Педагогический проект Художественная роспись Северной Двины для дошколят
проект

Грицко Юлия Александровна

    Низкий уровень и недостаточное количество информации по теме росписи Северной Двины для детей старшего дошкольного возраста явились основной причиной для разработки данного проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khudozhestvennaya_rospis_severnoy_dviny_dlya_doshkolyat.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

Художественная роспись Северной Двины для дошколят

сроки реализации: 1 год

возраст детей: 5-7 лет

Разработчик: Грицко Юлия Александровна

воспитатель

МБДОУ Детский сад №116 «Загадка»

Архангельск 2014 г.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

    Низкий уровень и недостаточное количество информации по теме росписи Северной Двины для детей старшего дошкольного возраста.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

1. Недостаточно теоретических и практических знаний о традиционных видах росписи Северной Двины

2. Ограниченное использование наглядных материалов и приспособлений на занятиях по декоративно -прикладному творчеству.

3. Использование неинтересных художественных композиций,  в качестве заданий для детей на занятиях и их низкая практическая значимость.

 

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной росписью Северной Двины.

 ЗАДАЧИ:

1. Ознакомление с теоретической основой росписи Северной Двины.

2. Ознакомление с практической основой росписи Северной Двины.

3. Обучение приёмам росписи Северной Двины.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1.  Раскрыть сущность, традиции, назначение росписи Северной Двины. 

2.1. Рассматривание образцов традиционных изделий, расписанных  различными видами росписи  Северной Двины.

3.1 Подготовка материалов, инструментов и приспособлений для выполнения росписи Северной Двины.

1.2. История возникновения и развития традиционных видов росписи Северной Двины.

2.2 Технологическая последовательность выполнения росписи Северной Двины.

3.2. Личный показ воспитателем приёмов росписи Северной Двины.

1.3. Знакомство с основными мотивами, видами орнамента, композицией  росписи Северной Двины.

2.3. Построение элементов, орнамента  и композиций росписи Северной Двины.

3.3. Выполнение дидактических заданий и итоговых коллективных работ по видам росписи Северной Двины.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН/ СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ  (на 1 год)

Месяц

Действия   по   реализации проекта

Ответственные

сентябрь

  1. Борецкая роспись
  1. Введение
  2. Простые элементы
  3. Композиция в квадрате
  4. Композиция в круге
  5. Сюжетная сцена «Выезд»
  6. Итоговая коллективная работа:  макет изделия «Прялка»

Воспитатель

руководитель ДОУ

октябрь

  1. Пермогорская роспись
  1. Введение
  2. Простые элементы
  3. Птица «Сирин»
  4. Сюжетная сцена «Чаепитие»
  5. Сюжетная сцена «Прядение»
  6. Итоговая коллективная работа:  макет изделия «Ларец»

Воспитатель

руководитель ДОУ

ноябрь

  1. Пучужская роспись
  1. Введение
  2. Простые элементы
  3. Композиция в полосе
  4. Композиция в круге – розетка
  5. Роспись братины
  6. Итоговая коллективная работа:

макет изделия «Короб»

Воспитатель

руководитель ДОУ

декабрь

  1. Мезенская роспись
  1. Введение
  2. Простые элементы
  3. Розетка в квадрате
  4. Рисование оленей
  5. Композиция в прямоугольнике
  6. Итоговая коллективная работа:

макет изделия «Прялка»

Воспитатель

руководитель ДОУ

январь

  1. Пижемская роспись
  1. Введение
  2. Простые элементы
  3. Рисование птицы
  4. Композиция в квадрате
  5. Итоговая коллективная работа:

макет изделия «Ложка»

Воспитатель

руководитель ДОУ

февраль

  1. Ракульская роспись
  1. Введение
  2. Простые элементы
  3. Рисование кустиков
  4. Орнамент в полосе
  5. Розетки в квадрате
  6. Итоговая коллективная работа:

макет изделия «Прялка»

Воспитатель

руководитель ДОУ

март

  1. Уфтюжская роспись
  1. Введение
  2. Простые элементы
  3. Рисование веточки
  4. Рисование птиц
  5. Композиция в квадрате
  6. Итоговая коллективная работа:

      макет изделия «Туес»

