Кружок по рисованию "Палитра"
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему
Кружок расчитан на детей старшей и подготовительной к школе группы, 2 часа в неделю, содержит 4 раздела: ДПИ, классические знание по изобразительному искусству, работа с нетрадиционными материалами, работа красками в нетрадиционных техниках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок по изо-деятельности(элементы ДПИ, нетрадиционные техники и материалы) | 41.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29 комбинированного вида
Курортного района Санкт-Петербурга
Программа кружка
по изобразительной деятельности и художественному труду
«Палитра»
(для детей дошкольного возраста старших\подготовительных групп)
2 учебных часа в неделю
(64 учебных часа в год)
Составитель: Сотникова
Анна Леонидовна
2014-2015 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей в работе с детьми дошкольного возраста. Особое место занимает психологическое здоровье, что является одним из важнейших характеристик личности человека. Большими возможностями по созданию предпосылок для индивидуализации и самовыражения личности является художественное образование, так как художественность, эстетичность–обязательный принцип здоровьесбережения.
Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия “красивый” и “добрый” почти идентичны), повышает и познавательную активность и даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.
Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков развития способностей к художественному творчеству.
Эстетическое воспитание и художественное творчество не мыслимо без народного декоративно-прикладного искусства, народной игрушки. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
В разработке этой программы я опиралась на программы Н. В.Ермолаевой «Художники-умельцы» и Владимировой Л. И. «Красота и творчество», в обеих подчеркивается роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности, а эстетическое воспитание рассматривается, как главная составляющая психического здоровья ребенка. Новизной и отличительной особенностью программы «Палитра» является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского творчества.
Программа состоит из четырех разделов:
традиционные знания по художественному творчеству;
нетрадиционные техники в изобразительной деятельности;
народное декоративно-прикладное искусство;
художественный труд( нетрадиционные техники).
Цель программы:
Формирования у детей желания самостоятельно составлять композиции, пользуясь традиционными и нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, практических навыков и познавательно интереса к живописи, умения видеть и ценить прекрасное.
Задачи:
Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и различных стилях и направлениях в живописи, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и светотени, освоение различных техник рисования.
Воспитательные – привитие интереса к живописи, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, любви к природе и истории Родины.
Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческого мышления, формирование эстетического и художественного отношения к окружающей действительности.
Содержание программы кружка составлено с учетом возрастных особенностей детей.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам “Программы воспитания и обучения в детском саду” под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
- “Физическая культура”.
Использование здоровьесберегающего принципа. Для реализации данного принципа предлагается:
- ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений;
- осваивать навыки рационального дыхания (необходимые при обучении рисованию воздушными фломастерами) с помощью дыхательных упражнений;
- отрабатывать глазоручную координацию, концентрацию внимания и усидчивость, подготовку руки к письму, к работе на компьютере (с мышкой).
– использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям.
- “Музыкальное воспитание”. Музыкатерапия– прослушивание звуков окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на различные темы; рисование с прослушиванием произведений известных композиторов в соответствии с тематикой занятия.
- “Развитие речи”. Использование на занятиях художественного слова; развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.
“Ознакомление с окружающим”. Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, занятий по ознакомлению с окружающим миром (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.
Возраст обучающихся – 5-7 лет (старшая, подготовительная группы). Программа рассчитана на два года обучения – по 64 учебных часа в год(два года – 128 учебных часа), 2 занятия в неделю(старшая группа – 25 мин., подготовительная – 30 мин.)
Максимальная наполняемость в группе – 10 человек.
Подведение итогов работы проводятся в конце учебного года(выставка, итоговые занятия). На протяжения года так же проводятся тематические выставки к различным праздникам: Новый год, 23 февраля, 8 марта, День Победы.
Форма реализации программы:
практические занятия
творческие мастерские
выставки
Система отслеживания результатов усвоения материала:
- наблюдение за детьми;
- организация и участие в выставках;
- участие в конкурсах;
- индивидуализация(учет продвижения личности в развитии).
Методы:
наглядный, практический, метод релаксации, практические занятия, рассказ, беседа, презентация.
Ожидаемые результаты к концу обучения:
Обучающийся должен знать - различные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, основы композиции, цветоведения,, светотени, перспективы, традиционные и нетрадиционные техники изобразительной деятельности.
Обучающийся должен уметь –
- Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства.
- Самостоятельно, активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства.
