Кружок по рисованию "Палитра"
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Сотникова Анна Леонидовна

Кружок расчитан на детей старшей и подготовительной к школе группы, 2 часа в неделю, содержит 4 раздела: ДПИ, классические знание по изобразительному искусству, работа с нетрадиционными материалами, работа красками в нетрадиционных техниках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29 комбинированного вида

Курортного района Санкт-Петербурга

Программа кружка

по изобразительной деятельности и художественному труду

«Палитра»

(для детей дошкольного возраста старших\подготовительных групп)

2 учебных часа в неделю

(64 учебных часа в год)

Составитель: Сотникова

Анна Леонидовна

2014-2015 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей в работе с детьми дошкольного возраста. Особое место занимает психологическое здоровье, что является одним из важнейших характеристик личности человека. Большими возможностями по созданию предпосылок для индивидуализации и самовыражения личности является художественное образование, так как художественность, эстетичность–обязательный принцип здоровьесбережения.

Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия “красивый” и “добрый” почти идентичны), повышает и познавательную активность и даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков развития способностей к художественному творчеству.

Эстетическое воспитание и художественное творчество не мыслимо без народного декоративно-прикладного искусства, народной игрушки. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

В разработке этой программы я опиралась на программы Н. В.Ермолаевой «Художники-умельцы» и Владимировой Л. И. «Красота и творчество», в обеих подчеркивается роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности, а эстетическое воспитание рассматривается, как главная составляющая психического здоровья ребенка. Новизной и отличительной особенностью программы «Палитра» является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского творчества.

Программа состоит из четырех разделов:

традиционные знания по художественному творчеству;

нетрадиционные техники в изобразительной деятельности;

народное декоративно-прикладное искусство;

художественный труд( нетрадиционные техники).

 Цель программы:

Формирования у детей желания самостоятельно составлять композиции, пользуясь традиционными и нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, практических навыков и познавательно интереса к живописи, умения видеть и ценить прекрасное.

Задачи:

Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и различных стилях и направлениях в живописи, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и светотени, освоение различных техник рисования.

Воспитательные – привитие интереса к живописи, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, любви к природе и истории Родины.

Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческого мышления, формирование эстетического и художественного отношения к окружающей действительности.

Содержание программы кружка составлено с учетом возрастных особенностей детей.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам “Программы воспитания и обучения в детском саду” под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

  • “Физическая культура”.

Использование здоровьесберегающего принципа. Для реализации данного принципа предлагается:

  • ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений;
  • осваивать навыки рационального дыхания (необходимые при обучении рисованию воздушными фломастерами) с помощью дыхательных упражнений;
  • отрабатывать глазоручную координацию, концентрацию внимания  и усидчивость, подготовку руки к письму, к работе на компьютере (с мышкой).

– использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям.

  • “Музыкальное воспитание”. Музыкатерапия– прослушивание звуков окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на различные темы; рисование с прослушиванием произведений известных композиторов в соответствии с тематикой занятия.
  • “Развитие речи”. Использование на занятиях художественного слова; развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.

“Ознакомление с окружающим”. Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, занятий по ознакомлению с окружающим миром (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.

Возраст обучающихся – 5-7 лет (старшая, подготовительная группы). Программа рассчитана на два года обучения – по 64 учебных часа в год(два года – 128 учебных часа), 2 занятия в неделю(старшая группа – 25 мин., подготовительная – 30 мин.)

Максимальная наполняемость в группе – 10 человек.

Подведение итогов работы проводятся в конце учебного года(выставка, итоговые занятия). На протяжения года так же проводятся тематические выставки к различным праздникам: Новый год, 23 февраля, 8 марта, День Победы.

Форма реализации программы:

практические занятия

творческие мастерские

выставки

Система отслеживания результатов усвоения материала:

- наблюдение за детьми;

- организация и участие в выставках;

- участие в конкурсах;

- индивидуализация(учет продвижения личности в развитии).

Методы:

наглядный, практический, метод релаксации, практические занятия, рассказ, беседа, презентация.

