Главные вкладки

    Перспективный план занятий по ИЗО деятельности (Для детей 4-5 лет)
    методическая разработка по рисованию (средняя группа) на тему

    Карегина Ольга Николаевна

    Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

    Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

    Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

    Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

    Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

    Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

    Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

    Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник.

    Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.

    Программа предполагает освоение детьми художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.

    Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника

    Цель программы

    Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.

     

    Задачи

    • Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
    • Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
    • Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.

     

    Основные методы обучения

    • позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
    • дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
    • формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
    • способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

     

    Материальное обеспечение

    • краски, гуашь, цветные карандаши;
    • баночки для воды, простые карандаши, кисточки, ластик.
    • альбомы для рисования, палитра.
    • репродукции картин известных художников,
    • компьютер для просмотра презентаций.
    • природные материалы;
    • ткани, х/б материалы, нитки, шнуры, лены;
    • мука, соль, вода (мукасоль);
    • мыльные пузыри;
    • природная глина.

     

    Ожидаемые результаты образовательной деятельности

    • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
    • Тематические выставки.
    • Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года и т.д.

     

    Конечным результатом обучения считается умение:

    • Последовательно рисовать отдельные предметы, предметы природы;
    • Составлять композицию из предметов;
    • Последовательно работать над живописным изображением рисунка;
    • Применять разные техники изображения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Перспективный план занятий по ИЗО

    деятельности

    Для детей 4-5 лет

     


    Пояснительная записка

    Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

    Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

    Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

    Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

    Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

    Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

    Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

    Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник.

    Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.

    Программа предполагает освоение детьми художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.

    Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника

    Цель программы

    Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.

    Задачи

    – Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

    – Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

    – Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.

    Основные методы обучения

    – позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

    – дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

    – формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

    – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

    Материальное обеспечение

    -краски, гуашь, цветные карандаши;

    -баночки для воды, простые карандаши, кисточки, ластик.

    -альбомы для рисования, палитра.

    -репродукции картин известных художников,

    -компьютер для просмотра презентаций.

    - природные материалы;

    - ткани, х/б материалы, нитки, шнуры, лены;

    - мука, соль, вода (мукасоль);

    - мыльные пузыри;

    - природная глина.

    Ожидаемые результаты образовательной деятельности

    Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

    Тематические выставки.

    Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года и т.д.

    Конечным результатом обучения считается умение:

    Последовательно рисовать отдельные предметы, предметы природы;

    Составлять композицию из предметов;

    Последовательно работать над живописным изображением рисунка;

    Применять разные техники изображения.


    Учебно–тематический план образовательной программы

    изостудии «Радость» для детей 4-5 лет.

    Месяц

    Неделя

    Вид

    занятия

    Тема

    Кол-во часов

    Сентябрь

    1

    Рисунок

    Как я провел лето

    1

    Лепка

    Рыбки плавают в пруду

    1

    2

    Живопись

    Море, ах море…

    1

    ДПИ

    Северодвинская роспись

    1

    3

    Рисунок

    В гостях у осени

    1

    Лепка

    Дары осени

    1

    4

    Живопись

    Цветы у дома

    1

    ДПИ

    Чайник (хохлома)

    1

    Октябрь

    1

    Рисунок

    Золотая осень

    1

    Лепка

    Мы собираем грибы

    1

    2

    Живопись

    Морской пейзаж

    1

    ДПИ

    Ягодное лукошко

    1

    3

    Рисунок

    Осенний лес

    1

    Лепка

    Утиный пруд

    1

    4

    Живопись

    Птица осени

    1

    ДПИ

    У леса на опушке

    1

    Ноябрь

    1

    Рисунок

    Дерево при порыве ветра

    1

    Лепка

    Петя-петушок,золотой гребешок

    1

    2

    Живопись

    Унылая пора

    1

    ДПИ

    Мой тёплый плед

    1

    3

    Рисунок

    Летят птицы

    1

    Лепка

    В зоопарке

    1

    4

    Живопись

    Разноцветные мыльные пузыри

    1

    ДПИ

    «Павло-Посадский платок»

    1

    Декабрь

    1

    Рисунок

    Первый снег

    1

    Лепка

    Пингвин на льдине

    1

    2

    Живопись

    Зимняя сказка из окна

    1

    ДПИ

    Зимнее дерево

    1

    3

    Рисунок

    Чтобы ты хотел найти под рождественской ёлкой?

