Рабочая программа по рисованию
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа) на тему

Для детей 6-7лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2

Рассмотрена и рекомендована                                                                                   Утверждена

к утверждению педагогическим советом №1                                                           Заведующий МБДОУ детским садом №2

«28» августа 2012 г.                                                                                                   ___________________ Т.В. Батина

                                                                                                                                        Приказ № 67  от 03 сентября 2012 г.

 

                                                                        Рабочая программа

по художественно-эстетическому направлению

Образовательная область: художественное творчество

Вид непосредственной образовательной деятельности:  рисование

Возрастная группа: 6 - 7 лет

Сведения о разработчиках:

Юрасова И.В. воспитатель

2012 - 2013 учебный год

Сосновка


Пояснительная записка

«Содержание  образовательной  области «Художественное  творчество» направлено  на  достижение  целей  формирования  интереса  к  эстетической  стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

• развитие продуктивной деятельности детей (рисование,  лепка,  аппликация, художественный труд);

• развитие детского творчества;

• приобщение к изобразительному искусству».

Рабочая программа по художественному творчеству для детей группы общеразвивающей направленности от  6 до 7 лет составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №2.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез,  2011.
  2. Комарова Т. С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006.
  4. О.В. Недорезова. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО. – Воронеж,2006.
  5. К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  6. Р.Г.Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  7. Т.С. Комарова. А.В. Размыслова. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
  8. А.В. Никитина. Нетрадиционные техники рисования. – СПб.: КАРО,2007.
  9. Т.Н.Доронова. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.
  10. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»  – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000 

Режим реализации программы

Общее количество  образовательных ситуаций в год

Количество  непосредственно образовательных ситуаций в неделю

Длительность  непосредственно образовательной ситуации

Форма организации образовательного процесса

72

2 раза в неделю

30 минут

групповая

              Программой предусмотрено проведение:

- диагностических занятий — 2

     - практических занятий — 70

Цель программы: формировать у детей устойчивый интерес к художественному творчеству, обогащать сенсорный опыт, развивать образное эстетическое восприятие, формировать эстетические суждения; воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства.

Задачи обучения по направлению программы:

Развитие продуктивной деятельности

  • Предметное рисование. Совершенствовать умения изображать предметы по памяти и с натуры.  Развивать  наблюдательность,  способность  замечать  характерные  особенности предметов  и  передавать  их  средствами  рисунка  (форма,  пропорции,  расположение  на  листе бумаги).

     Совершенствовать  техники  изображения. Развивать  свободу  и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.

     Расширять  набор  материалов,  которые  дети  могут  использовать  в  рисовании  (гуашь, акварель,  сухая  и  жирная  пастель,  сангина,  угольный  карандаш,  гелевая  ручка  и  др.). Побуждать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Знакомить с  новыми  способами  работы  с  уже  знакомыми  материалами (например,  рисовать  акварелью  по  сырому  слою);  разные  способы  создания  фона  для изображаемой  картины (при  рисовании  акварелью  и  гуашью  —  до  создания  гневного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как вначале, так и по завершении основного изображения).

Продолжать  формировать  умение  свободно  владеть  карандашом  при  выполнении линейного  рисунка,  упражнять  в  плавных  поворотах  руки  при  рисовании  округлых  линий, завитков  в  разном  направлении  (от  веточки  и  от  конца  завитка  к  веточке,  вертикально  и горизонтально),  учить  осуществлять  движение  всей  рукой  при  рисовании  длинных  линий, крупных  форм,  одними  пальцами  —  при  рисовании  небольших  форм  и  мелких  деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.

Развивать  умение  видеть  красоту  созданного  изображения  и  в  передаче  формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен,  равномерности  закрашивания  рисунка;  чувствовать  плавные  переходы  оттенков  цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.

Развивать  представление  о  разнообразии  цветов  и  оттенков,  опираясь  на  реальную окраску  предметов,  декоративную  роспись,  сказочные  сюжеты;  учить  создавать  цвета  и оттенки.

Постепенно  подводить  детей  к  обозначению  цветов,  включающих  два  оттенка  (желто-зеленый,  серо-голубой)  или  уподобленных  природным  (малиновый,  персиковый  и  т.п.). Обращать  их  внимание  на  изменчивость  цвета  предметов  (например,  в  процессе  роста помидоры  зеленые,  а  созревшие —  красные).  Учить  замечать  изменение  цвета  в  природе  в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое—в пасмурный), Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.

Закреплять умение детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке; развивать восприятие,  способность  наблюдать  и  сравнивать  цвета  окружающих  предметов,  явлений (нежно-зеленые  только  что  появившиеся  листочки,  бледно-зеленые  стебли  одуванчиков  и  их темно-зеленые листья и т. п.).