- Выделять особенности предмета; передавать в рисунке его форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию.
- Размещать изображение на листе бумаги, соблюдая перспективу (близко, далеко)
- Передавать движения людей, животных.
- Соединять в одном рисунке разные материалы, техники для создания выразительного образа.
- Создавать фон для изображаемой картины различными способами.
- Определять названия цветов, различных оттенков.
- Смешивать краски, получая различные оттенки и использовать их в рисунке.
- Создавать узоры по мотивам народных росписей на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек, используя характерные для того или иного вида народного искусства и цветовую гамму.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
(старшая группа)
Название разделов, количество часов | Основное содержание разделов | Знания, умения, навыки по разделу |
Основы по изо-деятельности, традиционные техники (18 учебных часов) | Цветоведение. Светотень. Перспектива в цвете. Перспектива в размере. Пейзаж. | - уметь различать художественные материалы(акварель, гуашь) - уметь получать требуемый цвет при помощи смешивания красок - различать холодные\теплые, контрастные\сближенные цвета -уметь передавать перспективу цветом и размером предметов -знать различные виды пейзажей -уметь использовать при работе с пейзажом заниженную\завышенную линии горизонта |
Нетрадиционные техники (14 учебных часов) | Оттиск листьями. Граттаж. Пастель. Сухая кисть. Смешанные техники (гуашь + акварель, восковые мелки + акварель). Набрызгивание. | - знать и различать нетрадиционные техники, уметь их применять; - знать и уметь применять основные приемы работы с пастелью; - знать условия хранения работ выполненных пастелью |
Народное декоративно-прикладное искусство (16 учебных часов) | Хохлома. Жостовская роспись. Городецкая роспись. Гжель. Дымковская игрушка. | - знать основные элементы изученных народных росписей, их цветовую специфику; - уметь изображать различные виды росписей; - уметь различать виды росписей; - знать историю, изученных народных промыслов |
Художественный труд (работа с дополнительными материалами) 16 учебных часов | Работа с природным материалом. Рельефная лепка на картонной основе. Конструирование из бумаги. Картина крупами. Квиллинг. Декупаж. | - знать приемы работы с нетрадиционными художественными материалами; - развитие интереса к нетрадиционным видам работы с художественными материалами; - уметь самостоятельно работать, применяя изученные техники. |
(подготовительная группа)
Основы изо-деятельности, традиционные техники (14 учебных часов) | Натюрморт. Портрет. Витраж. Различные стили в живописи. Где работает художник. | - уметь различать портрет, пейзаж, натюрморт; - знать разные виды портретов, пейзажей; - воспитание желание работать с натуры; - уметь рисовать витражи, знать историю их появления и применения; - знать, где может быть востребована работа художника |
Нетрадиционные техники (18 учебных часов) | Рисование мыльными пузырями. Рисование в технике баттик (восковой мелок + акварель). Оттиск мятой бумагой. Кляксография. Техника раздельного мазка. | - знать и различать нетрадиционные техники, уметь их применять; - воспитание желания смешивать техники, изобретать что-то свое, творить; - развивать фантазию |
Народное декоративно-прикладное искусство (16 учебных часов) | Каргопольская игрушка. Филлимоновская игрушка. Семеновская матрешка. Лубок. Павлово-Посадский платок. | - знать основные элементы изученных народных росписей, их цветовую специфику; - уметь изображать различные виды росписей; - уметь различать виды росписей; - знать историю, изученных народных |
Художественный труд (работа с дополнительными материалами) 16 учебных часов | Оригами. Бисероплетение. Конструирование из бумаги. Салфетная техника. | - знать приемы работы с нетрадиционными художественными материалами; - развитие интереса к нетрадиционным видам работы с художественными материалами; - уметь самостоятельно работать, применяя изученные техники. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
