Главные вкладки

    Методическая разработка по рисованию (средняя группа) на тему:
    Перспективный план занятий по ИЗО деятельности (Для детей 4-5 лет)

    Карегина Ольга Николаевна

    Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

    Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

    Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

    Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

    Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

    Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

    Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

    Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник.

    Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.

    Программа предполагает освоение детьми художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.

    Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника

    Цель программы

    Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.

     

    Задачи

    • Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
    • Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
    • Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.

     

    Основные методы обучения

    • позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
    • дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
    • формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
    • способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

     

    Материальное обеспечение

    • краски, гуашь, цветные карандаши;
    • баночки для воды, простые карандаши, кисточки, ластик.
    • альбомы для рисования, палитра.
    • репродукции картин известных художников,
    • компьютер для просмотра презентаций.
    • природные материалы;
    • ткани, х/б материалы, нитки, шнуры, лены;
    • мука, соль, вода (мукасоль);
    • мыльные пузыри;
    • природная глина.

     

    Ожидаемые результаты образовательной деятельности

    • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
    • Тематические выставки.
    • Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года и т.д.

     

    Конечным результатом обучения считается умение:

    • Последовательно рисовать отдельные предметы, предметы природы;
    • Составлять композицию из предметов;
    • Последовательно работать над живописным изображением рисунка;
    • Применять разные техники изображения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Перспективный план занятий по ИЗО

    деятельности

    Для детей 4-5 лет

     


    Пояснительная записка

    Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

    Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

    Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

    Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

    Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

    Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

    Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

    Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник.

    Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.

    Программа предполагает освоение детьми художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.

    Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника

    Цель программы

    Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.

    Задачи

    – Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

    – Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

    – Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.

    Основные методы обучения

    – позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

    – дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

    – формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

    – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

    Материальное обеспечение

    -краски, гуашь, цветные карандаши;

    -баночки для воды, простые карандаши, кисточки, ластик.

    -альбомы для рисования, палитра.

    -репродукции картин известных художников,

    -компьютер для просмотра презентаций.

    - природные материалы;

    - ткани, х/б материалы, нитки, шнуры, лены;

    - мука, соль, вода (мукасоль);

    - мыльные пузыри;

    - природная глина.

    Ожидаемые результаты образовательной деятельности

    Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

    Тематические выставки.

    Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года и т.д.

    Конечным результатом обучения считается умение:

    Последовательно рисовать отдельные предметы, предметы природы;

    Составлять композицию из предметов;

    Последовательно работать над живописным изображением рисунка;

    Применять разные техники изображения.


    Учебно–тематический план образовательной программы

    изостудии «Радость» для детей 4-5 лет.

    Месяц

    Неделя

    Вид

    занятия

    Тема

    Кол-во часов

    Сентябрь

    1

    Рисунок

    Как я провел лето

    1

    Лепка

    Рыбки плавают в пруду

    1

    2

    Живопись

    Море, ах море…

    1

    ДПИ

    Северодвинская роспись

    1

    3

    Рисунок

    В гостях у осени

    1

    Лепка

    Дары осени

    1

    4

    Живопись

    Цветы у дома

    1

    ДПИ

    Чайник (хохлома)

    1

    Октябрь

    1

    Рисунок

    Золотая осень

    1

    Лепка

    Мы собираем грибы

    1

    2

    Живопись

    Морской пейзаж

    1

    ДПИ

    Ягодное лукошко

    1

    3

    Рисунок

    Осенний лес

    1

    Лепка

    Утиный пруд

    1

    4

    Живопись

    Птица осени

    1

    ДПИ

    У леса на опушке

    1

    Ноябрь

    1

    Рисунок

    Дерево при порыве ветра

    1

    Лепка

    Петя-петушок,золотой гребешок

    1

    2

    Живопись

    Унылая пора

    1

    ДПИ

    Мой тёплый плед

    1

    3

    Рисунок

    Летят птицы

    1

    Лепка

    В зоопарке

    1

    4

    Живопись

    Разноцветные мыльные пузыри

    1

    ДПИ

    «Павло-Посадский платок»

    1

    Декабрь

    1

    Рисунок

    Первый снег

    1

    Лепка

    Пингвин на льдине

    1

    2

    Живопись

    Зимняя сказка из окна

    1

    ДПИ

    Зимнее дерево

    1

    3

    Рисунок

    Чтобы ты хотел найти под рождественской ёлкой?

    1

    Лепка

    Снегурочка

    1

    4

    Живопись

    Праздничный наряд новогодней ёлки

    1

    ДПИ

    Рождественские пряники

    1

    Итого 1полугодие:

    32

    Январь

    1

    2

    3

    Рисунок

    Пингвин

    1

    Лепка

    Цирк. Лицо клоуна.