    1

    Лепка

    Снегурочка

    1

    4

    Живопись

    Праздничный наряд новогодней ёлки

    1

    ДПИ

    Рождественские пряники

    1

    Итого 1полугодие:

    32

    Январь

    1

    2

    3

    Рисунок

    Пингвин

    1

    Лепка

    Цирк. Лицо клоуна.

    1

    4

    Живопись

    «Заснеженный букет»

    1

    ДПИ

    Вологодские кружева 

    1

    Февраль

    1

    Рисунок

    Открытка к дню св. Валентина

    1

    Лепка

    Влюблённое сердце (мукасолька)

    1

    2

    Живопись

    Зимующие птицы

    1

    ДПИ

    Дымковская игрушка

    1

    3

    Рисунок

    Открытка к 23 февраля

    1

    Лепка

    Животные севера

    1

    4

    Живопись

    Трансторт-кораблик

    1

    ДПИ

    Масленица (солнышко на ладошке) 

    1

    Март

    1

    Рисунок

    Открытка для мамы

    1

    Лепка

    Цветик-симицветик

    (пластилинография)

    1

    2

    Живопись

    Верба цветёт

    1

    ДПИ

    Филимоновская игрушка

    1

    3

    Рисунок

    Первые подснежники

    1

    Лепка

    Цветные зонтики

    1

    4

    Живопись

    Весенний пейзаж

    1

    ДПИ

    Матрёшка (Палехские мотивы)

    1

    Апрель

    1

    Рисунок

    Космические дали

    1

    Лепка

    Инопланетянин

    1

    2

    Живопись

    Пасхальный стол

    1

    ДПИ

    Цыпочки

    1

    3

    Рисунок

    Ветка вербы на рассвете 

    1

    Лепка

    Скворцы прилетели

    (пластилинография)

    1

    4

    Живопись

    Распиши пасхальное яйцо

    1

    ДПИ

    Городецкая роспись

    1

    Май

    1

    2

    Живопись

    Праздничный салют

    1

    ДПИ

    Гвоздики к 9-мая!

    1

    3

    Рисунок

    Весеннее платье Земли

    1

    Лепка

    Жук – Жукович

    1

    4

    Живопись

    Прекрасный город своими глазами

    1

    ДПИ

    Бабочка – красавица (декоративная аппликация)

    1

    Итого 2 полугодие:

    36

    Итого:

    68


    Содержание программы

    Месяц 1 Занятие 1

    Тема: «Как я провел лето»

    Содержание: Рисование простого сюжета по замыслу. Выявление уровня владения кистью и красками. Закрепления мастерства смешивания и перехода красок в разные оттенки, тона.

    Материалы: акварельные краски, кисти, бумага.

    Месяц 1 Занятие 2

    Тема: «Рыбки плавают в пруду»

     Содержание: Создание объемной композиции в технике пластилинографии. Совершенствовать умение разминать и размазывать пластилин. Учить правильно компоновать цвета.

    Материалы: пластилин, заготовка пруда, стек.

    Месяц 1 Занятие 3

    Тема: «Море, ах море…»

     Содержание: Создание изображения  моря в технике «по мокрому фону», используя краску и воду. Развивать фантазию и воображение. Передавать настроение моря в разное время года и при различной погоде.

    Материалы: гуашь, бумага, кисти.

    Месяц 1 Занятие 4

    Тема: «Северодвинская роспись» 

    Содержание: Познакомить детей с  декоративной северодвинской росписью. Предложить расписать цветы и птиц в технике северодвинской росписи. Познакомиться с техникой и методами северодвинской росписи.

    Материалы: гуашь, бумага, кисти.

    Месяц 1 Занятие 5

    Тема: «В гостях у осени»

     Содержание: Учить детей изображать осеннее дерево, передавая особенности строения и внешнего вида с помощью работы масляной пастели и акварели.   Развивать фантазию и  воображение.

    Материалы: акварель, масляная пастель, кисти, бумага.

    Месяц 1 Занятие 6

    Тема: «Дары осени»

     Содержание: Учить лепить предметы круглой и овальной форм, развивать мелкую моторику, развивать воображение и память. Закрепление умения различать овощи и фрукты, их форму и цвет.

    Материалы: пластилин, бумажная тарелка.

    Месяц 1 Занятие 7

    Тема: «Цветы у дома»

     Содержание: Знакомство с техникой рисования ладошкой. Научить дополнять изображение деталями с помощью кисти. Развивать фантазию и  воображение.

    Материалы: акварельные краски, кисти, бумага.

