Конспект занятия «Экскурсия в выставочный зал» (для детей подготовительной группы)
план-конспект занятия по рисованию

Мальцева Марианна Сергеевна

Дать представления о работе музея и картинной галереи, о жанрах живописи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Конспект занятия

«Экскурсия в выставочный зал»

(для детей подготовительной группы)

Мальцева Марианна Сергеевна,

педагог-организатор

г.Покачи

Экскурсия в выставочный зал

Цель:

Дать представления о работе музея и картинной галереи, о жанрах живописи.

 Задачи: закрепление у детей представления о живописи, как виде изобразительного искусства, знать особенности каждого жанра

Развивать эстетическую оценку, умение видеть с помощью каких средств выразительности изображена картина художником.

Вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения художников,

- раскрыть содержание музейной деятельности;

- напомнить детям о правилах поведения в музее;

- закрепить знания детей о жанрах искусства;

- учить детей внимательно рассматривать картины, находить    характерные особенности и детали, являющиеся частью изображения;

- продолжать развивать цветовосприятие холодных и тёплых оттенков и тонов;

- пробуждать  эстетические чувства.

Материалы: репродукции с картин русских художников; полоски тёплых и холодных тонов; дидактическая игра «Сложи портрет»; аудиозапись птичьих голосов.

Ход мероприятия:

Педагог: Здравствуйте ребята.

Дети: Здравствуйте.

Педагог: Сегодня ребята я хочу показать вам картины.

Педагог: Кто знает, что такое музеи?

Дети отвечают.

Педагог: Что хранят в музеях?

Дети: Экспонаты.

Педагог: Что может быть экспонатом?

Дети: Игрушки,  картины, музыкальные инструменты, книги, посуда.

Педагог: Все экспонаты не могут быть собраны в одном музее, поэтому существует много разновидностей музеев.

Педагог: Какие музеи вы знаете?

Дети отвечают.

Педагог: В нашей стране много разных музеев, но есть музеи особенные – в них собраны и выставлены картины и скульптуры. Это музеи изобразительных искусств. Самый большой такой музей – это Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.

Педагог: В Москве находится одна из самых известных во всем мире картинных галерей, которая называется Третьяковская галерея.

Педагог: А кто работает в музеях?

Дети: Экскурсоводы, хранители музейных ценностей.

Педагог: Как вы думаете, что можно увидеть в картинной галерее?

Педагог: Верно, картины.

Педагог: А как еще можно назвать картины?

Дети: Произведения живописи.

Педагог: Скажите, пожалуйста, что такое живопись?

Педагог: Живопись – одно из самых древних видов изобразительного искусства известных человечеству. До наших дней дошли изображения животных и людей на стенах пещер и скал в эпоху первобытного периода. Прошло много тысячелетий с того времени, но живопись всегда была и есть неизменным спутником духовной жизни человека. Современные художники с помощью кисти и красок создают произведение искусства. Под их кистью оживают деревья, цветы, море. Краски в руках настоящего художника, могут рассказать не только о том, что он увидел, но и о том, что он в это время чувствовал: радость или грусть, тревогу или спокойствие. С помощью красок можно передать в рисунке настроение. Одни цвета радуют, другие волнуют.

Педагог: В каждом доме есть свои правила поведения, есть эти правила и в музее.

Педагог: Кто их знает?

Педагог: Можно бегать по музею?

Педагог: Громко разговаривать и перебивать экскурсовода?

Педагог: Можно ли трогать экспонаты руками?

Педагог: Кого в музее надо внимательно слушать?

Педагог обращает внимание детей на афишу на стене: «Дети, сегодня мы отправляемся на экскурсию в картинную галерею нашего города»

Дети отправляются в выставочный зал, где развешаны репродукции картин русских художников.

Педагог: Ребята, вы уже знаете, что рисование на ту или иную тему получило название «жанр». Какие жанры искусства вы знаете?

Дети: Портрет, пейзаж, натюрморт.

Педагог: Эти жанры помогают художнику выразить свои чувства и мысли. Своё отношение к предметам художник выражает посредством натюрморта.  Виды натюрмортов, более сложных по содержанию: одновидовые, но не только цветы, плоды, а и предметы быта, труда, произведения искусства, одежда и др.; натюрморты смешанного типа, сюжетные.

Ребёнок читает стихотворение А.Кушнира о натюрморте «Что я узнал?».

Педагог: На этой стене нашей картинной галереи собраны картины, которые назовём одним словом…(натюрморт)

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу,-

Знай что это…(натюрморт)

Педагог: Давайте рассмотрим  натюрморты, о каких законах этого жанра, вы знаете?