    1

    4

    Живопись

    «Заснеженный букет»

    1

    ДПИ

    Вологодские кружева 

    1

    Февраль

    1

    Рисунок

    Открытка к дню св. Валентина

    1

    Лепка

    Влюблённое сердце (мукасолька)

    1

    2

    Живопись

    Зимующие птицы

    1

    ДПИ

    Дымковская игрушка

    1

    3

    Рисунок

    Открытка к 23 февраля

    1

    Лепка

    Животные севера

    1

    4

    Живопись

    Трансторт-кораблик

    1

    ДПИ

    Масленица (солнышко на ладошке) 

    1

    Март

    1

    Рисунок

    Открытка для мамы

    1

    Лепка

    Цветик-симицветик

    (пластилинография)

    1

    2

    Живопись

    Верба цветёт

    1

    ДПИ

    Филимоновская игрушка

    1

    3

    Рисунок

    Первые подснежники

    1

    Лепка

    Цветные зонтики

    1

    4

    Живопись

    Весенний пейзаж

    1

    ДПИ

    Матрёшка (Палехские мотивы)

    1

    Апрель

    1

    Рисунок

    Космические дали

    1

    Лепка

    Инопланетянин

    1

    2

    Живопись

    Пасхальный стол

    1

    ДПИ

    Цыпочки

    1

    3

    Рисунок

    Ветка вербы на рассвете 

    1

    Лепка

    Скворцы прилетели

    (пластилинография)

    1

    4

    Живопись

    Распиши пасхальное яйцо

    1

    ДПИ

    Городецкая роспись

    1

    Май

    1

    2

    Живопись

    Праздничный салют

    1

    ДПИ

    Гвоздики к 9-мая!

    1

    3

    Рисунок

    Весеннее платье Земли

    1

    Лепка

    Жук – Жукович

    1

    4

    Живопись

    Прекрасный город своими глазами

    1

    ДПИ

    Бабочка – красавица (декоративная аппликация)

    1

    Итого 2 полугодие:

    36

    Итого:

    68


    Содержание программы

    Месяц 1 Занятие 1

    Тема: «Как я провел лето»

    Содержание: Рисование простого сюжета по замыслу. Выявление уровня владения кистью и красками. Закрепления мастерства смешивания и перехода красок в разные оттенки, тона.

    Материалы: акварельные краски, кисти, бумага.

    Месяц 1 Занятие 2

    Тема: «Рыбки плавают в пруду»

     Содержание: Создание объемной композиции в технике пластилинографии. Совершенствовать умение разминать и размазывать пластилин. Учить правильно компоновать цвета.

    Материалы: пластилин, заготовка пруда, стек.

    Месяц 1 Занятие 3

    Тема: «Море, ах море…»

     Содержание: Создание изображения  моря в технике «по мокрому фону», используя краску и воду. Развивать фантазию и воображение. Передавать настроение моря в разное время года и при различной погоде.

    Материалы: гуашь, бумага, кисти.

    Месяц 1 Занятие 4

    Тема: «Северодвинская роспись» 

    Содержание: Познакомить детей с  декоративной северодвинской росписью. Предложить расписать цветы и птиц в технике северодвинской росписи. Познакомиться с техникой и методами северодвинской росписи.

    Материалы: гуашь, бумага, кисти.

    Месяц 1 Занятие 5

    Тема: «В гостях у осени»

     Содержание: Учить детей изображать осеннее дерево, передавая особенности строения и внешнего вида с помощью работы масляной пастели и акварели.   Развивать фантазию и  воображение.

    Материалы: акварель, масляная пастель, кисти, бумага.

    Месяц 1 Занятие 6

    Тема: «Дары осени»

     Содержание: Учить лепить предметы круглой и овальной форм, развивать мелкую моторику, развивать воображение и память. Закрепление умения различать овощи и фрукты, их форму и цвет.

    Материалы: пластилин, бумажная тарелка.

    Месяц 1 Занятие 7

    Тема: «Цветы у дома»

     Содержание: Знакомство с техникой рисования ладошкой. Научить дополнять изображение деталями с помощью кисти. Развивать фантазию и  воображение.

    Материалы: акварельные краски, кисти, бумага.

    Месяц 1 Занятие 8

    Тема: «Чайник (хохлома)»

     Содержание:  Декоративная роспись (хохлома) заготовки по замыслу с последующим составлением коллективной композиции «Чайный сервиз».  Познакомиться с техникой и методами хохломской росписи.

    Материалы: гуашь, трафарет чайника, кисти.