Воспитатель

руководитель ДОУ

апрель

  1. Онежская роспись
  1. Введение
  2. Простые элементы
  3. Рисование льва
  4. Композиция в квадрате
  5. Композиция в полосе
  6. Итоговая коллективная работа:

 макет изделия «Поднос»

Воспитатель

руководитель ДОУ

май

  1. Шенкурская роспись
  1. Введение
  2. Простые элементы
  3. Рисование цветов
  4. Рисование веточки
  5. Орнамент в полосе
  6. Итоговая коллективная работа:

макет изделия «Прялка»

Воспитатель

руководитель ДОУ

Итоговая выставка коллективных работ

Воспитатель

руководитель ДОУ

РЕСУРСЫ

1.КАДРЫ (СПЕЦИАЛИСТЫ) 

Руководитель ДОУ, воспитатель

2.ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ

БОРЕЦКАЯ РОСПИСЬ: бумага, кисти колонок №1,2,3, акварельные краски, фломастеры, цветная бумага, клей - карандаш, карточки с дидактическими заданиями, образцы изделий, презентация на тему «Борецкая роспись», технологическая карта выполнения борецкой росписи, раздаточный материал, основание макета прялки.

ПЕРМОГОРСКАЯ РОСПИСЬ: бумага, кисти колонок №1,2,3, акварельные краски, фломастеры, цветная бумага, клей - карандаш, карточки с дидактическими заданиями, образцы изделий, презентация на тему «Пермогорская роспись», технологическая карта выполнения пермогорской росписи, раздаточный материал, основание макета ларца.

ПУЧУЖСКАЯ РОСПИСЬ: бумага, кисти колонок №1,2,3, акварельные краски, фломастеры, цветная бумага, клей - карандаш, карточки с дидактическими заданиями, образцы изделий, презентация на тему «пучужская роспись», технологическая карта выполнения пучужской росписи, раздаточный материал, основание макета короба.

МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ: бумага, кисти колонок №1,2,3, акварельные краски, фломастеры, цветная бумага, клей - карандаш, карточки с дидактическими заданиями, образцы изделий, презентация на тему «Мезенская роспись», технологическая карта выполнения мезенской росписи, раздаточный материал, основание макета прялки.

ПИЖЕМСКАЯ РОСПИСЬ: бумага, кисти колонок №1,2,3, акварельные краски, фломастеры, цветная бумага, клей - карандаш, карточки с дидактическими заданиями, образцы изделий, презентация на тему «Пижемская роспись», технологическая карта выполнения пижемской росписи, раздаточный материал, основание макета ложек.

РАКУЛЬСКАЯ РОСПИСЬ: бумага, кисти колонок №1,2,3, акварельные краски, фломастеры, цветная бумага, клей - карандаш, карточки с дидактическими заданиями, образцы изделий, презентация на тему «Ракульская роспись», технологическая карта выполнения ракульской росписи, раздаточный материал, основание макета прялки.

УФТЮЖСКАЯ РОСПИСЬ: бумага, кисти колонок №1,2,3, акварельные краски, фломастеры, цветная бумага, клей - карандаш, карточки с дидактическими заданиями, образцы изделий, презентация на тему «Уфтюжская роспись», технологическая карта выполнения уфтюжской росписи, раздаточный материал, основание макета туеса.

ОНЕЖСКАЯ РОСПИСЬ: бумага, кисти колонок №1,2,3, акварельные краски, фломастеры, цветная бумага, клей - карандаш, карточки с дидактическими заданиями, образцы изделий, презентация на тему «Онежская роспись», технологическая карта выполнения онежской росписи, раздаточный материал, основание макета подноса.

ШЕНКУРСКАЯ РОСПИСЬ: бумага, кисти колонок №1,2,3, акварельные краски, фломастеры, цветная бумага, клей - карандаш, карточки с дидактическими заданиями, образцы изделий, презентация на тему «Шенкурская роспись», технологическая карта выполнения шенкурской росписи, раздаточный материал, основание макета прялки.

БЮДЖЕТ ПРОЕКТА И КОММЕНТАРИИ К НЕМУ

Наименование расходов

Стоимость работ (руб.)