    Месяц 1 Занятие 8

    Тема: «Чайник (хохлома)»

     Содержание:  Декоративная роспись (хохлома) заготовки по замыслу с последующим составлением коллективной композиции «Чайный сервиз».  Познакомиться с техникой и методами хохломской росписи.

    Материалы: гуашь, трафарет чайника, кисти.

    Месяц 2 Занятие 1

    Тема: «Золотая осень»

     Содержание: Создание осенних композиций с передачей настроения в стиле техники «по сырому». Познакомить с основными принципами техники «по сырому».

    Материалы: акварельные краски, кисти, бумага.

            

    Месяц 2 Занятие 2

    Тема: «Мы собираем грибы»

     Содержание: Лепка гриба конструктивным способом из 2 частей. Освоение приемов моделирования шляпки гриба. Воспитание любви к природе.  Повторение способов лепки предметов круглой и овальной форм.

    Материалы: стек, пластилин, заготовка полянки.

    Месяц 2 Занятие 3

    Тема: «Морской пейзаж»

     Содержание:  Продолжать учить детей пользоваться масляной пастелью, после этого акварелью передать особенности и настроения морского пейзажа.

    Материалы: акварель, масляная пастель, кисти, бумага.

    Месяц 2 Занятие 4

    Тема: «Ягодное лукошко»

     Содержание: Лепим полый предмет с ручкой - лукошко. Продолжаем учить скатывать маленькие шарики из пластилина между ладоней. Развиваем точность и координацию движения. Научить детей лепке предметов полой формы.

    Материалы: картон, пластилин, цветная бумага.

    Месяц 2 Занятие 5

    Тема: «Осенний  лес»

     Содержание: Дети делают отпечатки  листвы  на листе бумаге, создавая осенний лес, методом оттиска. Учиться смешивать красную и желтую гуашь для получения оранжевого цвета. Научить детей правильно составлять пропорции красок для получения новых цветов, ознакомиться с техникой оттиска.

    Материалы: гуашь, кисти, бумага, опавшие листья с разных деревьев.

    Месяц 2 Занятие 6

    Тема: «Утиный пруд»

     Содержание: Создание пластичных образов на основе обобщенного способа лепки из пластилина. Совершенствование умения оформлять поделки. Коллективная работа в группе.

    Материалы: пластилин, бисер, семечки, заготовка пруда

    Месяц 2 Занятие 7

    Тема: «Птица осени»

    Содержание: Продолжить знакомство детей со свойствами акварельных красок и способами работы «по сырому». Развитие эстетических чувств (ритм, цвет), творческого воображения, фантазии.

    Материалы: вырезанные заготовки птиц из акварельной бумаги, акварель, кисти.

    Месяц 2 Занятие 8

    Тема: «У леса на опушке»

     Содержание: Конструирование из природного материала. Создание выразительных образов лесных животных из пластилина и природных материалов. Экспериментирование с художественными материалами. Развитие воображения, фантазии, воспитание любви к природе и родному краю.

    Материалы: пластилин, природный материал (шишки, желуди, веточки, листья, мох и т.п.), зубочистки, спички, трубочки для коктейля, пуговицы, стеки, салфетки.

    Месяц 3 Занятие 1

    Тема: «Дерево при порыве ветра»

     Содержание: С помощью масляной пастели дети изображают нагнувшиеся  дерево от сильного ветра, выражая в своей работе настроение поздней осени  и динамики в статичном рисунке.

    Материалы: акварель, масляная пастель, кисти, бумага.

            

    Месяц 3 Занятие 2

    Тема: «Петя-петушок, золотой гребешок»

     Содержание:  Дети создают образ петушка из пластилина (туловище и голова) и природного материала (хвост и крылья, клюв из семечки подсолнуха), показывая гармоничное сочетания различных  художественных материалов (искусственных и натуральных).

    Материалы: пластилин, стек, бисер, листочки деревьев.

    Месяц 3 Занятие 3

    Тема: «Унылая пора»

     Содержание: Создание красивых осенних композиций с передачей настроения (техника «по сырому»). Передать в своей работе все особенности поздней осенний поры.

    Материалы: акварельные краски, кисти, бумага.

    Месяц 3 Занятие 4

    Тема: «Мой тёплый плед» 

    Содержание: Научиться резке бумаги и ткани на близкие по форме и размеру отдельные части. Изображать задуманный предмет из нескольких частей, располагая их в различном положении на плоской поверхности, для получения законченной композиции (например, в виде пледа).

    Материалы: картон, разноцветные куски ткани, клей.

