рассказами (если это открытое занятие). Ещё на подобном занятии можно затронуть тему типографии, ведь изображение тиражируется.

9 Список использованной литературы:

  1. Н.В Квач. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001
  2. О.А. Никологорская «Игры с красками и бумагой», «Школьная пресса», М., 2003г.
  3. Ф. Уайт «Как научиться рисовать», «Росмениздат», М., 2001г.

10 Сайты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия "Знакомство с органами речи"

Фронтальное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка, занятие для старших дошкольников по ПДД, презентация.

Методическая разработка, занятие для старших дошкольников по ПДД, презентация....

Методическая разработка, занятие для старших дошкольников по ПДД, презентация.

Методическая разработка, занятие для старших дошкольников по ПДД, презентация....

Методическая разработка педагогического проекта для дошкольников «Весёлая олимпиада»

Разработка комплекса педагогических мероприятий по популяризации занятий спортом.Проект поддерживает идею здорового образа жизни всей семьи....

Методическая разработка занятия для старших дошкольников на тему: «Чудо-птица!»

Информация для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста...

Консультация для педагогов "Знакомство дошкольников с книжной графикой"

Рассматривание книжных иллюстраций – широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самосто...