Изобразительная деятельность в детском саду.
методическая разработка по рисованию на тему

Литвинова Светлана Ивановна

В данной работе, основанной на моём опыте работы с опорой на уже известные работы выдающихся учёных и педагогов, а также на моих личных находках, вы сможете ознакомиться с:

  • значением изобразительного искусства в обучении и воспитании дошкольников.
  • рекомендациями по оформлению группы (созданию развивающей среды).
  • методами и приёмами ознакомления дошкольников с живописью.
  • с моим опытом работы, фото и схемами организации развивающей среды дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izodeyat.docx986.71 КБ

Предварительный просмотр:

        

ПЛАН:

  1. Актуальность темы -------------------------------------------------------- 2.

  1. Значение изобразительного  искусства в обучении и

и воспитании . --------------------------------------------------------------  3.

  1. Оформление группы (развивающая среда) --------------------------   5.

  1. Методы и приёмы ознакомления дошкольников

с живописью ---------------------------------------------------------------   7.

  1. Из опыта работы (какую работу проводила и

перспективы на будущее) -----------------------------------------------  8.

Используемая литература:

  1. «Психология» Л.А.Венгер, В.С.Мухина.

  1. «Дошкольникам о живописи» Р.М.Чумичева.

  1. «Учебное рисование» Н.П.Костерин.

  1. «Дошкольная педагогика» под редакцией В.И.Ядэшко, Ф.А. Сохина.

  1. Журнал «Юный художник» № 9 1989 г.

  1. «Изобразительная деятельность в детском саду» Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова.

Так получилось, что последние время чаще всего внимание, в воспитании и обучении детей уделялось развитию их интеллектуальных – умственных, познавательных и речевых способностей. Ребёнка готовили к школе, учили читать, считать, решать и составлять элементарные задачи, ориентироваться по плану, развивали мелкую мускулатуру пальцев, кисти, расширяли их познавательный кругозор по природе и т.д.

А занятия по рисованию чаще всего проводились по книге Т.С. Комаровой и Н.П. Сакулиной «Изобразительная деятельность в детском саду». Но однажды  побывав в музее изобразительного искусства я поняла, что то что я даю детям, и то что я знаю сама ничтожно мало; я поняла, что ребёнка важно научить не только что-то нарисовать, оценить свою работу, в нескольких словах рассказать о картине художника, важно понять идею этой картины, чувства, переполнявшие художника в момент её написания.

Ведь ещё Ж.Ж.Русо отмечал, что чувство важнее знаний, и поэтому я решила более конкретно изучить имеющуюся литературу по изобразительной деятельности в детском саду. Это мне понадобилось для того, чтобы наиболее правильно преподнести детям такой вид искусства, как живопись, чтобы научить их не только видеть техническую сторону картины, но и чувства переданные художником; уметь поделиться с окружающими своими чувствами по поводу той или иной картины, для того чтобыпонять смысл живописи, узнать почему и как она возникла. Детям было очень интересно узнать, что изобразительное искусство, как пишет Н.П.Костерин в книге «Учебное рисование», возникло на заре человеческой истории; оно было необходимо людям как средство познания предметного мира, сущности и места человека в этом мире, его чувств и идеалов. На стенах пещер и скалах рука первобытного художника образно рисовала животных, подчёркивая в рисунках тяжесть и грузность мясистых тел, а также игру выпуклых мышц и резкость движений – признаки грозной силы и ловкости.

Убедительность, конкретность образа, сходство с натурой давали полное представление об особенностях зверя и вызывали у первобытного охотника сильные эмоции, прилив энергии и жажду преследования.

Подобные знания подталкивали детей к развитию сюжетно – ролевых игр в которых ребёнок не только принимал ту или иную роль, но и развивал свои умения по рисованию животных, расширял свой кругозор, учился передавать свои эмоции, состояние «первобытного охотника» в мимике, движении, голосе и конечно в рисунке. Понимая, что во времена первобытных людей ещё не было красок, ребёнок учится создавать свои  - природные, естественные краски, что несоизмеримо развивает его творческие способности, стремление к поиску, к открытию. Оказывается можно рисовать палочкой, водой, травинками, углём, известняком, соком ягод, молоком и многим другим.

И это не удивительно, Н.П.Костерин писал, что искусству свойственно нести знания и вызывать ответные чувства, открывать перспективу и заставлять людей действовать.

В одной книге говорится, что изобразительная деятельность совершенствует органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать; воспитывать волевые качества, творческие способности, художественный вкус, воображение, знакомит с особенностями художественного языка, развивает эстетическое чувство (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетаний), необходимое для понимания искусства, способствует познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности.