(старшая группа)
№ п\п | Тема | Содержание темы | Развивающая среда, используемые материалы |
1. Основы изо-деятельности, традиционные техники (18 уч. часов). | |||
1. | Бабочка на зеленом лугу. | Вводное занятие. Три основных цвета – синий, красный, желтый. Получение при их помощи радужного спектра(семь цветов радуги) | Фотографии радуги, бабочек. Простые карандаши. Акварель. Беличьи кисти. Бумага А4. |
2. | Осенний парк. | Использование трех основных цветов + белила. Закрепление знаний о их смешивании. Расширение цветового спектра получаемых цветов: коричневый, оттеночные цвета, получаемые с помощью белил. | Гуашь. Беличьи кисти. Альбомная бумага А4. Примеры осенних пейзажей. Прослушивание звуков леса. |
3. | Жар – птица. | Теплые цвета. Свеча и акварель. | Таблица теплых и холодных цветовых оттенков. Восковые свечи. Акварель. Беличьи кисти. Альбомная бумага А3. |
4. | Цветок Снежной Королевы. | Холодные цвета. | Прослушивание звуков природы- снежная буря. Таблица теплых и холодных цветовых оттенков. Акварель. Беличьи кисти. Альбомная бумага А3. |
5 - 6. | Яркий мир.(2 занятия) | Контрастные цвета. Рисунок попугая с предварительной прорисовкой. Смешанная техника акварель + восковой мелок. | Фотографии попугаев. Прослушивание звуков природы- тропический лес. Таблица контрастных и сближенных цветовых оттенков. Акварель. Простые карандаши. Восковые мелки. Беличьи кисти. Альбомная бумага А3. |
7. | Ящерица в пустыне. | Сближенные тона. Штриховка восковыми мелками. Передача объемного тела животного с помощью темных\светлых цветов, тени. | Фотографии животных пустыни. Простые карандаши. Восковые мелки. Альбомная бумага А4. |
8. | Мои кубики. | Свет и тень. Рисунок с натуры пирамидки из трех кубиков. Черно-белый рисунок простым карандашом. | Простые карандаши. Альбомная бумага А4. Настольная лампа. |
9. | Ваза с узором. | Свет и тень в цвете. | Фотографии ваз с греческим орнаментом. Гуашь. Беличьи кисти. Простые карандаши. Альбомная бумага А3. |
10. | В лес по грибы. | Пейзаж с завышенной линией горизонта. Без предварительный прорисовки. | Образцы пейзажей. Горный, морской, лесной, городской. Прослушивание звуков русского поля. Тонированная голубая бумага А4. Гуашь. Беличьи кисти. |
11. | Высоко в горах. | Пейзаж с заниженной линией горизонта. Без предварительной прорисовки. Первое знакомство с работой щетинной кистью. | Образцы пейзажей. Прослушивание звуков природы- горное спокойствие. Гуашь. Беличьи, щенные кисти. Альбомная бумага А3. |
12 - 13. | Воздушные узоры Санкт-Петербурга.(2 занятия) | Техника работы по сырому. С предварительной прорисовкой узорной решетки. | Фотографии решеток садов и парком Санкт-Петербурга. Акварель. Простые карандаши. Беличьи кисточки. Альбомная бумага А3. |
14 - 15. | В яблоневом саду.(2 занятия) | Техника работы по сырому. С предварительной прорисовкой. Ветка с яблоками. | Фотография яблоневых веток. Простые карандаши. Акварель. Беличьи кисти. Альбомная бумага А3. |
16 -17. | Игривый дельфин.(2 занятия) | Перспектива в цвете и размере. Дельфин – первый план, корабль – на горизонте. | Фотографии дельфинов. Простые карандаши. Гуашь. Акварель. Беличьи кисти. Бумага А3. |
18. | Творческая мастерская. | Итоговое занятие. Дети рисуют на тему своей фантазии. | Бумага А4. Простые карандаши. Беличьи, щетинные кисти. Восковые мелки. Акварель. Гуашь. Прослушивание звуков приоды. |
2. Нетрадиционные техники(14 занятий) | |||
1. | Осенний букет. | Набрызгивание с помощью зубной щетки. На белый лист кладется кленовый лист – делается набрызг, клен убирается, на его место кладется рябиновый –снова делается набрызг. Это проделывается столько раз в зависимости от того, насколько пышным хотят получить изображаемый букет. | Коричневая акварель. Зубные щетки. Альбомная бумага А4. Прослушивание Музыки Вивальди «Осень». Засушенные листья. |
2. | Наш лазурный аквариум. | Работа в технике граттаж. | Фотографии аквариумных рыбок. Альбомная бумага А4. Акварель. Гуашь. Беличьи кисти. Палочки для процарапывания. |