  • Сюжетное  рисование. Совершенствовать  умение  детей  размещать  изображения  на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа – передний план или дальше от него – задний план); передавать различия в  величине  изображаемых  предметов  (дерево  высокое,  цветок  ниже  дерева;  воробышек маленький,  ворона  большая  и  т.п.).  Формировать  умение  строить  композицию  рисунка; передавать  движения  людей  и  животных,  растений,  склоняющихся  от  ветра.  Продолжать формировать  умение  передавать  в  рисунках  как  сюжеты  народных  сказок,  так  и  авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.

  • Декоративное  рисование.  Продолжать  развивать  декоративное  творчество  детей; умение  создавать  узоры  по  мотивам  народных  росписей,  уже  знакомых  детям  и  новых (городецкая,  гжельская,  хохломская,  жостовская,  мезенская  роспись  и  др,).  Формировать умение  выделять  и  передавать  цветовую  гамму  народного  декоративного  искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.

Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида  народного  искусства  использовать  характерные  для  него  элементы  узора  и  цветовую гамму.

  • Развитие детского творчества

Формировать  у детей  устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету.

Продолжать  развивать  образное  эстетическое  восприятие,  образные  представления, формировать  эстетические  суждения;  учить  аргументированно  и  развернуто  оценивать  свои работы  и  работы  сверстников,  обращая  внимание  на  обязательность  доброжелательного  и уважительного отношения к работам товарищей.

Формировать  эстетическое  отношение  к  предметам  и  явлениям  окружающего  мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.

Воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные  способы изображения  в рисовании, используя  выразительные средства.

Совершенствовать  умение  рисовать  с  натуры;  развивать  аналитические  способности, умение  сравнивать  предметы  между  собой,  выделять  особенности  каждого  предмета.

Совершенствовать  умение  изображать  предметы,  передавая  их  форму,  величину  строение, пропорции, цвет, композицию.

Продолжать  развивать  коллективное  творчество.  Воспитывать  стремление  действовать согласованно, договариваться о  том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.

Формировать  умение  замечать  недостатки  своих  работ  и  исправлять  их:  вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.

  • Приобщение к изобразительному искусству

Формировать  основы  художественной  культуры.  Продолжать  развивать  интерес  к искусству. Закреплять  знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства  (декоративно-прикладное,  изобразительное  искусство,  литература,  музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк). Расширять  знания  детей  об  изобразительном  искусстве,  развивать  художественное восприятие  произведений  изобразительного  искусства.  Продолжать  знакомить  детей  с произведениями  живописи:  И.  Шишкин  «Рожь»,  «Утро  в  сосновом  лесу»,  И.  Левитан «Золотая  осень»,  «Март»  «Весна. Большая  вода»,  А.  Саврасов  «Грачи  прилетели»,  А. Пластов  «Полдень»,  «Летом»,  «Сенокос»,  В.  Васнецов  «Аленушка»,  «Богатыри»,  «Иван-царевич на Сером волке» и др. Расширять  представление  о  скульптуре  малых  форм,  выделяя  образные  средства выразительности (форма, пропорции, цвет, характерные детали, поза, движения и др.). Расширять представления о художниках -иллюстраторах детской книги  (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврика, Е. Чарушин  и др.).

Продолжать  знакомить  детей  с  народным  декоративно-прикладным  искусством (гжельская,  хохломская,  жостовская,  мезенская  роспись),  с  керамическими  изделиями, народными игрушками.

Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том,  что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы и др.).

Развивать  умение  выделять  сходство  и  различия  архитектурных  сооружений одинакового  назначения.  Учить  выделять  одинаковые  части  конструкции  и  особенности  деталей.

Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру  здания,  барабан  (круглая  часть  под  куполом)  и  т.д.  Знакомить  с  архитектурой, опираясь на региональные особенности местности, в которой они живут. Рассказать детям, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в  России  это  Кремль,  собор  Василия  Блаженного,  Зимний  дворец,  Исаакиевский  собор, Петергоф, памятники «Золотого кольца» и другие — в разных городах свои.

Развивать  умение  передавать  в  художественной  деятельности  образы  архитектурных сооружений,  сказочных  построек.  Поощрять  стремление  изображать  детали  построек (наличники, резной подзор по контуру крыши).

Расширять  знания  детей  о  творческой  деятельности,  ее  особенностях;  учить  называть виды  художественной  деятельности,  профессию  деятеля искусства  (художник,  композитор, артист, танцор, певец, пианист, скрипач, режиссер, директор театра, архитектор и т. п).

Развивать  эстетические чувства,  эмоции, переживания; учить самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности. Объяснять  детям  значение  органов  чувств  человека  для  художественной деятельности, учить соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины рассматривают, стихи читают и слушают и т.д.).

Познакомить  детей  с  историей  и  видами  искусства;  учить  различать  народное  и профессиональное  искусство.  Организовать  посещение  выставки,  театра,  музея,  цирка (совместно с родителями).

Формировать положительное отношение к искусству.

Расширять  представления  о  разнообразии  народного  искусства,  художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира). Воспитывать интерес к  искусству  родного  края;  прививать  любовь  и  бережное  отношение  к  произведениям искусства.