    Месяц 2 Занятие 1

    Тема: «Золотая осень»

     Содержание: Создание осенних композиций с передачей настроения в стиле техники «по сырому». Познакомить с основными принципами техники «по сырому».

    Материалы: акварельные краски, кисти, бумага.

            

    Месяц 2 Занятие 2

    Тема: «Мы собираем грибы»

     Содержание: Лепка гриба конструктивным способом из 2 частей. Освоение приемов моделирования шляпки гриба. Воспитание любви к природе.  Повторение способов лепки предметов круглой и овальной форм.

    Материалы: стек, пластилин, заготовка полянки.

    Месяц 2 Занятие 3

    Тема: «Морской пейзаж»

     Содержание:  Продолжать учить детей пользоваться масляной пастелью, после этого акварелью передать особенности и настроения морского пейзажа.

    Материалы: акварель, масляная пастель, кисти, бумага.

    Месяц 2 Занятие 4

    Тема: «Ягодное лукошко»

     Содержание: Лепим полый предмет с ручкой - лукошко. Продолжаем учить скатывать маленькие шарики из пластилина между ладоней. Развиваем точность и координацию движения. Научить детей лепке предметов полой формы.

    Материалы: картон, пластилин, цветная бумага.

    Месяц 2 Занятие 5

    Тема: «Осенний  лес»

     Содержание: Дети делают отпечатки  листвы  на листе бумаге, создавая осенний лес, методом оттиска. Учиться смешивать красную и желтую гуашь для получения оранжевого цвета. Научить детей правильно составлять пропорции красок для получения новых цветов, ознакомиться с техникой оттиска.

    Материалы: гуашь, кисти, бумага, опавшие листья с разных деревьев.

    Месяц 2 Занятие 6

    Тема: «Утиный пруд»

     Содержание: Создание пластичных образов на основе обобщенного способа лепки из пластилина. Совершенствование умения оформлять поделки. Коллективная работа в группе.

    Материалы: пластилин, бисер, семечки, заготовка пруда

    Месяц 2 Занятие 7

    Тема: «Птица осени»

    Содержание: Продолжить знакомство детей со свойствами акварельных красок и способами работы «по сырому». Развитие эстетических чувств (ритм, цвет), творческого воображения, фантазии.

    Материалы: вырезанные заготовки птиц из акварельной бумаги, акварель, кисти.

    Месяц 2 Занятие 8

    Тема: «У леса на опушке»

     Содержание: Конструирование из природного материала. Создание выразительных образов лесных животных из пластилина и природных материалов. Экспериментирование с художественными материалами. Развитие воображения, фантазии, воспитание любви к природе и родному краю.

    Материалы: пластилин, природный материал (шишки, желуди, веточки, листья, мох и т.п.), зубочистки, спички, трубочки для коктейля, пуговицы, стеки, салфетки.

    Месяц 3 Занятие 1

    Тема: «Дерево при порыве ветра»

     Содержание: С помощью масляной пастели дети изображают нагнувшиеся  дерево от сильного ветра, выражая в своей работе настроение поздней осени  и динамики в статичном рисунке.

    Материалы: акварель, масляная пастель, кисти, бумага.

            

    Месяц 3 Занятие 2

    Тема: «Петя-петушок, золотой гребешок»

     Содержание:  Дети создают образ петушка из пластилина (туловище и голова) и природного материала (хвост и крылья, клюв из семечки подсолнуха), показывая гармоничное сочетания различных  художественных материалов (искусственных и натуральных).

    Материалы: пластилин, стек, бисер, листочки деревьев.

    Месяц 3 Занятие 3

    Тема: «Унылая пора»

     Содержание: Создание красивых осенних композиций с передачей настроения (техника «по сырому»). Передать в своей работе все особенности поздней осенний поры.

    Материалы: акварельные краски, кисти, бумага.

    Месяц 3 Занятие 4

    Тема: «Мой тёплый плед» 

    Содержание: Научиться резке бумаги и ткани на близкие по форме и размеру отдельные части. Изображать задуманный предмет из нескольких частей, располагая их в различном положении на плоской поверхности, для получения законченной композиции (например, в виде пледа).

    Материалы: картон, разноцветные куски ткани, клей.

    Месяц 3 Занятие 5

    Тема: «Летят птицы»

     Содержание:  Вызвать интерес к экспериментированию с различными цветами и художественными инструментами для передачи особенностей покрытия тела разных птиц   (перья, лапы, хвосты, клюв). Инициировать поиск изобразительно-выразительных методов в рисовании.

    Материалы: акварель, масляная пастель, кисти, бумага.