Ожидаемые результаты к концу обучения:

Обучающийся должен знать - различные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, основы композиции, цветоведения,, светотени, перспективы, традиционные и нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

Обучающийся должен уметь –

  1. Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства.
  2. Самостоятельно, активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства.
  3. Выделять особенности предмета; передавать в рисунке его форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию.
  4. Размещать изображение на листе бумаги, соблюдая перспективу (близко, далеко)
  5. Передавать движения людей, животных.
  6. Соединять в одном рисунке разные материалы, техники для создания выразительного образа.
  7. Создавать фон для изображаемой картины различными способами.
  8. Определять названия цветов, различных оттенков.
  9. Смешивать краски, получая различные оттенки и использовать их в рисунке.
  10. Создавать узоры по мотивам народных росписей на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек, используя характерные для того или иного вида народного искусства и цветовую гамму.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

(старшая группа)

Название разделов, количество часов

Основное содержание разделов

Знания, умения, навыки по разделу

Основы по изо-деятельности, традиционные техники

(18 учебных часов)

Цветоведение. Светотень. Перспектива в цвете. Перспектива в размере. Пейзаж.

- уметь различать художественные материалы(акварель, гуашь)

- уметь получать требуемый цвет при помощи смешивания красок

- различать холодные\теплые, контрастные\сближенные цвета

-уметь передавать перспективу цветом и размером предметов

-знать различные виды пейзажей

-уметь использовать при работе с пейзажом заниженную\завышенную линии горизонта

Нетрадиционные техники

(14 учебных часов)

Оттиск листьями. Граттаж. Пастель. Сухая кисть. Смешанные техники (гуашь + акварель, восковые мелки + акварель). Набрызгивание.

- знать и различать нетрадиционные техники, уметь их применять;

- знать и уметь применять основные приемы работы с пастелью;

- знать условия хранения работ выполненных пастелью

Народное декоративно-прикладное искусство (16 учебных часов)

Хохлома. Жостовская роспись. Городецкая роспись. Гжель. Дымковская игрушка.

- знать основные элементы изученных народных росписей, их цветовую специфику;

- уметь изображать различные виды росписей;

- уметь различать виды росписей;

- знать историю, изученных народных промыслов

Художественный труд (работа с дополнительными материалами)

16 учебных часов

Работа с природным материалом. Рельефная лепка на картонной основе. Конструирование из бумаги. Картина крупами. Квиллинг. Декупаж.

- знать приемы работы с нетрадиционными художественными материалами;

- развитие интереса к нетрадиционным видам работы с художественными материалами;

- уметь самостоятельно работать, применяя изученные техники.

        (подготовительная группа)

Основы изо-деятельности, традиционные техники (14 учебных часов)

Натюрморт. Портрет. Витраж. Различные стили в живописи. Где работает художник.

- уметь различать портрет, пейзаж, натюрморт;

- знать разные виды портретов, пейзажей;

- воспитание желание работать с натуры;

- уметь рисовать витражи, знать историю их появления и применения;

- знать, где может быть востребована работа художника

Нетрадиционные техники

(18 учебных часов)

Рисование мыльными пузырями. Рисование в технике баттик (восковой мелок + акварель). Оттиск мятой бумагой. Кляксография. Техника раздельного мазка.

- знать и различать нетрадиционные техники, уметь их применять;

- воспитание желания смешивать техники, изобретать что-то свое, творить;

- развивать фантазию

Народное декоративно-прикладное искусство (16 учебных часов)

Каргопольская игрушка. Филлимоновская игрушка. Семеновская матрешка. Лубок. Павлово-Посадский платок.

- знать основные элементы изученных народных росписей, их цветовую специфику;

- уметь изображать различные виды росписей;

- уметь различать виды росписей;

- знать историю, изученных народных

Художественный труд (работа с дополнительными материалами)

16 учебных часов

Оригами. Бисероплетение. Конструирование из бумаги. Салфетная техника.

- знать приемы работы с нетрадиционными художественными материалами;

- развитие интереса к нетрадиционным видам работы с художественными материалами;

- уметь самостоятельно работать, применяя изученные техники.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

(старшая группа)

№ п\п

Тема

Содержание темы

Развивающая среда, используемые материалы

1. Основы изо-деятельности, традиционные техники (18 уч. часов).

1.

Бабочка на зеленом лугу.

Вводное занятие. Три основных цвета – синий, красный, желтый. Получение при их помощи радужного спектра(семь цветов радуги)

Фотографии радуги, бабочек. Простые карандаши. Акварель. Беличьи кисти. Бумага А4.

2.

Осенний парк.

Использование трех основных цветов + белила. Закрепление знаний о их смешивании. Расширение цветового спектра получаемых цветов: коричневый, оттеночные цвета, получаемые с помощью белил.