Поощрять  активное  участие  детей  в  художественной  деятельности  по  собственному желанию и под руководством взрослого.

Эстетическая  развивающая  среда.  Продолжать  расширять  представления  детей  об окружающей среде (оформление помещений, участка детского сада, парка, сквера).

Развивать  стремление  любоваться  красотой  объектов  окружающей  среды:  изделиями народных промыслов, природой, архитектурными сооружениями.

Учить  детей  выделять  радующие  глаз  компоненты  окружающей  среды  (окраска  стен, мебель, оформление участка и т.п.).

Привлекать  детей  к  оформлению  выставок  в  группе,  детском  саду,  к  организации игровых уголков, расположению материалов для самостоятельной творческой деятельности и т.п.

Формировать  у  детей  умение  эстетически  оценивать  окружающую  среду,  высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:

Художественное творчество. Различает виды изобразительного искусства: живопись, графика,  скульптура,  декоративно-прикладное и народное искусство. Называет основные выразительные средства произведений искусства.

Аппликация.  Создает  изображения  различных  предметов,  используя  бумагу  разной фактуры и способы вырезания и обрывания.

Создает сюжетные и декоративные композиции.

Театрализованная деятельность. Рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок; рисование пригласительных билетов.

Физическая культура. Использование здоровьесберегающего принципа. Для реализации данного принципа предлагается:

ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений;

осваивать навыки рационального дыхания (необходимые при обучении рисованию воздушными фломастерами) с помощью дыхательных упражнений;

использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям.

Музыка. Музыкатерапия – прослушивание звуков окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на различные темы; рисование с прослушиванием произведений известных композиторов в соответствии с тематикой занятия.

Коммуникация. Использование на занятиях художественного слова; развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.

Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим миром (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.

К концу года дети могут

По ознакомлению с искусством

- выделять виды изоискусства

- выделять жанры изоискусства        

-  «читать» произведения искусства        

По ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством

- Знать  характерных особенностей народных промыслов        

- Уметь рисовать орнамент         

- Уметь лепить глиняные игрушки        

- Уметь расписывать глиняные игрушки        

Рисование

- Знать цвет, форму/пропорции, создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни и литературных произведений, использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения

        

Тематический план  

№ п/п

Программное содержание

Количество занятий

1.

Диагностическое занятие

2

2.

Предметное и сюжетное рисование

55

3.

Декоративное рисование

15

Итого

72

                                         

Календарно-тематическое планирование

Плановые сроки прохождения

Непосредственно образовательная деятельность

Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности

Месяц

Неделя

Тема занятия

Программные задачи

Дополнительное методическое обеспечение

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Сентябрь

I

Мониторинг

Улетает наше лето

Картинки на песке

Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Располагать изображения на широкой полосе: выше, ниже по листу. Закреплять приемы работы кистью и красками, умение составлять нужные оттенки цвета на палитре, используя для смешивания белила и акварель. Учить рассказывать о том, что нарисовали.  Выявить уровень способностей к сюжето-сложению и композиции.

Выявить уровень развития художественных способностей к изобразительных способностей: умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу; владение графическими навыками, наличие творческого воображения и опыта эстетической деятельности.

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

Стр. 20

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

Стр. 17

Беседа о летних занятиях и развлечениях. Чтение стихотворений, рассмат-ривание иллюстраций, картин. Схематическое изображение человека с  помощью счетных палочек.

Рисование палочками на песке.

II

Мониторинг

Заполнение персональных карт развития детей

III

Осень

Натюрморт «Дары осени»

Рисование с натуры «Ветка рябины»

Учить детей передавать характерные особенности натюрморта. Упражнять в рисовании акварелью. Учить оценивать свою работу и работу товарищей.

Учить детей передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листа, их цвет. Закрепить умение красиво располагать ветку на листе бумаги.  Упражнять в рисовании акварелью, кистью (всем ворсом и концом его). Учить сопоставлять рисунок с натурой, добиваться большей точности изображения.

О.В. Недорезова «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО». Стр. 24

Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детс-кого сада». Стр. 47

Рассматривание репродукций.

Рассматривание альбома «Осень».

Наблюдения на прогулке.

Рисование восковыми мелками.

IV

Пожарная безопасность

Знаки пожарной безопасности

Пожарные машины

Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности в быту и на природе. Познакомить с различными знаками и их назначением. Совершенствовать навыки выполнения изображения с использованием различных изобразительных средств. Развивать чувство композиции, закреплять умение детей гармонично располагать рисунок на плоскости листа.

 

 Учить изображать пожарные машины, их форму, строение, пропорции. Закреплять умение рисовать крупно, располагать изображения посередине листа, рисовать легко контур простым карандашом и закрашивать цветными. Развивать умение дополнять рисунок характерными деталями. Доводить свой замы-сел до конца. Развивать умение оценивать свою работу.