3. | Музыка северного неба. | Рисунок северного сияния в технике граттаж. В нижней части работы палатка исследователей – граттаж только на части работы(небо). | Фотографии северного сияния. Прослушивание стихов о полярниках. Альбомная бумага А4. Акварель. Гуашь. Беличьи кисти. Палочки для процарапывания. |
4. | Колючая елка, пушистый заяц. | Техника сухая кисть( тычок сухой щетинной кистью), предварительная прорисовка простым карандашом. | Гуашь. Щетинная кисть. Альбомная бумага А3. Простые карандаши. |
5. | Дедушка Филин. | Сухая кисть. | Прослушивание звуков природы – ночь в зимнем лесу. Фотографии филинов, сов. Щетинные кисти. Гуашь. Альбомная бумага А4. |
6. | Новогодняя елка (коллективная работа) | Ветка ели с игрушкой, выполненной в технике граттаж. В конце занятия составляемся из вырезанных веточек новогодняя ель. | Акварель. Гуашь. Беличьи кисти. Альбомный лист А4. Простой карандаш. |
7. | Мишка с подарком. | Сухая кисть. | Щетинные, беличьи кисти. Гуашь. Простые карандаши. Альбомная бумага А4. |
8. | Выставка, посвященная Новому году. | ||
9-10. | Рассвет на скалистом берегу.(2 занятия) | Знакомство с сухой пастелью. Без предварительного прорисовывания простым карандашом. Перспектива в цвете. | Бежевая бумага для пастели. Пастель. Прослушивание звуков природы – восход солнца. Образцы морских пейзажей в солнечную погоду. Вата для растушевки. Лак-закрепитель. |
11. | Снегирь на еловой ветке. | Сухая пастель. | Фотографии снегиря. Бумага для пастели. Пастель. Лак-закрепитель. Вата для растушевки. |
12 - 13. | Букет сирени.(2 занятия) | Сухая пастель. | Фотографии сирени, образцы работ художников. Бумага для пастели. Пастель. Лак-закрепитель. Вата для растушевки. |
14. | Творческая мастерская. | Итоговое занятие по разделу. Граттаж, набрызгивание, сухая кисть, пастель – ребенок может выбрать любую технику и материал для своей работы. | Все материалы, которые были использованы в разделе «Нетрадиционные техники» |
3. Народное декоративно – прикладное искусство (16 занятий) | |||
1. | Что такое ДПИ? | Вводное занятие. Изготовление куклы-оберега из ниток. | Презентация «Народные промыслы». Нитки. Ножницы. |
2 -3. | Голубое чудо гжели (2 занятия). | Конструирование из бумаги барыни. Раскрашивание ее элементами гжели. | Бумага. Клей. Ножницы. Беличьи кисти. Простые карандаши. Шаблоны барыни. Образцы изделий расписанных гжелью. Гуашь. Таблица основных элементов росписи. |
4. | Изразцовая плитка. | Гжель. Роспись по квадрату бумаги. | Квадрат бумаги 20*20. Гуашь. Беличьи кисти. |
5. | Золотая хохлома. | Основные элементы хохломы. История появления. Роспись картонной тарелочки. | Образцы изделий с хохломской росписью. Таблица основных элементов росписи. Гуашь. Беличьи кисти. |
6-7. | Городецкие птицы (2 занятия). | Городецкая роспись. Без предварительного рисунка. Часть от шкатулки. | Гуашь. Беличьи кисти. История промысла. Тонированная (охра) альбомная бумага А3. |
8-9. | Городецкий конь(2 занятия) | Городецкая роспись. Без предварительного рисунка. Часть от шкатулки. Сборка бумажной «шкатулки» | Гуашь. Беличьи кисти. Тонированная (охра) бумага А3. |
9-11. | Жостовские узоры (3 занятия) | Роспись доски жостовскими узорами. Прорисовка простым карандашом. Роспись темперой. Первое знакомство с темперой – декорирование, детализация. | Образцы жостовских подносов. История промысла. Деревянные дощечки. Таблица с элементами росписи. Простые карандаши. Темпера. Беличьи кисти. Лак для покрытия досок. |
Выставка, посвященная Международному женскому дню – 8 марта. | |||
12-13. | Дымковская птица(2 занятия). | Знакомство с дымковской игрушкой. Конструирование птицы из бумаги. Роспись ее гуашью. | Бумага. Шаблоны птицы. Клей. Ножницы. Простые карандаши. Образцы дымковской игрушки. Гуашь. Беличьи кисти. |
14 -15. | Дымковская барыня (2 занятия). | На картонном шаблоне барыни намечаются основные узоры, которые выкладываются разноцветными салфетками( скомканные кусочки). | Ножницы. Картонные шаблоны барыни. Простые карандаши. Клей. Разноцветные салфетки или гофрированная бумага. |