А поскольку роль изобразительного искусства так велика и в то же время у всех детей отмечается потребность в красоте и доброте и я считаю, что в работе с детьми изобразительному искусству нужно уделять достаточно времени.

Ребёнка надо учить видеть прекрасное не только на полотне, но и вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях. Этому способствует такой приём, как нахождение противоположностей у одного и того же явления или предмета, например я предлагала детям отметить что хорошего и что плохого, допустим в зимних деревьях, что в них красивого и не красивого? Особенно дети любят когда мы устраиваем соревнования типа: «Кто больше красивого увидит на сегодняшнем небе.» и т.д..

Но важно и то, что мы не только искали красивое, некрасивое …, мы старались «показать» чувства, состояние того же неба или любого предмета, явления, картины – в мимике и пантомимике, голосом, цветом, музыкой ( мы превращались в этот «объект» и говорили, действовали от его имени – что он чувствует, видит …). Эти приёмы помогли мне вызвать у детей интерес к окружающему, интерес к живописи, умение увидеть и почувствовать что-то особенное, красивое, интересное.

Влияние искусства на становление личности человека, его развитие велико. В книге «Дошкольникам о живописи» Р.М.Чумичевой говорится, что без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

Я согласна с высказыванием автора этой же книги «в том, что искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально – творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию природы. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентаций в школьном возрасте, как, например, умение высказывать  личное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни.

Поэтому, знакомя детей с произведениями живописи я стараюсь не  ограничиваться только перечислением изображенных на картине людей, предметов, явлений, а пытаюсь раскрыть значимость труда самого художника, своеобразие его мастерства, рассказать, что побудило художника написать эту картину.

Так же я стараюсь, как написано у Р.М.Чумичевой, при детальном рассматривании картины, анализе изображенного на ней учить детей устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребёнок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Стараюсь подчеркнуть, что значимость изображённого явления, настроение произведения художник раскрывает посредством цвета, композиции, мимики, жестов. Постепенно, от занятия к занятию дети запоминают терминологию и начинают пользоваться ею при рассматривании картин, при обдумывании замысла своего рисунка, при рассказе о нём, они учатся рассказывать о чувствах других людей и своих собственных. На этом  этапе речь является показателем того, насколько ребёнок понял содержание произведения.

На занятиях по изобразительному искусству я стараюсь использовать стихи поэтов, которые помогают детям лучше понять произведение или подготовиться к предстоящей работе. При использовании стихов дети учатся отображать в своей речи не только специфические  изобразительные термины – холодный и тёплый тон, светотени, краски яркие, сочные, размытые, прозрачные, насыщенные, цветовые пятна, гамма цветов, план картины, построение в круг, в треугольник; линия, движение; дети учатся использовать в своей речи образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей.

С помощью живописи, как отмечала Р.М.Чумичева, развивают и мыслительную деятельность дошкольников: умение делать обобщение на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь. Внутренняя речь помогает ребёнку спланировать и высказать свои суждения, соотнести умозаключения, возникшие в результате восприятия замысла художника. Внутренняя речь, кроме того, способствует проявлению собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций, как бы закладывает первоначальные основы творческого восприятия искусства.

Далее в этой же книге говорится, что более полное познание детьми произведений искусства способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознакомлении с жанровой живописью  у детей активизируется интерес к общественной жизни, к различным видам деятельности человека, отношениям его в процессе труда, к ценностям, которые создаёт народ, художественному творчеству.

И это не пустые слова, например, при рассматривании с детьми произведений батальной живописи у них не только расширяются знания о жизни русского народа, у них возникает чувство гордости и чувство восхищения красотой, силой, мощью, справедливостью своего народа; а при рассматривании натюрмортов они видят красоту мира, созданного человеком, у них возникают чувства прекрасного. Но, к сожалению, бывает очень трудно подобрать к занятию репродукции, и даже иллюстрации из журналов, по тому, или иному жанру живописи, но это нужно делать обязательно. При рассматривании картин дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется нравственное сознание. Они учатся сравнивать собственный опыт с опытом людей, изображённых художником, и переносить воспринятые в жанровой живописи способы взаимоотношений между людьми в реальные жизненные ситуации. Так закладывается основа представлений о нравственно – эстетическом идеале.

Роль изобразительного искусства, как уже отмечалось, велика и поэтому для того, чтобы ребёнок наиболее часто и многогранно с ним сталкивался, оно должно присутствовать в группе постоянно.