    Месяц 3 Занятие 6

    Тема: «В зоопарке»

     Содержание: создание коллективной композиции; лепка фигур животных в движении. Вызвать интерес к экспериментированию с пластическими материалами и художественными инструментами для передачи особенностей покрытия тела разных животных  (перья, шерсть, колючки, чешуя). Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств    (процарапывание, обработка тканью грубой фактуры, прокалывание, отпечатки). Совершенствовать технику скульптурной лепки.

    Материалы: пластилин, стек, бисер.

    Месяц 3 Занятие 7

    Тема: «Разноцветные мыльные пузыри»

     Содержание:  Научить нетрадиционным методам в изобразительном искусстве по методу «мыльных пузырей», дорисовывать детали объекта, для придания ему законченности и сходства с реальным образом, тренировать дыхание: способствовать развитию более глубокого вдоха и более длительного выдоха, развивать детское творчество, фантазию.

    Материалы: акварель, трубочка, бумага, мыло.

    Месяц 3 Занятие 8

    Тема: «Павло-Посадский платок»

     Содержание: Познакомить с Павло-Посадскими платками, рассмотреть демонстрацию по теме, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам Павло-Посадских платков.

    Материалы: квадратные листы бумаги, масляная пастель, акварель, иллюстрации, платки.

    Месяц 4 Занятие 1

    Тема: «Первый снег»

     Содержание: Предложить детям нарисовать пейзаж – улицу, деревья, кусты, дома в снегу, используя технику «тычка» жесткой полусухой кистью.  Научиться передавать на картине мягкость, пушистость, воздушность предметам, животным, растениям и цветам и т.п.

    Материалы: гуашь, жесткие кисти, бумага синего цвета.

            

    Месяц 4 Занятие 2

    Тема: «Пингвин на льдине»

     Содержание: Коллективная лепка. Изображение пингвина пластическими средствами. Развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику.

    Материалы: пластилин, стек, заготовка льдины.

    Месяц 4 Занятие 3

    Тема: «Зимняя сказка из окна»

    Содержание: Знакомим детей с контрастным зимним пейзажем, используя белую и черную гуашь. Развивать воображение, эмоционально-эстетическое чувство, любовь к природе.  Изучение контрастных цветовых решений.

    Материалы: гуашь, бумага, кисти.

    Месяц 4 Занятие 4

    Тема: «Зимнее дерево»

     Содержание: Изображение дерева по мысленному воображению, передавая упрощенное строение ствола и кроны. Развитие эмоционально-эстетических чувств, любви к природе, воображения и фантазии.

    Материалы: картон, салфетки, клей.

    Месяц 4 Занятие 5

    Тема: «Чтобы ты хотел найти под рождественской ёлкой?» 

    Содержание:  Детям  создается условия для самостоятельного творчества  – нарисовать желаемый подарок, используя все художественные материлы на выбор. Развивать воображение и фантазию. Выяснить предпочтения ребенка во время свободного творчества.

    Материалы: карандаши, мелки, гуашь, бумага, кисти, акварель, масляная пастель и т.п.

    Месяц 4 Занятие 6

    Тема: «Снегурочка»

     Содержание: Лепка фигуры Снегурочки в длинной шубке рациональным способом – из конуса; располагать фигурку вертикально, придавая  ей устойчивость. Научить лепить конусные формы из пластилина. Развивает чувство формы и пропорции.

    Материалы: пластилин белого и голубого цвета, бисер, стек.

    Месяц 4 Занятие 7

    Тема: «Праздничный наряд новогодней ёлки»

     Содержание: Нарисовать новогоднюю ёлку гуашью  передавая особенности её строения и размещения в пространстве.  Развивает чувство формы и пропорции. Совершенствовать технические умения. Развивать чувство цвета, чувство формы, композиции и пропорции.

    Материалы: гуашь, бумага, кисти

    Месяц 4 Занятие 8

    Тема: «Рождественские пряники»

     Содержание:  Познакомить детей с историей  пряника. Помочь освоить технику нанесения узора разными материалами. Экспериментирование с художественными материалами. Прививать интерес к народному творчеству, к истории Родины. Вызвать интерес к экспериментированию с пластическими материалами и художественными инструментами. Совершенствовать технику скульптурной лепки.

    Материалы: тесто – мука, вода, соль, краски, кисти.

    Месяц 5 Занятие 1

    Тема: «Пингвин»

     Содержание:  Дети учатся рисовать пингвина, используя акварельные краски определённого цвета (черную, белую), используя овал и круг.  Научить детей поэтапному рисованию животных и птиц. Познакомить с отличительными особенностями пингвина.  Рассмотреть картинки с изображениями пингвина.