Гуашь. Беличьи кисти. Альбомная бумага А4. Примеры осенних пейзажей. Прослушивание звуков леса.

3.

Жар – птица.

Теплые цвета. Свеча и акварель.

Таблица теплых и холодных цветовых оттенков. Восковые свечи. Акварель. Беличьи кисти. Альбомная бумага А3.

4.

Цветок Снежной Королевы.

Холодные цвета.

Прослушивание звуков природы- снежная буря. Таблица теплых и холодных цветовых оттенков. Акварель. Беличьи кисти. Альбомная бумага А3.

5 - 6.

Яркий мир.(2 занятия)

Контрастные цвета. Рисунок попугая с предварительной прорисовкой. Смешанная техника акварель + восковой мелок.

Фотографии попугаев. Прослушивание звуков природы- тропический лес. Таблица контрастных и сближенных цветовых оттенков. Акварель. Простые карандаши. Восковые мелки. Беличьи кисти. Альбомная бумага А3.

7.

Ящерица в пустыне.

Сближенные тона. Штриховка восковыми мелками. Передача объемного тела животного с помощью темных\светлых цветов, тени.

Фотографии животных пустыни. Простые карандаши. Восковые мелки. Альбомная бумага А4.

8.

Мои кубики.

Свет и тень. Рисунок с натуры пирамидки из трех кубиков. Черно-белый рисунок простым карандашом.

Простые карандаши. Альбомная бумага А4. Настольная лампа.

9.

Ваза с узором.

Свет и тень в цвете.

Фотографии ваз с греческим орнаментом. Гуашь. Беличьи кисти. Простые карандаши. Альбомная бумага А3.

10.

В лес по грибы.

Пейзаж с завышенной линией горизонта. Без предварительный прорисовки.

Образцы пейзажей. Горный, морской, лесной, городской. Прослушивание звуков русского поля.  Тонированная голубая бумага А4. Гуашь. Беличьи кисти.

11.

Высоко в горах.

Пейзаж с заниженной линией горизонта. Без предварительной прорисовки. Первое знакомство с работой щетинной кистью.

Образцы пейзажей. Прослушивание звуков природы- горное спокойствие. Гуашь. Беличьи, щенные кисти. Альбомная бумага А3.

12 - 13.

Воздушные узоры Санкт-Петербурга.(2 занятия)

Техника работы по сырому. С предварительной прорисовкой узорной решетки.

Фотографии решеток садов и парком Санкт-Петербурга. Акварель. Простые карандаши. Беличьи кисточки. Альбомная бумага А3.

14 - 15.

В яблоневом саду.(2 занятия)

Техника работы по сырому. С предварительной прорисовкой. Ветка с яблоками.

Фотография яблоневых веток. Простые карандаши. Акварель. Беличьи кисти. Альбомная бумага А3.

16 -17.

Игривый дельфин.(2 занятия)

Перспектива в цвете и размере. Дельфин – первый план, корабль – на горизонте.

Фотографии дельфинов. Простые карандаши. Гуашь. Акварель. Беличьи кисти. Бумага А3.

18.

Творческая мастерская.

Итоговое занятие. Дети рисуют на тему своей фантазии.

Бумага А4. Простые карандаши. Беличьи, щетинные кисти. Восковые мелки. Акварель. Гуашь. Прослушивание звуков приоды.

2. Нетрадиционные техники(14 занятий)

1.

Осенний букет.

Набрызгивание с помощью зубной щетки. На белый лист кладется кленовый лист – делается набрызг, клен убирается, на его место кладется рябиновый –снова делается набрызг. Это проделывается столько раз в зависимости от того, насколько пышным хотят получить изображаемый букет.

Коричневая акварель. Зубные щетки. Альбомная бумага А4. Прослушивание Музыки Вивальди «Осень». Засушенные листья.

2.

Наш лазурный аквариум.

Работа в технике граттаж.

Фотографии аквариумных рыбок. Альбомная бумага А4. Акварель. Гуашь. Беличьи кисти. Палочки для процарапывания.

3.

Музыка северного неба.

Рисунок северного сияния в технике граттаж. В нижней части работы палатка исследователей – граттаж только на части работы(небо).

Фотографии северного сияния. Прослушивание стихов о полярниках. Альбомная бумага А4. Акварель. Гуашь. Беличьи кисти. Палочки для процарапывания.