    Месяц 3 Занятие 5

    Тема: «Летят птицы»

     Содержание:  Вызвать интерес к экспериментированию с различными цветами и художественными инструментами для передачи особенностей покрытия тела разных птиц   (перья, лапы, хвосты, клюв). Инициировать поиск изобразительно-выразительных методов в рисовании.

    Материалы: акварель, масляная пастель, кисти, бумага.

    Месяц 3 Занятие 6

    Тема: «В зоопарке»

     Содержание: создание коллективной композиции; лепка фигур животных в движении. Вызвать интерес к экспериментированию с пластическими материалами и художественными инструментами для передачи особенностей покрытия тела разных животных  (перья, шерсть, колючки, чешуя). Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств    (процарапывание, обработка тканью грубой фактуры, прокалывание, отпечатки). Совершенствовать технику скульптурной лепки.

    Материалы: пластилин, стек, бисер.

    Месяц 3 Занятие 7

    Тема: «Разноцветные мыльные пузыри»

     Содержание:  Научить нетрадиционным методам в изобразительном искусстве по методу «мыльных пузырей», дорисовывать детали объекта, для придания ему законченности и сходства с реальным образом, тренировать дыхание: способствовать развитию более глубокого вдоха и более длительного выдоха, развивать детское творчество, фантазию.

    Материалы: акварель, трубочка, бумага, мыло.

    Месяц 3 Занятие 8

    Тема: «Павло-Посадский платок»

     Содержание: Познакомить с Павло-Посадскими платками, рассмотреть демонстрацию по теме, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам Павло-Посадских платков.

    Материалы: квадратные листы бумаги, масляная пастель, акварель, иллюстрации, платки.

    Месяц 4 Занятие 1

    Тема: «Первый снег»

     Содержание: Предложить детям нарисовать пейзаж – улицу, деревья, кусты, дома в снегу, используя технику «тычка» жесткой полусухой кистью.  Научиться передавать на картине мягкость, пушистость, воздушность предметам, животным, растениям и цветам и т.п.

    Материалы: гуашь, жесткие кисти, бумага синего цвета.

            

    Месяц 4 Занятие 2

    Тема: «Пингвин на льдине»

     Содержание: Коллективная лепка. Изображение пингвина пластическими средствами. Развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику.

    Материалы: пластилин, стек, заготовка льдины.

    Месяц 4 Занятие 3

    Тема: «Зимняя сказка из окна»

    Содержание: Знакомим детей с контрастным зимним пейзажем, используя белую и черную гуашь. Развивать воображение, эмоционально-эстетическое чувство, любовь к природе.  Изучение контрастных цветовых решений.

    Материалы: гуашь, бумага, кисти.

    Месяц 4 Занятие 4

    Тема: «Зимнее дерево»

     Содержание: Изображение дерева по мысленному воображению, передавая упрощенное строение ствола и кроны. Развитие эмоционально-эстетических чувств, любви к природе, воображения и фантазии.

    Материалы: картон, салфетки, клей.

    Месяц 4 Занятие 5

    Тема: «Чтобы ты хотел найти под рождественской ёлкой?» 

    Содержание:  Детям  создается условия для самостоятельного творчества  – нарисовать желаемый подарок, используя все художественные материлы на выбор. Развивать воображение и фантазию. Выяснить предпочтения ребенка во время свободного творчества.

    Материалы: карандаши, мелки, гуашь, бумага, кисти, акварель, масляная пастель и т.п.

    Месяц 4 Занятие 6

    Тема: «Снегурочка»

     Содержание: Лепка фигуры Снегурочки в длинной шубке рациональным способом – из конуса; располагать фигурку вертикально, придавая  ей устойчивость. Научить лепить конусные формы из пластилина. Развивает чувство формы и пропорции.

    Материалы: пластилин белого и голубого цвета, бисер, стек.

    Месяц 4 Занятие 7

    Тема: «Праздничный наряд новогодней ёлки»

     Содержание: Нарисовать новогоднюю ёлку гуашью  передавая особенности её строения и размещения в пространстве.  Развивает чувство формы и пропорции. Совершенствовать технические умения. Развивать чувство цвета, чувство формы, композиции и пропорции.

    Материалы: гуашь, бумага, кисти

    Месяц 4 Занятие 8

    Тема: «Рождественские пряники»

     Содержание:  Познакомить детей с историей  пряника. Помочь освоить технику нанесения узора разными материалами. Экспериментирование с художественными материалами. Прививать интерес к народному творчеству, к истории Родины. Вызвать интерес к экспериментированию с пластическими материалами и художественными инструментами. Совершенствовать технику скульптурной лепки.