16. | Творческая мастерская. | Дети расписывают картонную тарелочку в понравившейся им промысле. | Гуашь. Беличьи кисти. Картонные тарелочки. Образцы, все рассмотренных в разделе промыслов. |
4. Художественный труд (16 занятий) | |||
1 -4. | Плоская скульптура(рельеф). Дорожка в парке(4 занятия). | 1.Знакомство с понятием «рельеф». Разметка будущей работы карандашом. 2.Наложение скульптурного пластилина на рисунок, соблюдая правило «чем ближе предмет, тем он выпуклее», используя технику примазывания. 3.Передача фактуры листьев(стеком), воды в озере( при помощи наложения целофана), грунтовка(белила + клей) 4. Работа цветом. Гуашь. Темпера. | Фотографии рельефов. Виды рельефов: горельеф, барельеф, рельеф, вдавленный рельеф. Знакомство с понятием «грунтовка». Клей. Белила. Простые карандаши. Картон. Скульптурный пластилин. Гуашь. Темпера. Щетинные, беличьи кисти. |
5. | Цветочный шар (коллективная работа) | Квиллинг. Цветы на зубочистках, которые вставляются в шар, составляя общую цветочную композицию. | Знакомство с историей появления квиллинга. Наборы для квиллинга. Клей. Ножницы. Цветная бумага. Зубочистки. |
6-8. | Певец русских полей(3 занятия). | Изготовление в технике квиллинга соловья на веточке. Изготовление отдельных деталей: головы, крылышка, лапок, деталей хвостика, веточки, листиков. Сборка. | Наборы для квиллинга. Клей. Ножницы. Цветная бумага. Зубочистки. Бумага для основы( 4 часть А4) |
9-10. | Цыплята из яичной скорлупы. | Элементы декупажа. Наклеивание скорлупы на нанесенный рисунок. Последующее его раскрашивание. | Деревянная досточка. Образцы декупажа. Клей. Темпера. Беличьи кисти. Гуашь. Поролоновые печати. Яичная скорлупа. |
11-12. | Часы из волшебной сказки. | Элементы декупажа. | Круглая картонная или деревянная основа. Яичная скорлупа. Картинки для декупажа - часы. Клей. Ножницы. |
13-14. | Сказочные крупы(2 занятия) | Стилизованная избушка на курьих ножках. Предварительный рисунок карандашом. | Простой карандаш. Клей. Греча. Просо. Макароны(разных видов). Другие фактурные материалы(ракушки). |
15. | Аппликация из гофрированной бумаги. Флаг нашей страны. | Из гофрированной бумаги вырезаются, подходящего цвета(белый, синий, красный), простые пятилепестковые цветки и прикрепляются на заготовку флага, сделанного воспитателем. | Ножницы. Гофрированная бумага. Клей. Шаблоны цветков. Простые карандаши. Заготовка флага. |
16. | Выставка «Любимая Родина». |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
(подготовительная группа)
1. Основы изо-деятельности, традиционные техники (14 занятий) | |||
1-2. | Фрукты в тарелке. | Рисование с натуры. Натюрморт. Штриховка восковыми мелками. Свет и тень. | Тарелка с фруктами. Восковые мелки. Образцы реконструкций работ художников. Настольная лампа. |
3. | Осенний букет. | Продолжение темы «натюрморт». Оттиск листьев при помощи восковых мелков(лист подкладывается под бумагу, штрихуется). Смешанная техника (акварель + восковые мелки) | Листья. Восковые мелки. Акварель. Альбомная бумага А4. |
4. | Портрет. Пропорции. | Знакомство с портретной живописью. Основными пропорциями лица. | Простой карандаш. Альбомная бумага А4. Образцы реконструкций работ художников. |
5. | Портрет. Цвет. | Тени на лице. Как правильно нарисовать волосы. | + гуашь. Беличьи кисти. |
6-7. | Портрет домашнего любимца. | Работа по памяти, представлению. Техника изображения шерсти. Предварительный рисунок простым карандашом. | Портреты самых распространенных домашних животных. Простые карандаши. Альбомная бумага А4. Гуашь. Беличьи кисти. |
8-9. | Мир разноцветного стекла. | Знакомство с понятием «витраж». Предварительный рисунок простым карандашом. Раскрашивание гуашью элементов рисунка. Использование сближенных теплых или холодных цветов. | История появления и применения витража. Альбомная бумага А3. Гуашь. Беличьи кисти. Простые карандаши. Образцы, фотографии витражей. |
10-11. | Живописная иллюзия. | Работа цветными карандашами. Штриховка. | Знакомство с разными направлениями в живописи: реализм, экспрессионизм, сюрреализм, иллюзия. Образцы реконструкций работ художников. Цветные карандаши. Альбомная бумага А4. |