4.

Колючая елка, пушистый заяц.

Техника сухая кисть( тычок сухой щетинной кистью), предварительная прорисовка простым карандашом.

Гуашь. Щетинная кисть. Альбомная бумага А3. Простые карандаши.

5.

Дедушка Филин.

Сухая кисть.

Прослушивание звуков природы – ночь в зимнем лесу. Фотографии филинов, сов. Щетинные кисти. Гуашь. Альбомная бумага А4.

6.

Новогодняя елка (коллективная работа)

Ветка ели с игрушкой, выполненной в технике граттаж. В конце занятия составляемся из вырезанных веточек новогодняя ель.

Акварель. Гуашь. Беличьи кисти. Альбомный лист А4. Простой карандаш.

7.

Мишка с подарком.

Сухая кисть.

Щетинные, беличьи кисти. Гуашь. Простые карандаши. Альбомная бумага А4.

8.

Выставка, посвященная Новому году.

9-10.

Рассвет на скалистом берегу.(2 занятия)

Знакомство с сухой пастелью. Без предварительного прорисовывания простым карандашом. Перспектива в цвете.

Бежевая бумага для пастели. Пастель. Прослушивание звуков природы – восход солнца. Образцы морских пейзажей в солнечную погоду. Вата для растушевки. Лак-закрепитель.

11.

Снегирь на еловой ветке.

Сухая пастель.

Фотографии снегиря. Бумага для пастели. Пастель. Лак-закрепитель. Вата для растушевки.

12 - 13.

Букет сирени.(2 занятия)

Сухая пастель.

Фотографии сирени, образцы работ художников. Бумага для пастели. Пастель. Лак-закрепитель. Вата для растушевки.

14.

Творческая мастерская.

Итоговое занятие по разделу.

Граттаж, набрызгивание, сухая кисть, пастель – ребенок может выбрать любую технику и материал для своей работы.

Все материалы, которые были использованы в разделе «Нетрадиционные техники»

3. Народное декоративно – прикладное искусство (16 занятий)

1.

Что такое ДПИ?

Вводное занятие. Изготовление куклы-оберега из ниток.

Презентация «Народные промыслы».

Нитки. Ножницы.

2 -3.

Голубое чудо гжели (2 занятия).

Конструирование из бумаги барыни.

Раскрашивание ее элементами гжели.

Бумага. Клей. Ножницы. Беличьи кисти. Простые карандаши. Шаблоны барыни. Образцы изделий расписанных гжелью. Гуашь. Таблица основных элементов росписи.

4.

Изразцовая плитка.

Гжель. Роспись по квадрату бумаги.

Квадрат бумаги 20*20. Гуашь. Беличьи кисти.

5.

Золотая хохлома.

Основные  элементы хохломы. История появления. Роспись картонной тарелочки.

Образцы изделий с хохломской росписью. Таблица основных элементов росписи. Гуашь. Беличьи кисти.

6-7.

Городецкие птицы (2 занятия).

Городецкая роспись. Без  предварительного рисунка. Часть от шкатулки.

Гуашь. Беличьи кисти. История промысла. Тонированная (охра) альбомная бумага А3.

8-9.

Городецкий конь(2 занятия)

Городецкая роспись. Без предварительного рисунка. Часть от шкатулки. Сборка бумажной «шкатулки»

Гуашь. Беличьи кисти. Тонированная (охра) бумага А3.

9-11.

Жостовские узоры (3 занятия)

Роспись доски жостовскими узорами.

Прорисовка простым карандашом. Роспись темперой. Первое знакомство с темперой – декорирование, детализация.

Образцы жостовских подносов. История промысла. Деревянные дощечки. Таблица с элементами росписи. Простые карандаши. Темпера. Беличьи кисти. Лак для покрытия досок.

Выставка, посвященная Международному женскому дню – 8 марта.

12-13.

Дымковская птица(2 занятия).

Знакомство с дымковской игрушкой.

Конструирование птицы из бумаги. Роспись ее гуашью.

Бумага. Шаблоны птицы. Клей. Ножницы. Простые карандаши. Образцы дымковской игрушки. Гуашь. Беличьи кисти.

14 -15.

Дымковская барыня (2 занятия).

На картонном шаблоне барыни намечаются основные узоры, которые выкладываются разноцветными салфетками( скомканные кусочки).