    Материалы: тесто – мука, вода, соль, краски, кисти.

    Месяц 5 Занятие 1

    Тема: «Пингвин»

     Содержание:  Дети учатся рисовать пингвина, используя акварельные краски определённого цвета (черную, белую), используя овал и круг.  Научить детей поэтапному рисованию животных и птиц. Познакомить с отличительными особенностями пингвина.  Рассмотреть картинки с изображениями пингвина.

    Материалы: акварельные краски, кисти, бумага.

            

    Месяц 5 Занятие 2

    Тема: «Цирк. Лицо клоуна »

     Содержание: Закрепление у детей ориентироваться в частях лица. Учить составлять портрет из отдельных частей.  Развивать цветовое восприятие (подбирать цвет пластилина и остальных материалов  в соответствии с цветом волос и глаз). Предложить детям самостоятельно сделать своего клоуна. Вызвать яркие эмоции от воспоминаний о цирке.

    Материалы: пластилин, стек, капсулы  от киндер-сюрпризов, пуговицы, маленький кусочек меха,, заготовка арены цирка. 

    Месяц 5 Занятие 3

    Тема: «Заснеженный букет»

     Содержание: Создание декоративной композиции с использованием ограниченной цветовой гаммы. Научить грамотному использованию цветов в рамках жестких ограничений.

    Материалы: Бумага, акварель холодных цветов, кисти разных размеров, салфетки.

    Месяц 5 Занятие 4

    Тема: «Вологодские кружева»

     Содержание: Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой граттаж ("цап-царапки"). Расширить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве, познакомить с произведениями вологодских кружевниц. Развитие творческого воображения.

    Материалы: бумага,  свеча, зубочистка, тушь - черная, средство для посуды

    Месяц 6 Занятие 1

    Тема: «Открытка ко дню св. Валентина»

     Содержание: Изготовление открытки в любой технике рисования используя различные материалы. Развитие творческого воображения и фантазии, развивать эстетическое восприятие, чувство формы, композиции. Вызывать яркие эмоции в ожидании праздника и любви ближнему своему.

    Материалы: карандаши, мелки, гуашь, бумага, кисти, акварель, масляная пастель и т.п.

            

    Месяц 6 Занятие 2

    Тема: «Влюблённое сердце (мукасолька)» 

    Содержание:  Детям предлагается используя нетрадиционную технику мукасолька слепить подарок своим любимым мамам и папам. Моделировать пальцами рук нужную форму – сердца. Оформить и украсить красной лентой и бисером. Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы, сочетая разные способы и приемы лепки и украшения. Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами  (бисер,  тесьма, ленточки). Развивать воображение, чувство формы и пропорции.

    Материалы: мука, соль, вода, форма, красная краска и лента, бисер.

    Месяц 6 Занятие 3

    Тема: «Зимующие птицы» 

    Содержание: Изображение птицы, используя круг и овал. Знакомство с отличительными чертами снегиря. Учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках продолжая изучать поэтапное рисование: строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы – строение тело и окраску.  Развитие воображения.

    Материалы: гуашь, бумага, кисти

    Месяц 6 Занятие 4

    Тема: «Дымковская игрушка»

     Содержание: Лепка декоративная по мотивам народной игрушки. Знакомство с дымковской игрушкой, с историей ее возникновения и развития. Формирование представления о ремесле игрушечных дел мастеров.

    Материалы: глина, вода, масляная краска

    Месяц 6 Занятие 5

    Тема: «Открытка к 23 февраля»

     Содержание: Оформление поздравительной открытки для папы. Подбор красивых цветосочетаний, символики, образов  для создания задуманной идеи. Развитие творческой фантазии. Воспитание любви и чуткого отношения к близким людям, к семье.

    Материалы: карандаши, мелки воск., акварель, кисти, бумага.

    Месяц 6 Занятие 6

    Тема: «Животные севера»

     Содержание: Продолжать учить лепить предметы из нескольких частей, правильно передавая форму и их расположение. Использовать в работе природный материал, развивать воображение. Воспитывать у детей доброжелательность, желание помочь игровому персонажу.

    Материалы: пластилин, стек, бисер, крупа.