Интернет-ресурсы

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности». Стр.45

Экскурсия к зданию пожарной части: рассматривание пожарной машины.

Чтение: С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», И.С. Михалков «Дядя Степа».

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Октябрь

I

Моя семья

Папа и мама гуляют со своим ребенком

Рисование сюжетное по замыслу «Веселые качели»

Закрепить умение рисовать фигуру человека. Передавать относительную величину ребенка и взрослого. Учить располагать предметы на листе соответственно содержанию. Упражнять в рисовании контура простым карандашом, в закрашивании цветными карандашами.

Учить детей передавать свои впечатления о любимых забавах и развлечениях. Развивать чувство ритма и способности к композиции. Воспитывать самостоятельность, уверенность, активность.

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности». Стр.50

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

Стр. 32

Рассматривание иллюстраций в детских книга.

Наблюдения на прогулках.

Чтение стихотворения В. Набокова «На качелях»

II

Мой посёлок, моя страна, моя

 планета

С чего начинается Родина?

Поселок вечером

Создать условия для отражения в рисунке представления о месте своего жительства как одном из «уголков» своей Родины. Продолжать учить рисовать несложные сюжеты или пейзажи (по выбору). Развивать творческое воображение, способности к композиции. Воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию своей Родины.

Учить детей передавать картину вечернего города, его цветовой колорит: дома светлее ночного воздуха, в окнах горят разноцветные огни. Закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе бумаги. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Учить детей оценивать выразительное решение темы.

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

Стр. 38

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности». Стр.51

Беседы о Родине. Чтение стихотворения В.Набокова «Свежо, и блестят паутины»

Рассматривание иллюстраций.

III

Мой посёлок, моя страна, моя планета

Кукла в национальном костюме.

Декоративное рисование «Завиток»

Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавая строение, форму и  пропорции частей; легко рисовать контур простым карандашом и закрашивать рисунок карандашами или красками. Учить изображать характерные особенности национального костюма.

Учить детей украшать лист бумаги крупной веткой с завитками (типичным главным элементом многих декоративных изделий). Использовать для украшения ветки различные знакомые элементы (цветы, листья ягоды, дуги, мелкие завитки). Развивать разнонаправ-ленные движения, легкость поворота руки, плавность, слитность движений, пространственную ориентировку на листе. Воспитывать чувство композиции. Продолжать учить анализировать рисунки.

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности». Стр.42

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности». Стр.52

Рассматривание произ-ведения живописи: В. Васнецов «Аленушка». Рассматривание иллюстраций.

Рассматривание народных узоров.

IV

Золотая осень

Пейзажи настроения И.И. Левитана

Осень вновь пришла

Продолжать знакомить с пейзажем, как жанром изоб-разительного искусства. Учить детей замечать красивое в природе и в пейзажной живописи: выделять цвет, как средство выразительности. Познакомить с творчеством выдающегося русского пейзажиста И.И. Левитана, подвести к пониманию того, что художники не просто изображают природу, а передают свои чувства через состояние природы; активизировать словарь: «золотая», «пышная», «неповторимая», «прозрачная».

Продолжать учить детей рисовать методом тычка. Закреплять и расширять представление о предметах осени.

О.В. Недорезова «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО».

Стр. 31-32

К.К. Утробина,

Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет». Стр. 42

Экскурсия в парк.

Чтение книг.
Разучивание стихотворений об осени.

Инд. работа – упражнять в дорисовке предметов круглой формы.

Дид. игра «Закрась картинку».  

V

День народного единства

Салют над Москвой

Нарисуй, что было самым интересным в этом месяце

Учить рисовать Спасскую башню Кремля. Учить делать набросок простым карандашом, затем оформлять изображение в цвете, доводить замысел до конца, добиваться наиболее интересного решения.

Учить детей отбирать из полученных впечатлений наиболее интересные; развивать стремление отображать эти впечатления в рисунке. Закреплять умение рисовать карандашами, красками. Учить наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до конца. Развивать воображение.

Интернет - ресурсы

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности». Стр.53

Беседы о Дне независимости.

Рассматривание фотоальбома «Хорошо у нас в саду»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Ноябрь

I

Правила дорожного движения

Дорожные знаки

Дать детям представление о различных дорожных знаках и их назначении. Совершенствовать навыки выполнения изображения с использованием различных изобразительных средств. Развивать умение выполнять карандашный набросок перед использованием цвета.
Развивать чувство композиции, учить детей гармонич-но располагать задуманный рисунок и воплощать свой замысел на листе бумаги, самостоятельно выбирая изобразительные средства.

Интернет - ресурсы

Чтение: С. Маршак «В снег и в дождь»

Экскурсия, встреча с сотрудником ГИБДД

II

Транспорт

На чем люди ездят (по замыслу)

Легковой автомобиль

 Учить изображать различные виды транспорта, их форму, строение, пропорции. Закреплять умение рисо-вать крупно, располагать изображения посередине листа, рисовать легко контур простым карандашом и закрашивать цветными. Развивать умение дополнять рисунок характерными деталями. Доводить свой замы-сел до конца. Развивать умение оценивать свою работу.