Ножницы. Картонные шаблоны барыни. Простые карандаши. Клей. Разноцветные салфетки или гофрированная бумага.

16.

Творческая мастерская.

Дети расписывают картонную тарелочку в понравившейся им промысле.

Гуашь. Беличьи кисти. Картонные тарелочки. Образцы, все рассмотренных в разделе промыслов.

4. Художественный труд (16 занятий)

1 -4.

Плоская скульптура(рельеф).

Дорожка в парке(4 занятия).

1.Знакомство с понятием «рельеф». Разметка будущей работы карандашом.

2.Наложение скульптурного пластилина на рисунок, соблюдая правило «чем ближе предмет, тем он выпуклее», используя технику примазывания.

3.Передача фактуры листьев(стеком), воды в озере( при помощи наложения целофана), грунтовка(белила + клей)

4. Работа цветом. Гуашь. Темпера.

Фотографии рельефов. Виды рельефов: горельеф, барельеф, рельеф, вдавленный рельеф. Знакомство с понятием «грунтовка». Клей. Белила. Простые карандаши. Картон. Скульптурный пластилин. Гуашь. Темпера. Щетинные, беличьи кисти.

5.

Цветочный шар (коллективная работа)

Квиллинг. Цветы на зубочистках, которые вставляются в шар, составляя общую цветочную композицию.

Знакомство с историей появления квиллинга. Наборы для квиллинга. Клей. Ножницы. Цветная бумага. Зубочистки.

6-8.

Певец русских полей(3 занятия).

Изготовление в технике квиллинга соловья на веточке. Изготовление отдельных деталей: головы, крылышка, лапок, деталей хвостика, веточки, листиков.

 Сборка.

Наборы для квиллинга. Клей. Ножницы. Цветная бумага. Зубочистки. Бумага для основы( 4 часть А4)

9-10.

Цыплята из  яичной скорлупы.

Элементы декупажа. Наклеивание скорлупы на нанесенный рисунок. Последующее его раскрашивание.

Деревянная досточка. Образцы декупажа. Клей. Темпера. Беличьи кисти. Гуашь. Поролоновые печати. Яичная скорлупа.

11-12.

Часы из волшебной сказки.

Элементы декупажа.

Круглая картонная или деревянная основа. Яичная скорлупа. Картинки для декупажа - часы. Клей. Ножницы.

13-14.

Сказочные  крупы(2 занятия)

Стилизованная избушка на курьих ножках. Предварительный рисунок карандашом.

Простой карандаш. Клей. Греча. Просо. Макароны(разных видов). Другие фактурные материалы(ракушки).

15.

Аппликация из гофрированной бумаги. Флаг нашей страны.

Из гофрированной бумаги вырезаются, подходящего цвета(белый, синий, красный), простые пятилепестковые цветки и прикрепляются на заготовку флага, сделанного воспитателем.

Ножницы. Гофрированная бумага. Клей. Шаблоны цветков. Простые карандаши. Заготовка флага.

16.

Выставка «Любимая Родина».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

(подготовительная группа)

1. Основы изо-деятельности, традиционные техники (14 занятий)

1-2.

Фрукты в тарелке.

Рисование с натуры. Натюрморт. Штриховка восковыми мелками. Свет и тень.

Тарелка с фруктами. Восковые мелки. Образцы реконструкций работ художников. Настольная лампа.

3.

Осенний букет.

Продолжение темы «натюрморт». Оттиск листьев при помощи восковых мелков(лист подкладывается под бумагу, штрихуется). Смешанная техника (акварель + восковые мелки)

Листья. Восковые мелки. Акварель. Альбомная бумага А4.

4.

Портрет. Пропорции.

Знакомство с портретной живописью. Основными пропорциями лица.

Простой карандаш. Альбомная бумага А4. Образцы реконструкций работ художников.

5.

Портрет. Цвет.

Тени на лице. Как правильно нарисовать волосы.

+ гуашь. Беличьи кисти.

6-7.

Портрет домашнего любимца.

Работа по памяти, представлению. Техника изображения шерсти. Предварительный рисунок простым карандашом.

Портреты самых распространенных домашних животных. Простые карандаши. Альбомная бумага А4. Гуашь. Беличьи кисти.

8-9.

Мир разноцветного стекла.

Знакомство с понятием «витраж». Предварительный рисунок простым карандашом. Раскрашивание гуашью элементов рисунка. Использование сближенных теплых или холодных цветов.