    Месяц 6 Занятие 7

    Тема: «Транспорт-кораблик»

     Содержание:  Прочтение отрывка стихотворения А. Пушкина «Ветер по морю гуляет….». По представлению сюжета  дети изображают небо, море и кораблик, который  плавно качается по волнам. Научить, как правильно изобразить волны, облака, небо чтобы они казались настоящими, как передать их форму и объем. Продолжаем изучать технику акварели,  рисуя поэтапно, последовательно окрашивая бумагу, работая по принципу «от светлого в темному».

    Материалы: акварель, кисти, бумага

    Месяц 6 Занятие 8

    Тема: «Масленица (солнышко на ладошке)»

     Содержание: Бумажную  тарелку раскрашивают в желтый цвет, дают ей просохнуть, по краю дыроколом проделывают дырочки в которые вставляют пряди мочалки придавая форму лучей, приклеивают  декоративные глазки и деревянную шпажку, создавая веселый образ солнца. Помочь понять художественный образ солнца. Закреплять знания о цвете: жёлтый, красный, оранжевый (тёплые тона). Развивать чувство формы. Воспитывать самостоятельность и творчество.

    Материалы: тарелка бумажная, глазки декоративные, мочалка натур.,  шпажка деревянная, желтая краска, кисти, дырокол.

    Месяц 7 Занятие 1

    Тема: «Открытка для мамы»

     Содержание: Оформление поздравительной открытки для мамы. Продолжить развитие способностей в подборе красивых цветосочетаний, символики, образов  для создания задуманной идеи. Развитие фантазии. Воспитание любви и чуткого отношения к близким людям, к семье.

    Материалы: карандаши, мелки воск., акварель, кисти, бумага.

    Месяц 7 Занятие 2

    Тема: «Цветик - семицветик (пластилинография)»

     Содержание: Заранее познакомить детей со сказкой В.Катаева «Цветик-семицветик». На контурное изображение последовательно нанести (размазать) пластилин, придавая форму лепесткам. Познакомить детей  с новым  приемом лепки - цветовой растяжкой, показав его возможности для колористического решения темы и усиления ее эмоциональной выразительности.

    Материалы: пластилин семи цветов, заготовка на бумаге

    Месяц 7 Занятие 3

    Тема: «Верба цветёт»

     Содержание: Предложить детям нарисовать ветку вербы, с помощью собственных пальцев используя пальчиковые краски. Для создания целого образа использовать ватные тампоны. Мелкие детали дорисовать тонкой кистью.   Расширить возможности способа рисования  с получением отпечатков как выразительно- изобразительного средства в детской живописи. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о весне адекватными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию и любви к природе и отображению представлений  в изобразительной деятельности.

    Материалы: пальчиковые краски, тампоны ватные, кисти, бумага.

    Месяц 7 Занятие 4

    Тема: «Филимоновская игрушка»

    Содержание: Знакомство с филимоновской игрушкой. Заготовка из бумаги по мотивам филимоновской игрушки. Возбуждение интереса к народному творчеству. Продолжить знакомство с народными промыслами; познакомить детей с новым для них народным промыслом – филимоновская игрушка.   Освоить простейшие элементы филимоновской росписи – «полоски», «елочки», «цветочки».

    Развивать восприятие, воображение и эмоционально-волевую сферу.

    Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в народном творчестве.

    Материалы: гуашь, заготовка игрушки из бумаги или картона, кисти.

    Месяц 7 Занятие 5

    Тема: «Первые подснежники»

     Содержание: Учить  изображать подснежник с помощью «масленой пастели». Закреплять умение пользоваться палитрой. Выражать в своей работе всю красоту весенней природы.  Развивать цветовосприятие, моторику рук, речь, создавать композицию на листе.  

    Материалы: акварель, масляная пастель, кисти, бумага

    Месяц 7 Занятие 6

    Тема: «Цветные зонтики»

     Содержание: Закрепляем умение детей лепить шар и сплющивать его между ладоней, придавать полученному диску нужную форму – зонта.  Развивать изобразительные, технические  и композиционные умения: подбор цвета и формы зонтика.  Поддерживать стремление к передаче индивидуальности. Развитие мелкой моторики пальцев.

    Материалы: пластилин, стек, тонкая трубочка из под сока.

    Месяц 7 Занятие 7

    Тема: «Весенний пейзаж»

     Содержание: Знакомство с понятием пейзаж. Рисование по представлению. Рассматривание пейзажей, картин, знакомящих с весенними  пейзажами известных художников – пейзажистов. Воспитывать любовь к природе. Совершенствовать технику рисования акварельными красками и гуашью.  Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию , передавая впечатления о весне адекватными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений  в изобразительной деятельности.

    Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага.

    Месяц 7 Занятие 8

    Тема: «Матрёшка (Палехские мотивы)»

     Содержание: Знакомство с матрёшкой, с историей ее появления. Формирование представления о ремесле игрушечных дел мастеров. Прививать интерес к истории своей страны.  Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны.

    Продолжать развивать доказательную речь, мышление, творческое воображение и фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки.

    Материалы: заготовка матрёшки из бумаги или картона,  гуашь, кисти.

    Месяц 8 Занятие 1

    Тема: «Космические дали»

     Содержание:  Для создания художественного образа будет предлагаться вариативный наглядный материал: глобус, карта звездного неба, иллюстрации, фотографии. Работа ограниченной цветовой гаммой. Создание оригинальных сюжетных композиций по замыслу, развитие творческого воображения. Способствовать развитию у ребенка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.

    Материалы: акварель, масляная пастель,  кисти, бумага

            

    Месяц 8 Занятие 2

    Тема: «Инопланетянин»

     Содержание: Из пластилина дети лепят и фантазируют инопланитянина. Вызвать интерес к изображению разных пришельцев  и средств их передвижения в космическом пространстве. Направить детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов (пластическими, изобразительными или аппликативными способами). Развивать воображение  и умение  переносить знакомые  способы работы в новую творческую ситуацию. Формировать познавательные интересы.

    Материалы: пластилин, картон, пластиковая бутылка.

    Месяц 8 Занятие 3

    Тема: «Пасхальный стол»

     Содержание: Знакомить детей с народными традиционными праздниками: Пасха. Изображение куличей, яиц с помощью гуаши. Развивать интерес и положительное отношение к календарно-обрядовым праздникам.

    Совершенствовать диалогическую речь детей.

    Воспитывать чувство прекрасного через элементы русского фольклора.

    Материалы: гуашь, кисти, бумага.

    Месяц 8 Занятие 4

    Тема: «Цыпочки»

     Содержание: Используя технику надрезания ножницами круга из салфеток образуя шары - помпоны, дети создают тело цыпочки, приделывая глазки и клювик. Развитие творческого мышления и воображения детей на основе знакомства с технологией изготовления изделий из бумажных салфеток. Познакомить детей с техникой изготовления ручных изделий из двухслойной салфетки. Развивать навыки последовательности изготовления изделия и практического выполнения задания, воспитывать интерес к прикладным видам творчества, трудолюбие, аккуратность.

    Материалы: бумажные салфетки желтого цвета, ножницы, степлер, клей, цветная бумага.

    Месяц 8 Занятие 5

    Тема: «Ветка вербы на рассвете»

     Содержание: Изображать ветку вербы с помощью «масленой пастели». Закреплять умение пользоваться палитрой. Выражать в своей работе всю красоту утренней природы, выразить красоту восходящего солнца.  Развивать цветовосприятие, создавать композицию на листе.   Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны. Учить детей  передавать форму, величину, расположение частей, соблюдая пропорции, используя всю площадь листа бумаги.
    Материалы: акварель, масляная пастель, гуашь, кисти, бумага.

    Месяц 8 Занятие 6

    Тема: «Скворцы прилетели (пластилинография)»

     Содержание: Изображение скворца с учетом особенностей строения его тела. Знакомство с отличительными особенностями скворца. Развитие воображение, любви к природе.

    Материалы: пластилин, заготовка из бумаги – скворца.

    Месяц 8 Занятие 7

    Тема: «Распиши пасхальное яйцо»

     Содержание: Продолжать знакомство детей с искусством миниатюры на яйце  (славянскими писанками). Уточнить представление о композиции и элементах декора. Учить рисовать на объемной форме (на яйце). Воспитывать интерес к народному искусству.

    Материалы: заготовка яйца из дерева, гуашь, кисти, образцы  рисунков.

    Месяц 8 Занятие 8

    Тема: «Городецкая роспись»

    Содержание: Познакомить детей с традиционным промыслом Городца, с элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву, с  изделиями городецких мастеров. Закреплять умения работать с кистью; учить рисовать элементы городецкой росписи.

    Материалы: гуашь, кисти, бумага

    Месяц 9 Занятие 1

    Тема: «Праздничный салют»

    Содержание: Продолжить знакомить детей с техникой рисования на сырой бумаге. Обогатить и расширить художественный опыт детей. Закрепить рисование акварелью по сырой бумаге, упражнять детей  в смешивании красок, формировать  умение самостоятельно выбирать цветовую гамму, соответствующую радостному настроению, для создания задуманного образа. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

    Материалы: акварель, кисти, бумага.