12-14. | Где может работать художник | 1. Просмотр презентации «Где может работать художник». Профессия иллюстратор. Рассматривание красочных обложек к сказкам. Стилизация. Карандашный рисунок на обложку любимой сказки. 2. Работа краской. Гуашь. 3. Работа над деталями. Темпера. | Презентация. Альбомная бумага А3. Простые карандаши. Беличьи кисти. Гуашь. Темпера. Образцы обложек книг со сказками. Примеры стилизаций. |
2. Нетрадиционные техники (18 занятий) | |||
1-2. | Художник по имени «Мыльный пузырь» | Рисование мыльными пузырями. Осенний парк. Сухая кисть – деревья, озеро. | Прослушивание звуков природы – звуки леса. Жидкое мыло. Акварель. Гуашь. Щетинные кисти. Альбомная бумага А3. |
3-4. | Вологодские кружева зимы. | Рисование мыльными пузырями. Знакомство с таким народным промыслом, как вологодские кружева. Сухая кисть. | Образцы вологодских кружев(или их фотографии). История промысла. Жидкое мыло. Акварель. Гуашь. Щетинные кисти. Альбомная бумага А3. |
5. | Волшебный подводный мир. | Кляксография – выдувание из трубочки. | Альбомная тонированная синяя бумага А4. Жидкая гуашь. Трубочки. Фломастеры(для подрисовки). |
6. | Лесная избушка. | Техника раздельного мазка. Сближенные цвета для передачи тени и света. | Образцы реконструкций лесных, деревенских пейзажей. Импрессионисты. Альбомная бумага А3. Гуашь. Беличьи кисти. |
7. | Сказочная птица. | Техника раздельного мазка. | Альбомная бумага А3. Гуашь. Беличьи кисти. |
8. | Космическое путешествие. | Набрызгивание. Использование трафаретов. | Трафареты. Альбомная бумага А4. Жидкая гуашь. Зубная щетка. Пластиковая ложечка. |
9. | Инопланетяне. | Рисование мыльными пузырями. Кляксография. | Альбомная тонированная бумага А3. Жидкое мыло. Трубочка. Жидкая гуашь. Акварель. Фломастеры. |
10-11. | Новогодний витраж. | Закрепление знаний о витраже. Работа на альбомной бумаге. Соединения прорисовываются черным маркером. Дед Мороз, Снегурочка, новогодняя елка – на выбор ребенка. | Образцы предполагаемых работ. Альбомная бумага А3. Гуашь. Беличьи кисти. Черные маркеры. Простые карандаши. |
12. | Выставка, посвященная Новому году. | ||
13. | Наш дом – Земля, наша улица – Солнечная система. (коллективная работа) | Создание в технике «батик» на бумаге планет солнечной системы, комет, искусственных спутников. Обводится круглый шаблон. Круг тонируется восковым мелком, затем покрывается акварельной красной – в результате получается необычная текстура. Дети делают отдельные планеты, которые в конце занятия прикрепляются к заранее подготовленному воспитателем ватману(затонированый темно-синий,с орбитами планет) | История батика. Затоннированный ватман. Альбомная бумага А4. Простые карандаши. Шаблоны. Восковые мелки. Акварель. Беличьи кисти. Клей. Ножницы. |
14 - 15. | Там, где вечный лед. | Стилизованная работа (эскимос, белый мишка, чум, северное сияние) в технике оттиск мятой бумаги. Наносится рисунок карандашом, затем бумага мнется, разравнивается, рисунок обводится восковым мелком. Вся поверхность листа легко тонируется восковым мелком. Весь лист покрывается акварельной краской какого-либо одного цвета(в данном случае холодного тона). | Фотографии полярного медведя, эскимоса. Образец предполагаемой работы. Восковые мелки. Простые карандаши. Альбомная бумага А3. Акварель. Беличьи кисти. |
16. | Мы все дружные ребята.(коллективная работа) | Пальчиковое рисование. Отпечаток ладони. Подсолнух, сказочная птица, мудрый филин, голубой щенок – на выбор композиция из детских ладошек. | Основа вырезанная из ватмана, предполагаемой работы. Альбомные листы А4. Ванночки для краски. Тряпочки для вытирания ладоней после работы. Жидкая гуашь. Ножницы. Клей. |
17. | Букет мимозы. | Рисование пальчиками. Прорисовка деталей гуашью кисточками. | Тонированная бумага А3. Ванночки для краски. Тряпочки для вытирания рук. Жидкая гуашь. Беличьи кисти. Фотографии мимозы. |