История появления и применения витража. Альбомная бумага А3. Гуашь. Беличьи кисти. Простые карандаши. Образцы, фотографии витражей.

10-11.

Живописная иллюзия.

Работа цветными карандашами. Штриховка.

Знакомство с разными направлениями в живописи: реализм, экспрессионизм, сюрреализм, иллюзия. Образцы реконструкций работ художников. Цветные карандаши. Альбомная бумага А4.

12-14.

Где может работать художник

1. Просмотр презентации «Где может работать художник». Профессия иллюстратор. Рассматривание красочных обложек к сказкам. Стилизация. Карандашный рисунок на обложку любимой сказки.

2. Работа краской. Гуашь.

3. Работа над деталями. Темпера.

Презентация. Альбомная бумага А3. Простые карандаши. Беличьи кисти. Гуашь. Темпера. Образцы обложек книг со сказками. Примеры стилизаций.

2. Нетрадиционные техники (18 занятий)

1-2.

Художник по имени «Мыльный пузырь»

Рисование мыльными пузырями. Осенний парк.

 Сухая кисть – деревья, озеро.

Прослушивание звуков природы – звуки леса. Жидкое мыло. Акварель. Гуашь. Щетинные кисти. Альбомная бумага А3.

3-4.

Вологодские кружева зимы.

Рисование мыльными пузырями. Знакомство с таким народным промыслом, как вологодские кружева. Сухая кисть.

Образцы вологодских кружев(или их фотографии). История промысла. Жидкое мыло. Акварель. Гуашь. Щетинные кисти. Альбомная бумага А3.

5.

Волшебный подводный мир.

Кляксография – выдувание из трубочки.

Альбомная тонированная синяя бумага А4. Жидкая гуашь. Трубочки. Фломастеры(для подрисовки).

6.

Лесная избушка.

Техника раздельного мазка. Сближенные цвета для передачи тени и света.

Образцы реконструкций лесных, деревенских пейзажей. Импрессионисты. Альбомная бумага А3. Гуашь. Беличьи кисти.

7.

Сказочная птица.

Техника раздельного мазка.

Альбомная бумага А3. Гуашь. Беличьи кисти.

8.

Космическое путешествие.

Набрызгивание. Использование трафаретов.

Трафареты. Альбомная бумага А4. Жидкая гуашь. Зубная щетка. Пластиковая ложечка.

9.

Инопланетяне.

Рисование мыльными пузырями. Кляксография.

Альбомная тонированная бумага А3. Жидкое мыло. Трубочка. Жидкая гуашь. Акварель. Фломастеры.

10-11.

Новогодний витраж.

Закрепление знаний о витраже. Работа на альбомной бумаге. Соединения прорисовываются черным маркером. Дед Мороз, Снегурочка, новогодняя елка – на выбор ребенка.

Образцы предполагаемых работ. Альбомная бумага А3. Гуашь. Беличьи кисти. Черные маркеры. Простые карандаши.

12.

Выставка, посвященная Новому году.

13.

Наш дом – Земля, наша улица – Солнечная система. (коллективная работа)

Создание в технике «батик» на бумаге планет солнечной системы, комет, искусственных спутников. Обводится круглый шаблон. Круг тонируется восковым мелком, затем покрывается акварельной красной – в результате получается необычная текстура. Дети делают отдельные планеты, которые в конце занятия прикрепляются к заранее подготовленному воспитателем ватману(затонированый темно-синий,с орбитами планет)

История батика. Затоннированный ватман. Альбомная бумага А4. Простые карандаши. Шаблоны. Восковые мелки. Акварель. Беличьи кисти. Клей. Ножницы.

14 - 15.

Там, где вечный лед.

Стилизованная работа (эскимос, белый мишка, чум, северное сияние) в технике оттиск мятой бумаги. Наносится рисунок карандашом, затем бумага мнется, разравнивается, рисунок обводится восковым мелком. Вся поверхность листа легко тонируется восковым мелком. Весь лист покрывается акварельной краской какого-либо одного цвета(в данном случае холодного тона).

Фотографии полярного медведя, эскимоса. Образец предполагаемой работы. Восковые мелки. Простые карандаши. Альбомная бумага А3. Акварель. Беличьи кисти.

16.

Мы все дружные ребята.(коллективная работа)

Пальчиковое рисование. Отпечаток ладони. Подсолнух, сказочная птица, мудрый филин, голубой щенок – на выбор композиция из детских ладошек.