            

    Месяц 9 Занятие 2

    Тема: «Гвоздики к 9-мая!»

    Содержание: Создание праздничного плаката к Дню Победы. Воспитание чувства инициативы, самостоятельности в художественном поиске и при воплощении замыслов. Привитие чувства патриотизма, гордости за историю Родины.

    Материалы: бумажные салфетки, ножницы, степлер, клей

    Месяц 9 Занятие 3

    Тема: «Весеннее платье Земли»

     Содержание: Учить детей изображать проснувшуюся природу, передавая особенности весенней красоты с помощью работы масляной пастели и акварели.  Развивать фантазию и  воображение. Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы).

    Материалы: акварель, масляная пастель, гуашь, кисти, бумага.

    Месяц 9 Занятие 4

    Тема: «Жук – Жукович»

     Содержание: Лепка жуков конструктивным способом с передачей строения (туловища, головы, шести ножек). Закрепление способа лепки полусферами (частичное сплющивание шара). Совершенствовать общую и мелкую моторику. Учить детей лепить жуков, передавая характерные особенности строения и окраски. Воспитывать любовь и интерес к природе.

    Материалы: пластилин, стек, бисер.

    Месяц 9 Занятие 5

    Тема: «Прекрасный город своими глазами»

     Содержание: Знакомство с понятием «архитектура», с основными видами строений, с видами строительных материалов. Развитие воображения. Знакомить с историей и культурой родного города. Воспитывать чувство гордости за свой город, любви к нему. Побуждать выполнять рисунок в смешанной технике.        

    Материалы: акварель, масляная пастель, гуашь, кисти, бумага.

    Месяц 9 Занятие 6

    Тема: «Бабочка – красавица (декоративная аппликация)»

     Содержание: Создание образа бабочки с помощью аппликации. Самостоятельно украсить бабочку кругами, квадратами и треугольниками, соблюдая симметрию в создании узора. Развивать мелкую  моторику рук, мышление, воображение; развивать желание сделать аппликацию красивой. Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать познанию детьми красоты родной природы.

    Материалы: цветная бумага, клей, кисти.

    Список используемой учебно-методической литературы

    1. Д.Н. Колдина, «Рисование с детьми 4-5 лет», «Мозаика-Синтез», М., 2011г.
    2. «Народное искусство в воспитании детей» Под ред. Т.С. Комаровой, Изд. «Российское педагогическое агентство», М., 1997г.
    3. И.А. Лыкова, «Цветные ладошки. Рисуем без кисточки», ИД «Цветной мир», 2012г.
    4. И.А. Лыкова, «Шишка, желудь и ракушка… Конструируем игрушки из природного материала», ИД «Цветной мир», 2012г.
    5. И.А. Лыкова, «Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в ИЗО студии», ИД «карапуз», 2008г.
    6. С.В. Вохринцева, «Учимся рисовать», «Страна фантазий», 2005 г.
    7. О.В.Пастюк, А.Н.Фролова, «Организация экспериментальной площадки в ДОУ», «Творческий центр», М., 2007г.
    8.  Г.Г. Григорьева, «Игровые приёмы в обучении дошкольников ИЗО деятельности», 1995г.
    9. «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» (методические рекомендации), «Мозаика-Синтез», М., 1996 г.
    10.  Ольга Соломенникова «Радость творчества. Ознакомление детей 5-7лет с народным искусством» Мозаика-Синтез, 2008 г.
    11. «Большая книга рисования. Для детей и взрослых» Татьяна Емельянова, АСТ, Полиграфиздат, Астрель-СПб, 2013 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план занятий по обучению связной речи детей с ОНР

    Представлен план занятия по обучению связной речи детей с ОНР старшей, подготовительной группы....

    Перспективный план занятий кружка "Весёлый счёт" для детей 5 - 7 лет.

    Дополнительные занятия по ФЭМП в вечернее время....

    Перспективный план работы по экспериментальной деятельности у детей с нарушениями слуха в группе 2 года обучения.

    В помощь педагогам работающим с детьми с нарушением слуха в группе 2 года обучения....

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» для детей младшей группы (3–4 года)

    Государственное бюджетное образовательное учреждение«Образовательный центр» с. Лопатиноструктурное подразделение «Детский сад»м.р. Волжский Самарской области...