Учить передавать в рисунке форму и строение легкового автомобиля (удлиненный, низкий, с плавными переходами от части к части; использовать простой карандаш для создания вспомогательного рисунка; равномерно раскрашивать рисунок цветными карандашами.

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности». Стр.45

Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Стр.98

 Наблюдения на прогулках.

Рассматривание иллюстраций

III

Поздняя  осень

Поздняя осень

Деревья смотрят в озеро

Учить передавать в рисунке пейзаж поздней осени, ее колорит. Учить использовать для создания выразительного рисунка разные материалы. Формировать представления о нейтральных цветах, использовать эти цвета при создании картины поздней осени. Развивать эстетические чувства.

Познакомить детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений (монотипии, отпечатки). Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Расширить возможности способа рисования «по мокрому» с получением отпечатков как выразительно-изобразительного средства в детской живописи. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления об осени адекватными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности». Стр.53

Р.Г.Казакова

«Рисование с детьми дошкольного возраста». Стр. 105

Наблюдения на прогулках.

Рассматривание репродукций с картин.

Игра «Лесовичок и его разноцветные колпачки»

IV

Человек и окружающий мир

Рисование с натуры «Комнатное растение».

Кони пасутся

Учить передавать в рисунке характерные особенности растения  (строение и направление стебля, листьев), форму цветочного горшка. Формировать умение видеть тоновые отношения (светлые и темные места) и передавать их в рисунке, усиливая или ослабляя нажим на карандаш. Развивать мелкие движения руки (при изображении мелких частей растения). Формиро-вать умение регулировать рисовальное движение по силе; удачно располагать изображение на листе.

Учить детей составлять композицию, включая знакомые изображения, варьируя их размер, положение на листе. Развивать слитные, легкие движения при рисовании контура, зрительный контроль за движением. Закреплять умение аккуратно закрашивать изображения.

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности».

Стр. 48

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности».

Стр. 74

Рассматривание комнатных растений.

Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Декабрь

I

Человек и окружающий мир

Совы

Волшебная птица

Познакомить детей с особенностями строения и образа жизни совы. Расширять знания детей о живой природе

Развивать умение создавать сказочные образы. Закреплять навыки рисования цветными карандашами и закрашивания изображений с использованием разнообразных штрихов, разного нажима на карандаш для передачи оттенков цвета. Развивать чувство композиции. Учить при анализе рисунков выбирать наиболее интересные, выразительные работы и объяснять свой выбор.

К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование метод-ом тычка с детьми 3-7 лет». Стр. 53

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности».

Стр. 65

Рассматривание иллюстраций.

Рассматривание произведений народного декоративного творчества.

II

Здравствуй, гостья – Зима!

Зимний пейзаж.

Иней покрыл деревья

Учить передавать в рисунке образы знакомых песен, стихотворений; выбирать изобразительное содержание и отражать наиболее характерные особенности. Закреплять приемы работы красками, умение красиво располагать изображение на листе. Развивать изображение.

Учить детей изображать картину природы, передавая строение разнообразных деревьев. Развивать эстетическое восприятие, вызывать желание любоваться красотой зимнего пейзажа. Развивать эстетическое восприятие.

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности», стр. 70

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности», стр. 76

Наблюдения на прогулке. Ознакомление  с картиной А.Пластова «Первый снег»

Чтение стихотворения С.Есенина «Белая береза».

III

Новый год

Новогодняя открытка

Морозные узоры

Подвести к самостоятельному обдумыванию содержания поздравительной открытки, осуществлять замысел, привлекая полученные ранее умения и навыки, в том числе нетрадиционное рисование. Развивать чувство цвета, творческие способности детей.

Учить передавать образ мороза, используя холодную гамму цветов. Развивать мелкие движения руки. Совершенствовать умение смешивать краски для получения нужного оттенка цвета.

О.В. Недорезова «Конспекты занятий в подгото-вительной группе детского сада. ИЗО». Стр.57

Т.С. Комарова. А.В. Размыслова «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников». Стр. 115

Беседы о новогоднем празднике.

Наблюдение за снежинками. Упражнение по составлению оттенков синего цвета

IV

Новый год

Украсим группу к празднику елки

Зимний лес

Приобщать детей к коллективной работе, учить выпол-нять общую композицию в рисунке и аппликации: вырезать симметрические формы, рисовать зимний лес

Развивать  у детей познавательный интерес, чуткость   к   восприятию красоты  зимнего пейзажа. Обогащать словарный запас  образной лексикой. Учить  рисовать   зимний лес, используя  метод  тычка.

Т.Г. Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности».

Стр. 139

К.К.Утробина

Г.Ф.Утробин

«Увлекательное

рисование методом тычка с детьми 3-7 лет». Стр.48

Дид. игра «Укрась елку» (шнуровка).