    Материалы: акварельные краски, кисти, бумага.

            

    Месяц 5 Занятие 2

    Тема: «Цирк. Лицо клоуна »

     Содержание: Закрепление у детей ориентироваться в частях лица. Учить составлять портрет из отдельных частей.  Развивать цветовое восприятие (подбирать цвет пластилина и остальных материалов  в соответствии с цветом волос и глаз). Предложить детям самостоятельно сделать своего клоуна. Вызвать яркие эмоции от воспоминаний о цирке.

    Материалы: пластилин, стек, капсулы  от киндер-сюрпризов, пуговицы, маленький кусочек меха,, заготовка арены цирка. 

    Месяц 5 Занятие 3

    Тема: «Заснеженный букет»

     Содержание: Создание декоративной композиции с использованием ограниченной цветовой гаммы. Научить грамотному использованию цветов в рамках жестких ограничений.

    Материалы: Бумага, акварель холодных цветов, кисти разных размеров, салфетки.

    Месяц 5 Занятие 4

    Тема: «Вологодские кружева»

     Содержание: Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой граттаж ("цап-царапки"). Расширить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве, познакомить с произведениями вологодских кружевниц. Развитие творческого воображения.

    Материалы: бумага,  свеча, зубочистка, тушь - черная, средство для посуды

    Месяц 6 Занятие 1

    Тема: «Открытка ко дню св. Валентина»

     Содержание: Изготовление открытки в любой технике рисования используя различные материалы. Развитие творческого воображения и фантазии, развивать эстетическое восприятие, чувство формы, композиции. Вызывать яркие эмоции в ожидании праздника и любви ближнему своему.

    Материалы: карандаши, мелки, гуашь, бумага, кисти, акварель, масляная пастель и т.п.

            

    Месяц 6 Занятие 2

    Тема: «Влюблённое сердце (мукасолька)» 

    Содержание:  Детям предлагается используя нетрадиционную технику мукасолька слепить подарок своим любимым мамам и папам. Моделировать пальцами рук нужную форму – сердца. Оформить и украсить красной лентой и бисером. Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы, сочетая разные способы и приемы лепки и украшения. Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами  (бисер,  тесьма, ленточки). Развивать воображение, чувство формы и пропорции.

    Материалы: мука, соль, вода, форма, красная краска и лента, бисер.

    Месяц 6 Занятие 3

    Тема: «Зимующие птицы» 

    Содержание: Изображение птицы, используя круг и овал. Знакомство с отличительными чертами снегиря. Учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках продолжая изучать поэтапное рисование: строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы – строение тело и окраску.  Развитие воображения.

    Материалы: гуашь, бумага, кисти

    Месяц 6 Занятие 4

    Тема: «Дымковская игрушка»

     Содержание: Лепка декоративная по мотивам народной игрушки. Знакомство с дымковской игрушкой, с историей ее возникновения и развития. Формирование представления о ремесле игрушечных дел мастеров.

    Материалы: глина, вода, масляная краска

    Месяц 6 Занятие 5

    Тема: «Открытка к 23 февраля»

     Содержание: Оформление поздравительной открытки для папы. Подбор красивых цветосочетаний, символики, образов  для создания задуманной идеи. Развитие творческой фантазии. Воспитание любви и чуткого отношения к близким людям, к семье.

    Материалы: карандаши, мелки воск., акварель, кисти, бумага.

    Месяц 6 Занятие 6

    Тема: «Животные севера»

     Содержание: Продолжать учить лепить предметы из нескольких частей, правильно передавая форму и их расположение. Использовать в работе природный материал, развивать воображение. Воспитывать у детей доброжелательность, желание помочь игровому персонажу.

    Материалы: пластилин, стек, бисер, крупа.

    Месяц 6 Занятие 7

    Тема: «Транспорт-кораблик»

     Содержание:  Прочтение отрывка стихотворения А. Пушкина «Ветер по морю гуляет….». По представлению сюжета  дети изображают небо, море и кораблик, который  плавно качается по волнам. Научить, как правильно изобразить волны, облака, небо чтобы они казались настоящими, как передать их форму и объем. Продолжаем изучать технику акварели,  рисуя поэтапно, последовательно окрашивая бумагу, работая по принципу «от светлого в темному».

    Материалы: акварель, кисти, бумага

    Месяц 6 Занятие 8

    Тема: «Масленица (солнышко на ладошке)»

     Содержание: Бумажную  тарелку раскрашивают в желтый цвет, дают ей просохнуть, по краю дыроколом проделывают дырочки в которые вставляют пряди мочалки придавая форму лучей, приклеивают  декоративные глазки и деревянную шпажку, создавая веселый образ солнца. Помочь понять художественный образ солнца. Закреплять знания о цвете: жёлтый, красный, оранжевый (тёплые тона). Развивать чувство формы. Воспитывать самостоятельность и творчество.