Дети: Среди предметов, которые лежат на столе, есть один главный.

Педагог: Правильно, а вы можем понять, что он главный?

Педагог: Художник выделяет его с помощью формы, цвета, размера; все предметы связаны, объединены между собой.

Затем дети рассматривают иллюстрацию картины И. Хруцкого «Цветы и плоды», выполняют игровое упражнение «Подбери цвет».

Педагог: Мы переходим в следующий зал, посвященный жанру «пейзаж».

Педагог: Дети, рассмотрите картины на этой стене – как их можно назвать одним словом, что их всех объединяет? (изображена природа, это пейзаж).

Педагог: Картины, которые показывают жизнь природы, принадлежат к жанру пейзажа. Настоящие мастера пейзажного искусства не только изображают природу, но и передают в своих картинах восприятие природы человеком.

Педагог: Еще в давние времена человек начал изображать природу. Только тогда эти изображения были фоном для портрета или какой-то сцены. О пейзаже тогда никто не знал. И лишь в 12 веке появились пейзажи - картины, в которых природа стала главным объектом. Создали этот жанр голландские живописцы.

Ребёнок читает  отрывок из стихотворения о пейзажах А.Кушнира «Что я узнал?».

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

или снежная равнина, или поле и шалаш,-

обязательно картина называется…(пейзаж)

Затем рассказывает о видах пейзажей.

Педагог предлагает рассмотреть иллюстрацию картины И.Левитана «Золотая осень».

Педагог: - Ребята, вы, наверное, устали, давайте мы с вами отдохнем.

Физкультминутка.

Мы на выставке бывали

Очень многое узнали,

Для начала мы с тобой

Крутим только головой,

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны прогнулись.

Дети выполняют зрительную гимнастику. Закрывают глаза, отдыхают 10-15 сек. Открывают глаза. Повторяют 2-3 раза. Затем выполняют движения глазными яблоками: глаза вправо, вверх, влево, вниз. Повторяют 3-4 раза. Закрывают глаза, отдыхают 10-15 сек.

Педагог: Я приглашаю вас в следующий зал, а экскурсовод познакомит вас с новыми экспонатами.

Педагог рассказывает о видах портрета, ракурсах.

Педагог: Эти картины тоже можно объединить одним словом, это… (портрет). Портрет – это изображение определенного человека.

Педагог: Портрет может быть живописным, скульптурным, фотографическим изображением…».

Педагог: Художники рисуют портрет человека и те, кто с этим человеком знаком, узнают его на портрете. Они рисуют портреты людей разных профессий. Художник может передать в портрете не только внешность человека, какие у него глаза, волосы, во что он одет, но и его настроение, что он чувствует. Мы понимаем это по выражению лица человека, по его позе.

Ребёнок читает отрывок из стихотворения А.Кушнира о портретах «Что я узнал?».

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас –

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,-

Обязательно картина называется …(портрет).

Выполняется игровое упражнение «Собери портрет» (мозаика). Затем дети рассказывают, какой портрет они собрали (вид, ракурс, парадный или камерный).

Педагог: вот и закончилась наша экскурсия в картинную галерею. Понравилась вам игра?

Дети: Да!

Педагог: Давайте поблагодарим наших замечательных экскурсоводов. Благодаря ним вы познакомились с новыми картинами и научились разгадывать то, что хотел сказать художник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы "Двенадцать месяцев"

Образовательная область: познание, коммуникация.Занятие интегрированное.Цель: систематизировать знания детей о временаз года. В занятии используются схемы....

Конспект занятия по образовательной области "Познание" для детей подготовительной группы "Живая вода"

В конспекте представленного занятия сформулированы педагогические задачи по ознакомлению детей с природным миром, в соответствии с требованиями и рекомендациями программы «Детство». Любознательность, ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы :«Путешествие по России»

Программные задачи: •        Обобщить и систематизировать знание детей о России. •        Формировать уважительное отношение к г...

Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной группы. Тема: «Что за прелесть эти сказки».

Программное содержание:Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по пословице, по набору игрушек.Учить связно, послед...

Конспект занятия по образовательной области "Коммуникация" для детей подготовительной группы "Игра - путешествие по сказкам Пушкина А.С."

Конспект занятия по образовательной области "Коммуникация" для детей подготовительной группы "Игра - путешествие по сказкам Пушкина А.С."...

Конспект виртуальной экскурсии "Мой город - Заволжье" для детей подготовительной группы

Данный конспект виртуальной экскурсии поможет педагогам сформировать у детей представления о достопримечательностях родного города....