Инд.работа – упражнять в рисовании елки красками.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Январь

II

Зимние забавы

Новогодний праздник в детском саду.

Закреплять умение отражать в рисунке праздничные впечатления. Упражнять в рисовании фигур детей в движении. Продолжать учить удачно располагать изображения на листе. Совершенствовать умение смешивать краски с белилами для получения оттенков цветов. Развивать способность анализировать рисунки, выбирать наиболее интересные и объяснять свой выбор.

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности». Стр. 72

Беседа о новогоднем празднике.

III

Человек и мир  вещей

Моя любимая игрушка

Мой любимый свитер

Продолжать упражнять в рисовании с натуры, органи-зовывать анализ натуры, развивать умение обращать внимание на индивидуальные характерные признаки и передавать их в процессе выполнения изображения. Развивать зрительную память детей.

Знакомить с техникой рисования, развивать воображе-ние и инициативу; закреплять знания цветов, учить составлять элементарный узор.

О.В. Недорезова «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО» Стр. 47

А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования». Стр.31

Рассматривание игрушек, беседы.

Игра «Пятачок и радуга»

IV

Человек и мир  вещей

Рисование с натуры керамической фигурки животного

Рисование по мотивам литературного произведения

«Золотой петушок»

Учить детей рисовать керамическую фигурку, передавая плавность форм и линий. Развивать плавность, легкость движений, зрительных контроль. Учить слитно рисовать линии контура, аккуратно закрашивать в одном направлении, накладывать штрихи, не выходя за линии контура.

Рисование сказочного петушка по мотивам литературного произведения. Развитие воображения, чувства цвета, формы и композиции.

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности», стр. 28

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

Стр. 164

Рассматривание керамических фигурок животных.

Чтение и рассматривание иллюстраций

V

Мир искусства дарит мысли, дарит чувства

Цирк! Цирк! Цирк!

Веселые клоуны

Продолжать знакомить детей с анималистическим жанром. Упражнять в соблюдении композиционного равновесия листа, передаче движения. Закрепление техники рисования  «сухой кистью».

Продолжать учить детей пер6едавать в рисунке несложные движения человека: учить изображать характерные особенности костюма клоуна; формировать умения создавать нужные оттенки различных цветов, самостоятельно подбирать яркие цвета для костюма. Вызывать у детей эмоциональное отношение к образу, учить  передавать различное выражение лица, используя различные художественные средства.

О.В. Недорезова «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО» Стр. 52

О.В. Недорезова «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО» Стр. 53

Чтение: С.Я.Маршак «Цирк». Рассматривание иллюстраций Е.Чарушина.

Дидактическая игра «Смешные человечки».

Рассматривание иллюстраций.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Февраль

I

Мир искусства дарит мысли, дарит чувства

Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи.

Роспись

дымковского коня

Продолжать знакомить детей с декоративным народным творчеством, предлагать выделять характерные особенности городецкой росписи и создавать узоры по ее мотивам, передавая характерные особенности. Упражнять в смешивании красок для получения нужных оттенков.

Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит дымковских узоров, чувство композиции. Воспитывать аккуратность

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности». Стр. 60

Р.Г. Казакова «Рисование с деть-ми дошкольного возраста»  Стр. 58

Рассматривание альбома: «Городецкие узоры».

 Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи.

Дид.игра «Составь узор»

II

День защитника Отечества

Военная техника

Я с папой

Учить детей рисовать на крупе. Развивать воображение, творчество.

Учить рисовать парный портрет в профиль, стараясь передавать особенности внешнего вида, характер  и настроения конкретных людей (себя и папы). Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств. Позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства.

Журнал «Дошкольное воспитание»  №2/ 2002.  Стр.36

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

Стр. 146

Беседа о Российской армии, рассматривание иллюстраций.

Рассматривание репродукций картин известных художников.

III

День защитника Отечества

Наша армия родная

Корабли

Закреплять умение создавать рисунки по мотивам литературных произведений, передавать в рисунке образы солдат, летчиков, моряков, их жизнь и службу. Упражнять в рисовании и закрашивании рисунков цветными карандашами. Развивать воображение, творчество.

Учить рисовать корабли, используя метод тычка

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности». Стр. 83

Журнал «Дошкольное воспитание»  №2/ 2002.  Стр.37

Чтение произведений о Российской Армии,  рассматривание иллюстраций.

Инд. работа – упражнять в рисовании тычком.

IV

Мама милая моя!

Сказочная птица-весна

Мы с мамой улыбаемся

Учить детей создавать в рисунках образ яркой птицы-весны. Закреплять приемы работы изобразительными материалами, умение красиво располагать изображение на листе. Предоставить детям возможность выбора материалов для рисования. Развивать чувство цвета, умение красиво подбирать краски.

Рисование парного портрета анфас с передачей особенностей внешнего вида, характера и веселого настроения конкретных людей (себя и мамы).

