Главные вкладки

    Статья по рисованию на тему:
    РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

    Фазлыева Минира Ахметовна

    Современному дошкольнику очень нужны умные руки, потому что, если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Действительно, какой совершенный инструмент дала нам природа!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_razvitie_khud.sposobnostey.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    М.А. Фазлыева

    Воспитатель МБДОУ ДСКВ №64 «Пингвиненок»

    Г. Нижневартовск

    РАЗВИТИЕ   ХУДОЖЕСТВЕННЫХ   СПОСОБНОСТЕЙ

     ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ


    «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

    От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые  питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»   

    В.А.Сухомлинский.

    Современному дошкольнику очень нужны умные руки, потому что, если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Действительно, какой совершенный инструмент дала нам природа! 

    Происходит то, что писал А. М. Горький: «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга». 

    Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

    Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль  за выполняемыми движениями.

    . Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики:  умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг нужно тренировать руки.

    Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

    Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. 

    Творчество - интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период.

    Выявление способностей у детей и правильное их развитие -  вот одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психического развития, условий воспитания и других факторов.

    Проблема развития художественных способностей дошкольников работающих в сфере образования актуальна и сейчас, и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по изодеятельности. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, сборников игр и упражнений в развитии художественных способностей старшего дошкольного возраста.

    Развитие художественных способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды, когда обучение рисованию и другим видам осуществляется педагогом планомерно и систематически. Иначе это развитие пойдет случайными путями, и изобразительные способности ребенка могут остаться в зачатом состоянии.

    Развитие художественных способностей изображения в первую очередь зависит от воспитания наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их, выделять характерное. Моя цель была  - помочь детям «найти себя» выявить их художественно - изобразительные способности и возможности.

    Главное - помочь вступить в мир творчества, воображения и фантазии. При этом нельзя было  не учитывать возраст детей и, следовательно, требовать сложного сюжетного построения от 3-4 летнего малыша, если даже начать обучение очень рано. Его мышление не достигло еще нужного уровня для решения такой задачи, которую старший дошкольник при соответствующем обучении решит легко. Но известно, что дети одного возраста могут находиться на разных ступенях развития. Это зависит и от воспитания и от общего развития ребенка. Педагог не должен об этом забывать, т.к. индивидуальный подход к ребенку - одно из главных условий успешного воспитания и обучения.

    Наблюдения моей педагогической практики в старшей группе показали, что дети очень любят рисовать, занимаются рисованием с большим удовольствием, а вот технические и изобразительные навыки детей по рисованию были оценены на среднем уровне. Продумывая занятие, я подбирала тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит и детям и окружающим эстетическое удовольствие. Подходила к детям индивидуально, напоминала и контролировала, работала над качеством выполнения и способностью быстро изменять направление движения.  Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения, ведь ребенок только начинает творить. Поэтому способам рисования его следует учить.  Рисование в детском саду — художественно-творческая деятельность, так же, как и деятельность художника, включает определенную технику. Продолжала учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добивалась свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учила набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучала осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.  Овладеть этой техникой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления от происходящих в жизни событий и явлений.  Если ребенок не владеет своей рукой, каждое изобразительное движение дается ему с трудом, рука быстро устает и процесс создания изображения не принесет ему  радости. Вместе с тем овладеть линией, штрихом, пятном как средствами выразительности, научиться правильно держать карандаш, кисть, рациональным способам их использования — достаточно сложная задача, решить которую самостоятельно ребенок не может. Необходимо, чтобы он правильно воспринял способы действия в рисовании от взрослого. В течение всего года наряду с традиционными методами и приемами были использованы новые педагогические технологии, а именно, новые развивающие игры и упражнения, нетрадиционные техники способствующие развитию воображения, фантазии

    Для определения уровней художественных способностей по изодеятельности были разработаны критерии оценки созданных детьми изображений:

    1. Владение техническими навыками  
    2. Знание цветов и оттенков.
    3. Использование нетрадиционных способов рисования.
    4. Использование разных художественных материалов.
    5. Смешивание красок.
    6. Способность нестандартно мыслить в творческих заданиях
    7. Владение изобразительной технологией.

    По этим критериям с каждым воспитанником, проводилась индивидуальная работа, помогающие обогащать и активизировать развитие художественных способностей детей  не только на специальных занятиях, но и в бытовых ситуациях, на прогулке, на занятиях по художественной литературе, музыкальных праздниках.

    Использование разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций практически все вопросы по критериям мы уже реализовали в процессе учебной деятельности, которые  дали  положительный результат, что способствовало созиданию личностно значимой для ребенка мотивации обучения, усвоения материала и развития творчества у детей 3-7 лет.

    Накопленный опыт в группе старшего возраста показал, что надо уделять большего  внимания взаимодействию с семьей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения: экскурсиям и прогулкам. На примере лучших образцов семейного воспитания показывали  родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития художественных  способностей детей.

      Для достижения более высоких результатов следует усилить индивидуальную педагогическую работу с каждым воспитанником по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем году. В связи с обновленной программой «Детство» в соответствии с ФГОС дошкольного образования в образовательной  области «Художественное творчество» активизировать расширение кругозора в сфере изобразительного искусства с  использованием  информационно-компьютерных технологий (ИКТ).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ

    Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...

    Мониторинг развития детей раннего возраста в ДОУ

    Мониторинг развития детей раннего возраста в ДОУ...

    "Педагогические условия познавательно- речевого развития детей раннего возраста в ДОО»

    Ранний возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов.   Поэтому главной задачей  педагогов ДОО является  – это...

    Педагогические условия физического развития детей раннего возраста в ДОО

           Статья отражает физическое воспитание детей в детском саду группы Ранний Возраст, значение физического воспитания; рассматривается актуальность темы статьи; в качеств...

    Психолого – педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста в ДОУ с учетом ФГОС.

    В отечественной педагогике и психологии вопросы сенсорного развития в воспитании детей дошкольного возраста изучались группой научных работников (Венгер Л. А., Запорожец А. В., Сакулина Н. П. и др.) д...

    Физическое развитие детей дошкольного возраста в ДОУ

    Методические материалы к  основной общеобразовательной программе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО...

    Педагогический совет в ДОУ «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»

    Цель: объединение усилий педагогического коллектива для повышения уровня организации игровой деятельности детей....