Оформляя группу я старалась придерживаться рекомендаций из книги «Дошкольная педагогика» под редакцией В.И. Ядэшко, Ф. А. Сохиной, где говорится, что присутствие в группе картин, эстампов, предметов прикладного искусства и т.д. расширяет эстетические представления детей, создает основу понимания произведений искусства, доставляет художественное наслаждение, вызывает желание самому нарисовать узор, картину.

В книге так же отмечается, что изображенные на картинах сюжеты должны быть доступными пониманию детей.

Из опыта своей работы могу отметить, что детям старшей группы наиболее интересны пейзажи, натюрморты и работы художников по жанру былин и сказок.

Я вполне согласна и со следующей рекомендацией авторов, что в комнате следует иметь не более 2-3 картин. Хорошо, когда есть одна большая картина, особо привлекающая внимание детей, и две – три маленького размера. Картины должны быть хорошо освещены, не мешать одна другой, поэтому не следует помещать их слишком близко. Менять картины следует с учётом времени года, задач воспитательной работы с детьми.

Важное место в оформлении группы должно принадлежать произведениям народного прикладного искусства. Во всех группах должна быть представлена хохлома. Хорошо иметь весёлую дымковскую игрушку, жестовские подносы, произведения из керамики.

Я уже отмечала ранее, что подбор картин представляет собой особую трудность (их негде взять по той или иной тематике), но тем не менее оформить группу с представленными требованиями удаётся. Что же касается предметов прикладного искусства, то их с трудом удаётся подобрать к занятию, поэтому для украшения группы и для самостоятельной изобразительной деятельности детей чаще приходится пользоваться рисунками или самоделками. В уголке по изобразительной деятельности детей чаще приходится пользоваться рисунками или самоделками. В уголке по изобразительной деятельности помещаем образцы росписей и элементов росписи, бумагу разного формата, разной формы (бочонки, игрушки), глиняные игрушки покрытые белой краской для отработки у детей навыков нанесения узора на объёмную игрушку, форму.

В оформлении группы я большое внимание уделяю детским работам, они постоянно вывешиваются в раздевалке (после занятий), в изоуголке, так же в группе мы с детьми выбрали стену, которую украшаем своими «картинами» по сезонам года. Детям очень нравится, что их работы украшают группу, что все, кто заходит к нам в гости «восхищаются этой красотой», у них появляется чувство удовлетворённости, они учатся сами, своими руками украшать помещение, а на занятиях по рисованию они более внимательны и старательны. Что же касается размещения настоящей «картины» в группе, то нахождение места для её размещения определяется с помощью детей, здесь дети учатся не только видеть красоту данного произведения, восхищаться им, они учатся правильно размещать его в помещении.

Разумеется мало окружить детей красивыми вещами, надо научить их видеть красоту, беречь её, ценить и понимать.

В книге Р.М. Чумичевой «Дошкольникам о живописи» можно отметить следующие методы и приёмы по ознакомлению дошкольников с живописью:

  1. Перед каждой встречей с искусством необходимо вызвать у детей интерес к предстоящему его восприятию.

Я часто начинала подобные занятия с получения посылки, с загадки, с игры, с чтения художественного произведения по данной теме, с диалога, и это действительно вызывало у детей интерес.

  1. Искуствоведческий рассказ педагога.

Он применяется на первом этапе ознакомления с живописью и его структура примерно такая: сообщение названия картины и фамилии художника; о чём написана картина; что самое главное в картине (выделить композиционный центр), как оно изображено (цвет, построение, расположение); что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали; что красивого показал своим произведением художник; о чём думается; что вспоминается, когда смотришь на эту картину. Я считаю, что этот метод помогает ребёнку лучше рассмотреть картину, а в дальнейшем, опираясь на подобные рассказы воспитателя, дети сами учатся рассказывать о картине, им легче общаться с искусством.

  1. Детям задают вопросы для закрепления понимания ими содержания картины, формирования умения вычленять средства выразительности, используемые художником, а так же активизации творческого воображения и эмоций.
  2. Приём сравнения, который повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализа, синтеза, умозаключения.
  3. Приём акцентирования  деталей; его суть заключена в том, что при восприятии картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытой остаётся только одна «деталь» картины (например глаза). Это помогает в дальнейшем устанавливать взаимосвязи между частью и целым.
  4. Тактильно – чувственный метод.
  5. Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.
  6. Приём «вхождения» в картину; используя этот приём ребёнку предлагается представить себя на месте изображённого человека, явления …, представить что было до этого, будет после. Это оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания; будит детское воображение, учит его чувствовать, видеть и слышать.
  7. Метод музыкального сопровождения.