Т.С. Комарова, А.В. Размыслова «Цвет в детском изобразительном творчестве дош-кольников».Стр.121

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

Стр. 153

Наблюдения в природе, просмотр диафильмов, слайдов о весне. Разучивание стихотворений.

Чтение художественной литературы о маме

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Март

I

Мама милая моя!

Подарок маме

Самая лучшая мама на свете

Учить    детей    рисовать разнообразные       цветы, используя   метод   тычка. Воспитывать     в     детях желание делать подарки родным и близким.

Закрепить знания детей о портретной живописи, основ-ных законах изображения человека. Учить передавать в рисунке не только внешнее сходство, но и характер, настроение, используя при этом основные средства выразительности:  цвет, линию, композицию. Воспи-тывать добрые чувства, желание доставить радость близкому человеку.

К. К. Утробина,

Г.Ф.Утробин

«Увлекательное рисование методом тычка  с детьми 3-7

лет». Стр. 53-54

О.В. Недорезова «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО».

Стр. 74

Рассматривание иллюстраций весенних цветов. Беседа о празд-нике. Игровое упражнение «Цветы расцвета-ют».  Игра «Подбери цвет»

Рассматривание фотографий в семейном альбоме, чтение стихов и произведений о маме, беседы.

II

Мир книг

Рисование по сказке: «Мальчик с пальчик»

Обложка для книги сказок

Учить детей передавать в рисунке эпизод из знакомой сказки, закреплять умение рисовать фигуры детей, передавать соотношение фигур по величине, продумывать композицию рисунка, определять место и величину изображений. Учить начинать рисовать с главного – фигур детей (намечать их контуры простым графитным карандашом). Закреплять умение детей оценивать рисунки в соответствии с требованиями задания (передать образы сказки).

Учить детей передавать особенности построения рисунка или орнамента на передней и задней обложке книги, отражать в рисунке и подборе цветов содержание выбранной сказки. Развивать воображение, творчество.

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности». Стр. 89

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности». Стр. 95

 Чтение сказки: «Мальчик с пальчик», рассматривание иллюстраций.

Чтение сказок, рассматривание иллюстраций.

III

Ранняя весна

Ранняя весна

Рисование с натуры: «Ваза с ветками»

Воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображения в пейзаже; учить рисовать состояние погоды (мокрый снег, лужи, туман, ветер); совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков холодного, печального колорита ранней весны.

Учить рисовать с натуры, передавая форму вазы, конструкцию веток, красиво располагать изображение на листе бумаги. Закреплять умение намечать форму вазы карандашом, затем все рисовать красками. Развивать эстетическое восприятие.

А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Стр. 69

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности». Стр. 83

Наблюдения на прогулках. Рассматривание репродукций: И.Левитан «Март», «Весна. Большая вода»;  А.В. Саврасова «Грачи прилетели»

IV

Я вырасту здоровым

Мишка у гимнастической стенки

Как мы занимаемся физкультурой

Развивать наблюдательность, учить детей рисовать игрушечного медвежонка, правильно передавая форму головы, туловища, лап, их соотношение по величине. При передаче пропорций тела использовать в качестве мерки расстояние между ступеньками гимнастической стенки, добиваясь выразительной передачи образа.

Закреплять умение детей отражать в рисунках, впечатления от окружающей жизни, передавать простые движения фигуры человека, удачно располагать фигуры на листе, рисовать крупно. Упражнять в создании контуров простым карандашом с последующим закрашиванием.

Т.Н. Доронова  «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошколь-ников». Стр.178

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности». Стр. 59

Беседы о ЗОЖ

Рассматривание иллюстраций.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Апрель

I

Я вырасту здоровым

Мишка делает зарядку

Моя любимая подвижная игра

Продолжать учить детей рисовать игрушечного медвежонка, передавая несложные движения, добиваясь выразительности образа.

Формировать умение отбирать из личного опыта интересное содержание рисунка, воплощать задуманное. Закреплять приемы создания контура изображения простым карандашом и оформления его в цвете. Упражнять детей в рисовании акварелью. Развивать чувство композиции. Учить выбирать при оценке работ наиболее интересные, выразительные рисунки. Развивать воображение, творчество.

Т.Н. Доронова  «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошколь-ников». Стр.179

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности». Стр. 63

Рассматривание иллюстраций.

Беседы о подвижных играх. Подвижные игры.

II

День космонавтики

Лети, ракета,  к звездам

Звездное небо

Закреплять умение передавать свой замысел, распола-гая изображение на всем листе, подбирать гамму красок рисуя космос, звезды, летящую ракету. Закреплять умение передавать свой замысел, располагая изображение на всем листе, подбирать гамму красок рисуя космос, звезды, летящую ракету.

Воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображений нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Т.Г. Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности».  Стр.  153

А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Стр. 73

Чтение рассказов о космонавтах.

Рассматривание иллюстраций в книгах.