Основа вырезанная из ватмана, предполагаемой работы. Альбомные листы А4. Ванночки для краски. Тряпочки для вытирания ладоней после работы. Жидкая гуашь. Ножницы. Клей.

17.

Букет мимозы.

Рисование пальчиками. Прорисовка деталей гуашью кисточками.

Тонированная бумага А3. Ванночки для краски. Тряпочки для вытирания рук. Жидкая гуашь. Беличьи кисти.  Фотографии мимозы.

18.

Творческая мастерская.

Коллективная работа. Роспись шаблона солдата в любой технике, стилизации, народном промысле. Создание в конце занятия «общего взвода» на ватмане с надписью «Служу Отечеству!»

Все использованные раннее материалы.

3. Народное декоративно-прикладное искусство (16 занятий)

1.

Солдат из русской сказки.

Знакомство с каргопольской игрушкой. Характерная цветовая гамма.

Альбомная бумага А4. Простые карандаши. Гуашь. Беличьи кисти. Образцы игрушек. История промысла.

2-3.

Волшебная Птица-Сирин.

Продолжение знакомства с каргопольской игрушкой. Конструирование с последующим раскрашиванием.

Образец выполняемой работы. Гуашь. Темпера. Беличьи кисти. Ножницы. Простые карандаши. Клей. Альбомная бумага А3. Шаблоны.

4-5.

Филлимоновский всадник.

Знакомство с филимоновской игрушкой. Конструирование с последующим раскрашиванием.

Шаблоны. Альбомные листы тонированной (охра) бумаги А4. Ножницы. Клей. Беличьи кисти. Гуашь. Образцы филлимоновской игрушки. История промысла.

6 - 7.

Семеновкие парни и барышни.

Семеновская матрешка. Роспись картонных шаблонов, с предварительным рисунком простым карандашом. Изготовление картонной подставки, чтобы матрешка стояла.

Образцы семеновских матрешек. История матрешки. Картонные шаблоны. Простые карандаши. Гуашь. Темпера. Беличьи кисти. Картон А4. Ножницы. Клей.

8.Выставка «Мальчишки и девчонки», посвященная 23 февраля и 8 марта.

9-11.

Павлово-Посадское чудо.

Знакомство с Павлово-Посадскими платками. Картонная тонированная темным цветом треугольная основа с дырочками по обеим сторонам прямого угла.

1. разметка заготовки, нанесение узоров простым карандашом.

2. раскрашивание заготовки гуашью.

3. детализация, привязывание ниток к дырочкам по краю

Образцы изделий Павлово-Посадских мастеров. История промысла. Картонная заготовка. Шерстяные нитки. Ножницы. Гуашь. Беличьи кисти. Простые карандаши. Таблица с элементами орнамента платков. Образец изготовляемой работы.

12-14.

Лубочный дворец(коллективная работа).

Знакомство с народным промыслом – лубок. Конструирование + рисование.

1. карандашный набросок

2. раскраска гуашью

3. детализация фломастером, сборка

Фотографии лубков.  История промысла. Альбомные листы тонированные (охра) А3. Черные фломастеры. Гуашь. Беличьи кисти. Ножницы. Клей. Простые карандаши.

15.

Пасхальное яйцо.

Роспись деревянной заготовки темперными красками в любом стиле, используя как кисточки, так и ватные палочки. Развитие фантазии.

История праздника пасхи и традиции раскрашивать яйца. Деревянные заготовки. Образцы изделий. Темперные краски. Беличьи кисти. Ватные палочки. Тряпочки для вытирания рук.

16.

Наливное яблочко на тарелочке.

Творческая мастерская. Итоговое занятие. Роспись картонной тарелочки с нарисованным яблочком в любом стиле.

Картонные тарелочки. Гуашь. Беличьи кисти. Образцы изделий. Таблицы с элементами изученных за два года росписей.

4. Художественный труд (16 занятий).

1 -2.

В дебрях таежных лесов.

Мятая салфетка( гофрированная бумага)

1. предварительный рисунок простым карандашом

2. работа с салфетками(отрывается кусочек, сминается, приклеивается)

Образцы изделий. Прослушивание звуков природы-в тайге. Схемы рисования таежных животных. Простые карандаши. Альбомная бумага А3. Клей. Салфетки(или гофрированная бумага).