Источники финансирования

Материалы для темы «Борецкая роспись»

200

ДОУ

Материалы для темы «Пермогорская роспись»

200

ДОУ

Материалы для темы «Пучужская роспись»

200

ДОУ

Материалы для темы «Мезенская роспись»

200

ДОУ

Материалы для темы «Пижемская роспись»

200

ДОУ

Материалы для темы «Ракульская роспись»

200

ДОУ

Материалы для темы «Уфтюжская роспись»

200

ДОУ

Материалы для темы «Онежская роспись»

200

ДОУ

Материалы для темы «Шенкурская роспись»

200

ДОУ

ПЕРСОНАЛ ПРОЕКТА

Ф.И.О., должность, квалификация

Функции,  выполняемые в проекте

Руководитель ДОУ

Управляет и изыскивает средства

Воспитатель

Подготовка и проведение занятий

ПРОДУКТ / РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Раскрыта сущность, традиции, назначение росписи Северной Двины. Дети познакомились с орнаментальными мотивами и композициями росписи Северной Двины.
  • Раскрыта технологическая последовательность выполнения различных видов росписи Северной Двины, а также показаны законы построения композиции этой росписи.
  • Выполнены дидактические задания и итоговые коллективные работы, по всем видам росписи Северной Двины, создан альбом «Росписи Северной Двины», проведена презентация коллективных работ в виде выставки.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ:

Цель достигнута, если: дети будут выполнять правила безопасного использования инструментами и приспособлениями; планировать работу согласно заданному алгоритму, понятно рассказывать об основных этапах росписи Северной Двины; будут работать с разными композициями; реализовать творческий замысел, воплощая то, что запланировали; проявлять культуру труда на всех этапах трудового процесса: поддерживать порядок на рабочем месте; использовать приобретённые умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров); использовать полученные результаты в других видах деятельности.

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОЧЕЙ И ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

(методическое обеспечение: литература, рабочие тетради)

  1. Ю.А.Арбат. Русская народная роспись по дереву. М.; 1970.
  2. В.А.Барадумен. Народная роспись по дереву. Пермь; 1987.
  3. В.М.Вишневская. По материалам экспедиции. Народное искусство Архангельской области. НМИ ХП. Вып.1; 1957.
  4. Н.К.Величко. Роспись (техника, приемы, изделия). М.; 1999.
  5. Л.А.Изметьева. Мезенская роспись. Архангельск; 1992.
  6. О.В.Круглова. Народная роспись Северной Двины. М.; 1987.
  7. В.И.Палугина. Роспись древней Уфтюги. Журнал «Народное творчество», № 1-2, 1993.
  8. В.Н.Полунина. Одолень-трава (житейское воспитание детей и подростков). М.; 1989.
  9. Л.А.Пузенкова. Шенкурская роспись. Архангельск; 1995.
  10.  И.П.Работнова. Народное искусство Архангельской области. – В кн. Труды НИИ ХП. Вып.1.М.; 1962.
  11.  М.С.Соколова. Художественная роспись по дереву. М.; 2002.
  12.  Л.Ф.Тимофеева. Уфтюжская роспись. Архангельск; 2000.
  13.  А.Ф.Тимофеева. Крестьянская роспись мастеров Борка. Архангельск; 2004.
  14.  Т.М.Кольцова, В.Г.Кондратьева, М.Н.Мильчик. Крестьянская живопись Поважья. М.; 2003.

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии модульного обучения в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с художественной росписью Северной Двины

Искажение традиционных мотивов художественной росписи и последовательности её выполнения ведёт к утрате её культурной ценности. Поэтому использование технологии модульного обу...

Проект "Архангельск - город на Двине"

Информационная карта проекта....

Конспект НОД "Северная Двина в разное время года"

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Северная Двина в разное время года" в подготовительной группе, мспользуется как итоговое занятие, основываясь на полученные знания детьми в...

Педагогический проект «Летнее путешествие Буратино по стране Дошколят»

Цель: создание в дошкольном учреждении максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы с детьми и развития познавательного интереса воспитанников в летний период.Задачи:1. Созда...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Узоры Северной Двины»

Тема:  Тема:  конспект ННОД «Узоры Северной Двины»Возраст: 5-6 летФорма проведения: групповаяЦель: закреплять знания детей о пермогорской росписи....

Педагогический проект В старшей группе № 2 Тема: "Художественная роспись России"

Данный проект в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ оказывает большое влияние на духовное и нравственное воспитание.Человек, который не изучает творчество своего народа, не ...