образование посредством искусства
статья по рисованию на тему

Сапожникова Елена Николаевна

Эффективности воспита­тельно-образовательного процесса  способствует максимальное использование разнообразных видов детской деятель­ности, их интеграция, креативность воспитательно-образовательного процесса, вариативность использования образовательного материала, позволя­ющая развивать творчество, вариативность мышления, в соответствии с интересами и наклоннос­тями каждого ребенка;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie_posredstvom_iskusstva.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

                                 « Образование посредством искусства»

   Что нужно современному  человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно и свободно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должен  играть детский сад  в будущем, чтобы подготовить маленького человека к полноценной жизни и труду? Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно детский сад, школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества.

Работа  каждого педагога, который живет и работает ради будущего нашей страны,    направлена на гармоническое развитие ребенка, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций ребенка, на  комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, всестороннее  развитие на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

 Мы знаем, что решение обозначенных целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.  От педагогического мастерства каждого воспитателя, зависит уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе.  Эффективности воспитательно-образовательного процесса  способствует максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция, креативность воспитательно-образовательного процесса, вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество, вариативность мышления, в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

Одним из аспектов в становлении  гармонически развитой личности ребенка является формирование высокой  художественно-эстетической культуры человека, способность воплотить увиденное, реализовать свои фантазии, выразить свое мнение при помощи цвета, творческого мышления, способности  к преобразованиям, а также умение регулировать волевые процессы.[5]

        Психология подчеркивает важность эстетического развития для гармоничного развития личности каждого человека. Как отмечают многие исследователи, в том числе основоположник гуманистической психологии А. Маслоу, "образование посредством искусства" - один из самых правильных способов обучения, так как он открывает человеку путь к самому себе, к своему духовному миру, такое образование незаменимо на пути самоактуализации. [1,с.236-242].

Исходя из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста, могу с уверенностью сказать, что  поликультурное развитие ребенка может быть осуществлено посредством самостоятельно-познавательной деятельности  в области рисования,  с использованием нетрадиционных техник рисования.

  Это   направление является наиболее интересным   и продуктивным  в развитии ребенка,  создает благоприятное условие для реализации необходимых  направлений в  развитии современного ребенка. Ведь  при использовании  ребенком нестандартного оборудования, ребенок подходит к проблеме более креативно, находит оригинальные способы  для решения проблемы, проявляет гибкость мышления,  способность к творческому  ассоциативному  мышлению, вариативному мышлению , к целостному и дифференцированному восприятию, способность к преобразованиям.

Существует много техник нетрадиционного рисования, которые завлекают ребенка своим разнообразием, желанием придумывать новые композиции. Это маленькая игра. Конечно,  при выборе нетрадиционного метода рисования необходимо учитывать возрастные особенности детей.

  Можно отметить, что в  процессе  рисования,  у детей различных возрастов, решающую роль в развитии изобразительной деятельности , отводят  аналитическим умениям, которые могут развиваться при реализации  поставленных целей системы обучения и воспитания,  в процессе разнообразных видов детской деятельности,  их интеграции в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса,  креативности  воспитательно-образовательного процесса,  вариативности  использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество, вариативность мышления, в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка, соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.[4, с.3-7].

 Список используемой литературы:

  1. Ананьев Б.Г. Задачи психологического искусства  / Художественное творчество. Сборник. - Л., 1982, с.236-242.

2  Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. – М., 1978.

3 Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника,—М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

4. Веракса Н. Е.,. Комаровой Т. С. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

5  Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. –М

6 Комарова Т. С, Зацепина МБ. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада, —М.: Мозаика-Синтез, 2010.

7 Комарова Т. С, Филлипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда. — М., 2005

8 Петрова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.-М.: Мозаика-Синтез,2006-2010.

9 Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. – М., 1961

10 Хватцев М.Е.Логопедия. Работа с дошкольниками: Пособие для         логопедов и родителей.- М, 1996.

11 Щипицына, А.А. Хилько, Ю.С. Галлямова, Р.В. Демьянчук, Н.Н. Яковлева. /. (Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста Сп-б 2003  изд.Речь. стр.102)

12 Эльконин А.Б. Детская психология. – М.: Просвещение, 1960

13 Эльконина, А.Л. Венгера. Особенности психологического развития детей 6-7летнего возраста. М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по искусству оригами «Волшебный квадратик» для класса пред школьной подготовки.

Цель программы Ознакомление  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приёмами техники ор...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

В соответствии с введение стандарта дошкольного образования одним из направлений в педагогической деятельности является формирование общей культуры личности ребенка, развитие его социальных, нравств...

Программа дополнительного образования «Оригами «Искусство складывания из бумаги »

Программа дополнительного образования «Оригами «Искусство складывания из бумаги »...

Повышение качества физического воспитания дошкольников посредством искусства художественного слова

Художественное слово – мощный методический приём, который применяется педагогами в процессе общения с детьми на занятиях и в режимных моментах....