3-4.

Еловая ветка.

Конструирование из бумаги. Гофрированная бумага. Воспитатель нарезает полоски толщиной 6 см. полоски складываются пополам вдоль. Дети надрезают на них «иголочки». Затем с помощью клея эта лента закручивается вокруг проволоки или настоящей веточки лиственного дерева. Так пока вся веточка не будет покрыта «иголочками». К ветке можно приделать настоящие шишки.

Ножницы. Заготовленные полоски гофрированной бумаги. Веточки. Клей.

5-9.

Русская красавица – береза. (коллективная работа)

Бисероплетение на проволоке.

1. техника безопасности, знакомство с материалами, первый листик(на проволоку длиной 15 см нанизываем одну бисеринку, пропускаем ее до середины проволоки, на один из концов проволоки нанизываем еще 2 бисеринке, через них же продеваем второй конец в противоположном направлении, затягиваем протягивая пока две бисеринки не дотронутся до первой. То же самое что с двумя проделываем с тремя, четырьмя и пятью, затем – по одной убавляем. В конце проволока скручивается)

2. еще два листика

3. березовые сережки – бусины покрупнее(0,5 см)нанизываем на проволоку 5 штук бусин, затем 1 бисеринку и этот же конец проволоки возвращаем через 5 надетых бисеринок. Делается 3 сережки и их проволоки скручиваются вместе

4. сборка веточки, сборка общего дерева

5.резервный

Для занятия необходимы индивидуальные коробочки у каждого ребенка для хранения по-этапно выполняемого изделия

Образец изделия. История появления бисера, применение его в народных костюмах. Фотографии народных костюмов, украшений из бисера. Индивидуальные коробочки. Моточки проволоки для бисероплетения. Зеленый бисер. Светло-зеленые бусины 0,5 см диаметр. Для сборки дерева – горшочек с камушками скульптурный пластилин(гипс) – для заполнения горшка, окраски ствола.

Схемы бисероплетения листиков и сережек.

10-11.

Лебединое озеро.

Оригами. Конструирование из бумаги. Лебедь. Озеро из синей фольги. По периметру заросли камыша из цветной бумаги.

Цветная бумага. Ножницы. Синяя фольга. Альбомный лист А4 - основа. Клей.

12-14.

Мои любимый мульт-герой.

Мозаика.

1. переведение через копировальную бумагу портрета любимого киногероя, заготовка кусочков мозаики(нарезание квадратиков из полосок разноцветной бумаги)

2-3. работа над созданием мозаики

Знакомство с историей появления и использования мозаики. Фотографии мозаик. Альбомный лист А4. Портреты мультипликационных персонажей. Копировальная бумага. Простые карандаши. Клей. Ножницы. Цветная бумага.

15.

Творческая мастерская.

Итоговое занятие. Рисование на тему «Родина», используя изученные художественные материалы по всем разделам.

Гуашь. Темпера. Акварель. Простые карандаши. Беличьи, щетинные кисти. Альбомная бумага.

16.

Итоговая выставка «Мой дом - Земля».

Использованная литература.

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3 – е изд., испр.и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.
  2. Ремезова А.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 5 – 6 лет: Методика. – Школьная Пресса, 2005. – 96 с.
  3. Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать:Графика, живопись и народные промыслы: Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 96 с.: ил. – (Предшкольная пора).
  4. Изобразительная деятельность в детском саду. И. А. Лыкова. Издательский дом «Цветочный мир» - М., 2012г.
  5. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. П. Казаковой – М.; ТЦ Сфера, 2007.
  6. Журнал «Веселый художник».
  7. Несброшюрованный альбом «Русская народная игрушка».
  8. Набор плакатов С. В. Конкевич «Мир музыкальных образов».
  9. Цикл «Большое искусство - маленьким». Знакомство с портретной живописью (набор плакатов).
  10.   Цикл «Большое искусство - маленьким». Знакомство с пейзажной живописью. (набор плакатов).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по ручному труду и конструированию

Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....

Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"

На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...

Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"

На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...

Кружок "Радуга цвета" с использованием методов арт-терапии

В последние годы широкое применение получило использование  методов арт-терапии в дошкольных учреждениях в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей.В дошк...

Кружок по рисованию

Целью работы кружка является - совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала ребенка, используя различные техники и жанры изобразительного искусства, формиро...

Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).

Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик:  воспитатель Бабикова Елена...