18. | Творческая мастерская. | Коллективная работа. Роспись шаблона солдата в любой технике, стилизации, народном промысле. Создание в конце занятия «общего взвода» на ватмане с надписью «Служу Отечеству!» | Все использованные раннее материалы. |
3. Народное декоративно-прикладное искусство (16 занятий) | |||
1. | Солдат из русской сказки. | Знакомство с каргопольской игрушкой. Характерная цветовая гамма. | Альбомная бумага А4. Простые карандаши. Гуашь. Беличьи кисти. Образцы игрушек. История промысла. |
2-3. | Волшебная Птица-Сирин. | Продолжение знакомства с каргопольской игрушкой. Конструирование с последующим раскрашиванием. | Образец выполняемой работы. Гуашь. Темпера. Беличьи кисти. Ножницы. Простые карандаши. Клей. Альбомная бумага А3. Шаблоны. |
4-5. | Филлимоновский всадник. | Знакомство с филимоновской игрушкой. Конструирование с последующим раскрашиванием. | Шаблоны. Альбомные листы тонированной (охра) бумаги А4. Ножницы. Клей. Беличьи кисти. Гуашь. Образцы филлимоновской игрушки. История промысла. |
6 - 7. | Семеновкие парни и барышни. | Семеновская матрешка. Роспись картонных шаблонов, с предварительным рисунком простым карандашом. Изготовление картонной подставки, чтобы матрешка стояла. | Образцы семеновских матрешек. История матрешки. Картонные шаблоны. Простые карандаши. Гуашь. Темпера. Беличьи кисти. Картон А4. Ножницы. Клей. |
8.Выставка «Мальчишки и девчонки», посвященная 23 февраля и 8 марта. | |||
9-11. | Павлово-Посадское чудо. | Знакомство с Павлово-Посадскими платками. Картонная тонированная темным цветом треугольная основа с дырочками по обеим сторонам прямого угла. 1. разметка заготовки, нанесение узоров простым карандашом. 2. раскрашивание заготовки гуашью. 3. детализация, привязывание ниток к дырочкам по краю | Образцы изделий Павлово-Посадских мастеров. История промысла. Картонная заготовка. Шерстяные нитки. Ножницы. Гуашь. Беличьи кисти. Простые карандаши. Таблица с элементами орнамента платков. Образец изготовляемой работы. |
12-14. | Лубочный дворец(коллективная работа). | Знакомство с народным промыслом – лубок. Конструирование + рисование. 1. карандашный набросок 2. раскраска гуашью 3. детализация фломастером, сборка | Фотографии лубков. История промысла. Альбомные листы тонированные (охра) А3. Черные фломастеры. Гуашь. Беличьи кисти. Ножницы. Клей. Простые карандаши. |
15. | Пасхальное яйцо. | Роспись деревянной заготовки темперными красками в любом стиле, используя как кисточки, так и ватные палочки. Развитие фантазии. | История праздника пасхи и традиции раскрашивать яйца. Деревянные заготовки. Образцы изделий. Темперные краски. Беличьи кисти. Ватные палочки. Тряпочки для вытирания рук. |
16. | Наливное яблочко на тарелочке. | Творческая мастерская. Итоговое занятие. Роспись картонной тарелочки с нарисованным яблочком в любом стиле. | Картонные тарелочки. Гуашь. Беличьи кисти. Образцы изделий. Таблицы с элементами изученных за два года росписей. |
4. Художественный труд (16 занятий). | |||
1 -2. | В дебрях таежных лесов. | Мятая салфетка( гофрированная бумага) 1. предварительный рисунок простым карандашом 2. работа с салфетками(отрывается кусочек, сминается, приклеивается) | Образцы изделий. Прослушивание звуков природы-в тайге. Схемы рисования таежных животных. Простые карандаши. Альбомная бумага А3. Клей. Салфетки(или гофрированная бумага). |
3-4. | Еловая ветка. | Конструирование из бумаги. Гофрированная бумага. Воспитатель нарезает полоски толщиной 6 см. полоски складываются пополам вдоль. Дети надрезают на них «иголочки». Затем с помощью клея эта лента закручивается вокруг проволоки или настоящей веточки лиственного дерева. Так пока вся веточка не будет покрыта «иголочками». К ветке можно приделать настоящие шишки. | Ножницы. Заготовленные полоски гофрированной бумаги. Веточки. Клей. |