III

Народная культура и традиции

Декоративное рисование «Композиция с цветами  и птицами» (по мотивам народной росписи)

Искусство русской глиняной игрушки. Карусель»

Продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Учить создавать декоратив-ную композицию в определенной цветовой гамме (теплой или холодной). Закреплять умение работать всей кистью и ее концом, передавать оттенки цвета. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрас-ного.

Воспитывать интерес к народной игрушке. Формировать умение замечать выразительность цвета. Закрепить знания детей об особенностях росписи дымковской и филимоновской игрушки. Упражнять в выполнении эскизов, поиск цветового решения, соответствующего колориту народной игрушки.

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности», стр. 94

О.В. Недорезова «Конспекты занятий в подгото-вительной группе детского сада. ИЗО». Стр. 45

Рассматривание предметов декоративно – прикладного искусства.

IV

Народная культура и традиции

Декоративное рисование: «Завиток (по мотивам хохломской росписи)»

Бело-синее чудо - Гжель

Знакомить  детей с декоративным творчеством разных народов. Совершенствовать умение выделять компо-зицию, основные элементы росписи, цвет и исполь-зовать их в свое рисунке. Закреплять умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные сторо-ны. Совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль за ними. Разви-вать эстетические чувства (чувство цвета, композиции). Продолжать учить детей оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров, стремление научиться самим создавать изделия, радующие окружающих. Закрепить и уточнить знания детей о гжельской росписи: основные элементы, особенности цветовой палитры.

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности», стр. 95

О.В. Недорезова «Конспекты занятий в подгото-вительной группе детского сада. ИЗО». Стр. 35

Рассматривание альбома: «Хохломские узоры».

Рассматривание альбома: «Гжель»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Май

I

Весна. Пасха

Рисование на объемной форме (скорлупе яйца) «Чудо – писанки»

Познакомить с искусством миниатюры на яйце – славянскими писанками, дать представление об истории возникновения этого вида искусства, о специфике композиции и орнаментального строя; формировать интерес к народному искусству; учить рисовать на объемной форме.

Журнал

«Дошкольное

воспитание»,

№3/07, стр. 46-50.

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

Стр.166

Рассматривание писанок.

Беседы о празднике Пасха.

II

Весна. День Победы

День Победы

Цветущая ветка сирени

Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны. Продолжать знакомить с техникой «граттаж». Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов.

Совершенствовать умение рисовать с натуры. Упражнять в создании разных оттенков фиолетового и зеленого цветов для достижения объемности изображения. Закрепить навык рисования «тычком» кисти с жесткой щетиной.

О.В. Недорезова «Конспекты занятий в подгото-вительной группе детского сада. ИЗО». Стр. 97

О.В. Недорезова «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО».

Стр. 99

Чтение рассказов о войне.

Инд. работа – рисование концом кисти.

Игра «Собери капельки в стакан

III

Скоро в школу

Портреты друзей

До свидания, детский сад!

Закрепить и обобщить знания детей о жанре портрета; познакомить с понятием «поясной портрет»; развивать умение внимательно изучать черты лица и фигуры знакомого человека. Продолжать работу по закреплению основных закономерностей изображения человека.

Закрепить знания о жанре портрета, автопортрета. Упражнять в рисовании автопортрета, передавая внешнее сходство изображаемого человека и окружающей обстановки, в которой он находится. Обратить внимание на прорисовку деталей. Создание дружеской обстановки во время коллективной работы.

О.В. Недорезова «Конспекты занятий в подгото-вительной группе детского сада. ИЗО». Стр. 100

О.В. Недорезова «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО».

Стр. 102

Рассматривание фотографий, репродукций картин

Беседа о школе.

Чтение произведений.

Игра «Каких цветов не хватает»

IV

Весна

Березы весной

Что мы умеем и любим рисовать

Углублять      знания      о временах года, уточнять признаки весны, воспитывать    любовь    к родному краю. Развивать эстетическое  восприятие окружаю-щего  мира, наблюдательность   и память.

Изучить интересы и возможности детей в рисовании.

К.К.Утробина

Г.Ф.Утробин

«Увлекательное

рисование метод-ом тычка с детьми 3-7 лет».Стр. 58.                    

Т.Н.Доронова «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». Стр. 187

Наблюдения на прогулках.

Экспериментирование со цветом.

V

Мониторинг

Что мы умеем и любим рисовать

Мониторинг

Изучить интересы и возможности детей в рисовании.

Заполнение персональных карт развития детей

Т.Н.Доронова «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». Стр. 187

  1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез,  2011.
  2. Комарова Т. С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006.
  4. О.В. Недорезова. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО. – Воронеж,2006.
  5. К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  6. Р.Г.Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  7. Т.С. Комарова. А.В. Размыслова. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
  8. А.В. Никитина. Нетрадиционные техники рисования. – СПб.: КАРО,2007.
  9. Т.Н.Доронова. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.
  10. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»  – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000