При использовании этого метода происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Это в свою очередь облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким, утончённым.

  1.  Игровые приёмы.

Эти приёмы сосредотачивают внимание детей, активизируют мыслительную деятельность, создают интерес к произведению, формируют положительное эмоциональное отношение к произведению.

Перечисленные методы и приёмы я использовала на занятиях по рассматриванию «картин» в различных комбинациях; их подбор осуществляла в соответствии с задачами конкретного занятия или беседы, в соответствии с этапом ознакомления детей с данным «произведением живописи», с возрастными и познавательными способностями детей.

Так же хочу отметить, что приём «акцентирования деталей» при рассматривании портретов на занятии мною практически не использовался, это связано с тем, что в нашем дошкольном учреждении нет ни одной репродукции портрета большого размера (чтобы детям было хорошо видно каждую его деталь), но в то же время я считаю, что это очень важный приём и поэтому стараюсь прибегать к нему в беседах с малыми группами детей.

Перечисленные методы и приёмы помогают ребёнку лучше понять, прочувствовать произведение изобразительного искусства.

Но для ребёнка оказывается мало видеть и понимать прекрасное, уметь о нём рассказать, ребёнку хочется самому создать что – то подобное.

И для того, чтобы он смог реализовать свои потребности ребёнку нужна помощь взрослого, который при обучении детей должен знать об их возрастных особенностях в рисовании . Об этом очень хорошо рассказано в книге «психология» Л.А.Венгера и В.С.Мухиной. Я же хочу остановиться на том, как я работала с детьми по рисованию:

Начиная работу по этому разделу программы воспитания и обучения детей в детском саду я заметила, что у многих детей возникает страх перед белым листом, страх, что у него не получится то что он задумал. Для преодоления таких страхов, для придания детям уверенности в себе, я начала с ними работу над фоном ( изображение неба и земли). Ребёнок спокойно заполняет лист красками ( вроде бы ещё ни чего не рисовал, а уже красиво) – это получается у всех, а если при дальнейшем рисовании какой –то объект и не получился, то его можно будет размыть и нарисовать занаво. При рисовании «фона» ребёнок учится сочетать краски, открывает способы получения цветовых оттенков или совершенно новых цветов; он учится передавать в своей работе реально виденное и прочувствованное. Ведь на прогулке мы часто рассматриваем и «небо» и землю; какие они утром, днём, вечером, в разное время года. Рылов говорил, что надо прийти на одно место не один раз, а утром, вечером, днём, в солнечный день, пасмурный, чтобы твое чувство слилось с состоянием природы, стало созвучно ему.

Постепенно мы стали переходить к изображению травы, деревьев и домов; ( знакомились с разными способами их изображения; сами превращались в изображаемые объекты. Теперь мои дети рисуют пейзажи уверенно и мы учимся рисовать с первого раза ( без размывания), говорим об аккуратности и чистоте красок. У многих детей получаются очень выразительные, звучные рисунки. При рисовании птиц, животных, насекомых … детям не показывается подробный способ их изображения (это делается только при первичном рисовании живого объекта), мы рассматриваем иллюстрации, отмечаем характерные особенности и вспоминаем с чего начинают рисовать; беседуем о том, как можно выразить на листе те или иные особенности объекта. Это учит детей строить примерный план своей работы, более внимательно относится к окружающему тебя миру, уметь соотносить увиденное со схематическим изображением (от пятна) и преобразовать  - «Оживлять» это изображение.

Рисование портретов, натюрмортов требует от ребёнка точности; формируются такие мыслительные операции как анализ и синтез; развивается чувство цвета, композиции, уверенность руки, внимание.

Рисование на свободные, фантазийные, сказочные темы развивает творчество детей, умение соотносить слова с рисунками.

Рисование по художественным произведениям учит детей видеть в простых  - обыденных вещах «чудо». На занятиях по изобразительной деятельности я знакомила детей с различными способами рисования, особенно им полюбились монотипии (рисование на зеркале и отпечатывание на бумагу нарисованного), рисование свечой, процарапывание; игры с каплями краски. Если ребёнок «моей группы» захотел рисовать, а под рукой не оказалось кисти, он спокойно будет рисовать и пальцем, и палочкой, и губкой …. Я считаю, что у детей, с которыми я работала, достаточно развито воображение и фантазия, они приступают к работе уверенно, без страхов, «создают» довольно таки интересные работы. Рисование помогло этим детям по другому взглянуть на окружающий мир, увидеть его красоту и беззащитность; вызвало желание создавать прекрасное и радовать этим окружающих.