    Материалы: тарелка бумажная, глазки декоративные, мочалка натур.,  шпажка деревянная, желтая краска, кисти, дырокол.

    Месяц 7 Занятие 1

    Тема: «Открытка для мамы»

     Содержание: Оформление поздравительной открытки для мамы. Продолжить развитие способностей в подборе красивых цветосочетаний, символики, образов  для создания задуманной идеи. Развитие фантазии. Воспитание любви и чуткого отношения к близким людям, к семье.

    Материалы: карандаши, мелки воск., акварель, кисти, бумага.

    Месяц 7 Занятие 2

    Тема: «Цветик - семицветик (пластилинография)»

     Содержание: Заранее познакомить детей со сказкой В.Катаева «Цветик-семицветик». На контурное изображение последовательно нанести (размазать) пластилин, придавая форму лепесткам. Познакомить детей  с новым  приемом лепки - цветовой растяжкой, показав его возможности для колористического решения темы и усиления ее эмоциональной выразительности.

    Материалы: пластилин семи цветов, заготовка на бумаге

    Месяц 7 Занятие 3

    Тема: «Верба цветёт»

     Содержание: Предложить детям нарисовать ветку вербы, с помощью собственных пальцев используя пальчиковые краски. Для создания целого образа использовать ватные тампоны. Мелкие детали дорисовать тонкой кистью.   Расширить возможности способа рисования  с получением отпечатков как выразительно- изобразительного средства в детской живописи. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о весне адекватными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию и любви к природе и отображению представлений  в изобразительной деятельности.

    Материалы: пальчиковые краски, тампоны ватные, кисти, бумага.

    Месяц 7 Занятие 4

    Тема: «Филимоновская игрушка»

    Содержание: Знакомство с филимоновской игрушкой. Заготовка из бумаги по мотивам филимоновской игрушки. Возбуждение интереса к народному творчеству. Продолжить знакомство с народными промыслами; познакомить детей с новым для них народным промыслом – филимоновская игрушка.   Освоить простейшие элементы филимоновской росписи – «полоски», «елочки», «цветочки».

    Развивать восприятие, воображение и эмоционально-волевую сферу.

    Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в народном творчестве.

    Материалы: гуашь, заготовка игрушки из бумаги или картона, кисти.

    Месяц 7 Занятие 5

    Тема: «Первые подснежники»

     Содержание: Учить  изображать подснежник с помощью «масленой пастели». Закреплять умение пользоваться палитрой. Выражать в своей работе всю красоту весенней природы.  Развивать цветовосприятие, моторику рук, речь, создавать композицию на листе.  

    Материалы: акварель, масляная пастель, кисти, бумага

    Месяц 7 Занятие 6

    Тема: «Цветные зонтики»

     Содержание: Закрепляем умение детей лепить шар и сплющивать его между ладоней, придавать полученному диску нужную форму – зонта.  Развивать изобразительные, технические  и композиционные умения: подбор цвета и формы зонтика.  Поддерживать стремление к передаче индивидуальности. Развитие мелкой моторики пальцев.

    Материалы: пластилин, стек, тонкая трубочка из под сока.

    Месяц 7 Занятие 7

    Тема: «Весенний пейзаж»

     Содержание: Знакомство с понятием пейзаж. Рисование по представлению. Рассматривание пейзажей, картин, знакомящих с весенними  пейзажами известных художников – пейзажистов. Воспитывать любовь к природе. Совершенствовать технику рисования акварельными красками и гуашью.  Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию , передавая впечатления о весне адекватными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений  в изобразительной деятельности.

    Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага.

    Месяц 7 Занятие 8

    Тема: «Матрёшка (Палехские мотивы)»

     Содержание: Знакомство с матрёшкой, с историей ее появления. Формирование представления о ремесле игрушечных дел мастеров. Прививать интерес к истории своей страны.  Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны.

    Продолжать развивать доказательную речь, мышление, творческое воображение и фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки.

    Материалы: заготовка матрёшки из бумаги или картона,  гуашь, кисти.

    Месяц 8 Занятие 1

    Тема: «Космические дали»

     Содержание:  Для создания художественного образа будет предлагаться вариативный наглядный материал: глобус, карта звездного неба, иллюстрации, фотографии. Работа ограниченной цветовой гаммой. Создание оригинальных сюжетных композиций по замыслу, развитие творческого воображения. Способствовать развитию у ребенка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.