5-9. | Русская красавица – береза. (коллективная работа) | Бисероплетение на проволоке. 1. техника безопасности, знакомство с материалами, первый листик(на проволоку длиной 15 см нанизываем одну бисеринку, пропускаем ее до середины проволоки, на один из концов проволоки нанизываем еще 2 бисеринке, через них же продеваем второй конец в противоположном направлении, затягиваем протягивая пока две бисеринки не дотронутся до первой. То же самое что с двумя проделываем с тремя, четырьмя и пятью, затем – по одной убавляем. В конце проволока скручивается) 2. еще два листика 3. березовые сережки – бусины покрупнее(0,5 см)нанизываем на проволоку 5 штук бусин, затем 1 бисеринку и этот же конец проволоки возвращаем через 5 надетых бисеринок. Делается 3 сережки и их проволоки скручиваются вместе 4. сборка веточки, сборка общего дерева 5.резервный Для занятия необходимы индивидуальные коробочки у каждого ребенка для хранения по-этапно выполняемого изделия | Образец изделия. История появления бисера, применение его в народных костюмах. Фотографии народных костюмов, украшений из бисера. Индивидуальные коробочки. Моточки проволоки для бисероплетения. Зеленый бисер. Светло-зеленые бусины 0,5 см диаметр. Для сборки дерева – горшочек с камушками скульптурный пластилин(гипс) – для заполнения горшка, окраски ствола. Схемы бисероплетения листиков и сережек. |
10-11. | Лебединое озеро. | Оригами. Конструирование из бумаги. Лебедь. Озеро из синей фольги. По периметру заросли камыша из цветной бумаги. | Цветная бумага. Ножницы. Синяя фольга. Альбомный лист А4 - основа. Клей. |
12-14. | Мои любимый мульт-герой. | Мозаика. 1. переведение через копировальную бумагу портрета любимого киногероя, заготовка кусочков мозаики(нарезание квадратиков из полосок разноцветной бумаги) 2-3. работа над созданием мозаики | Знакомство с историей появления и использования мозаики. Фотографии мозаик. Альбомный лист А4. Портреты мультипликационных персонажей. Копировальная бумага. Простые карандаши. Клей. Ножницы. Цветная бумага. |
15. | Творческая мастерская. | Итоговое занятие. Рисование на тему «Родина», используя изученные художественные материалы по всем разделам. | Гуашь. Темпера. Акварель. Простые карандаши. Беличьи, щетинные кисти. Альбомная бумага. |
16. | Итоговая выставка «Мой дом - Земля». |
Использованная литература.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3 – е изд., испр.и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.
- Ремезова А.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 5 – 6 лет: Методика. – Школьная Пресса, 2005. – 96 с.
- Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать:Графика, живопись и народные промыслы: Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 96 с.: ил. – (Предшкольная пора).
- Изобразительная деятельность в детском саду. И. А. Лыкова. Издательский дом «Цветочный мир» - М., 2012г.
- Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. П. Казаковой – М.; ТЦ Сфера, 2007.
- Журнал «Веселый художник».
- Несброшюрованный альбом «Русская народная игрушка».
- Набор плакатов С. В. Конкевич «Мир музыкальных образов».
- Цикл «Большое искусство - маленьким». Знакомство с портретной живописью (набор плакатов).
- Цикл «Большое искусство - маленьким». Знакомство с пейзажной живописью. (набор плакатов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок по ручному труду и конструированию
Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....
Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"
На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...
Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"
На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...
Кружок "Радуга цвета" с использованием методов арт-терапии
В последние годы широкое применение получило использование методов арт-терапии в дошкольных учреждениях в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей.В дошк...
Кружок по рисованию
Целью работы кружка является - совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала ребенка, используя различные техники и жанры изобразительного искусства, формиро...
Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).
Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик: воспитатель Бабикова Елена...
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"...