В предстоящей работе я буду продолжать знакомить детей с законами перспективы, буду стараться совершенствовать техническую сторону их работ (более точное, сложное и качественное изображение различных объектов, отображение в работах динамики ( движение) свето – тени, цветосочетаний, умение выделять композиционный центр; буду закреплять умение делать наброски человека и животных в различных позах, в движении простым карандашом или цветовыми пятнами, соблюдая при этом пропорции тела, познакомлю детей с правилами рисования человеческого лица. Постараюсь научить детей не только рисовать натюрморты, но и составлять их.

Естественно я не буду ограничиваться только технической стороной рисования, постараюсь затронуть все органы чувств детей через литературу, музыку, драматизацию, запахи, ощущения, движения; наблюдения окружающей среды и рассматривание картин. Буду стараться чтобы творческих занятий по рисованию было не меньше, а может даже и больше, чем технических.

Буду продолжать работу по рассматриванию с детьми картин различных жанров, развивать у детей умение читать рассматриваемую картину, предполагать мысли, настроение художника, характер изображенных объектов.

Постараюсь привить детям любовь к искусству, создать у них желание творить, пробудить у них интерес к окружающему миру и красоте.  

Приложение:

Оформление группового помещения, раздевалки, стены коридора около группы.

C:\Users\User\Desktop\работа\диплом\приложения\Прил№5\авторская выставка.jpg

C:\Users\User\Desktop\работа\диплом\приложения\Прил№5\выставка детских работ.jpg
C:\Users\User\Desktop\работа\диплом\приложения\Прил№5\выставка детских работ -.jpg

C:\Users\User\Desktop\работа\диплом\приложения\Прил№5\оформление стены.jpg

Пояснения к оформлению стены

1. «Библиотека».

2. «Домик с кармашками – окошками»

В кармашки вставляются карточки

например:1)

   ?(детям нужно закрасить пустой овал)

2)- схемы поэтапного изображения (как помощь в работе)

эстетическая интуиция 005

Или 3)- 1+2=?

             6-2=?

4) – выкладывание, составление слов из букв или слогов.

3. «Магнитная доска» - на ней можно писать, рисовать, выкладывать узоры, составлять модели сказок, рассказов – обыгрывать их; играть в дидактические игры «Составь букет», «Составь натюрморт», «Придумай историю по картинке» и т.д.

4. Рулон обоев на котором можно рисовать, писать.

5. Коробочки для материала к магнитным доскам, к домику №2., различные дидактические игры.

6. Машины с разноуровневыми заданиями:                                            зеленая – легкие (на базе того, что было изучено)                                         желтая  -  (на базе знаний, изучаемых на данном этапе)                                красная – сложные (то, что будет изучаться вскоре с опорой на имеющиеся знания).

Конкурс « Лучший сценарий, развлечение, постановка», раздел – научно – методический материал (обобщение опыта).

Автор: Литвинова Светлана Ивановна, педагог – психолог, воспитатель МБДОУ ДС № 43 «Колобок», г. Белая Калитва Ростовской области. Россия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности организации изобразительной деятельности в детском саду".

Опыт дошкольного учреждения   по организации продуктивной деятельности детей, строящейся  в партнерстве с  включенным в  нее взрослым....

Здоровьесберегающие технологии на занятии по изобразительной деятельности в детском саду.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Физкультминутки для малышей...

Консультация Методы и приемы проведения непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в детском саду

консультация для молодых специалистов "Методы и приемы проведения НОД по рисованию "1. Виды НОД по рисованию: предметное рисование; сюжетное рисование.2. Примерный план конспекта НОД  по рис...

«Щенок». Занятие по изобразительной деятельности в детском саду

«Щенок». Занятие по изобразительной деятельности в детском садуТема НОД: «Щенок»Программное содержание:• Учить детей рисовать жесткой кистью методом тычка• Совершенствовать умение правильно держать ки...

Мастер – класс «Необычное рисование» Воспитатель по изобразительной деятельности МДОУ – детского сада №15 «Ручеек» Львова А.М.

Одна из главных задач, которая стоит передо мной, как воспитателя изобразительной деятельности – помочь детям познать радость творчества. Поэтому я стараюсь раскрыть детям маленькие секреты рисования,...

"Изобразительная деятельность в детском саду"

Актуальность.     Развитие художественно-творческих способностей у ребенка - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.И самое эффективное ее...

Статья для родителей на тему "Занятия изобразительной деятельностью в детском саду и дома"

Советы родителям по детскому творчесву дома и в ДОУ для детей младшей группы...