    Материалы: акварель, масляная пастель,  кисти, бумага

            

    Месяц 8 Занятие 2

    Тема: «Инопланетянин»

     Содержание: Из пластилина дети лепят и фантазируют инопланитянина. Вызвать интерес к изображению разных пришельцев  и средств их передвижения в космическом пространстве. Направить детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов (пластическими, изобразительными или аппликативными способами). Развивать воображение  и умение  переносить знакомые  способы работы в новую творческую ситуацию. Формировать познавательные интересы.

    Материалы: пластилин, картон, пластиковая бутылка.

    Месяц 8 Занятие 3

    Тема: «Пасхальный стол»

     Содержание: Знакомить детей с народными традиционными праздниками: Пасха. Изображение куличей, яиц с помощью гуаши. Развивать интерес и положительное отношение к календарно-обрядовым праздникам.

    Совершенствовать диалогическую речь детей.

    Воспитывать чувство прекрасного через элементы русского фольклора.

    Материалы: гуашь, кисти, бумага.

    Месяц 8 Занятие 4

    Тема: «Цыпочки»

     Содержание: Используя технику надрезания ножницами круга из салфеток образуя шары - помпоны, дети создают тело цыпочки, приделывая глазки и клювик. Развитие творческого мышления и воображения детей на основе знакомства с технологией изготовления изделий из бумажных салфеток. Познакомить детей с техникой изготовления ручных изделий из двухслойной салфетки. Развивать навыки последовательности изготовления изделия и практического выполнения задания, воспитывать интерес к прикладным видам творчества, трудолюбие, аккуратность.

    Материалы: бумажные салфетки желтого цвета, ножницы, степлер, клей, цветная бумага.

    Месяц 8 Занятие 5

    Тема: «Ветка вербы на рассвете»

     Содержание: Изображать ветку вербы с помощью «масленой пастели». Закреплять умение пользоваться палитрой. Выражать в своей работе всю красоту утренней природы, выразить красоту восходящего солнца.  Развивать цветовосприятие, создавать композицию на листе.   Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны. Учить детей  передавать форму, величину, расположение частей, соблюдая пропорции, используя всю площадь листа бумаги.
    Материалы: акварель, масляная пастель, гуашь, кисти, бумага.

    Месяц 8 Занятие 6

    Тема: «Скворцы прилетели (пластилинография)»

     Содержание: Изображение скворца с учетом особенностей строения его тела. Знакомство с отличительными особенностями скворца. Развитие воображение, любви к природе.

    Материалы: пластилин, заготовка из бумаги – скворца.

    Месяц 8 Занятие 7

    Тема: «Распиши пасхальное яйцо»

     Содержание: Продолжать знакомство детей с искусством миниатюры на яйце  (славянскими писанками). Уточнить представление о композиции и элементах декора. Учить рисовать на объемной форме (на яйце). Воспитывать интерес к народному искусству.

    Материалы: заготовка яйца из дерева, гуашь, кисти, образцы  рисунков.

    Месяц 8 Занятие 8

    Тема: «Городецкая роспись»

    Содержание: Познакомить детей с традиционным промыслом Городца, с элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву, с  изделиями городецких мастеров. Закреплять умения работать с кистью; учить рисовать элементы городецкой росписи.

    Материалы: гуашь, кисти, бумага

    Месяц 9 Занятие 1

    Тема: «Праздничный салют»

    Содержание: Продолжить знакомить детей с техникой рисования на сырой бумаге. Обогатить и расширить художественный опыт детей. Закрепить рисование акварелью по сырой бумаге, упражнять детей  в смешивании красок, формировать  умение самостоятельно выбирать цветовую гамму, соответствующую радостному настроению, для создания задуманного образа. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

    Материалы: акварель, кисти, бумага.

            

    Месяц 9 Занятие 2

    Тема: «Гвоздики к 9-мая!»

    Содержание: Создание праздничного плаката к Дню Победы. Воспитание чувства инициативы, самостоятельности в художественном поиске и при воплощении замыслов. Привитие чувства патриотизма, гордости за историю Родины.

    Материалы: бумажные салфетки, ножницы, степлер, клей

    Месяц 9 Занятие 3

    Тема: «Весеннее платье Земли»

     Содержание: Учить детей изображать проснувшуюся природу, передавая особенности весенней красоты с помощью работы масляной пастели и акварели.  Развивать фантазию и  воображение. Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы).

    Материалы: акварель, масляная пастель, гуашь, кисти, бумага.

    Месяц 9 Занятие 4

    Тема: «Жук – Жукович»

     Содержание: Лепка жуков конструктивным способом с передачей строения (туловища, головы, шести ножек). Закрепление способа лепки полусферами (частичное сплющивание шара). Совершенствовать общую и мелкую моторику. Учить детей лепить жуков, передавая характерные особенности строения и окраски. Воспитывать любовь и интерес к природе.

    Материалы: пластилин, стек, бисер.

    Месяц 9 Занятие 5

    Тема: «Прекрасный город своими глазами»

     Содержание: Знакомство с понятием «архитектура», с основными видами строений, с видами строительных материалов. Развитие воображения. Знакомить с историей и культурой родного города. Воспитывать чувство гордости за свой город, любви к нему. Побуждать выполнять рисунок в смешанной технике.        

    Материалы: акварель, масляная пастель, гуашь, кисти, бумага.

    Месяц 9 Занятие 6

    Тема: «Бабочка – красавица (декоративная аппликация)»

     Содержание: Создание образа бабочки с помощью аппликации. Самостоятельно украсить бабочку кругами, квадратами и треугольниками, соблюдая симметрию в создании узора. Развивать мелкую  моторику рук, мышление, воображение; развивать желание сделать аппликацию красивой. Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать познанию детьми красоты родной природы.

    Материалы: цветная бумага, клей, кисти.

    Список используемой учебно-методической литературы

    1. Д.Н. Колдина, «Рисование с детьми 4-5 лет», «Мозаика-Синтез», М., 2011г.
    2. «Народное искусство в воспитании детей» Под ред. Т.С. Комаровой, Изд. «Российское педагогическое агентство», М., 1997г.
    3. И.А. Лыкова, «Цветные ладошки. Рисуем без кисточки», ИД «Цветной мир», 2012г.
    4. И.А. Лыкова, «Шишка, желудь и ракушка… Конструируем игрушки из природного материала», ИД «Цветной мир», 2012г.
    5. И.А. Лыкова, «Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в ИЗО студии», ИД «карапуз», 2008г.
    6. С.В. Вохринцева, «Учимся рисовать», «Страна фантазий», 2005 г.
    7. О.В.Пастюк, А.Н.Фролова, «Организация экспериментальной площадки в ДОУ», «Творческий центр», М., 2007г.
    8.  Г.Г. Григорьева, «Игровые приёмы в обучении дошкольников ИЗО деятельности», 1995г.
    9. «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» (методические рекомендации), «Мозаика-Синтез», М., 1996 г.
    10.  Ольга Соломенникова «Радость творчества. Ознакомление детей 5-7лет с народным искусством» Мозаика-Синтез, 2008 г.
    11. «Большая книга рисования. Для детей и взрослых» Татьяна Емельянова, АСТ, Полиграфиздат, Астрель-СПб, 2013 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект занятия по познанию (конструированию) для детей 4-5 лет "Зимнее дерево"

    занятие по конструированию для детей средней группы из  бумаги "Зимнее дерево"...

    Конспект занятия по окружающему миру для детей 4-5 лет по теме "Космос"

    Конспект занятия по окружающему миру для детей 4-5 лет по теме "Космос"...

    Конспект занятия по развитию речи для детей 4-5 лет по теме " Наша страна - Россия"

    Конспект занятия по развитию речи для детей 4-5 лет по теме " Наша страна - Россия"...

    Фрагмент плана работы по изобразительной деятельности для детей 4-5 лет в совместной деятельности с учетом гендерного подхода

    Месяц№ п/пВиддеятельностиТематика Образовательные задачиМальчикиДевочкиОктябрь1.      Предметное рисование«Картинкидляшкафчиков мальчиков» «Картинкидляшкафчиков для ...

    План-конспект занятия по связной речи для детей 4-5 лет на тему: «Солнце,воздух и вода-наши верные друзья»

    План-конспект занятия по связной речиДля детей 4-5 лет на тему: «Солнце,воздух и вода-наши верные друзья» Тема недели: «Как звери в лесу к зиме готовятся»Цель: составление рассказа-повество...

    План-конспект занятия по связной речи Для детей 4-5 лет на тему: «Осенние изменения(в природе,для человека, животных)»

    План-конспект занятия по связной речиДля детей 4-5 лет на тему: «Осенние изменения(в природе,для человека, животных)» Тема недели: «Осенние изменения(в природе,для человека, животных)» Цель:...

    Пояснительная записка и план работы по развитию речи для детей 4-5 лет в общеобразовательной группе по программе Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой "От рождения до школы"

    Представленный материал разработан на основе программы Н.Е. Веракса "От рождения до школы". План расчитан на каждую неделю, с целевыми ориентирами и необходимым материалом к каждому занятию....